Для правоотношения характерным является то, что: во-первых, оно всегда складывается на основе правовых норм; во-вторых, его участники наделяются взаимными правами и обязанностями; в-третьих, оно имеет осознанно-волевой характер; в-четвертых, оно гарантируется государством и охраняется в необходимых случаях силой государственного принуждения[46].
Все указанные признаки правоотношения присущи и транспортным правоотношениям. Транспортные нормы, содержащиеся в различных источниках, регулируют общественные отношения, которые составляют предмет транспортного права. Приобретая правовую форму, эти фактические общественные отношения становятся транспортными правоотношениями, складывающимися по поводу оказания транспортных услуг. Они обусловлены функционированием транспорта, использованием транспортных артерий при осуществлении перевозок, управлением транспортом.
Указанные правоотношения представляют собой особую юридическую связь участников социальных процессов в области транспортной деятельности по осуществлению перевозок грузов, пассажиров, багажа, которая возникает и существует па основании норм транспортного права. По сути, транспортное правоотношение является формой, в которой абстрактные транспортные нормы получают конкретное выражение. Именно вследствие воздействия норм транспортного права на общественные отношения последние приобретают особую правовую форму, а их участники наделяются правами, на них возлагаются обязанности, реализация которых подкрепляется мерами государственного характера. Как уже отмечалось, спецификой транспортных правоотношений является то, что они не являются общественными отношениями одного вида. В предмет транспортного права входят имущественные, административные, трудовые, процессуальные правоотношения. Большая часть транспортных правоотношений — это частноправовые отношения имущественного характера.
Следовательно, транспортное правоотношение — это регулируемое нормами транспортного права общественное отношение, складывающееся по поводу оказания транспортных услуг и связанной с ними деятельности транспорта, а также управления им.
Как и любое правоотношение, транспортное правоотношение состоит из следующих элементов: объекта, субъектного состава правоотношения и содержания.
Объект транспортного правоотношения — это то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов, их поведение, на что направлены их субъективные права и обязанности[47]. Следовательно, объект транспортного правоотношения — это транспортная деятельность, связанная с перевозками. Именно на транспортную перевозочную деятельность как объект транспортного правоотношения воздействуют его субъекты в границах возможного и должного поведения, определяемых их субъективными правами и обязанностями.
Поведение участников транспортных правоотношений имущественного характера заключается в том, что они вступают в отношения друг с другом по поводу определенных благ. Такими благами являются услуги, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа.
В транспортных правоотношениях административно-правового характера поведение их субъектов выражается в положительных действиях (принятие Минтрансом России нормативных правовых актов) или в негативных действиях — совершении административных правонарушений (например, нарушении таможенных правил при перевозках (п. 3 ст. 116 ВК)).
Что касается транспортных правоотношений процессуального характера, то их субъекты вступают в отношения друг с другом по поводу спора материально-правового характера о возмещении причиненного вреда при осуществлении перевозки. Речь идет, например, о праве грузоотправителя на предъявление претензии и иска к перевозчику в случае утраты груза (п. 2 ст. 125 ВК).
Субъектный состав транспортного правоотношения — совокупность участников этого правоотношения. Ими могут быть индивиды (физические лица), юридические лица, государство в лице различных государственных органов: федерального органа исполнительной власти в области транспорта, государственных органов контроля, надзора на транспорте, государственного органа по охране труда (в том числе на транспорте) и др. Минимальный состав субъектов транспортного правоотношения включает управомоченного субъекта и обязанного субъекта (грузоотправитель — перевозчик; грузополучатель — транспортный экспедитор; перевозчик — представитель таможенного органа; перевозчик — представитель органа технического надзора и классификации судов и т.д.). Субъекты транспортного правоотношения обладают правосубъектностью, т.е. социальноправовой возможностью быть участниками транспортных правоотношений. Элементами правосубъектности являются правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов1.
Содержание транспортного правоотношения составляют юридические права и обязанности его субъектов. Они весьма разнообразны. Для содержания имущественных транспортных правоотношений, являющихся разновидностью гражданских правоотношений, характерно то, что и права и обязанности их субъектов именуются субъективными правами и обязанностями. Именно так в гражданском праве подчеркивается принадлежность их конкретным субъектам права[48]. Будучи неразрывно связаны друг с другом, субъективные права и обязанности и возникают, и прекращаются одновременно. Например, они возникают у сторон договора перевозки груза одновременно с моментом его заключения, а прекращаются исполнением этого договора. Кроме того, они изменяются под воздействием одних и тех же обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы, ограничения или запрещения движения судов (п. 1 ст. 118КВВТ)).
Содержание транспортных правоотношений административно-правового характера включает не только права и обязанности субъектов, но и процессуально-правовой режим их осуществления, а также установленные для субъектов запреты и ограничения[49] (например, запрет на эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств при невыполнении судовладельцем правил о классификации и постройке судов, надзоре за судами, находящимися в эксплуатации (п. 2 ст. 22 КТМ)).
Что касается содержания трудовых отношений, являющихся составной частью транспортных правоотношений, то правам и обязанностям их сторон присущ относительный характер[50]. Он заключается в том, что праву работника соответствует обязанность работодателя, и наоборот. Кроме того, содержание трудового правоотношения предполагает наличие комплекса субъективных прав и обязанностей у каждой стороны. В качестве примера можно привести закрепленный в КТМ комплекс обязанностей капитана судна по управлению судном, поддержанию на нем порядка (ст. 61). Трудовое правоотношение носит сложный характер, ему присущи имущественный и организационный аспекты, элементы свободы и подчинения[51].
Содержание транспортных правоотношений процессуального характера — это права и обязанности субъектов, а также процессуальные действия, совершаемые ими в соответствии с правами и обязанностями[52]. Например, грузоотправитель наделен правом предъявления претензии перевозчику. Оно реализуется путем составления письменной претензии по установленной форме, сбора прилагаемых к ней необходимых документов, предъявления претензии в установленные сроки надлежащему перевозчику.
Существование транспортных правоотношений зависит от трех правовых предпосылок: наличия норм транспортного права, правосубъектности и юридических фактов. Сами по себе транспортные нормы не порождают транспортные правоотношения. Для этого необходимы обстоятельства, с которыми транспортные нормативные правовые акты связывают соответствующие юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение транспортных правоотношений.
Если речь идет о частноправовых имущественных отношениях, то их возникновение и последующие изменения связаны в первую очередь с заключением транспортных договоров, и прежде всего договоров перевозки пассажиров и грузов.
Заключение договора перевозки — это юридический факт, который относится к одной из двух групп в рамках классификации юридических фактов в зависимости от волевого признака — к группе действий[53]. Но в транспортном праве имеет значение и вторая классификационная группа юридических фактов — события. Среди них законодатель выделяет такие, как непреодолимая сила, военные действия, блокады, эпидемии и другие обстоятельства. С их наличием он связывает определенные юридические последствия, например, освобождение перевозчика от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку груза (ст. 117 УЖТ), за невыполнение нормы перевалки грузов (п. 4 ст. 114 КВВТ), за несохранность груза (ст. 36 УАТГНЭТ).
Необходимо иметь в виду, что на практике возникновение, изменение или прекращение транспортных правоотношений связаны нередко не с одним юридическим фактом, а с их совокупностью. В этом случае речь идет о юридическом составе, который представляет собой совокупность юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления предусмотренных законом юридических последствий.
