Ответственность в связи с причинением вреда жизни и здоровью пассажира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ст. 800 ГК закреплена ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Сама ста­тья не регулирует ответственность перевозчика, а носит отсы­лочный характер. В ней говорится: «Ответственность перевоз­чика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется правилами главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышен­ная ответственность перевозчика».

Транспортные уставы и кодексы, за исключением КТМ, также не регулируют ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Так, УЖТ и ВК содержат в отсылочных нормах лишь указание на такую ответ­ственность. Причем в УЖТ норма сформулирована в самом общем виде: «Перевозчик несет ответственность за вред, при­чиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 113).

В ВК же норма об ответственности перевозчика, по сути, повторяет формулировку ст. 800 ГК. Некоторое несовпаде­ние связанно с оговоркой, согласно которой ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определя­ется в соответствии с правилами гл. 59 ГК, если, как указано в п. 1 ст. 117 ВК, не только законом или договором воздушной перевозки пассажира, но и международными договорами РФ не предусмотрен более высокий размер ответственности пере­возчика.

Существенный момент, нашедший урегулирование в ВК, — это определение периода ответственности воздушного пере­возчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира (п. 2 ст. 117).

Своеобразный подход в регулировании ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пасса­жира, демонстрирует КТМ. Согласно п. 2 ст. 197 в случае, если перевозчик и пассажир являются организациями или граж­данами Российской Федерации, ответственность перевозчика определяется в соответствии с правилами гражданского зако­нодательства РФ. По-другому регулируется его ответственность при перевозке пассажира в заграничном сообщении, «если только перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами Российской Федерации» (п. 1 ст. 197 КТМ). Здесь установлены размеры возмещения причиненного вреда, которые исчисляются в так называемых расчетных единицах. Как указано в ст. 11 КТМ, расчетная единица — это единица права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.

Следует отметить, что в КТМ решение вопроса о дока­зывании вины перевозчика в происшествии, повлекшего смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрату или повреждение каютного багажа, ставится в зависимость от причин наступивших негативных последствий. При кораб­лекрушении, столкновении, посадке судна на мель, взрыве или пожаре на судне или недостатках судна вина перевозчика предполагается, если не доказано иное. В других же случаях обязанность доказывания вины перевозчика лежит на истце (п. 3 ст. 186)1.

Поскольку ст. 800 ГК и транспортные законы не регули­руют ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, а отсылают к гл. 59 ГК, рассмо­трим основные ее положения, имеющие отношение к данной ответственности. Речь идет о регулировании ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышен­ную опасность для окружающих. К этой деятельности закон относит в том числе использование транспортных средств. На нее распространяют свое действие как общие положения об ответственности за причинение вреда (ст. 1064), так и спе­циальная статья — ст. 1079, регулирующая ответственность за вред, причиненный указанной деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. К ее важнейшим общим положениям относится прежде всего принцип возмеще­ния причиненного вреда в полном объеме. Другой существен­ный момент заключается в том, что не всегда обязательным условием ответственности причинителя вреда должна быть вина. В соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины при­чинителя вреда.

В ст. 1079 как раз и закреплена ответственность причи­нителя вреда без вины. Согласно содержащейся в ней норме юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возме­стить вред, причиненный источником повышенной опасно­сти, если не докажут, что он возник вследствие непреодоли­мой силы или умысла потерпевшего.

Как отмечается в юридической литературе, приведенное определение содержит указание на два признака, характери­зующих понятие владельца источника повышенной опасно­сти, — юридический и материальный[184]. Юридический признак заключается в обладании лицом соответствующим правомо­чием в отношении источника повышенной опасности (пра­вом собственности, правом хозяйственного ведения, пра­вом оперативного управления и т.п.). Материальный признак проявляется в фактическом господстве над источником повы­шенной опасности, например в его эксплуатации, хранении. Подтверждением обоснованности выделения юридических и материальных признаков является положение п. 2 ст. 1079 ГК, согласно которому владелец источника повышенной опас­ности не отвечает за причиненный этим источником вред, если докажет, что источник выбыл из его обладания в резуль­тате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности в таких случаях, несут лица, противоправно завладевшие источником.

Следовательно, владелец источника повышенной опасно­сти — это юридическое лицо, гражданин, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управле­ния или на ином законном праве (на праве аренды, по дове­ренности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Нередки случаи, когда вред причиняется пассажиру в результате столкновения транспортных средств, т.е. речь идет о совместном причинении вреда владельцами источ­ников повышенной опасности. Законом эта ситуация уре­гулирована следующим образом. Владельцы транспортных средств солидарно несут ответственность за вред, причинен­ный в результате взаимодействия (столкновения) этих источ­ников повышенной опасности, третьим лицам (пассажиру) (п. 3 ст. 1079 ГК).

Вопрос о размере возмещения вреда, причиненного здоро­вью пассажира, решается в соответствии с правилами, установ­ленными ст. 1085 ГК. Если пассажиру причинены увечья или иные повреждения здоровья, возмещению подлежит утрачен­ный им заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь. Кроме того, должны быть возмещены дополни­тельно понесенные расходы на лечение, дополнительное пита­ние, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специаль­ных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пен­сия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, другие пенсии и пособия и иные подобные выплаты, которые назначены как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда. Не засчитывается также в счет возмещения вреда зара­боток (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потер­певшему, могут быть увеличены законом или договором (п. 3 ст. 1085 ГК).

В случае смерти пассажира (кормильца) право на возмеще­ние вреда имеют:

— нетрудоспособные лица, состоявшие на иждиве­нии умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

— ребенок умершего, родившийся после его смерти;

— один из родителей, супруг либо другой член семьи неза­висимо от его трудоспособности, который не рабо­тает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими указан­ного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

— лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти (п. 1 ст. 1088 ГК).

По закону вред возмещается:

— несовершеннолетним — до достижения 18 лет;

— учащимся старше 18 лет — до окончания учебы в учеб­ных заведениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

— женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет — пожизненно;

— инвалидам — на срок инвалидности;

— одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами — до достижения ими 14.лет либо изменения состояния здоровья (п. 2 ст. 1088 ГК).

Законом установлена важная норма, в соответствии с кото­рой суммы оплачиваемого возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимо­сти жизни подлежат индексации в установленном законом порядке.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.