Внешнеторговые перевозки грузов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В общем объеме мировой торговли Россия занимает сегодня весь-
­ма скромное место. Ее доля в мировом товарном экспорте чуть бо-
­лее 1%, а в импорте — даже менее этой величины. По своим масшта­бам российский экспорт эквивалентен почти 40% внутреннего вало­вого продукта (ВВП) страны. На экспорт отгружается около 90% производимых в РФ минеральных удобрений и алюминия, более половины добываемых нефти и газа, продукции черной металлур­гии, круглого леса, целлюлозы. Только 9% экспорта приходится на продукцию отечественного машиностроения.

Около половины российского импорта приходится на товары народного потребления (одежда, бытовые приборы, стройматериа­лы, вычислительная техника, легковые автомобили). Значительную долю в отечественном импорте занимают мясная и молочная про­дукция, сахар, растительное масло, овощи, фрукты, вино. Почти треть всех зарубежных закупок РФ — продукция машиностроения.

Страны ЕС занимают более 40% во внешнеторговом обороте России. Ее ведущие торговые партнеры — страны ближнего зару­бежья, Германия, США, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великоб­ритания, Финляндия, Польша, Япония. Перед нашей страной стоят задачи совершенствования структуры ее внешнеторгового оборота, сокращения закупок продовольствия, увеличения доли готовой и наукоемкой продукции, продвигаемой на внешние рынки сбыта, активный экспорт транспортных услуг. Эти задачи становятся осо­бенно актуальными в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Правовую основу регулирования международной торговли в рам­ках ВТО составляют генеральные соглашения по тарифам и торгов­ле (ГАТТ) и по торговле услугами (ГАТС). Оба соглашения, к кото­рым присоединились более 130 стран мира, содержат правила зак­лючения между ними контрактов на торговлю товарами и услугами (в том числе логистическими). Торговля услугами определяется ГАТС в четырех форматах:

1 — с территории одной страны на территорию другой страны (crossborder supply). В этом формате исполни­тель услуг (юридическое лицо) находится вне пределов страны, в которую эта услуга поставляется;

2 — на территории одной страны потребителю услуги другой страны (consumption abroad). К этому фор­мату, в частности, относятся услуги перевозчика, оказываемые им в пределах территории другой страны;

3 — коммерческое присутствие исполнителей услуг одной страны на территории другой страны
(commercial presense). Исполнителями услуг могут быть филиалы
и представительства транспортных и экспедиторских компаний одной страны в другой стране, где находятся потребители этих услуг;

4 — физическое присутствие исполнителей услуг (юридических и физических лиц) одной страны на территории другой, потребляющей такие услуги (presence of natural providing services).

Классификатор ГАТС делит логистические услуги на основные (транспортные) и сопутствующие. Основными считаются услу­ги по доставке грузов различными видами транспорта, а сопут­ствующими — услуги по транспортному экспедированию, вы­полнению погрузочно-разгрузочных, тарно-упаковочных и складс­ких работ, пользованию терминалами, портами, аэродромами, осуществлению различных вспомогательных операций (заправка топливом, ремонт), информационной поддержке сервиса, управле­нию товарными потоками.

Вступление нашей страны в ВТО и связанное с этим ее присоедине­ние к соглашениям ГАТТ и ГАТС предполагают гармонизацию (согласование) отечественной законодательной базы с основными нормативно-правовыми критериями и требованиями ВТО.

18 июня 2004 г. вступил в силу закон РФ (№ 164-ФЗ) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем определены полномочия государства и субъектов РФ в рассмат­риваемой деятельности с целью создания благоприятных условий ее осуществления и защиты экономических интересов нашей страны.

Этот закон состоит из 13 глав и 54 статей, которыми регламентиро­ваны принципы государственного регулирования внешнеэкономичес­кой деятельности с учетом опыта, накопленного Россией в междуна­родных рыночных отношениях. Положения закона гармонизирова­ны с положениями нового Таможенного кодекса, вступившего в силу 1 января 2004 г., и корреспондируются с критериями соглашений ВТО.