Таким образом, рассмотренные группы общественных отношений, входящие в предмет регулирования транспортного права, являются неоднородными. Они имеют разные объекты, им присущ неодинаковый субъектный состав. Различаются транспортные правоотношения и содержанием. Все это дает основание подразделить транспортные правоотношения на правоотношения имущественного, административно-правового, трудового и процессуального характера.
3.2. Субъекты транспортных правоотношений имущественного характера
Поскольку имущественные правоотношения составляют основную группу транспортных правоотношений, целесообразно отдельно рассмотреть их субъектный состав. Он включает как физических, так и юридических лиц.
Физические лица как субъекты транспортных правоотношений имущественного характера
Можно выделить несколько групп физических лиц — участников имущественных транспортных правоотношений. Наиболее многочисленную группу составляют физические лица — пассажиры. Среди транспортных законов определение пассажира дается в УАТГНЭТ, УЖТ, КВВТ. Причем если УАТГНЭТ (п. 12 ст. 2) указывает, что им является «физическое лицо», то в соответствии с УЖТ (ст. 2) и КВВТ (ст. 3) — это просто «лицо». Различие носит принципиальный характер. В гражданском законодательстве, регулирующем субъектный состав гражданских правоотношений, понятие «лицо» используется в двух значениях: физическое лицо и юридическое лицо. Поэтому более точным является термин УАТГНЭТ — «физическое лицо».
Пассажирами могут быть как граждане Российской Федерации, так и граждане других государств (иностранцы), а также апатриды — люди, не имеющие определенного гражданства. Таким образом, категория «физические лица», относящаяся к пассажирам, охватывает указанные более узкие понятия. Для пассажиров установлены некоторые ограничения. Речь идет о больных пассажирах и пассажирах с ограниченными возможностями. Так, пассажир в кресле-коляске, больной на носилках, пассажиры, лишенные зрения и (или) слуха перевозятся с сопровождающим лицом либо под наблюдением перевозчика[54]. Есть особенности, касающиеся пассажиров- детей. Нормативно закреплено требование об их перевозке в сопровождении взрослых[55].
Следующую группу физических лиц — субъектов имущественных транспортных правоотношений составляют грузоотправители, грузополучатели. Они выступают в этом качестве лишь в случае осуществления перевозки груза для личных (бытовых), семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[56]. В связи с тем что грузоотправитель в договорных отношениях по перевозке указанных грузов является физическим лицом, принят ряд специальных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус грузоотправителя, особенности оказываемых ему услуг, реализацию права на предъявление претензии (правила оказания услуг на различных видах транспорта).
Отдельную группу физических лиц — субъектов транспортных правоотношений составляют индивидуальные предприниматели. Ими могут быть перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, фрахтовщики, фрахтователи, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, оператор железнодорожного подвижного состава, оператор морского порта и некоторые другие.
Приобрести статус индивидуального предпринимателя физическое лицо может только после прохождения процедуры государственной регистрации в установленном порядке. В случаях, определенных законом, деятельность индивидуальных предпринимателей — субъектов транспортных правоотношений лицензируется.
Юридические лица как субъекты транспортных правоотношений имущественного характера
Поскольку основу транспортных правоотношений составляют договорные отношения, касающиеся организации и осуществления перевозок, юридические лица в этих отношениях являются перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, фрахтовщиками и фрахтователями. Однако перечень юридических лиц — субъектов транспортных правоотношений этим не ограничивается. Транспортный процесс обеспечивается выполнением комплекса операций и действий, без которых он невозможен. К таким операциям и действиям относятся подготовка грузов к перевозке, их доставка к месту погрузки, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, осуществление перевалки грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении, использование инфраструктуры железнодорожного транспорта, хранение доставленного груза в пункте назначения. Их выполняют такие юридические лица — субъекты транспортных правоотношений, как транспортные экспедиторы, владельцы инфраструктур, операторы железнодорожного транспорта, операторы морских портов и др.
Законодательно установлена система лицензирования деятельности некоторых из перечисленных юридических лиц — субъектов транспортных правоотношений. В первую очередь необходимо отметить лицензирование деятельности перевозчика по перевозкам грузов и пассажиров, которое регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»[57].
Кроме перевозочной деятельности лицензируются некоторые виды работ, например, погрузочно-разгрузочные работы применительно к опасным грузам на определенных видах транспорта[58].
К некоторым субъектам транспортных правоотношений закон предъявляет специальные требования. В частности, Закон о железнодорожном транспорте закрепляет такие требования к владельцу инфраструктуры, организациям, выполняющим вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом (ст. 11—13).
Организационно-правовая форма юридических лиц — субъектов транспортных правоотношений различна. В условиях городских перевозок получила широкое распространение, например, такая организационно-правовая форма перевозчика, как унитарное предприятие (государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие).
На морском транспорте перевозчик — это, как правило, судовладелец, который может быть собственником судна или использовать его на ином законном основании (ст. 8 КТМ). Судовладелец-перевозчик является государственным или муниципальным унитарным предприятием, если морское судно принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, либо учреждением — в случае обладания морским судном на праве оперативного управления[59].
3.3. Виды транспортных правоотношений
Основным критерием для определения видов транспортных правоотношений служит характер регулируемых нормами транспортного права общественных отношений. Его изучение позволяет вычленить особенности имущественных, административно-правовых, трудовых, процессуальных транспортных правоотношений, которые проявляются в их структурных элементах (объекте, субъектном составе, содержании).
Рассмотренные в общем виде при раскрытии понятия транспортного правоотношения эти особенности требуют конкретизации в рамках характеристики каждого вида транспортных правоотношений для более глубокого их понимания.
Имущественные транспортные правоотношения
Большая часть транспортных правоотношений — это частноправовые отношения имущественного характера. Такие отношения устанавливаются по воле участвующих в них субъектов. Основанием их возникновения являются транспортные договоры и, прежде всего, договоры перевозки. Для имущественных транспортных правоотношений характерно равенство их субъектов. Поскольку гражданские правоотношения складываются «как правоотношения между равноправными субъектами, как правоотношения особого структурного типа, в которых обязанность корреспондирует субъективному праву как притязанию, а не как велению»,[60] эта особенность распространяется и на имущественные транспортные правоотношения. Она обнаруживается в договорных отношениях между перевозчиком и грузоотправителем, в которых они связаны друг с другом корреспондирующими субъективными правами и обязанностями. При этом обязанный субъект находится в равном положении с управомоченным субъектом.
Еще одна особенность имущественных транспортных правоотношений заключается в свободе волеизъявления их участников. Основным юридическим фактом, который порождает, изменяет и прекращает имущественные транспортные правоотношения, является транспортный договор (договор перевозки груза, договор перевозки пассажира, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры и др.). Стороны, реализуя свободное волеизъявление, заключают такие договоры, изменяют и прекращают их в установленном порядке. Важнейший признак данной части транспортных правоотношений как частноправовых отношений — независимость сторон друг от друга. Юридическая независимость сторон означает, что ни одна из них не может диктовать другой стороне свои условия, давать ей обязательные для исполнения указания. Если управомоченная в транспортном правоотношении сторона вправе требовать определенного поведения от обязанного лица, то только в силу существующего между ними договора или прямого указания закона (ч. 11 ст. 11 УАТГНЭТ[61]).
Прямые указания закона относительно обязательности распоряжений одной стороны транспортных правоотношений для другой касаются вопросов безопасности перевозки, поддержания порядка на транспортном средстве (подп. 2 п. 1 ст. 58 ВК, п. 1 ст. 67 КТМ).
