В соответствии со ст. 798 ГК это соглашение, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Правовая природа договора об организации перевозки грузов оценивается цивилистами по-разному. Одни рассматривают его как предварительный договор[91], другие считают, что он относится к числу организационных договоров[92]. Сторонники предварительного характера указанного договора исходят из того, что «заключение договора об организации не освобождает, а, наоборот, предполагает необходимость заключения соответствующего договора перевозки груза, ибо только такой договор обеспечивает реальное перемещение груза от пункта отправления до места назначения»[93].
Авторы причисления договора об организации перевозки грузов к организационным договорам обращают внимание на тот факт, что в соответствии с законом (ст. 429 ГК) предварительные договоры заключаются в форме, установленной для основного договора, но «форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов»[94]. Еще один аргумент сводится к тому, что договор об организации перевозки предполагает заключение не одного, а множества договоров1.
При оценке характера договора об организации перевозки грузов следует исходить из положений теории гражданско-правовых договоров, согласно которой организационные договоры подразделяются на предварительные, генеральные, многосторонние2. Так называемые генеральные договоры заключаются в сфере предпринимательской деятельности. На основании и во исполнение указанных договоров стороны заключают целый ряд конкретных однотипных договоров. Именно такую функцию выполняет разновидность генеральных договоров—договоры об организации перевозок груши, на основании которых заключаются договоры перевозки м широтных грузов. На это указывает Е. А. Суханов, который в качестве примера генеральных договоров называет «направленные на организацию перевозок грузов годовые и аналогичные договоры перевозок с грузоотправителями, служащие для последующего заключения договоров перевозки конкретных грузов»3.
По своей правовой природе договор об организации перевозки грузов является консенсуальным. Он считается заключенным с момента, когда стороны достигли согласия по всем существенным условиям и оформили договор в установленном порядке. К существенным условиям договора относятся объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также порядок расчетов.
Договор является взаимным. На стороны возлагаются встречные обязательства по организации перевозочного процесса на длительное время. Этот договор относится к числу формальных. Он заключается в простой письменной форме.
Стороны договора. Как следует из ст. 798 ГК, его сторонами являются перевозчик и грузовладелец. В качестве грузовладельца могут выступать и грузоотправители, и грузополучатели. Как правило, вторую сторону договора представляет грузоотправитель. Однако в автомобильных перевозках иногда стороной договора может быть грузополучатель. Обычно с ним договор об организации перевозки грузов заключается при перевозках сельскохозяйственных грузов (продуктов, сырья) в места их длительного хранения и на перерабатывающие предприятия. Нередко грузополучатель заключает такой договор при вывозе регулярно поступающих в его адрес грузов с железнодорожных станций, из портов, аэропортов.
Содержание договора. Основные обязанности перевозчика заключаются в принятии указанных объемов грузов и выделении для их перевозки необходимого количества транспортных средств с фиксацией общего объема работы транспорта в соответствующих единицах исчисления (например, в автомобиле- часах). Если договор заключается с автомобильным перевозчиком, он должен определить, какие типы грузовых автомобилей следует выделить с учетом их грузоподъемности.
Обязанностями перевозчика являются также соблюдение согласованных графиков перевозок, определение рациональных маршрутов и схем грузопотоков. Кроме того, он обязан выполнять в полном объеме и в установленные сроки указанные в договоре услуги, например, транспортно-экспедиционные, услуги по погрузке-выгрузке и др.
Обязанности грузоотправителя заключаются в предъявлении грузов для перевозок в установленных объемах. Грузы должны предъявляться в соответствии с согласованной номенклатурой в установленные сроки с соблюдением графиков перевозок. Предъявляемые грузы должны быть подготовлены для перевозки, поэтому в обязанности грузоотправителя входит их затаривание, маркировка, подгруппировка, подсортировка. По общему правилу погрузочные работы возлагаются на грузоотправителя. В связи с этим он должен соблюдать порядок их выполнения. В его обязанности входит также соблюдение порядка расчетов за осуществляемые перевозки.
Важной обязанностью грузоотправителя является содержание подъездных путей к пунктам погрузки и выгрузки, а также погрузочно-разгрузочных площадок в исправном состоянии. Речь идет об обеспечении беспрепятственного и безопасного движения и свободного маневрирования транспорта, освещения рабочих мест и подъездных путей к ним. Рабочие места должны быть оборудованы необходимыми приспособлениями. Наконец, грузоотправитель должен соблюдать условия о режиме работы при предъявлении грузов для перевозок и приеме их в пунктах отправления.
