Лекция Информационные телекоммуникационные системы для непрерывного слежения за движением материальных потоков. Моделирование информационных технологий грузовых перевозок. Управление цепочками поставок.
Информационные системы пассажирских перевозок.
Существуют различные методы формирования, передачи, обработки и оптимизации информационных потоков в рамках конкретных объектов управления или их совокупностей. Наукой и практикой выработаны рекомендации по созданию для этих объектов информационных технологий, отвечающих особенностям их эффективного функционирования и взаимодействия с внешней средой. Принципиальные модели таких технологий базируются на формализованных экономико-математических методах, а также алгоритмах управления и анализа.
Так, метод матричного моделирования позволяет формировать многие процедуры и операции путем построения таблиц (матриц), отражающих информационные связи всех подразделений объекта управления и его внешней среды.
Метод семиотического анализа (от греч. semeion — знак) предполагает моделирование информационных технологий на основе использования определенной знаковой системы сообщений («языков»), обеспечивающих взаимодействие подразделений и структур друг с другом.
При моделировании информационных технологий используются также графический метод схематического построения потоков информации и их взаимосвязей, а также м е тод реквизитов (детальный анализ информационных потоков) и другие.
В моделях информационных технологий обычно просматривается иерархическая структура управления объектом. Иногда ее называют «информационной пирамидой». На рис. 52 представлена четырехуровневая структура такой пирамиды.
Рис. 52. Информационная пирамида управления
Модель информационной технологии производственной структуры должна отражать в себе процедуры всех взаимосвязанных бизнес-процессов в рамках единой процессно-ориентированной логистической системы. После построения такой модели возможна ее декомпозиция на информационные составляющие процедур для их анализа и оптимизации.
Информационные системы
Такие системы представляют собой структуры, в состав которых входят электронно-вычислительные машины, объединяющие их коммутационные сети связи, информационные технологии и автоматизированные рабочие места менеджеров. Эти системы имеют две части: функциональную и обеспечивающую. Первая заключает в себе набор функций и задач, возложенных на систему, а вторая—совокупность средств (компонентов), предназначенных для выполнения системой предписанных ей функций и решения задач.
В совокупность средств второй части входят компоненты шести видов обеспечения: информационного, программного, технического, организационного, математического и методического.
Набор функций (функциональных подсистем), в том числе логистических, перечни решаемых каждой из них задач, их структуризация, возможность группирования в отдельные блоки (модули) прорабатываются при проектировании информационных систем.
Крупные предприятия используют интегрированные информационные системы корпоративного уровня, которые содержат модули решения отдельных логистических задач: управление закупками (снабжением), управление запасами, управление распределением (сбытом) ресурсов, управление складом, управление транспортировкой, управление цепями поставок.
Компания SAP в одной из версий своей информационной системы R/3 предлагает заказчикам модуль «Логистика», объединяющий управление такими функциями как «Закупки», «Сбыт», «Управление запасами». Модуль «Логистика» имеется в информационных системах, продвигаемых на отечественном рынке компаниями Oracle, «Парус» и др.
Для автоматизированного управления отдельными логистическими процессами (складскими, экспедиторскими, транспортными) многие компании используют готовые («коробочные») решения, базирующиеся на современных информационных технологиях. Внедрение информационных систем на предприятиях, с созданием автоматизированных рабочих мест (АРМ) предполагает устройство сетей коммуникационной связи (локальных, многоуровневых, распределительных). На рис. 53 представлены некоторые варианты конфигурации этих сетей.
Рассматриваемые сети можно также классифицировать по видам используемых средств коммуникаций (электронная почта, факсимильные, телефонные аппараты и др.), технологиям (оптические, микроволновые, спутниковые и др.), принадлежности, географии и дальности передачи информации (локальные, городские, региональные, межрегиональные, национальные, международные).
Рис. 53. Виды построения информационных логистических сетей: а — структура звезды; б — круговая структура; в — U-образная структура |
В российской компании «ТрансТелеКом» создана уникальная сеть волоконнооптических линий телекоммуникационной цифровой связи. Она проходит вдоль стальных магистралей страны, через крупные населенные пункты и промышленные центры и призвана стать основой формирования единого информационного пространства не только железнодорожного, но и других видов транспорта. К этой мощной сети могут быть подключены локальные компьютерные сети крупных перевозочных, экспедиторских, складских, страховых компаний, портов, корпоративная сеть отечественных таможенных органов. Она соединена с сетями связи других стран СНГ, Балтии, Финляндией, Монголией, КНР. Ее дополняет система спутниковой связи.
На железных дорогах РФ разработан и успешно внедряется комплекс многоцелевых информационных систем. В их числе система «ДИСПАРК» (для управления вагонным парком); система «ДИС-КОН» (для управления контейнерным перевозками); система «ЭТ-РАН» (использование электронной транспортной накладной); система «Грузовой экспресс» (для обеспечения своевременной адресной доставки грузов) и другие.