В законе даны определения важнейших терминов внешнеэконо­мической деятельности. Так, под импортом товара понимается его ввоз на таможенную территорию без обязательства обратного вывоза, а под экспортом — вывоз с этой территории без обяза­тельства об обратном ввозе.

Понятие международный транзит трактуется законом как «перемещение через таможенную территорию РФ товаров и
транспортных средств, если такое перемещение является лишь час­тью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами тамо­женной территории РФ». Законом установлено, что международ­ный транзит должен осуществляться свободно по железнодорож­ным, водным, воздушным и автодорожным путям сообщений, наи­более подходящим для международных перевозок. При международном транзите не допускаются различия, основанные на флаге, месте регистрации и происхождении судна, месте захода (вы­хода) или пункте назначения (отправления) или каких-либо обсто­ятельствах, относящихся к собственности на товар, судно или дру­гие транспортные средства, если иное не предусмотрено Федераль­ным законодательством.

Нормы международного права. Внешнеэкономическая деятель­ность предполагает ее эффективное логистическое обеспечение, ко­торое базируется на нормах международного и национального пра­ва. Эти нормы определяют права и обязанности участников внеш­неторговых сделок и условия связанных с ними логистических процессов доставки товаров. В ряде международных конвенций и соглашений ВТО, принятых при участии ООН, получили отраже­ние важнейшие принципы торговли между государствами, опреде­ляющие их права на свободу заключения двусторонних и многосто­ронних торговых договоров, свободу транзита товаров, обеспече­ние недискриминационного режима торговли и защиты национальных рынков, преференций для развивающихся стран, уни­фикации и стандартизации договорной практики.

В мировой торговле широко применяются правила толкования тор­говых терминов, определяющих условия поставок товаров. Эти правила разработаны Международной торговой палатой. Последняя редакция правил выполнена в 2000 г. Она известна под названием «Инкотермс-2000» (International Commercial Terms). В этой редакции содержится 13 терминов, которые можно подразделить на четыре группы:

первая группа «Е» — термин EX WORKS, означающий, что про­давец передает подготовленный к перевозке товар в распоряжение покупателя у себя на предприятии (склад, поле). Покупатель за счет своих средств организует вывоз приобретаемого товара;

вторая группа « F » — термины FSA, FAS, FOB означают следую­щее: на условии FSA продавец принимает на себя все относящиеся к товару расходы до момента передачи его перевозчику, указанному по­купателем, а также оплачивает вывозные таможенные пошлины, нало­ги и сборы; на условии FAS продавец обеспечивает поставку своего товара в порт отгрузки и размещает товар на причале вдоль борта суд­на для передачи покупателю; на условии FOB продавец передает свой товар покупателю, разместив его на борту судна в порту отгрузки;

третья группа «С» — термины CFR, CIF, СРТ, CIP. На усло­вии CFR продавец обязан поставить свой товар в поименованный порт назначения, оплатив все расходы (включая таможенные пошли­ны и сборы) по доставке товара в этот порт. На условии CIF прода­вец несет те же обязанности, что и при условии CFR, но, кроме того, принимает на себя расходы по страхованию товара в пользу его по­купателя. Условие СРТ предполагает обязанность продавца доста­вить товар в поименованный пункт страны назначения, передать покупателю и понести все сопутствующие перемещению товара рас­ходы, включая таможенные. Условие CIP идентично условию СРТ, но в расходы продавца дополнительно включаются издержки по страхованию товара в пользу его покупателя.

четвертая группа « D » — объединяет пять терминов: DAF, DES, DEQ, DDU, DDP. Условие DAF требует от продавца доставки им товара на пограничный сухопутный пункт страны отправления, и оплаты им расходов по таможенному оформлению вывоза товара. Условия DES и DEQ близки по форме их реализации и означают, что продавец товара обязан ввезти его в поименованный морской порт страны назначения и оплатить расходы, связанные с такой дос­тавкой; покупатель товара принимает на себя расходы по разгрузке прибывшего судна и оплате ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов. Условие поставки DEQ предусматривает, что продавец, кро­ме расходов по условию DES, также должен принять на себя расходы по выгрузке товара в порту назначения из судна на причал и опла­тить все ввозные таможенные пошлины и сборы. Близки по выполне­нию условия DDU и DDP поставок товаров через сухопутные грани­цы в поименованные пункты ввоза стран назначения. Продавец при условии DDU обязан нести все расходы по доставке товара, включая вывозные таможенные пошлины своей страны, а. при условии DDP — также и расходы по оплате ввозных таможенных пошлин страны назначения товара. Покупатель при этом оплачивает лишь расходы по разгрузке транспортных средств, доставивших товар.