Дополнительные обязанности сторон возникают при перевозках грузов в контейнерах и пакетах. Так, при использовании контейнеров это соблюдение объемов перевозок грузов по каждому типу контейнеров, графика завоза порожних и вывоза груженых контейнеров, порядка их погрузки и выгрузки. Кроме того, к ним относятся организация у грузоотправителя обменного пункта контейнеров, соблюдение порядка его работы, определение количества оборотных контейнеров, сроков их оборота, порядок оформления документов.
В случае использования пакетов такими дополнительными обязанностями являются предъявление грузов в поддонах (пакетах) соответствующих типов и параметров, соблюдение установленного порядка погрузки и разгрузки пакетов, порядка и сроков возврата и обмена поддонов и некоторые другие.
Форма договора. В правилах перевозок грузов соответствующими видами транспорта содержится типовая форма договора об организации перевозки грузов. Поскольку она обладает силой нормативного правового акта, стороны при заключении договора руководствуются соответствующей типовой формой. Они вправе включать в договор пункты (условия), которых нет в типовой форме, но при условии, что их содержание не будет противоречить гражданскому законодательству.
Цена договора определяется путем суммирования стоимости всех разовых перевозок грузов, которые включены в договор.
Сроки договора. Стороны определяют, каков срок действия договора, исходя из своих возможностей. Обычно такие договоры заключаются сроком на полгода, девять месяцев, год, реже — на два года.
Заключение договора предусматривает определенную последовательность действий сторон. Проект договора может разрабатывать любая из них. Он составляется в двух экземплярах. Если проект договора подготовил грузоотправитель, он подписывает оба его экземпляра и направляет перевозчику, который обязан в течение указанного срока с момента получения проекта договора рассмотреть его и в случае согласия подписать оба экземпляра. Один экземпляр он возвращает грузоотправителю. При несогласии с проектом договора или с отдельными его пунктами перевозчик составляет протокол разногласий и направляет два его подписанных экземпляра вместе с подписанным экземпляром проекта договора грузоотправителю. Протокол разногласий содержит пункты из проекта договора, которые вызывают возражения перевозчика, и предлагаемые им формулировки. Несогласие по каждому пункту должно быть мотивированным, а предлагаемые формулировки подкреплены ссылками на нормативные источники.
Получив подписанный проект договора и протокол разногласий, грузоотправитель рассматривает предложения перевозчика. При отсутствии возражений он письменно уведомляет перевозчика об этом. В случае же несогласия грузоотправитель назначает дату совместного урегулирования разногласий. День встречи назначается с учетом того, что извещение должно быть получено не позднее 10 дней до даты рассмотрения разногласий.
Встреча сторон заключаемого договора об организации перевозки грузов является кульминационным моментом устранения между ними разногласий. Задача перевозчика и грузоотправителя состоит в том, чтобы принять исчерпывающие меры к решению спорных вопросов.
По результатам совместного урегулирования противоречий составляется протокол согласования разногласий. Если все же достичь согласия не удалось, договор считается незаключенным.
В бытность плановой экономики в такой ситуации на перевозчика возлагалась обязанность передачи материалов разногласий на разрешение государственного арбитража без каких-либо оговорок. И в настоящее время в некоторых работах можно встретить подтверждение такого порядка. Так, В. И. Савин указывает, что неурегулированные сторонами вопросы годового договора передаются автотранспортным предприятием на разрешение соответствующего арбитражного суда[95].
Такая позиция противоречит положению ст. 798 ГК, согласно которому стороны могут заключить договор об организации перевозки груза. Из смысла закона следует, что это право, но не обязанность сторон. Исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ст. 421 ГК, субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контрагента и определении условий договора. При этом исключается принуждение сторон к его заключению.
Совершенно определенно высказался на этот счет Высший Арбитражный Суд РФ. В постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 указывается, что «заключение между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) долгосрочных договоров об организации перевозок при систематическом осуществлении перевозок грузов, договоров об участии перевозчика в проверке состояния груза, их массы, количества мест при исправной перевозке и некоторых других договоров, и отношении которых обязанность сторон по их заключению не установлена, не является обязательным. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке.
Разногласия сторон, возникшие при заключении указанных договоров, могут быть рассмотрены арбитражным судом в случае, когда достигнуто соглашение сторон о передаче спора на разрешение арбитражного суда в соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации»[96].
Дата: 2018-12-28, просмотров: 309.