Понятие договора об организации перевозки грузов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии со ст. 798 ГК это соглашение, по которому пере­возчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузов­ладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре определяются объемы, сроки и другие усло­вия предоставления транспортных средств и предъявления гру­зов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Правовая природа договора об организации перевозки грузов оценивается цивилистами по-разному. Одни рассма­тривают его как предварительный договор[91], другие счи­тают, что он относится к числу организационных догово­ров[92]. Сторонники предварительного характера указанного договора исходят из того, что «заключение договора об орга­низации не освобождает, а, наоборот, предполагает необ­ходимость заключения соответствующего договора пере­возки груза, ибо только такой договор обеспечивает реаль­ное перемещение груза от пункта отправления до места назначения»[93].

Авторы причисления договора об организации перевозки грузов к организационным договорам обращают внимание на тот факт, что в соответствии с законом (ст. 429 ГК) пред­варительные договоры заключаются в форме, установленной для основного договора, но «форма реального договора пере­возки груза (транспортная накладная) никак не может слу­жить формой договора об организации перевозок грузов»[94]. Еще один аргумент сводится к тому, что договор об организации перевозки предполагает заключение не одного, а множества договоров1.

При оценке характера договора об организации перевозки грузов следует исходить из положений теории гражданско-правовых договоров, согласно которой организационные договоры подразделяются на предварительные, генеральные, многосторонние2. Так называемые генеральные дого­воры заключаются в сфере предпринимательской деятель­ности. На основании и во исполнение указанных договоров стороны заключают целый ряд конкретных однотипных дого­воров. Именно такую функцию выполняет разновидность генеральных договоров—договоры об организации перевозок гру­ши, на основании которых заключаются договоры перевозки м широтных грузов. На это указывает Е. А. Суханов, который в качестве примера генеральных договоров называет «направленные на организацию перевозок грузов годовые и аналогичные договоры перевозок с грузоотправителями, служащие для последующего заключения договоров пере­возки конкретных грузов»3.

По своей правовой природе договор об организации пере­возки грузов является консенсуальным. Он считается заклю­ченным с момента, когда стороны достигли согласия по всем существенным условиям и оформили договор в установленном порядке. К существенным условиям договора относятся объ­емы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также поря­док расчетов.

Договор является взаимным. На стороны возлагаются встречные обязательства по организации перевозочного про­цесса на длительное время. Этот договор относится к числу формальных. Он заключается в простой письменной форме.

Стороны договора. Как следует из ст. 798 ГК, его сторо­нами являются перевозчик и грузовладелец. В качестве грузовладельца могут выступать и грузоотправители, и грузопо­лучатели. Как правило, вторую сторону договора представляет грузоотправитель. Однако в автомобильных перевозках иногда стороной договора может быть грузополучатель. Обычно с ним договор об организации перевозки грузов заключается при перевозках сельскохозяйственных грузов (продуктов, сырья) в места их длительного хранения и на перерабатыва­ющие предприятия. Нередко грузополучатель заключает такой договор при вывозе регулярно поступающих в его адрес грузов с железнодорожных станций, из портов, аэропортов.

Содержание договора. Основные обязанности перевозчика заключаются в принятии указанных объемов грузов и выделе­нии для их перевозки необходимого количества транспортных средств с фиксацией общего объема работы транспорта в соот­ветствующих единицах исчисления (например, в автомобиле- часах). Если договор заключается с автомобильным перевозчи­ком, он должен определить, какие типы грузовых автомобилей следует выделить с учетом их грузоподъемности.

Обязанностями перевозчика являются также соблюде­ние согласованных графиков перевозок, определение раци­ональных маршрутов и схем грузопотоков. Кроме того, он обязан выполнять в полном объеме и в установленные сроки указанные в договоре услуги, например, транспортно­-экспедиционные, услуги по погрузке-выгрузке и др.

Обязанности грузоотправителя заключаются в предъ­явлении грузов для перевозок в установленных объемах. Грузы должны предъявляться в соответствии с согласован­ной номенклатурой в установленные сроки с соблюдением графиков перевозок. Предъявляемые грузы должны быть подготовлены для перевозки, поэтому в обязанности грузо­отправителя входит их затаривание, маркировка, подгруппировка, подсортировка. По общему правилу погрузочные работы возлагаются на грузоотправителя. В связи с этим он должен соблюдать порядок их выполнения. В его обязанно­сти входит также соблюдение порядка расчетов за осущест­вляемые перевозки.

Важной обязанностью грузоотправителя является содержа­ние подъездных путей к пунктам погрузки и выгрузки, а также погрузочно-разгрузочных площадок в исправном состоянии. Речь идет об обеспечении беспрепятственного и безопасного движения и свободного маневрирования транспорта, освеще­ния рабочих мест и подъездных путей к ним. Рабочие места должны быть оборудованы необходимыми приспособлени­ями. Наконец, грузоотправитель должен соблюдать условия о режиме работы при предъявлении грузов для перевозок и приеме их в пунктах отправления.