Имущественным транспортным правоотношениям присущи особые способы защиты нарушенных прав их субъектов. Это, главным образом, применение мер имущественного характера в виде возмещения убытков и взыскания неустойки. Они применяются при несохранности груза, багажа, просрочки их доставки, задержке отправления транспорта и опоздании прибытия при перевозке пассажира и других нарушениях обязательств.
Для имущественных транспортных правоотношений установлен досудебной порядок защиты нарушенных прав их субъектов (претензионный порядок). Вместе с тем действует и общий порядок защиты нарушенных прав таких субъектов — судебный, на который имеются указания в транспортных законах (гл. XXV КТМ, гл. VIIIУЖТ, гл. 7 УАТГНЭТ).
Для имущественных транспортных правоотношений характерно то, что субъективные права и обязанности их субъектов являются сложными юридическими образованиями. Так, субъективные имущественные права — это, по сути, юридические возможности субъекта, которые именуются его правомочиями. Выделяют три правомочия: 1) правомочия на собственные действия; 2) правомочия требования; 3) правомочия на защиту[62].
Правомочия на собственные действия представляют собой возможность совершения субъектом фактических и юридических действий: заключать договоры перевозки; отказываться от исполнения договоров перевозки в установленных законом случаях; осуществлять погрузку груза и т.п.
Правомочия требования — это возможность субъекта требовать от обязанного субъекта исполнения обязанностей. Например, возможность перевозчика требовать своевременной оплаты грузоотправителем перевозки груза; возможность пассажира требовать предоставления перевозчиком указанного в билете места.
Правомочия на защиту являются возможностью использовать установленные законом различные меры защиты субъективных прав. Так, УЖТ предоставляет право перевозчику удерживать груз в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей вплоть до самостоятельной реализации груза в порядке, предусмотренном законом (ст. 35).
Транспортные правоотношения административно-правового характера
Это общественные отношения между государственными органами исполнительной власти в области транспорта и транспортными организациями, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями и другими субъектами. Опосредованные нормами транспортного права, они являются по сути административно-правовыми отношениями, определяющая черта которых состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления транспортом.
Сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют органами исполнительной власти[63]. В транспортных кодексах и уставах используется термин «федеральный орган исполнительной власти в области транспорта». Это значит, что в административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление транспортом, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности, связанной с транспортом. Административно-правовые отношения возникают в связи или по поводу осуществления полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции[64].
Для этой части транспортных правоотношений характерными являются следующие признаки: во-первых, они возникают в процессе государственного управления транспортом; во-вторых, имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления в области транспорта; в-третьих, это отношения власти — подчинения, которым присуще юридическое неравенство сторон.
Субъектный состав этих отношений обусловлен характером управления транспортом. Управленческая деятельность выражает волю и интересы государства. Причем его выразителем может быть только такой субъект, который действует от имени государства и является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера. Им в административных правоотношениях в качестве одной из сторон всегда выступает официальный и полномочный субъект исполнительной власти, представляющий публично-правовые интересы в области транспорта (Минтранс России). Это сторона регулируемых административными и транспортными источниками управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции реализует государственно-властные полномочия для защиты публичных интересов в области транспорта.
Перечень других субъектов государственных исполнительных органов в области транспорта весьма широк и касается в большей или меньшей степени каждого вида транспорта. Он включает, в частности, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте (п. 1 ст. 54 КВВТ), портовые власти в лице капитана морского порта (ст. 74, 75 КТМ), органы единой системы организации воздушного движения (п. 1 ст. 18 ВК), инспекторские службы, осуществляющие контроль за деятельностью в области гражданской авиации (п. 1 ст. 29 ВК), государственные ревизоры на железнодорожном транспорте (п. 1 ст. 20 Закона о железнодорожном транспорте) и др.
Этот перечень составляют также соответствующие структуры федеральных органов исполнительной власти в других областях, чьи контрольные и надзорные функции распространяются и на транспорт. К ним относятся, например, территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области горного и промышленного надзора, федерального органа исполнительной власти в области энергетики (п. 2 ст. 56 КВВТ), федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности (п. 2 ст. 22 Закона о железнодорожном транспорте), ГИБДД МВД России и др.
Вторая сторона транспортных административных правоотношений — это обязанная сторона, без нее такого рода отношения вообще не возникают. Данное обстоятельство обусловлено методом правового регулирования анализируемых правоотношений, а именно субординационным (властно-распорядительным) методом. Вторую сторону представляют юридические лица и граждане, в том числе перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель (п. 2 ст. 20 Закона о железнодорожном транспорте, ст. 78 КТМ). К ней следует причислить таких субъектов, как судовладелец (п. 4 ст. 36 КВВТ), собственник судна (ст. 41 КТМ), владелец причала порта (п. 1 ст. 56 КВВТ), авиационное предприятие (ст. 65 ВК). К этой стороне могут быть отнесены и пассажиры, а также граждане, находящиеся, например, в зонах повышенной опасности, связанной с транспортной деятельностью (на пассажирских платформах, железнодорожных путях, переходах через них (п. 1 сх. 21 Закона о железнодорожном транспорте)), пешеходы.
Объектом административно-правовых транспортных отношений являются действия, которые заключаются в принятии субъектами органов управления транспортом нормативных правовых актов, регулирующих транспортную деятельность, установлении порядка управления перевозочным процессом, осуществлении контроля и надзора в транспортной сфере, лицензировании и сертификации транспортной деятельности.
Содержание административно-правовых транспортных отношений составляют права и обязанности их субъектов, запреты и ограничения в связи с их реализацией. Перечисленные элементы содержания существуют именно в такой связке, что наглядно видно из конкретных примеров. Так, органы технического надзора и классификации судов имеют право требовать выполнения правил о классификации и постройке судов, надзоре за судами, находящимися в эксплуатации, об изготовлении материалов и изделий для судов, а владельцы судов, перевозчики, другие субъекты, на которых распространяются правила, обязаны их выполнять. При невыполнении правил указанные органы вправе запрещать эксплуатацию судов, изымать разрешающие их эксплуатацию документы (п. 2 ст. 22 КТМ).
Транспортные правоотношения трудового характера
Еще одну группу транспортных правоотношений составляют трудовые отношения. Они урегулированы не только законодательством РФ о труде, но и транспортным законодательством, уставами службы на транспорте, уставами и положениями о дисциплине на транспорте. Эти нормативные правовые акты закрепляют особенности трудовых отношений на транспорте.
Субъектами этих отношений являются работники транспорта, а второй стороной — работодатели — транспортные организации. Работники представлены транспортным законодательством разными категориями. Ими могут быть: члены экипажа, состоящего: 1) из лиц командного состава (капитана, помощника, механиков, электромехаников, радиоспециалистов, врачей); 2) судовой команды; 3) работников, обслуживающих пассажиров (п. 1 ст. 26 КВВТ, ст. 52 КТМ). На воздушном транспорте — это летный экипаж (командир, другие лица летного состава) и кабинный экипаж (борт операторы и бортпроводники) (п. 1 ст. 56 ВК). На железнодорожном транспорте к ним относятся начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда и проводники[65], а на автомобильном транспорте — водитель, кондуктор[66].
К работникам предъявляются специальные требования, касающиеся состояния здоровья, квалификации, а в отдельных случаях и гражданства. В частности, на морском транспорте капитаном судна, его старшим помощником, старшим механиком, радиоспециалистом не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (п. 1 ст. 56 КТМ). В состав летнего экипажа воздушного судна РФ могут входить только граждане Российской Федерации (п. 4 ст. 56 ВК).