Условия поставок, обозначенные терминами Инкотермс-2000, признаны почти во всех странах мира и в конечном счете влияют на цены товаров по внешнеторговым контрактам. Поэтому при их зак­лючении и заполнении таможенных деклараций условия поставок в них обозначаются именно такими терминами.

В правовой базис мировой торговли, помимо рассмотренных пра­вил «Инкортемс-2000», входят многие международные соглашения, договоры, конвенции, регулирующие перевозки внешнеторговых грузов на различных видах транспорта и в смешанных сообщениях.

На морском транспорте — это прежде всего Конвенция ООН по морским перевозкам грузов (1978 г.) и «гамбургские правила». В них содержатся рекомендации по разработке договоров на перевозки, определена ответственность их участников, приведены требования, касающиеся оформления транспортной документации. Некоторые положения Конвенции ООН получили отражение в Кодексе торго­вого мореплавания РФ, принятом Государственной Думой в 1999 г. Значительный вклад в регламентацию мореплавания и коммерческой деятельности на морском транспорте вносит Международная морс­кая организация ИМО, объединяющая 130 стран мира.

Существуют конвенции, регулирующие международные перевозки грузов в Европе по рекам Дунай и Рейн. Унификацией правил перево­зок по внутренним водным путям Европы занимается Комитет по внут­реннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.

Правовое регулирование внешнеторговых перевозок по желез­ным дорогам в 41 стране Европы, Азии и Африки базируется на Кон­венции о международных железнодорожных перевозках (ЦИМ КО­ТИФ). Эта конвенция распространяется на железные дороги общей протяженностью 270 тыс. км. Россия не входит в число членов этой конвенции, а лишь готовится стать ее участником Цель ЦИМ КО-ТИФ — унификация правовых норм международных железнодорож­ных перевозок, а также смешанных сообщений с участием железно­дорожного транспорта. Международный комитет ЦИМ КОТИФ занимается разработкой руководящих документов, способствующих достижению поставленной цели.

Кроме ЦИМ КОТИФ, с 1951 г. существует также Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), в котором участвуют 27 европейских и азиатских стран. Общая про­тяженность их железных дорог более 300 тыс. км. В число этих стран входят все страны СНГ, Балтии, Китай, Венгрия, Монголия, Польша. СМГС представляет собой соглашение между министерствами, ве­дающими железнодорожным транспортом в указанных странах.

Координатором международной деятельности стран, вошедших в СМГС, является Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД). СМГС устанавливает единые условия международных пе­ревозок между названными странами и перевозочные документы единого образца (грузовая накладная СМГС). Вместе с тем, основ­ные положения СМГС и ЦИМ КОТИФ не гармонизированы между собой. Ведется работа по сближению этих двух правовых регламен­тов и созданию единого перевозочного документа на весь путь сле­дования грузов.

В настоящее время Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН разрабатывает проект Конвенции о процедуре международного таможенного транзита при доставке грузов железнодорожным транс­портом. Цель этой конвенции — признание накладной СМГС тран­зитной декларацией. Помимо СМГС, Россия подписала двусторон­ние соглашения в области железнодорожных международных пере­возок с Австрией, Афганистаном, Ираном, Турцией, Финляндией.

Важную роль в регламентации работы и развитии мировой железнодорожной сети играют Международный союз железных до­рог (МСЖД) и Международная ассоциация железнодорожных кон­грессов (МАЖК).

В нашей стране организация железнодорожных международных перевозок находится в ведении ЦФТО ОАО «РЖД», который, исхо­дя из конъюнктуры внешнеторговых и транспортных рынков, оформляет договорные отношения с предприятиями-экспортерами и импортерами, а также с экспедиторскими компаниями. Все расче­ты осуществляются через центр «Желдоррасчет». Платежи за пере­возки принимаются в свободно конвертируемой валюте.