Дополнительные обязанности сторон возникают при пере­возках грузов в контейнерах и пакетах. Так, при использова­нии контейнеров это соблюдение объемов перевозок гру­зов по каждому типу контейнеров, графика завоза порож­них и вывоза груженых контейнеров, порядка их погрузки и выгрузки. Кроме того, к ним относятся организация у гру­зоотправителя обменного пункта контейнеров, соблюде­ние порядка его работы, определение количества оборот­ных контейнеров, сроков их оборота, порядок оформления документов.

В случае использования пакетов такими дополнитель­ными обязанностями являются предъявление грузов в поддо­нах (пакетах) соответствующих типов и параметров, соблю­дение установленного порядка погрузки и разгрузки пакетов, порядка и сроков возврата и обмена поддонов и некоторые другие.

Форма договора. В правилах перевозок грузов соответству­ющими видами транспорта содержится типовая форма дого­вора об организации перевозки грузов. Поскольку она обла­дает силой нормативного правового акта, стороны при заклю­чении договора руководствуются соответствующей типовой формой. Они вправе включать в договор пункты (условия), которых нет в типовой форме, но при условии, что их содержа­ние не будет противоречить гражданскому законодательству.

Цена договора определяется путем суммирования сто­имости всех разовых перевозок грузов, которые включены в договор.

Сроки договора. Стороны определяют, каков срок действия договора, исходя из своих возможностей. Обычно такие дого­воры заключаются сроком на полгода, девять месяцев, год, реже — на два года.

Заключение договора предусматривает определенную последовательность действий сторон. Проект договора может разрабатывать любая из них. Он составляется в двух экземпля­рах. Если проект договора подготовил грузоотправитель, он подписывает оба его экземпляра и направляет перевозчику, который обязан в течение указанного срока с момента полу­чения проекта договора рассмотреть его и в случае согласия подписать оба экземпляра. Один экземпляр он возвращает грузоотправителю. При несогласии с проектом договора или с отдельными его пунктами перевозчик составляет протокол разногласий и направляет два его подписанных экземпляра вместе с подписанным экземпляром проекта договора грузоот­правителю. Протокол разногласий содержит пункты из проекта договора, которые вызывают возражения перевозчика, и пред­лагаемые им формулировки. Несогласие по каждому пункту должно быть мотивированным, а предлагаемые формулировки подкреплены ссылками на нормативные источники.

Получив подписанный проект договора и протокол разно­гласий, грузоотправитель рассматривает предложения пере­возчика. При отсутствии возражений он письменно уведомляет перевозчика об этом. В случае же несогласия грузоотправи­тель назначает дату совместного урегулирования разногла­сий. День встречи назначается с учетом того, что извещение должно быть получено не позднее 10 дней до даты рассмотре­ния разногласий.

Встреча сторон заключаемого договора об организации перевозки грузов является кульминационным моментом устра­нения между ними разногласий. Задача перевозчика и грузо­отправителя состоит в том, чтобы принять исчерпывающие меры к решению спорных вопросов.

По результатам совместного урегулирования противоречий составляется протокол согласования разногласий. Если все же достичь согласия не удалось, договор считается незаклю­ченным.

В бытность плановой экономики в такой ситуации на пере­возчика возлагалась обязанность передачи материалов раз­ногласий на разрешение государственного арбитража без каких-либо оговорок. И в настоящее время в некоторых рабо­тах можно встретить подтверждение такого порядка. Так, В. И. Савин указывает, что неурегулированные сторонами вопросы годового договора передаются автотранспортным предприятием на разрешение соответствующего арбитраж­ного суда[95].

Такая позиция противоречит положению ст. 798 ГК, согласно которому стороны могут заключить договор об орга­низации перевозки груза. Из смысла закона следует, что это право, но не обязанность сторон. Исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ст. 421 ГК, субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контра­гента и определении условий договора. При этом исключается принуждение сторон к его заключению.

Совершенно определенно высказался на этот счет Высший Арбитражный Суд РФ. В постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 указывается, что «заключение между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) долгосроч­ных договоров об организации перевозок при систематиче­ском осуществлении перевозок грузов, договоров об участии перевозчика в проверке состояния груза, их массы, количества мест при исправной перевозке и некоторых других договоров, и отношении которых обязанность сторон по их заключению не установлена, не является обязательным. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке.

Разногласия сторон, возникшие при заключении указан­ных договоров, могут быть рассмотрены арбитражным судом в случае, когда достигнуто соглашение сторон о передаче спора на разрешение арбитражного суда в соответствии со ста­тьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации»[96].

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 275.