Важная роль в деле организации и осуществления перевозок принадлежит подзаконным нормативным правовым актам. Они конкретизируют положения ГК, транспортных законов, детализируют отдельные понятия и институты. Подзаконные акты, регулирующие перевозки, по юридической силе подразделяются на указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, и в первую очередь акты Минтранса России.
В последние годы издание ряда указов Президента РФ направлено на совершенствование деятельности транспортных структур и использования отдельных видов транспорта, обеспечение безопасности на транспорте. Об этом свидетельствуют, в частности, указы Президента РФ: от 22.09.2006 № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (в ред. от 14.01.2011), от 12.03.1996 № 371 «О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации» (в ред. от 26.01.2007) и др.
Вопросам совершенствования управления транспортом, его систем, посвящены постановления Правительства РФ, например: от 16.12.2006 № 773 «О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами», от 23.08.2007 № 538 «О Единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации» и др.
Наиболее распространенными видами нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области транспорта (Минтранса России), других министерств и ведомств, регламентирующими организацию перевозок и их осуществление, в том числе порядок и технические условия погрузки, крепления, транспортировки и выгрузки грузов, являются правила, инструкции, руководства, тарифы, прейскуранты и другие федеральные нормативные документы.
По своей значимости ведущее место среди правил занимают правила перевозок пассажиров и багажа, правила перевозок грузов, правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, грузов. На каждом виде транспорта имеются правила перевозок пассажиров и багажа, а также правила перевозок грузов. Лишь на морском и воздушном транспорте действуют общие правила перевозки пассажиров, багажа и грузов.
В правилах перевозок пассажиров и багажа устанавливаются порядок продажи билетов пассажирам, условия их перевозки, особенности перевозки определенных категорий пассажиров, перевозки багажа.
В правилах перевозки грузов закрепляются требования к грузу, порядок его предъявления к перевозке, погрузке, оформления перевозочных документов, оплаты перевозки, условия перевозки, особенности перевозки отдельных видов грузов, порядок выдачи грузов.
Следует отметить особенности источниковой базы, включающей подзаконные нормативные правовые акты, действующие на воздушном транспорте. В соответствии со ст. 112 ВК помимо федеральных авиационных правил ее могут составлять правила воздушных перевозок, устанавливаемые перевозчиками. Это положение воздушного закона находится в противоречии с Конституцией РФ. Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов регулируют частноправовые гражданские отношения, т.е. содержат нормы гражданского права. А как уже отмечалось, гражданское законодательство согласно Конституции РФ (п. «о» ст. 71) находится в ведении Российской Федерации. Поэтому никакие иные государственные органы или другие субъекты гражданского права, в том числе и перевозчик, кроме компетентных федеральных органов государственной власти не вправе устанавливать свои правила перевозок. Это находит подтверждение и в п. 7 ст. 3 ГК. Вывод один – указанная норма ВК как противоречащая Конституции РФ И ГК должна быть отменена.[31]
Поскольку здесь рассматривается источниковая база транспортного права, регулирующая частноправовые гражданские имущественные отношения, необходимо отметить, что к ней в полной мере относится мнение цивилистов, согласно которому в состав системы нормативных правовых источников гражданского права могут входить лишь акты федеральных государственных органов. В частности, оно нашло поддержку авторских коллективов учебников по гражданскому праву юридических факультетов Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов в лице авторов соответствующих глав Е. А. Суханова и Н. Д. Егорова1. При этом К. А. Суханов совершенно справедливо указывает, что «никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления»2. Понятно, что о других субъектах гражданского права и говорить не приходится.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 437.