Понятие транспортных договоров и их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Гражданский кодекс РФ и транспортные законы регулируют различные виды транспортных договоров. К ним относятся не только те, которые заключаются при разовых перевозках грузов, перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа, но и договоры об организации перевозок грузов, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов, узловые соглашения, договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры, договоры об эксплуатации подъездных путей, о передаче и уборке вагонов и др.

Для характеристики указанных договоров в юридической литературе используются термины «транспортные договоры», «система транспортных договоров», «транспортные обязательства». Но единого мнения об этих понятиях нет. Одни рассматривают их как самостоятельные юридические категории, являющиеся составной частью системы договорных обязательств, другие считают такой подход ошибочным.

Идеи о выделении в качестве самостоятельных юридических категорий «транспортное обязательство» и «транспортный договор» была высказана в свое время в учебниках по гражданскому праву авторских коллективов юридических факультетов Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов[82]. Она нашла своих сторонников. Так, С. Ю. Морозов, развивая положение о выделении в качестве гражданско-правовой категории транспортного обязательства, утверждает, что как один из видов «гражданско-правовых обязательств, которые в научной литературе иногда называют транспортными... оно объединяет в себе как частноправовые, так и публично-правовые начала»[83]. Совершенно непонятно, как гражданско-правовая категория договорных обязательств, являющаяся частно-правовой, может включать в себя так называемые «публично-правовые начала», и каким образом они проявляются в транспортных договорах.

Далее автор отстаивает идею существования в рамках общей системы договорных обязательств группы (системы) транспортных договоров. При этом он выделяет два крите­рия формирования самостоятельной группы договоров: пер­вый — субъектный состав договорных отношений, в качестве которого должны рассматриваться перевозчики, фрахтова­тели, грузоотправители (грузополучатели), пассажиры; вто­рой — это «направленность транспортных договорных обя­зательств. Договоры перевозки, буксировки и транспортной экспедиции направлены на перемещение пассажиров или материальных объектов в пространстве либо на обеспечение этого перемещения»[84].

При сопоставлении приведенных критериев легко обнару­жить противоречие. Автор объединяет договоры перевозки, буксировки и транспортной экспедиции по их направленно­сти. Но два последних из указанных договоров не могут быть включены в систему транспортных договоров, так как не соот­ветствуют первому приведенному критерию — субъектному составу. Сторонами договора буксировки являются буксиров­щик и отправитель, а договора транспортной экспедиции — экспедитор и клиент.

Что касается самой направленности транспортных дого­ворных обязательств, то и по этому критерию нет полного совпадения приведенных автором договоров для объедине­ния их в самостоятельную систему. Договор буксировки хотя и близок по целевой направленности с договором перевозки груза, но имеет отличия в предмете, который составляет услуга по перемещению плавучих объектов, имеющих свой экипаж, и в способах перемещения, каким являются тяга или толка­ние. Это дает основание считать его самостоятельным догово­ром, относящимся к гражданско-правовым договорам об ока­зании услуг[85].

Аналогичная ситуация с договором транспортной экспеди­ции. В нем сочетаются элементы таких обязательств, как пере­возка, агентирование, хранение, поручение, комиссия, прида­ющие ему характер самостоятельного договора[86]. Это позволяет отнести его также к гражданско-правовым договорам об ока­зании услуг[87].

Следует иметь в виду, что транспортные законы содержат ряд других договоров, так или иначе связанных с транспортной деятельностью, но относящихся к договорам разных типов и видов. Поэтому вполне понятно отрицание В. В. Витрянским идеи объединения договоров с участием транспортных организаций в единую категорию транспортных договоров. По его мнению, «попытки выделения категории “транспортных договоров" или “транспортных обязательств”, претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочными по существу»[88].

Правомерность такой позиции очевидна. Это не означает, по термин «транспортные договоры» должен быть исключен из научного оборота. Вопрос в том, какой смысл должен вкладываться в это понятие, как оно должно трактоваться. В контексте рассматриваемых в учебнике положений о транспортном праве термин «транспортные договоры» трактуется не как правовая категория, составная часть сформированной на основе ГК системы гражданско-правовых договоров, а как теоретическое понятие, позволяющее всесторонне и глубоко рассмотреть урегулированные транспортным законодатель­ством договоры различных типов и видов, так или иначе связанных с транспортной деятельностью.

Такой подход применен, например, В. В. Витрянским — автором главы «Транспортные и экспедиционные обязатель­ства» учебника «Российское гражданское право», отрица­ющим «транспортные обязательства» как составную часть гражданско-правовых обязательств. В ней, тем не менее, автор рассматривает основные виды обязательств, связанных с транспортной деятельностью, в том числе обязательства из догово­ров транспортной экспедиции, буксировки на водном транс­порте, договоров об эксплуатации подъездных путей, о подаче и уборке вагонов и др.

Как теоретическая категория транспортные договоры — по договоры, заключаемые в целях организации, обеспече­ния и осуществления перевозок.

Транспортным договорам присущ важный объединяющий признак — регулирование правоотношений, связанных с пере­возкой грузов, пассажиров, багажа и организацией ее осущест­вления. Вместе с тем указанные договоры имеют различную правовую природу и признаки. Они отличаются друг от друга предметом, субъектным составом, содержанием и формой. Каждый из них имеет свою конкретную цель. С учетом непо­средственной целевой направленности есть основание выде­лить следующие классификационные группы транспортных договоров: 1) договоры перевозки и организации ее осущест­вления; 2) договоры буксировки; 3) договоры арендного типа для водного транспорта; 4) договоры транспортной экспе­диции.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 459.