Моделирование информационных технологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция Информационные телекоммуникационные системы для непрерывного слежения за движением материальных потоков. Моделирование информационных технологий грузовых перевозок. Управление цепочками поставок.

Информационные системы пассажирских перевозок.

Существуют различные методы формирования, передачи, обра­ботки и оптимизации информационных потоков в рамках конкрет­ных объектов управления или их совокупностей. Наукой и практи­кой выработаны рекомендации по созданию для этих объектов ин­формационных технологий, отвечающих особенностям их эффективного функционирования и взаимодействия с внешней сре­дой. Принципиальные модели таких технологий базируются на фор­мализованных экономико-математических методах, а также алго­ритмах управления и анализа.

Так, метод матричного моделирования позволяет формировать многие процедуры и операции путем построения таб­лиц (матриц), отражающих информационные связи всех подразде­лений объекта управления и его внешней среды.

Метод семиотического анализа (от греч. semeion — знак) предполагает моделирование информационных технологий на основе использования определенной знаковой системы сообщений («языков»), обеспечивающих взаимодействие подразделений и струк­тур друг с другом.

При моделировании информационных технологий использу­ются также графический метод схематического по­строения потоков информации и их взаимосвязей, а также м е тод реквизитов (детальный анализ информационных пото­ков) и другие.

В моделях информационных технологий обычно просматрива­ется иерархическая структура управления объектом. Иногда ее на­зывают «информационной пирамидой». На рис. 52 представлена четырехуровневая структура такой пирамиды.

 

 

Рис. 52. Информацион­ная пирамида управления

 

Модель информационной технологии производственной струк­туры должна отражать в себе процедуры всех взаимосвязанных биз­нес-процессов в рамках единой процессно-ориентированной логис­тической системы. После построения такой модели возможна ее де­композиция на информационные составляющие процедур для их анализа и оптимизации.

 

Информационные системы

 

Такие системы представляют собой структуры, в состав которых входят электронно-вычислительные машины, объединяющие их ком­мутационные сети связи, информационные технологии и автомати­зированные рабочие места менеджеров. Эти системы имеют две ча­сти: функциональную и обеспечивающую. Первая зак­лючает в себе набор функций и задач, возложенных на систему, а вторая—совокупность средств (компонентов), предназначенных для выполнения системой предписанных ей функций и решения задач.

В совокупность средств второй части входят компоненты шести видов обеспечения: информационного, программного, техническо­го, организационного, математического и методического.

Набор функций (функциональных подсистем), в том числе логистических, перечни решаемых каждой из них задач, их структу­ризация, возможность группирования в отдельные блоки (модули) прорабатываются при проектировании информационных систем.

Крупные предприятия используют интегрированные ин­формационные системы корпоративного уровня, которые содержат модули решения отдельных логистических задач: управление закупками (снабжением), управление запасами, управ­ление распределением (сбытом) ресурсов, управление складом, управление транспортировкой, управление цепями поставок.

Компания SAP в одной из версий своей информационной системы R/3 предлагает заказчикам модуль «Логистика», объединяющий управ­ление такими функциями как «Закупки», «Сбыт», «Управление запаса­ми». Модуль «Логистика» имеется в информационных системах, про­двигаемых на отечественном рынке компаниями Oracle, «Парус» и др.

Для автоматизированного управления отдельными логистичес­кими процессами (складскими, экспедиторскими, транспортными) многие компании используют готовые («коробочные») решения, базирующиеся на современных информационных технологиях. Вне­дрение информационных систем на предприятиях, с созданием ав­томатизированных рабочих мест (АРМ) предполагает устройство сетей коммуникационной связи (локальных, многоуров­невых, распределительных). На рис. 53 представлены некоторые ва­рианты конфигурации этих сетей.

Рассматриваемые сети можно также классифицировать по видам используемых средств коммуникаций (электронная почта, факсимиль­ные, телефонные аппараты и др.), технологиям (оптические, микроволновые, спутниковые и др.), принадлежности, геогра­фии и дальности передачи ин­формации (локальные, город­ские, региональные, межреги­ональные, национальные, международные).

Рис. 53. Виды построения информационных логистических сетей: а — структура звезды; б — круговая структура; в — U-образная структура    
Сети коммуникационной связи обеспечивают их пользователям возможность работать в диалоговом режи­ме, вводить и вызывать необ­ходимую информацию для обработки, вновь передавать ее по сетям и линиям связи.

В российской компании «ТрансТелеКом» создана уникальная сеть волоконнооптических линий телекоммуникационной цифровой свя­зи. Она проходит вдоль стальных магистралей страны, через круп­ные населенные пункты и промышленные центры и призвана стать основой формирования единого информационного пространства не только железнодорожного, но и других видов транспорта. К этой мощной сети могут быть подключены локальные компьютерные сети крупных перевозочных, экспедиторских, складских, страховых ком­паний, портов, корпоративная сеть отечественных таможенных орга­нов. Она соединена с сетями связи других стран СНГ, Балтии, Фин­ляндией, Монголией, КНР. Ее дополняет система спутниковой связи.

На железных дорогах РФ разработан и успешно внедряется ком­плекс многоцелевых информационных систем. В их числе система «ДИСПАРК» (для управления вагонным парком); система «ДИС-КОН» (для управления контейнерным перевозками); система «ЭТ-РАН» (использование электронной транспортной накладной); сис­тема «Грузовой экспресс» (для обеспечения своевременной адресной доставки грузов) и другие.

