Договоры перевозки и организации ее осуществления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первую группу представляют договоры, которые непосред­ственно регулируют перевозочные отношения. Это наиболь­шая по количеству договоров классификационная группа. ГК выделяет три составляющие ее подгруппы: 1) договоры пере­возки груза, пассажира, багажа; 2) договоры об организации и обеспечении осуществления перевозок грузов; 3) договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов.

Центральное место среди них занимают договоры первой классификационной подгруппы. К ней относятся договоры пере­возки груза, пассажира, багажа, договоры перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, договоры перевозки транс­портом общего пользования, договоры фрахтования (чартера). Они непосредственно регулируют перевозочные отношения между сторонами.

Перевозки грузов могут осуществляться по договору пере­возки груза и по договору фрахтования (чартеру) для перевозки груза. Между ними существует ряд отличий. По договору пере­возки груза перевозчик обязуется перевезти вверенный ему груз, а грузоотправитель — оплатить перевозку. Что каса­ется договора фрахтования (чартера), то по этому договору фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов для перевозки груза. Если предметом договора перевозки груза является услуга в виде действий по доставке груза в пункт назначения, то предметом договора фрахтования (чартера) — действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов для перевозки груза. Договор перевозки групп — это реальный договор, а договор фрахтования (чар­тер) консенсуальный. Отличаются договоры и формой.

Нередко перевозки грузов осуществляются на основании договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении. Это происходит в случаях, когда груз перевозится не одним видом транспорта по единому транспортному документу — транс­портом накладной. В выполнении обязанности перевозки по такому договору принимает участие не один перевозчик, как в обычной перевозке, а два и более (по количеству участвующих видов транспорта). В процессе прямой смешанной перевозки неизбежна перегрузка (перевалка) груза с одного вида транспорта на другой. По договору устанавливаются особые правила определения срока перевозки и порядка расчетов за оказанную услугу. В целом договорные отношения по дан­ным перевозкам характеризуются более сложным характером      по сравнению с обычной перевозкой.

Перевозки пассажиров могут осуществляться по договору перевозки пассажиров и по договору фрахтования (чартеру) для перевозки пассажиров. Договор перевозки пассажира является  консенсуальным. Заключение договора удостоверяется билетом пассажира, который может быть простым или имен­ным. Принципиальным условием договора перевозки пасса­жира являются безопасная его перевозка, обеспечение соот­ветствующего уровня комфорта в пути следования, соблюде­ние графика движения и обеспечение прибытия в конечный пункт в установленный срок.

При наличии у пассажира багажа заключается дополни­тельный договор его перевозки, который оформляется багажной квитанцией.

И последнее время все более широкое распространение получают перевозки пассажиров по договору фрахтования (чар­теру). Если по договору перевозки пассажира перевозчик обя­зуется перевезти пассажира за плату в пункт назначения, то, как и в случае с перевозкой груза, по договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю ал плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для пере­возки пассажиров и багажа.

Разновидностями договоров перевозки груза и пассажира являются договоры перевозки транспортом общего пользова­ния. По договору перевозки груза и договору перевозки пасса­жиров транспортом общего пользования перевозчиком высту­пает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного ей разрешения (лицензии) обя­зана осуществлять перевозки по обращении любого гражда­нина или юридического лица. Договоры заключаются на оди­наковых для всех условиях. В соответствии с законом такие договоры являются публичными (ст. 789 ГК).

Договоры двух других классификационных подгрупп имеют цель обеспечения оптимального выполнения сторонами дого­воров перевозки их условий. Это наглядно демонстрируют в первую очередь договоры, составляющие вторую классифи­кационную подгруппу (договоры об организации и обеспече­нии осуществления перевозок грузов). К ней относятся пре­жде всего договоры об организации перевозки грузов[89]. В ее состав также входят такие специфические договоры, как дого­воры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей необщего пользования. Они заключаются при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом и регулиру­ются УЖТ. Необходимость заключения таких договоров про­диктована существованием на железнодорожном транспорте железнодорожных путей общего и необщего пользования. Железнодорожные пути необщего пользования — это желез­нодорожные подъездные пути, которые примыкают к желез­нодорожным путям общего пользования и предназначены для обслуживания определенных пользователей услугами железно­дорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Они используются для подачи вагонов к складским помещениям и погрузочно-разгрузочным площадкам грузоотправителей и грузополучателей для выпол­нения погрузочно-разгрузочных работ. Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования по поводу эксплуатации такого железнодорож­ного пути регулируется договором на эксплуатацию железно­дорожного пути необщего пользования.

Составной частью договоров данной подгруппы являются договоры на подачу и уборку вагонов. Они регулируют вопросы подачи и уборки вагонов, маневровую работу для грузоотпра­вителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры. Эти договоры заключаются перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются на длительный срок, но не более чем на пять лет.

УЖТ введен новый договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. До реформирования железнодорожного транспорта перевоз­чиками по договорам перевозки выступали железные дороги. С образованием акционерного общества «Российские железные дороги» они лишились статуса юридического лица и вошли в состав ОАО «РЖД» на правах его структурных подразделе­ний. Поэтому перевозчику для осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа необходимо заключить с им а дельцами инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры.

В качестве основных услуг, которые владелец инфраструк­туры обязан оказать перевозчику по договору, относятся пре­доставление перевозчику права на использование принадле­жащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей, иных объектов инфраструктуры, услуги по управлению движением поездов, другие услуги (ст. 50 УЖТ).

