Подзаконные нормативные правовые акты как источники транспортного права

 

Важная роль в деле организации и осуществления пере­возок принадлежит подзаконным нормативным правовым актам. Они конкретизируют положения ГК, транспортных законов, детализируют отдельные понятия и институты. Подзаконные акты, регулирующие перевозки, по юридической силе подразделяются на указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, и в первую очередь акты Минтранса России.

В последние годы издание ряда указов Президента РФ направлено на совершенствование деятельности транспорт­ных структур и использования отдельных видов транспорта, обеспечение безопасности на транспорте. Об этом свиде­тельствуют, в частности, указы Президента РФ: от 22.09.2006 № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасно­сти дорожного движения» (в ред. от 14.01.2011), от 12.03.1996 № 371 «О совершенствовании порядка пересечения госу­дарственной границы Российской Федерации» (в ред. от 26.01.2007) и др.

Вопросам совершенствования управления транспортом, его систем, посвящены постановления Правительства РФ, напри­мер: от 16.12.2006 № 773 «О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными пор­тами», от 23.08.2007 № 538 «О Единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации» и др.

Наиболее распространенными видами нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области транс­порта (Минтранса России), других министерств и ведомств, регламентирующими организацию перевозок и их осущест­вление, в том числе порядок и технические условия погрузки, крепления, транспортировки и выгрузки грузов, являются пра­вила, инструкции, руководства, тарифы, прейскуранты и дру­гие федеральные нормативные документы.

По своей значимости ведущее место среди правил занимают правила перевозок пассажиров и багажа, правила перевозок грузов, правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, грузов. На каждом виде транспорта имеются правила перевозок пассажиров и багажа, а также правила перевозок грузов. Лишь на морском и воздушном транспорте действуют общие правила перевозки пассажиров, багажа и грузов.

В правилах перевозок пассажиров и багажа устанавлива­ются порядок продажи билетов пассажирам, условия их пере­возки, особенности перевозки определенных категорий пасса­жиров, перевозки багажа.

В правилах перевозки грузов закрепляются требования к грузу, порядок его предъявления к перевозке, погрузке, оформления перевозочных документов, оплаты перевозки, условия перевозки, особенности перевозки отдельных видов грузов, порядок выдачи грузов.

Следует отметить особенности источниковой базы, включающей подзаконные нормативные правовые акты, действу­ющие на воздушном транспорте. В соответствии со ст. 112 ВК помимо федеральных авиационных правил ее могут составлять правила воздушных перевозок, устанавливаемые перевозчиками. Это положение воздушного закона находится в противоречии с Конституцией РФ. Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов регулируют частноправовые гражданские отношения, т.е. содержат нормы гражданского права. А как уже отмечалось, гражданское законодательство согласно Конституции РФ (п. «о» ст. 71) находится в ведении Российской Федерации. Поэтому никакие иные государственные органы или другие субъекты гражданского права, в том числе и перевозчик, кроме компетентных федеральных органов государственной власти не вправе устанавливать свои правила перевозок. Это находит подтверждение и в п. 7 ст. 3 ГК. Вывод один – указанная норма ВК как противоречащая Конституции РФ И ГК должна быть отменена.[31]

Поскольку здесь рассматривается источниковая база транс­портного права, регулирующая частноправовые гражданские имущественные отношения, необходимо отметить, что к ней в полной мере относится мнение цивилистов, согласно которому в состав системы нормативных правовых источ­ников гражданского права могут входить лишь акты феде­ральных государственных органов. В частности, оно нашло поддержку авторских коллективов учебников по гражданскому праву юридических факультетов Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов в лице авторов соответствующих глав Е. А. Суханова и Н. Д. Егорова1. При этом К. А. Суханов совершенно справедливо указывает, что «ника­кие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные госу­дарственные органы или органы местного самоуправления»2. Понятно, что о других субъектах гражданского права и гово­рить не приходится.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 40.