В ст. 800 ГК закреплена ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Сама статья не регулирует ответственность перевозчика, а носит отсылочный характер. В ней говорится: «Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется правилами главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика».
Транспортные уставы и кодексы, за исключением КТМ, также не регулируют ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Так, УЖТ и ВК содержат в отсылочных нормах лишь указание на такую ответственность. Причем в УЖТ норма сформулирована в самом общем виде: «Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 113).
В ВК же норма об ответственности перевозчика, по сути, повторяет формулировку ст. 800 ГК. Некоторое несовпадение связанно с оговоркой, согласно которой ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК, если, как указано в п. 1 ст. 117 ВК, не только законом или договором воздушной перевозки пассажира, но и международными договорами РФ не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика.
Существенный момент, нашедший урегулирование в ВК, — это определение периода ответственности воздушного перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира (п. 2 ст. 117).
Своеобразный подход в регулировании ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, демонстрирует КТМ. Согласно п. 2 ст. 197 в случае, если перевозчик и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации, ответственность перевозчика определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства РФ. По-другому регулируется его ответственность при перевозке пассажира в заграничном сообщении, «если только перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами Российской Федерации» (п. 1 ст. 197 КТМ). Здесь установлены размеры возмещения причиненного вреда, которые исчисляются в так называемых расчетных единицах. Как указано в ст. 11 КТМ, расчетная единица — это единица права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.
Следует отметить, что в КТМ решение вопроса о доказывании вины перевозчика в происшествии, повлекшего смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрату или повреждение каютного багажа, ставится в зависимость от причин наступивших негативных последствий. При кораблекрушении, столкновении, посадке судна на мель, взрыве или пожаре на судне или недостатках судна вина перевозчика предполагается, если не доказано иное. В других же случаях обязанность доказывания вины перевозчика лежит на истце (п. 3 ст. 186)1.
Поскольку ст. 800 ГК и транспортные законы не регулируют ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, а отсылают к гл. 59 ГК, рассмотрим основные ее положения, имеющие отношение к данной ответственности. Речь идет о регулировании ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. К этой деятельности закон относит в том числе использование транспортных средств. На нее распространяют свое действие как общие положения об ответственности за причинение вреда (ст. 1064), так и специальная статья — ст. 1079, регулирующая ответственность за вред, причиненный указанной деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. К ее важнейшим общим положениям относится прежде всего принцип возмещения причиненного вреда в полном объеме. Другой существенный момент заключается в том, что не всегда обязательным условием ответственности причинителя вреда должна быть вина. В соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В ст. 1079 как раз и закреплена ответственность причинителя вреда без вины. Согласно содержащейся в ней норме юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Как отмечается в юридической литературе, приведенное определение содержит указание на два признака, характеризующих понятие владельца источника повышенной опасности, — юридический и материальный[184]. Юридический признак заключается в обладании лицом соответствующим правомочием в отношении источника повышенной опасности (правом собственности, правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления и т.п.). Материальный признак проявляется в фактическом господстве над источником повышенной опасности, например в его эксплуатации, хранении. Подтверждением обоснованности выделения юридических и материальных признаков является положение п. 2 ст. 1079 ГК, согласно которому владелец источника повышенной опасности не отвечает за причиненный этим источником вред, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности в таких случаях, несут лица, противоправно завладевшие источником.
Следовательно, владелец источника повышенной опасности — это юридическое лицо, гражданин, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управления или на ином законном праве (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Нередки случаи, когда вред причиняется пассажиру в результате столкновения транспортных средств, т.е. речь идет о совместном причинении вреда владельцами источников повышенной опасности. Законом эта ситуация урегулирована следующим образом. Владельцы транспортных средств солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия (столкновения) этих источников повышенной опасности, третьим лицам (пассажиру) (п. 3 ст. 1079 ГК).
Вопрос о размере возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира, решается в соответствии с правилами, установленными ст. 1085 ГК. Если пассажиру причинены увечья или иные повреждения здоровья, возмещению подлежит утраченный им заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь. Кроме того, должны быть возмещены дополнительно понесенные расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, другие пенсии и пособия и иные подобные выплаты, которые назначены как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда. Не засчитывается также в счет возмещения вреда заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены законом или договором (п. 3 ст. 1085 ГК).
В случае смерти пассажира (кормильца) право на возмещение вреда имеют:
— нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
— ребенок умершего, родившийся после его смерти;
— один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
— лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти (п. 1 ст. 1088 ГК).
По закону вред возмещается:
— несовершеннолетним — до достижения 18 лет;
— учащимся старше 18 лет — до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;
— женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет — пожизненно;
— инвалидам — на срок инвалидности;
— одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами — до достижения ими 14.лет либо изменения состояния здоровья (п. 2 ст. 1088 ГК).
Законом установлена важная норма, в соответствии с которой суммы оплачиваемого возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.