Ведется внедрение корпоративной информационной системы «СИРИУС», имеющей единую централизованную базу данных по всем основным перевозочным ресурсам ОАО «РЖД». Многие из внедряемых на железнодорожном транспорте информационных си­стем содержат клиентоориентированные приложения. В их числе разработанная Центром информационных технологий на транспорте система «Автоматизация логистических функций клиента».

С 1994 г. Россия, Германия и Финляндия участвуют в программе сотрудничества по развитию и применению автоматизированных информационных систем в международных перевозках грузов и ло­гистике. Программа получила название «Телематика во внешнетор­говой логистике и управлении поставками товаров в бассейне Бал­тийского моря и прилегающих регионах». Сокращенное ее назва­ние TEDIM. В 2002—2003 гг. к программе присоединились Латвия, Литва, Польша и Эстония.

Разработаны и внедряются свыше 30 объединяемых программой информационных систем: «ВОРСom — для судоходных компаний портов Балтики», «DMS и Delcom — для контроля за поставками товаров в логистических цепях», «RailCom и RailTrack — для вне­дрения электронных перевозочных документов при железнодорож­но-автомобильных сообщениях», «Custcom и EurCust — для гармо­низации таможенных процедур на основе EDI-технологий», «Logcom и LCCT — для информационного обеспечения и управления рабо­той логистических центров» и др.

Автоматизированный сбор данных для логистических информа­ционных систем нередко базируется на использовании штрихо­вого и радиочастотного кодирования и иденти­фикации товаров, укрупненных грузовых единиц и транспорт­ных средств. Штриховые коды были изобретены в начале 50-х годов прошлого века. Кодирование при помощи штрихов подобно азбуке Морзе. Однако вместо сочетаний точек и тире в штриховом коде используют широкие и узкие штрихи и пробелы между ними. Мас­штабное распространение в мире получила система европейского кодирования EAN (European Article Numer).

На рис. 54 представлен код EAN 13, содержащий 12 элементов, сгруппированных в две комбинации из штрихов и цифр (по шесть в каждой). По обеим сторонам кода находятся контрольные элементы. Первые две цифры обозначают код страны происхождения товара. Следующие четыре цифры — это индекс изготовителя товара. Остав­шиеся цифры позволяют изготовителю закодировать свой товар.

Штриховое кодирование используется для автоматизи­рованной (при помощи сканеров) идентификации товаров и укруп­ненных грузовых единиц, их учета, отслеживания, сортировки. Ин­формация, содержащаяся в штрих-кодах, считывается сканером при­мерно в 6—7 раз быстрее, чем это делает опытный сотрудник. Обеспечивается высокая точность считывания информации.

В 1969 г. была изобретена, а в 1973 г. запатентована система


радиочастотного кодирования и идентификации


Рис. 54. Штриховой код EAN 13  
товаров, транспортных средств и других объектов. Сокращенно она называется RFID (Radio Frequency Identification) и состоит из радиочастотных меток и считывающих устройств с антеннами (рис. 55). Антенны могут быть встроены в сканеры, в ворота, турникеты, закрепляться в самых различных точках по маршрутам продвижения товаров (объектов).

Основной элемент RFID-систем — радиочастотная метка с записанной в ее


Рис. 55. Принцип радиочастотной идентификации  
память информацией. Считы­вание этой информации осуще­ствляется без контакта с мет­кой, по радиоканалу в определенном частотном диапазоне. Метки могут быть активными и пассивными (пассивные не имеют источников энергопитания). Полученная с меток информация принимается антенной и пересылается по кана­лу радиочастотной или проводной связи в компьютер, где фиксиру­ется в базе данных, а затем используется в системах контроля за про­движением товара или объекта.

Для работы RFID-систем создана сеть ЕРС Global Network. Прин­цип работы сети заключается в следующем. Производитель укрепля­ет радиочастотные метки на каждой единице товара. После укладки их в ящики на последних укрепляют дополнительные метки. Из ящи­ков формируют грузовые пакеты на поддонах. Каждый пакет также несет на себе радиочастотную метку. Когда грузовые пакеты покида­ют предприятие, антенны считывают с меток информацию. Затем она через компьютер попадает на сервер ЕРС Information Service. Возмож­ность пользоваться этой информацией получают все участники цепи поставок. Недостатком RFID-систем является их высокая стоимость по сравнению с системами штрихового кодирования. Вместе с тем RFID-системы характеризуются надежностью, значительным объе­мом передаваемой информации и позволяют в автоматизированном режиме отслеживать продвижение единиц материального потока по всему маршруту их следования в реальном масштабе времени.

Широкое распространение в мировой практике получили систе­мы слежения за транспортными средствами, связи с ними и диспет­черского управления, действующие на базе аппаратуры спутнико­вой радионавигации. Сегодня на земном шаре используется около 200 типов таких систем. Например, глобальная система спутнико­вой радионавигации Inmarsat С обеспечивает возможность получе­ния в реальном масштабе времени информации о местонахождении транспортных средств, которые оборудуются специальными приемо­передающими устройствами. Научно-производственное предприя­тие «Транснавигация» (г. Москва) ведет комплекс научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ в этой области.

Контрольные вопросы к главе 9

1. Что понимается под информационным потоком?

2. По каким признакам классифицируют информационные потоки?

3. В чем состоит концепция EDI ?

4. Какие существуют методы моделирования информационных технологий?

5. Какие главные компоненты входят в состав информационных систем?

6. Охарактеризуйте особенности информационных систем корпо­ративного уровня.

7. В чем состоит назначение телекоммуникационной сети «Транс-ТелеКом»?

8. Какие информационные системы входят в программу TEDIM ?

9. В чем заключаются особенности штрихового, а также радио­частотного кодирования и идентификации?




Дата: 2019-02-02, просмотров: 478.