Одно из непременных условий занятия перечисленными работниками соответствующей должности является наличие официальных документов, подтверждающих их квалификацию. Это могут быть дипломы, квалификационные свидетельства и другие документы (ст. 54 КТМ, п. 1 ст. 27 КВВТ). Другое обязательное условие относится к годности к работе на транспорте по состоянию здоровья. Оно должно быть подтверждено наличием у работника соответствующего медицинского документа (свидетельства) соответствующей формы (ст. 55 КТМ, п. 2 ст. 27 КВВТ).
На характер прав и обязанностей сторон трудового отношения, составляющих его содержание, оказывают влияние особенности труда на транспорте, безопасность его эксплуатации. В частности, особый режим рабочего времени и времени и отдыха обусловливает право работника выполнять свои функции в рамках нормативно установленного режима и право работодателя требовать его соблюдения. С учетом специфики труда на транспорте права и обязанности работников регулируются соответствующими нормативными правовыми документами, например, права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего модного транспорта (п. 3 ст. 38 КВВТ).
Что касается второй стороны трудовых отношений — работодателя, то транспортным законодательством на владельца транспортного средства, в частности судовладельца, возлагаются особые обязанности, обусловленные характером эксплуатации транспорта, в том числе по обеспечению безопасности условий труда, наличия спасательных средств, по охране здоровья членов экипажа, бесперебойному снабжению продовольствием и водой. Он обязан страховать жизнь и здоровье членов экипажа при исполнении ими трудовых обязанностей, их заработную плату и другие причитающиеся суммы (п. 2 ст. 60 КТМ).
Установлены особые требования к дисциплине на транспорте. На некоторых видах транспорта они регулируются специальными уставами и положениями о дисциплине. Так, вопрос дисциплины на железнодорожном транспорте регулируется Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации[67]. На морском, внутреннем водном, воздушном транспорте действуют уставы о дисциплине.
Транспортные правоотношения процессуального характера
Такие правоотношения возникают при спорах между перевозчиком, с одной стороны, и пассажиром, грузоотправителем, грузополучателем — с другой, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением сторонами договорных обязательств. Транспортное законодательство устанавливает претензионный порядок разрешения споров, который предшествует исковому производству. При этом в случаях перевозок грузов предъявление претензий к перевозчикам в обязательном порядке предваряет предъявление к нему иска (п. 1 ст. 797 ГК)[68].
Процедура претензионного рассмотрения и разрешения споров установлена транспортными кодексами и уставами, а также правилами перевозок. В возникших претензионных отношениях одной стороной является заявитель претензии, которым может быть пассажир, грузоотправитель, грузополучатель. Ответчиком по претензии выступает перевозчик.
При неудовлетворительном результате претензионной процедуры спор может быть разрешен по усмотрению сторон в третейском суде или в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что представляют собой транспортные правоотношения и каковы их признаки?
2. Каковы условия возникновения транспортных правоотношений?
3. Какова структура транспортных правоотношений?
4. Кто может быть субъектом транспортных правоотношений?
5. Каким требованиям должны отвечать юридические лица — субъекты транспортных правоотношений, осуществляющие перепонки?
6. Назовите объект транспортных правоотношений, возникающих и связи с организацией и осуществлением перевозки.
7. Какие существуют виды транспортных правоотношений?
8. Что является характерным для имущественных транспортных правоотношений?
9. Какие признаки присущи транспортным правоотношениям административно-правового характера?
ГЛАВА 4 Управление в области транспорта
4.1. Организационно-правовая система управления в области транспорта
Организационно-правовая система государственного управления транспортом включает:
1) систему федеральных органов исполнительной власти в области транспорта;
2) регулирование основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в области транспорта;
3) нормативную базу, закрепляющую организацию и управление транспортом.
В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции РФ федеральные транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что в компетенцию Правительства РФ входит решение вопроса организации государственного управления транспортом, а также разработка и внесение на рассмотрение законодательных органов проектов федеральных законов о федеральном транспорте и путях сообщения.
Организация управления транспортом, не относящимся к федеральному, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Федерации. Обычно это департаменты (министерства) транспорта и связи.
На муниципальном уровне осуществляется не государственное управление, а самоуправление. Его основные задачи в отношении транспорта заключаются в организации транспортного обслуживания населения, муниципальном дорожном строительстве, содержании дорог местного значения.
Государственное управление федеральным транспортом осуществляется с помощью системы специальных федеральных законов исполнительной власти[69]. Эта система включает:
• Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);
• Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
• Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
• Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор);
• Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
• Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Ее можно охарактеризовать как трехзвенную структуру, объединенную общей целью организации и управления одной из важнейших сфер жизнедеятельности государства, какой является транспорт. Первое звено — это Министерство транспорта РФ, второе — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, третье — четыре федеральных агентства, представляющие различные виды транспорта.
Каждое из перечисленных звеньев выполняет свои специфические функции. Так, Минтрансу России присущи две функции: одна заключается в выработке государственной политики в области транспорта, вторая — в нормативно-правовом регулировании транспортной деятельности. Ространснадзор выполняет функции контроля и надзора в указанной сфере деятельности. Функциями федеральных агентств являются оказание государственных услуг, касающихся транспортной деятельности, и управление государственным имуществом в сфере соответствующих видов транспорта.
В целом деятельность системы федеральных органов исполнительной власти в области транспорта распространяется на все виды транспорта. Компетенция ее звеньев обусловлена характером функционирования транспортных комплексов, особенностями перевозочного процесса, использованием при перевозках источника повышенной опасности, каким является транспорт.
Анализ нормативных источников, регулирующих организацию, задачи и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, позволяет определить основные направления деятельности всей системы. К ним относятся:
— проведение государственной политики в области транспорта, направленной на удовлетворение государственных нужд, потребностей юридических лиц и граждан в перевозках;
— анализ состояния транспорта в России, разработка стратегии его развития, выработка и реализация федеральных транспортных отраслевых программ;
— государственное регулирование, управление и контроль за транспортными комплексами;
— осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения своих функций;
— создание наиболее благоприятных условий для работы транспортных организаций, предприятий и учреждений;
— лицензирование в установленных случаях деятельности транспортных организаций и предприятий;
— разработка и утверждение правил, положений, технических норм, тарифов, других нормативных актов, регулирующих перевозки, техническую эксплуатацию транспортных средств, безопасность движения, судовождение, полеты;
— участие в формировании единой политики в области обеспечения безопасности и экологической защиты от деятельности транспорта.
Последним элементом организационно-правовой системы государственного управления транспортом является нормативная база, закрепляющая структуру федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и организацию управления транспортной деятельностью. К ней относятся Конституция РФ, транспортные кодексы и уставы, федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О транспортной безопасности», «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
И транспортных кодексах и уставах не регулируются в системном виде вопросы структуры, функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта. В них фиксируется лишь в самом общем виде роль этих структур в организации перевозочного процесса, создании подзаконной нормативной базы в виде правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, лицензировании перевозочной деятельности, а также их влияние на осуществление перевозок при возникновении экстраординарных ситуаций.