Ведется внедрение корпоративной информационной системы «СИРИУС», имеющей единую централизованную базу данных по всем основным перевозочным ресурсам ОАО «РЖД». Многие из внедряемых на железнодорожном транспорте информационных систем содержат клиентоориентированные приложения. В их числе разработанная Центром информационных технологий на транспорте система «Автоматизация логистических функций клиента».
С 1994 г. Россия, Германия и Финляндия участвуют в программе сотрудничества по развитию и применению автоматизированных информационных систем в международных перевозках грузов и логистике. Программа получила название «Телематика во внешнеторговой логистике и управлении поставками товаров в бассейне Балтийского моря и прилегающих регионах». Сокращенное ее название TEDIM. В 2002—2003 гг. к программе присоединились Латвия, Литва, Польша и Эстония.
Разработаны и внедряются свыше 30 объединяемых программой информационных систем: «ВОРСom — для судоходных компаний портов Балтики», «DMS и Delcom — для контроля за поставками товаров в логистических цепях», «RailCom и RailTrack — для внедрения электронных перевозочных документов при железнодорожно-автомобильных сообщениях», «Custcom и EurCust — для гармонизации таможенных процедур на основе EDI-технологий», «Logcom и LCCT — для информационного обеспечения и управления работой логистических центров» и др.
Автоматизированный сбор данных для логистических информационных систем нередко базируется на использовании штрихового и радиочастотного кодирования и идентификации товаров, укрупненных грузовых единиц и транспортных средств. Штриховые коды были изобретены в начале 50-х годов прошлого века. Кодирование при помощи штрихов подобно азбуке Морзе. Однако вместо сочетаний точек и тире в штриховом коде используют широкие и узкие штрихи и пробелы между ними. Масштабное распространение в мире получила система европейского кодирования EAN (European Article Numer).
На рис. 54 представлен код EAN 13, содержащий 12 элементов, сгруппированных в две комбинации из штрихов и цифр (по шесть в каждой). По обеим сторонам кода находятся контрольные элементы. Первые две цифры обозначают код страны происхождения товара. Следующие четыре цифры — это индекс изготовителя товара. Оставшиеся цифры позволяют изготовителю закодировать свой товар.
Штриховое кодирование используется для автоматизированной (при помощи сканеров) идентификации товаров и укрупненных грузовых единиц, их учета, отслеживания, сортировки. Информация, содержащаяся в штрих-кодах, считывается сканером примерно в 6—7 раз быстрее, чем это делает опытный сотрудник. Обеспечивается высокая точность считывания информации.
В 1969 г. была изобретена, а в 1973 г. запатентована система
радиочастотного кодирования и идентификации
Рис. 54. Штриховой код EAN 13 |
Основной элемент RFID-систем — радиочастотная метка с записанной в ее
Рис. 55. Принцип радиочастотной идентификации |
Для работы RFID-систем создана сеть ЕРС Global Network. Принцип работы сети заключается в следующем. Производитель укрепляет радиочастотные метки на каждой единице товара. После укладки их в ящики на последних укрепляют дополнительные метки. Из ящиков формируют грузовые пакеты на поддонах. Каждый пакет также несет на себе радиочастотную метку. Когда грузовые пакеты покидают предприятие, антенны считывают с меток информацию. Затем она через компьютер попадает на сервер ЕРС Information Service. Возможность пользоваться этой информацией получают все участники цепи поставок. Недостатком RFID-систем является их высокая стоимость по сравнению с системами штрихового кодирования. Вместе с тем RFID-системы характеризуются надежностью, значительным объемом передаваемой информации и позволяют в автоматизированном режиме отслеживать продвижение единиц материального потока по всему маршруту их следования в реальном масштабе времени.
Широкое распространение в мировой практике получили системы слежения за транспортными средствами, связи с ними и диспетчерского управления, действующие на базе аппаратуры спутниковой радионавигации. Сегодня на земном шаре используется около 200 типов таких систем. Например, глобальная система спутниковой радионавигации Inmarsat С обеспечивает возможность получения в реальном масштабе времени информации о местонахождении транспортных средств, которые оборудуются специальными приемопередающими устройствами. Научно-производственное предприятие «Транснавигация» (г. Москва) ведет комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области.
Контрольные вопросы к главе 9
1. Что понимается под информационным потоком?
2. По каким признакам классифицируют информационные потоки?
3. В чем состоит концепция EDI ?
4. Какие существуют методы моделирования информационных технологий?
5. Какие главные компоненты входят в состав информационных систем?
6. Охарактеризуйте особенности информационных систем корпоративного уровня.
7. В чем состоит назначение телекоммуникационной сети «Транс-ТелеКом»?
8. Какие информационные системы входят в программу TEDIM ?
9. В чем заключаются особенности штрихового, а также радиочастотного кодирования и идентификации?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 530.