Используются и другие договоры анализируемой под­группы. Наиболее распространенными являются договоры на выполнение погрузочных, разгрузочных работ, возлагае­мых по закону на грузоотправителя, грузополучателя, которые могут заключать такие договоры с перевозчиком, владельцем инфраструктуры, иными лицами. Это также договоры на промывку и санобработку транспортных средств (п. 3 ст. 81 КВВТ, ст. 44 УЖТ).

Транспортным законодательством закреплен договор на предварительную информацию о подходе в адрес грузопо­лучателя груза (ст. 34 УЖТ). Такая информация необходима ему для подготовки к приему груза и вывоза его с территории перевозчика.

На морском и внутреннем водном транспорте в целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения транспортных происшествий на возмездной основе выпол­няется услуга по лоцманской проводке судов (ст. 106 КТМ, п. 1 ст. 41 КВВТ). Работы по лоцманской проводке судов выпол­няются лоцманами на подходах к морским портам, в преде­лах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море и на отдельных участках внутрен­них водных путей.

Третью подгруппу транспортных договоров первой клас­сификационной группы составляют договоры об организа­ции работы по обеспечению перевозки грузов. Как правило, эти договоры заключаются между организациями различных видов транспорта. Основная причина необходимости в них обусловлена тем обстоятельством, что в ряде случаев груз перевозится не одним видом транспорта, а несколькими. Для регулирования отношений между перевозчиками различных видов транспорта, участвующими в перевозке грузов, заключа­ются, помимо договора перевозки в прямом смешанном сооб­щении, узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.

Узловые соглашения заключаются в целях согласования дей­ствий перевозчиков различных видов транспорта в перевалоч­ных пунктах, т.е. пунктах перегрузки груза с транспортного средства одного вида транспорта на транспортное средство другого вида. Этот договор способствует оптимизации пере­возочного процесса, недопущению неоправданных задержек при передаче груза.

Потребность в договорах на централизованный завоз (вывоз) грузов связана с тем, что грузоотправители (грузопо­лучатели), как правило, не имеют своих железнодорожных подъездных путей, причалов и поэтому вынуждены доставлять груз для перевозки, например, железнодорожным или внутрен­ним водным, морским транспортом на их места общего поль­зования (или вывозить доставленный груз с указанных мест общего пользования) другим видом транспорта, чаще всего автомобильным. В этом случае передача груза с автомобиль­ного транспорта на один из перечисленных видов транспорта для начала перевозки (а по прибытии груза в пункт назначе­ния — передача его на автомобильный транспорт для доставки грузополучателю) без участия грузоотправителя (грузополуча­теля) осуществляется при заключении договора на централи­зованный завоз (вывоз) груза. Являясь договором долгосроч­ного действия, он существенно облегчает положение грузоот­правителя (грузополучателя) в подобных ситуациях.

Договоры буксировки составляют вторую группу транспортных договоров. Они используются на водных видах транс­порта: морском и внутреннем водном. На морском транспорте это договор буксировки, на внутреннем водном транспорте — договор буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов. Особенность договора буксировки заключаются в том, что буксируемый объект не передается буксировщику для буксировки и порт назначения, а предъявляется ему. При этом он остается во владении отправителя, так как укомплектовывается его экипажем. Более того, в морской буксировке стороны могут своим (оглашением возложить обязанность по управлению буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта (п. 2 ст. 229 КТМ).

Кодексы выделяют две разновидности договора букси­ровки: договор буксировки на расстояние и договор портовой буксировки. Первый из них заключается для буксировки другого судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние, а второй — для выполнения маневров в акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объ­ем л в порт либо вывода их из порта, работ на рейде порта.

Договоры арендного типа для водного транспорта. И состав третьей группы транспортных договоров входят договоры фрахтования арендного типа. К ним относятся договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрах­тования судна без экипажа (бербоут-чартер). Отличия между ними заключаются в том, что по тайм-чартеру судовладелец предоставляет фрахтователю в пользование судно и услуги чле­нов экипажа, а по бербоут-чартеру судовладелец предостав­ляет фрахтователю судно без экипажа не только в пользование, но и во владение. Оба договора имеют ту существенную осо­бенность, что одной из целей предоставления судовладельцем судна фрахтователю является использование его для перевозок грузов и пассажиров. В связи с этим при заключении договора фрахтования судна на время и договора фрахтования судна без экипажа в обязательном порядке указываются не только цель фрахтования, но и район плавания, технические и эксплуатационные данные судна: грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др., т.е. сведения, подтверждающие возможность использования судна для перевозок грузов и пассажиров.

Существенной обязанностью фрахтователя по обоим дого­ворам является использование судна в строгом соответствии с указанными целями и условиями. Использование судна для перевозок грузов и пассажиров обусловливает заключение фрахтователем договора о перевозке груза, договора о пере­возке пассажира, в которых он выступает в качестве пере­возчика.

Договоры транспортной экспедиции относятся к четвер­той группе транспортных договоров. Само название догово­ров этой группы указывает на прямую связь их с транспортной деятельностью. Договор транспортной экспедиции является вспомогательным по отношению к договору перевозки груза, так как заключается только в целях выполнения или органи­зации выполнения услуг, касающихся перевозки груза. В ГК дан достаточно объемный перечень услуг, которые экспеди­тор может оказать клиенту (грузоотправителю, грузополуча­телю), начиная с организации перевозки груза, заключения от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза и заканчивая дополнительными услугами, например, по погрузке и выгрузке груза, его хранению, получению груза в пункте назначения и др. Договор может быть заключен на выполнение всего комплекса услуг, связанных с перевозкой груза, т.е. «от склада до склада», или нескольких услуг и даже одной какой-либо услуги. Поэтому в зависимости от вида ока­зываемой экспедитором услуги может быть выделен ряд раз­новидностей договора транспортной экспедиции[90].

Дата: 2018-12-28, просмотров: 294.