Наиболее полно эти вопросы нашли отражение в кодексах, регулирующих деятельность водного транспорта. Так, КТМ содержит не только общие положения об осуществлении управления в области торгового мореплавания федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п. 1 ст. 5), но и конкретизирует его основные полномочия, отнеся к ним в том числе издание правил, инструкций, иных актов, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере торгового мореплавания, а также надзор за торговым мореплаванием. При этом закреплены восемь видов надзора, среди которых, в частности, надзор: за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании; за лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах; за состоянием морских путей и обеспечением защиты морской среды. В КТМ выделяется специфический для водного транспорта государственный портовый контроль, который преследует цель обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту.
Достаточно подробно вопросы государственного управления в области внутреннего водного транспорта урегулированы КВВТ. Во-первых, в нем закреплено положение о нормотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в области транспорта, направленной на регулирование отношений, связанных с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей. Во-вторых, на этот орган возложено осуществление надзора за безопасностью портовых гидротехнических и судоходных гидротехнических сооружений. В-третьих, КВВТ вменяет в обязанность федерального органа исполнительной власти в области транспорта осуществление контроля за соблюдением порядка лицензирования видов деятельности на внутреннем водном транспорте.
Особенностью регулирования КВВТ управления на внутреннем водном транспорте является то, что в нем закреплены отдельные полномочия в этой области территориальных органов государственного управления — бассейновых органов государственного управления. Эти органы вправе, например, утверждать обязательные постановления, касающиеся деятельности в порту и включающие правила захода судов в порт и выхода их из порта, правила плавания судов в пределах акватории порта и стоянки их в порту, правила обеспечения безопасности и порядка в порту и некоторые другие (п. 1 ст. 54, ст. 57 КВВТ).
Что касается других транспортных законов, то в них вопросы государственного управления рассматриваются лишь применительно к отдельным его элементам. Так, в ВК уделяется внимание государственному контролю за деятельностью в области гражданской авиации, которому посвящена специальная глава, а также вопросам лицензирования деятельности по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, деятельности по обслуживанию воздушного движения, а также обслуживанию воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов на аэродромах и в аэропортах.
Законодательство, регулирующее деятельность железнодорожного транспорта, возлагает на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта обязанность утверждать правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов (ст. 3 УЖТ), устанавливать срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктуры (гг. 29 УЖТ).
В Законе о железнодорожном транспорте содержатся нормы, закрепляющие осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лип на железнодорожном транспорте, в том числе в части безопасности движения и эксплуатации этого транспорта, обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, а также лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта и организации сертификации (ст. 4—6).
Подзаконная нормативная база, регулирующая организацию федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и осуществление управления транспортной деятельностью, представлена указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
В последние годы издан ряд указов Президента РФ, имеющих целью оптимизировать управление транспортом. Это, в частности, указы: от 23.04.1997 № 403 «О дорожной реформе» (и ред. от 09.08.2000), от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 25.08.2010) и др.
К указанной нормативной базе относятся также положения о федеральных органах исполнительной власти в области транспорта (Минтрансе России, Ространснадзоре, федеральных агентствах по видам транспорта), утвержденные постановлениями Правительства РФ. Это также постановления Правительства РФ по вопросам безопасности на транспорте (от 25.04.2006 № 237 «О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения», от 22.12.2006 № 784 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности» и др.).
Таким образом, учитывая потребность государства в обеспечении оптимального функционирования транспортных артерий, разработке и внедрении эффективной системы управления различными видами транспорта, существующая достаточно сложная и вместе с тем сбалансированная система правового регулирования института перевозки преследует цель единообразной регламентации транспортного процесса.
Огромная территория России, необходимость установления постоянной и надежной транспортной связи отдаленных ее регионов с центром, использование различных видов транспорта, обладающих принципиальными отличиями, требует установления единой эффективной и достаточно мобильной системы управления всеми видами транспорта, выработки и внедрения унифицированных методов организации перевозок, общих требований к техническому состоянию и условиям содержания транспортных средств и путей сообщения.
4.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области транспорта
Минтранс России как федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет руководство управлением всеми видами транспорта. Вырабатывая государственную политику в транспортной сфере, министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства.
Этот федеральный орган исполнительной власти участвует в международной деятельности в области транспорта. Он в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в сфере транспортной деятельности.
В ведении Минтранса России находятся Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта. Поэтому Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности указанных структур.
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395, оно обладает достаточно эффективными полномочиями, позволяющими осуществлять возложенные на него функции и задачи. К основным из них относятся:
- внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, других документов, по которым требуется решение Правительства РФ, касающихся вопросов транспортной деятельности;
- принятие на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ нормативных правовых актов в сфере транспортной деятельности[70];
- размещение заказов и заключение государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для обеспечения нужд Министерства, а также для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
- обобщение практики применения законодательства РФ в области транспорта;
- проведение анализа реализации государственной политики в сфере транспортной деятельности;
- организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленном порядке;
- организация профессиональной подготовки работников Министерства, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки;
- взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в транспортной сфере.
Существенное значение в деле регулирования транспортной деятельности имеет полномочие Минтранса России по принятию нормативных правовых актов. В содержащемся в указанном Положении перечне можно выделить несколько групп таких актов.
Первая включает акты, регулирующие порядок осуществления перевозок, например, правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа, правила перевозки опасных грузов, правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Вторая группа содержит акты о тарифах на перевозки. Это, в частности, правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, тарифы на международные транзитные железнодорожные перевозки и др.
Третья группа представлена актами, устанавливающими формы транспортных документов, таких как формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации, единые формы перевозочных документов на перевозки грузов, а также формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В четвертую группу входят акты, касающиеся труда на транспорте, например, особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, порядка профессионального отбора работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых связана с движением поездов, и др. К ним относятся также акты, устанавливающие условия службы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна.
Пятая группа включает акты, регулирующие порядок регистрации и учета транспортных средств. Это, в частности, правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, правила осуществления государственной регистрации в соответствующем государственном реестре морских судов и судов внутреннего водного транспорта.
Шестая группа содержит акты, касающиеся контроля на транспорте. К ним относятся, например, акты, определяющие порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в речном порту, порядок осуществления контроля за соблюдением требований пожарной безопасности ил судах внутреннего водного транспорта, содержащие перечим. речных портов, в которых капитаны портов осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка м портах.
Характеризуя полномочия федеральных агентств, следует учитывать особенности выполняемых ими функций, связанных с оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом на соответствующем виде транспорта. Их специфика обусловила характер полномочий, которые могут быть подразделены на две группы.
Первую представляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения возложенных на федеральное агентство функций.
Вторая группа полномочий связана с действиями в рамках отдельных элементов государственного управления на транспорте. К полномочиям этой группы относятся, в частности, следующие:
— определение маршрутов движения транспорта;
— установление ввода в действие графиков движения транспорта;
— определение портов, станций, аэропортов, участвующих в смешанном сообщении;
— принятие решения о времени прекращения погрузки и перевозки грузов вследствие обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок;
— установление сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, вызванных обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными препятствующими осуществлению перевозок обстоятельствами, не зависящими от перевозчиков;
— согласование выполнения регулярных и нерегулярных рейсов;
— организация использования пространства для транспортных артерий и др.
Кроме перечисленных полномочий каждое из федеральных агентств обладает специфическими, присущими только ему полномочиями. Так, например, Федеральное агентство морского и речного транспорта организует проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта, а также мероприятий по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания.
Федеральное агентство воздушного транспорта обладает полномочиями по организации проведения в установленном порядке обязательной сертификации аэродромов, используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушного движения, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки (за исключением сертификации, осуществляемой Ространснадзором).
