Законы как источники транспортного права

Среди законов выделяется Конституция РФ как правовой фундамент всего российского законодательства. Основной Закон государства является базой для нормативных источников, регулирующих перевозки различными видами транспорта. Он закрепляет принципы свободного перемещения товаров и услуг, свободы передвижения граждан, а также важнейшие положения, касающиеся управления федеральным транспортом, нахождения в ведении Российской Федерации гражданского законодательства.

Относящиеся к транспортной сфере конституционные поло­жения находят конкретизацию в законах и иных нормативных правовых актах. В частности, общие вопросы системы и функ­ционирования федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, в том числе Минтранса России), осу­ществления Правительством РФ руководства ими и контроля за их деятельностью урегулированы Федеральным конститу­ционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В нем закреплены также полномочия Правительства РФ по формированию федеральных целевых программ в различных областях и организации их выполне­ния, обеспечению проведения единой политики в социально- экономической сфере, в том числе и транспортной. Так, например, Правительством РФ утверждена Стратегия разви­тия железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года[30]. Разрабатываются стратегии развития и других видов транспорта.

Порядок организации и осуществления перевозок регули­руется Гражданским кодексом РФ. В гл. 40 «Перевозка» закре­плены общие условия перевозки, установлены правила ее организации, урегулированы перевозки в прямом смешан­ном сообщении, перевозки транспортом общего пользова­ния. В ней регламентируются вопросы провозной платы, определения ее размеров, порядка взимания, возмещения расходов, понесенных в связи со льготами и преимуще­ствами, установленными по провозной плате. В этой главе ГК определены виды договоров, заключаемых в связи с пере­возкой, в том числе долгосрочный договор об организации перевозок, договор перевозки груза, договор перевозки пас­сажира, договоры, заключаемые между транспортными орга­низациями. И наконец, ГК устанавливает ответственность сторон за нарушение обязательств по организации и осу­ществлению перевозки.

Отдельная глава ГК посвящена вопросам организации и предоставления экспедиционных услуг, связанных с пере­возкой груза. Это гл. 41 «Транспортная экспедиция», в кото­рой определяются содержание и форма договора транспортной экспедиции, регулируются вопросы ответственности по этому договору, одностороннего отказа от его исполнения.

К специальным транспортным законам, регулирующим условия и порядок осуществления перевозок различными видами транспорта, в соответствии с п. 2 ст. 784 ГК относятся транспортные уставы и кодексы, которые имеют статус федеральных законов. После введения в действие в 1996 г. части второй ГК, регулирующей в том числе перевозки, последовательно были приняты Воздушный кодекс РФ (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания РФ (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (2001 г.), Устав железнодорожного транспорта РФ (2003 г.), Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.).

Основное отличие между кодексами и уставами заключается в том, что кодексы помимо регулирования частноправовых договорных отношений по организации и осуществлению перевозок включают также главы, которые посвящены публично-правовым отношениям, касающимся административно-правовых аспектов контроля и надзора за деятельностью транспорта, его техническим состоянием, безопасности перевозок, использования транспортных артерий и т.п.

Кроме перечисленных транспортных кодексов и уставов, к источникам транспортного права относятся также федеральные законы: от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дата: 2018-12-28, просмотров: 33.