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок опирается на ряд конвенций и соглашений, разработанных с участием Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ). Деятельность МСАТ, в состав которого входят ассоциации автоперевозчиков и автодорожных организаций из многих стран мира, сосредоточена на совершенствова­нии работы автомобильного транспорта во внутренних и международ­ных сообщениях. Членом МСАТ является российская Ассоциация меж­дународных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

МСАТ принимал участие в разработке «Европейского соглаше­ния о международных автомагистралях» (1975 г.), «Конвенции о налогообложении владельцев дорожных автотранспортных средств, используемых при международных перевозках грузов» (1950 г.), «Ев­ропейского соглашения о международной перевозке опасных гру­зов» (1957 г.), «Конвенции о договоре дорожной перевозки грузов» (1956 г), «Таможенной конвенции о международной перевозке гру­зов с применением книжки МДП или TIR Carnet» (1975 г.). После­дние две конвенции являются основополагающими для организа­ции внешнеторговых перевозок грузов автотранспортом.

МСАТ разработал форму коносамента (накладной) CMR для автомобильной доставки грузов в международных сообщениях.

Правовое регулирование международных авиатранспортных ус­луг охватывает перевозки пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений. Нормативные рамки такого регулирования начали формироваться в середине прошлого века с появлением «Конвен­ции о международной гражданской авиации» (1944 г.). На ее основе при ООН была создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО), членами которой являются более 180 государств, в том числе Россия. Наряду с ИКАО в мире существует Ме­ждународная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), объеди­няющая 127 авиакомпаний из 86 стран мира. Российские авиаком­пании не входят в состав ИАТА.

Важнейший правовой акт «Конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» был принят в Варшаве в 1929 г., а затем дополнен рядом уточнений, ка­сающихся пределов ответственности перевозчиков, правил оформ­ления доставки пассажиров и грузов, бронирования тоннажа.

Выполнение всех регулярных рейсов на международных воздуш­ных линиях осуществляется только на основе международных со­глашений. Чартерные рейсы самолетов организуются лишь по ре­шениям правительственных органов. Правовые основы использо­вания воздушного пространства нашей страны для полетов авиасредств определены «Воздушным кодексом РФ», введенным в действие в 1997 г.

Правовое регулирование международных комбинированных пере­возок грузов базируется на «Конвенции о международных смешанных перевозках», принятой в 1980 г. ООН и Международной морской организацией.

Конвенция состоит из 8 частей и преамбулы, в которой приведено следующее определение международной смешанной перевозки — «это перевозка, осуществляемая на основании договора по меньшей мере двумя видами транспорта из пункта отправления в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки груза, до обусловленного места его доставки в другой стране». Конвенция под­писана лишь несколькими странами, но многие ее положения исполь­зуются в практике международных смешанных перевозок.

Правовое регулирование международных перевозок грузов в контейнерах базируется на «Международной конвенции по безо­пасным контейнерам» (1977 г.) и «Таможенной конвенции, касаю­щейся контейнеров» (1972 г.). В этих международных актах опреде­лены основные требования к контейнерам, пересекающим межгосу­дарственные границы, изложены и процедуры ввоза на территории стран порожних и груженых контейнеров, в том числе под таможен­ными пломбами.

Таможенное оформление внешнеторговых грузов требует от их вла­дельцев заполнения грузовых таможенных деклараций, предостав­ления таможенным органам лицензий, разрешающих ввоз или вы­воз товаров, сертификатов их качества, происхождения, пожарной безопасности, санитарных, ветеринарных и карантинных свиде­тельств, кодов товаров, соответствующих Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России. Эта номенклатура пред­ставляет собой перечень товаров с присвоенными им цифровыми кодами. Она основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, являющейся приложением к «Международ­ной конвенции о гармонизированной системе», вступившей в дей­ствие 1 января 1988 г.