К специфическим полномочиям Федерального агентства железнодорожного транспорта относятся: составление перечней железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; принятие решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.
Федеральному дорожному агентству присущи такие особые полномочия, как: осуществление передачи автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности, в доверительное управление Госкомпании «Российские автомобильные дороги»; выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию как автомобильных дорог общего пользования федерального значения, так и частных автомобильных дорог; принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения; введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
В целях успешной реализации полномочий федеральные агентства наделены соответствующими правами. Перечень этих прав является типовым для всех федеральных агентств. В соответствии с положениями об этих федеральных органах исполнительной власти они имеют право:
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в пределах их компетенции;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции агентств;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых, специалистов; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Таковы основные полномочия федеральных транспортных агентств. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта распространяет свою деятельность на все виды транспорта, поэтому ее контрольные и надзорные функции, а также лицензионная деятельность рассматриваются в отдельных параграфах данного учебника.
4.3. Государственный контроль и надзор в области транспорта
Важным средством осуществления управления на транспорте являются контроль и надзор. В соответствии с теорией административного права административный контроль — это атрибут административной власти, включающий наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций[71]. Исходя из приведенной дефиниции контроль в транспортной сфере можно определить как наблюдение компетентного федерального органа исполнительной власти в области транспорта за исполнением законов на транспорте, оценку транспортной деятельности с правовых и организационно-технических позиций.
Надзор же рассматривается как ограниченный, суженный контроль.
В условиях правового государства и развивающейся рыночной экономики не должно быть чрезмерной опеки над транспортными предприятиями, вмешательства в их предпринимательскую деятельность. Вместе с тем очевидна необходимость обеспечения выполнения безопасных перевозок, соблюдения требований к технической исправности транспортных средств, их эксплуатации, условиям использования транспортных артерий.
В системе федеральных органов исполнительной власти в области транспорта имеется специальный орган, на который возложено осуществление контроля и надзора. Это Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Что же касается федеральных агентств, то согласно положениям, регулирующим их деятельность, эти структуры лишены права контроля и надзора в своих сферах деятельности (п. 7 Положения о Федеральном дорожном агентстве[72], п. 7 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта[73] и др.).
Контроль и надзор охватывают соблюдение законодательства РФ и международных договоров РФ, регулирующих деятельность всех видов транспорта. Как указано в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, это законодательство:
— о гражданской авиации;
— о торговом мореплавании;
— о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;
— о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортном контроле);
— о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;
— об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц РФ и иностранных государств;
— об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;
о транспортной безопасности[74].
Для осуществления эффективного контроля и надзора должностные лица Ространснадзора наделены достаточно широким и действенным кругом прав. Например, правом проверки и установленном порядке деятельности юридических и физических лиц по осуществлению перевозок и иной связанной с транспортным процессом деятельности. Речь идет о проверке соблюдения перевозчиками установленных транспортными уставами и кодексами, а также подзаконными нормативными правовыми актами требований к транспорту, его технической исправности, габаритам загруженного транспортного средства, норм грузоподъемности (например, осуществление весового контроля автотранспортного средства[75]).
Это также право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Ространснадзора. Такими сведениями могут располагать как государственные структуры, так и юридические и физические лица. Они обязаны предоставлять соответствующие данные по запросам компетентных должностных лиц этой федеральной службы, отвечая за их точность и полноту.
Для выяснения обстоятельств транспортных происшествий и прежде всего установления, не были ли они следствием нарушения перевозчиками транспортных норм, представители Ространснадзора вправе организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований. Исключение составляют авиационные и дорожно-транспортные происшествия. Но в расследовании авиационных происшествий они могут участвовать в установленном порядке.
Действенный контроль (надзор) в сфере транспорта предполагает принятие необходимых мер по предупреждению нарушений транспортного законодательства и устранению последствий допущенных нарушений. В связи с этим Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта содержит важный пункт, дающий право должностным лицам Ространснадзора применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере транспортной деятельности, а также меры по ликвидации последствий совершенных нарушений.
В целях квалифицированного решения вопросов контроля и надзора органы Ространснадзора вправе привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, касающихся соблюдения транспортного законодательства, научные и иные организации, ученых, специалистов. Кроме того, они могут создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии).
Для регулирования вопросов контроля применительно к некоторым сферам транспортной деятельности могут издаваться специальные законы и подзаконные нормативные правовые акты. Так, в 1998 г. был принят Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
Среди подзаконных актов, относящихся к данной области контроля, следует прежде всего отметить постановления Правительства РФ: от 16.10.2001 № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок», от 26.06.2008 № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Содержащиеся в перечисленных источниках положения дают основание выделить пять основных направлений государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок. Первое касается порядка выдачи российских разрешений на международную перевозку автомобильным транспортом иностранным перевозчикам. Второе направление связано с организацией работы по обеспечению российских перевозчиков иностранными разрешениями на осуществление международных автомобильных перевозок. Третье заключается в осуществлении допуска российских перевозчиков на международный рынок автотранспортных услуг. Четвертое выражается в контроле за соблюдением владельцами удостоверений на допуск к международным автомобильным перевозкам требований законодательства РФ и международных договоров РФ, регулирующих международные автомобильные перевозки. Пятое направление связано с обеспечением соблюдения правил пропуска автотранспортных средств через государственную границу РФ.
Если первые три направления связаны с реализацией компетентными государственными органами разрешительной функции, то четвертое является проявлением осуществления контроля за соблюдением законодательства при международных автомобильных перевозках, являющихся составной частью транспортной деятельности.
Контроль осуществляют такие компетентные государственные органы, как таможенные и пограничные органы. Что касается Ространснадзора как органа, принимающего решения
о допуске российских перевозчиков к международным автомобильным перевозкам и выдающего удостоверения о допуске, то в случае нарушения российским автоперевозчиком возложенных на него нормативными правовыми актами обязанностей федеральная служба вправе:
— вынести предупреждение;
— приостановить действие удостоверения на срок не более шести месяцев;
— аннулировать удостоверение.
При решении о приостановлении действия удостоверения его владелец обязан уведомить в письменном виде об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия этого документа. Обычно компетентный орган проверяет устранение владельцем нарушений, повлекших за собой приостановление действия удостоверения, и только после этого принимает решение о возобновлении его действия и возврате удостоверения и карточек допуска владельцу.
В Положении о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок содержится запрет передачи владельцем удостоверения, а также карточек допуска другому российскому перевозчику.
В тех случаях, когда перевозчик — юридическое лицо ликвидируется, либо прекращает действие свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя — перевозчика, удостоверение и карточки допуска теряют юридическую силу и считаются аннулированными.
4.4. Лицензирование отдельных видов транспортной деятельности
Некоторые виды деятельности, в том числе и транспортная, при непрофессиональном их осуществлении с нарушениями установленных правил могут причинить существенный вред. Поэтому на них распространяется разрешительная система, имеющая целью ограждение граждан, общества и государства от вреда, который может быть причинен такими непрофессиональными действиями. Ее составной частью является лицензирование, которое регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с законом подлежат лицензированию перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом, перевозки пассажиров и грузов (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ — опасных грузов) железнодорожным, внутренним водным, морским транспортом. Кроме того, лицензируются перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Подлежат лицензированию также некоторые виды деятельности, касающиеся перевозки, например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном, внутреннем водном транспорте, в морских портах, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом. Государственным органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, является Ространснадзор. Лицензирование перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов производится Росавиацией.
Как один из методов управления лицензирование включает комплекс мероприятий по предоставлению разрешения на соответствующие виды деятельности в транспортной сфере[76]. К ним относятся не только мероприятия, которые связаны непосредственно с предоставлением лицензий. Это также переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновление или прекращение действия лицензий, их аннулирование. Кроме того, это контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензионных видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведение реестров лицензий, предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Основными принципами этого метода управления являются: 1) обеспечение единства экономического пространства па территории РФ; 2) установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; 3) закрепление единого порядка лицензирования; 4) установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; 5) гласность и открытость лицензирования; 6) соблюдение законности при лицензировании.
Лицензирование начинается с предоставления разрешения на осуществление определенного вида деятельности. Его можно назвать собственно лицензированием, которое обусловливает все остальные мероприятия. Собственно лицензирование в транспортной сфере — это предоставление компетентными органами юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям при их соответствии предъявляемым требованиям и условиям письменного разрешения на осуществление конкретного вида деятельности на транспорте.
Участники лицензионной деятельности — лицензирующий орган, лицензиат и соискатель лицензии. Лицензирующий орган — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование в соответствии с законом. Таким органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, является Ространснадзор. Лицензиат на транспорте — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление отдельных видов транспортной деятельности. Что касается соискателя транспортной лицензии, то им является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида транспортной деятельности.
Существуют общий и упрощенный порядок лицензирования. Общий порядок лицензирования заключается в следующем. Соискатель лицензии направляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. В нем должны быть указаны полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемой деятельности, которую намерен выполнять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц.
Если соискатель — индивидуальный предприниматель, то он указывает фамилию, имя и отчество, место своего жительства, адреса мест осуществления вида деятельности, подлежащего лицензированию, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в заявлении должны быть указаны идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе, а также лицензируемый вид деятельности.
К заявлению прилагаются: копии учредительных документов (для юридических лиц); копии документов, наличие которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, предусмотренного законодательством; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.
Лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также возможность выполнения соискателем лицензионных требований и условий. Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в виде акта принимается срок, не превышающий 45 дней с момента поступления шипения о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. В этот срок лицензирующий орган обязан уведомить в письменной форме соискателя лицензии о принятом решении.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии должно содержать указание причин отказа. Законом о лицензировании отдельных видов деятельности установлены две причины: 1) наличие в заявлении и (или) документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении ( ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В ранее действовавшей редакции Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» упрощенный порядок лицензирования применялся только в отношении определенных видов деятельности, к числу которых относи все виды деятельности, касавшиеся транспортной сферы.
В соответствии с этим порядком соискатель лицензии представлял в лицензирующий орган дополнительно к указанным документам также заверенную нотариально копию договора страхования гражданской ответственности либо сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида транспортной деятельности международным стандартам, если он обладал таким документом.
При упрощенном порядке лицензирования не проводилась проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Кроме того, срок принятия лицензионным органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении не превышал 15 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. В настоящее время упрощенный порядок лицензирования в действующем законе не упоминается.
Существенная роль в лицензионной деятельности принадлежит лицензионному контролю, его осуществляет лицензионный орган. Цель контроля заключается в проверке: во-первых, полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных им заявлении и документах, а также возможности выполнения им лицензионных требований и условий; во-вторых, сведений о лицензиате и соблюдении им требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Проверка проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Такую информацию лицензирующий орган получает в порядке, установленном Правительством РФ, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. При этом лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Суд может принять решение об аннулировании лицензии, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии, о прекращении действия лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится им в письменной форме до лицензиата с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня после принятия.
Лицензиат вправе обжаловать в установленном порядке решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что представляет собой организационно-правовая система государственного управления транспортом?
2. Какие органы включает система государственного управления транспортом?
3. Какова структура Минтранса России?
4. В чем заключаются основные функции и полномочия Минтранса России, связанные с организацией перевозок?
5. Какие организационные структуры осуществляют управление автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом и какова их компетенция?
6. Каковы основные функции и полномочия федеральных транспортных агентств, осуществляющих управление различными видами транспорта?
7. В чем заключается государственный контроль в транспортной сфере?
8. Какие органы осуществляют государственный контроль на транспорте?
9. Какие виды транспортной деятельности подлежат лицензированию?
10. Кто является участником лицензионной деятельности?
11. Расскажите о процедуре выдачи лицензии.
Глава 5 Перевозка. Транспортные договоры
5.1. Перевозка как гражданско-правовая категория
Гражданское законодательство именует услуги по перемещению людей (пассажиров), товаров (грузов) с использованием транспорта одним словом — перевозка. Она осуществляется на договорной основе. Обязательство по перевозке является частью обязательств, относящихся к имущественным правоотношениям и обладающих отличительными чертами1, которые присущи и обязательству по перевозке. Во-первых, оно характеризуется строго определенным субъектным составом, включающим должника (перевозчика) и кредитора (пассажира, грузоотправителя). Во-вторых, субъективное право в обязательственных перевозочных правоотношениях заключается в праве кредитора (пассажира, грузоотправителя) требовать определенного поведения должника (перевозчика) — выполнять перевозку. В-третьих, предмет обязательства по перевозке составляют определенные действия по оказанию транспортных услуг, т.е. обязанности активного типа. В четвертых, объектом данного обязательства является объект имущественного оборота в виде оказания услуги материального характера.
Перевозка в юридическом смысле — это перемещение на основании договора грузов, пассажиров, багажа в пространстве с помощью транспортных средств. Она осуществляется различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным. Транспорт относится к источникам повышенной опасности.
Это повлекло за собой необходимость осуществления технического надзора за ним, контроля за использованием транспортных артерий, что непосредственно может влиять на выполнение договора перевозки. Кроме того, использование источника повышенной опасности обусловило установление ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира (гл. 59 ГК).
Перевозка представляет собой особый вид человеческой деятельности, который относится к разряду услуг. Характерным для перевозки является то, что она не связана с созданием новых вещей, предметов[77]. Вместе с тем эта деятельность дает существенный экономический эффект, обеспечивая производство продукции и ускоряя включение готовой продукции в экономический оборот.
Перевозка осуществляется на основании договора. Договорные начала перевозки возникают при наличии потребности в перемещении с использованием транспорта материальных объектов в обусловленное место и воли сторон в реализации такой потребности. Потребность в услуге по перевозке, исходя из своих возможностей, определяет пассажир, грузоотправитель. Категория же воли распространяется как на одну сторону перевозочных отношений — пассажира, грузоотправителя, так и на другую — перевозчика.
Отношения, складывающиеся между сторонами договора, относятся к разряду эквивалентно-возмездных — за оказанную перевозчиком услугу пассажир, грузоотправитель выплачивает вознаграждение. Следовательно, перевозка характеризуется как возмездная услуга. Отмечая этот важный момент, Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов указывают: «Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки»[78].
Поскольку перевозочный процесс урегулирован законом, складывающиеся по договору перевозки между сторонами отношения являются обязательственно-правовыми[79]. Им присуща та принципиальная особенность, что законодатель расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки. Так, в соответствии со ст. 784 ГК условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Таковы основные характерные черты перевозки как правовой категории.
В литературе наряду с термином «перевозка» можно встретить термин «транспортировка». При этом вполне обоснованно указывается, что транспортировка является более широким понятием, поскольку включает не только перевозку, но и перемещение груза любым способом, например перекачка нефти, подача газа по магистральным трубопровод[80].