При перемещении товаров и транспортных средств через тамо­женную границу государства используется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Нетарифное регулирование означает установление го­сударством режимов квотирования (от лат. quot — сколько, опреде­ленная норма, доля) и лицензирования внешнеторговых поставок, а также иных ограничений в соответствии с законодательством. Под лицензированием понимается регулирование уполномочен­ными государством органами ввоза, вывоза и транзита товаров, сво­бодное перемещение которых через таможенную границу запрещено. Лицензирование проводится по отдельным товарам или странам. Вы­дача лицензий осуществляется Министерством экономического раз­вития и торговли РФ, а разрешение на транзит Федеральной тамо­женной службой РФ. При экспорте и импорте вооружений, военной техники и техники двойного (военно-гражданского) назначения, дра­гоценных металлов и камней, предметов, имеющих художественную ценность действует порядок специального таможенного контроля.

Сущность таможенно-тарифного регулирования заключается в использовании инструмента таможенных пошлин, которые, будучи включенными в цену товаров, влияют на их конку­рентоспособность. Таможенно-тарифное регулирование защищает отечественных товаропроизводителей от конкуренции с зарубежной продукцией и создает благоприятный режим продвижения отече­ственной продукции на зарубежные рынки сбыта.

При пересечении товарами таможенной границы РФ с их вла­дельцев взимаются таможенные платежи: пошлины (вывоз­ные и ввозные), налоги на добавленную стоимость ввозимых това­ров, а также косвенные налоги на них (акцизы), таможенные сборы за выдачу лицензий и возобновление их действия, таможенное офор­мление товара, его хранение, сопровождение, а также платы за кон­сультации, принятие предварительных решений, участие в таможен­ных аукционах и др.

Другими словами, понятие «таможенные платежи» шире поня­тия «таможенная пошлина». В Федеральном законе «О таможенном тарифе» содержится следующее определение таможенной по­шлины, — «это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым ус­ловием такого ввоза или вывоза». Ставки таможенных пошлин за­висят от таможенной стоимости внешнеторгового товара. Ее опре­деляет и заявляет таможенному органу декларант — лицо, пе­ремещающее товар (или транспортное средство) и предъявляющее их для таможенного оформления. Декларантом может выступать владелец товара или таможенный брокер-посредник, совершающий от собственного имени операции по таможенному оформлению.

В международной практике используются разнообразные мето­ды, позволяющие объективно оценить стоимость товаров в момент пересечения ими таможенных границ. Для определения в России таможенной стоимости импортируемых товаров применя­ют следующие методы:

1. по цене сделки с ввозимыми товарами;

2. по цене сделки с идентичными товарами;

3. по цене сделки с однородными товарами;

4. метод сложения стоимости;

5. метод вычитания стоимости;

6. резервный метод.

Методы 1—3 принципиально мало отличаются один от другого. Метод 4 базируется на цене, по которой ввозимые товары продаются в России, а метод 5 основан на затратах зарубежных производителей на производство и реализацию товаров. Метод 6 используется тогда, когда по методам 1—5 определить цену товара невозможно.

В цену сделки, по которой определяется таможенная сто­имость товара, могут быть включены начисления, связанные с внеш­неторговыми поставками. К таким начислениям относят рас­ходы покупателя, не вошедшие в цену сделки и не включенные продав­цом товара в счет-фактуру, а именно: комиссионные и посреднические услуги, расходы на контейнеры и упаковку товаров, стоимость выпол­ненных для покупателя работ, относящихся к сделке, затраты на транс­портировку товара, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, страхование в пути следования вплоть до таможенной границы.

Согласно Таможенному кодексу РФ декларант обязан оплатить, кроме таможенных пошлин и налогов, таможенные сборы. Под такими сборами понимается оплата оформления, хранения и сопровождения груза. Таможенные сборы должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей. Ставки таможенных сборов устанавливает Правительство РФ. Та­моженное оформление внешнеторговых товаров предполагает ак­тивное логистическое взаимодействие всех участников внешнеэко­номической деятельности. Структурная схема такого взаимодействия представлена на рис. 8.

Информационно-правовое обеспечение таможенных процедур формируют базы данных, создаваемых и поддерживаемых Федераль­ной таможенной службой, а также рядом программных продуктов для ЭВМ.

 






Дата: 2019-02-02, просмотров: 350.