Сама перевозка включает комплекс действий и операций, выполняемых в определенной последовательности и объединенных в соответствующие этапы. Каждый из них характеризуется конкретной целью, подчиненной общей цели перевозочного процесса, наличием системы действий, определенной автономностью. С учетом перечисленных признаков можно выделить следующие этапы перевозки: 1) подача заявки (заказа) на перевозку груза и принятие по ней решения; 2) подготовка груза и транспортного средства к перевозке; 3) прием груза, его погрузка; 4) оформление необходимых транспортных документов, подписание транспортной накладной; 5) перевозка груза; 6) выдача груза, его вывоз.
На первом этапе заявка подается в соответствии с договором об организации перевозки груза, заключенным между перевозчиком и грузоотправителем, и включает все содержащиеся в нем данные относительно перевозки конкретного груза. Если такой договор не заключался, подается разовый заказ на перевозку груза. По сути, заявка (заказ) является офертой грузоотправителя. Положительное решение выражается н проставлении перевозчиком подписи на заявке (заказе), что является акцептом оферты.
Второй этап включает подготовительную работу сторон к перевозке. Грузоотправитель сортирует груз по видам (осуществляет подсортировку груза), затаривает (упаковывает) груз, маркирует каждое грузовое место, осуществляет пломбирование груза; при необходимости объявляет ценность груза, подгруппировывает груз по пунктам назначения, после чего предъявляет перевозчику. Перевозчик, со своей стороны, принимает меры по обеспечению технической исправности транспортного средства, его исправности в коммерческом отношении и подает транспорт к указанному сроку для погрузки.
На третьем этапе при приеме груза осуществляется проверка его соответствия предъявляемым требованиям, а также взвешивание. После этого выполняются погрузочные работы.
Четвертый этап связан с оформлением таких основных транспортных документов, как транспортная накладная, подтверждающая заключение договора о перевозке груза, документ об оплате перевозки, квитанция о приеме груза. Завершается этап подписанием сторонами транспортной накладной.
Пятый этап включает перевозку груза с соблюдением установленного скоростного режима, охрану груза в процессе перевозки, а также переадресовку груза, если в этом возникла необходимость.
Завершающий шестой этап заключается в извещении о прибытии груза, его выдаче грузополучателю и вывозе им груза с территории перевозчика. Приняв доставленный груз, грузополучатель ставит подпись на транспортных документах, удостоверяя тем самым факт исполнения договора перевозки груза.
Перевозка представляет собой достаточно сложное и многогранное явление, которое связано с такими существенными признаками, как территория, протяженность маршрутов, используемые виды транспорта, объекты перевозки, скоростной режим и др. Они могут быть использованы в качестве критериев для классификации перевозок по различным основаниям.
Так, в зависимости от территориального признака перевозки делятся на внутренние (внутригосударственные) и международные. Международные перевозки осуществляются по территории не одного государства. Поэтому наиболее существенные отличительные особенности международных перевозок заключаются в том, что они регулируются международными правовыми источниками о перевозках соответствующими видами транспорта (международными конвенциями и соглашениями), им присуща разрешительная система пересечения государственных границ, для их осуществления необходимы дополнительные таможенные, санитарные и другие административные документы[81].
Внутренние перевозки в свою очередь подразделяются на междугородные, местные, пригородные, городские и др. Для каждого вида транспорта установлена своя классификация внутренних перевозок. Например, автомобильным транспортом могут осуществляться междугородные, пригородные и городские перевозки. Внутренним водным транспортом — транспортные, туристские и экскурсионно-прогулочные. В свою очередь транспортные перевозки подразделяются на транзитные, местные, пригородные, внутригородские, а также переправы. Каждая из разновидностей внутренних перевозок имеет определенные особенности, касающиеся вопросов обязательного страхования жизни и здоровья пассажиров, формы перевозочных документов, объема прав и обязанностей сторон и т.д.
Критерием следующей классификационной группы перевозок является используемый вид транспорта. В соответствии с этим критерием существуют перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом. Значение этой классификации заключается в особенностях перевозок каждым видом транспорта.
Они касаются прежде всего возможностей соответствующего вида транспорта, таких, в частности, как скорость, грузоподъемность, всесезонность и всепогодность использования. Это также особенности организации на соответствующем виде транспорта перевозок, оформления транспортных документов, видов и разновидностей договоров перевозки, претензионных сроков и ряда других моментов. Так, воздушные перевозки скоротечны, поэтому при их осуществлении нет необходимости в предварительной информации о подходе груза, что характерно для железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта. Относительно оформления транспортных документов следует отметить, что, например, автомобильная перевозка груза оформляется одним документом — транспортной накладной, а для осуществления перевозки внутренним водным и железнодорожным транспортом помимо транспортной накладной оформляется также дорожная ведомость и квитанция о приеме груза.
Еще один пример касается видов транспортных договоров, которые могут заключать стороны при перевозке грузов. На железнодорожном транспорте — это только договор перевозки груза, на автомобильном, воздушном и внутреннем водном транспорте ими могут быть договор перевозки груза и договор фрахтования для перевозки груза. Наибольшие отличия присущи морскому транспорту. При морских перевозках стороны могут заключить договор перевозки по коносаменту, договор фрахтования и договор, оформленный иным письменным документом (ст. 117 КТМ).
Перевозки могут быть классифицированы также в зависимости от перевозимых объектов. Этот критерий позволяет выделить перевозки пассажиров, багажа и грузов. Кроме того, на железнодорожном транспорте осуществляется также перевозка грузобагажа. Главными отличительными особенностями каждой из перечисленных групп являются условия перевозки, ее организация и оформление. Для перевозок пассажиров наиболее существенными требованиями являются их безопасность, создание для пассажиров комфортных условий, строгое соблюдение графика следования транспорта. Поскольку пассажиры выступают в качестве потребителей оказываемой перевозчиками услуги, законодательную базу этих перевозок составляют не только транспортные нормативные правовые акты, но и Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Что касается таких классификационных групп, как перевозки грузов, багажа и грузобагажа, то основными условиями их выполнения являются сохранность и своевременность доставки перевозимых объектов в пункт назначения.
На некоторых видах транспорта применяются различные скоростные режимы перевозки. Поэтому возможна классификация перевозок в зависимости от скорости их осуществления. Так, на железнодорожном транспорте грузы могут перевозиться грузовой и большой скоростью, а пассажиры — пассажирскими, скорыми и скоростными поездами. На внутреннем водном транспорте возможна перевозка пассажиров на обычных и скоростных судах. К последним относятся суда, скорость движения которых составляет 30 км/ч и более.
Перевозки, осуществляемые с большей скоростью, оплачиваются по более высоким тарифам. Кроме того, при пассажирских перевозках перевозчик, как правило, увязывает скоростной режим перевозки с уровнем комфортных условий для пассажиров.
В зависимости от количества видов транспорта, используемых при перевозке одного объекта, они классифицируются на перевозки в прямом сообщении и перевозки в прямом смешанном сообщении. Перевозка в прямом сообщении — это перевозка объекта одним видом транспорта. Перевозкой же в прямом смешанном сообщении является перевозка объекта двумя и более видами транспорта по единому транспортному документу. Очевидно, что перевозки в прямом смешанном сообщении более сложные с точки зрения организации и осуществления по сравнению с перевозками в прямом сообщении, поэтому требуют специальной регламентации, которая нашла отражение в транспортном законодательстве.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1905.