В общем объеме мировой торговли Россия занимает сегодня весь-
ма скромное место. Ее доля в мировом товарном экспорте чуть бо-
лее 1%, а в импорте — даже менее этой величины. По своим масштабам российский экспорт эквивалентен почти 40% внутреннего валового продукта (ВВП) страны. На экспорт отгружается около 90% производимых в РФ минеральных удобрений и алюминия, более половины добываемых нефти и газа, продукции черной металлургии, круглого леса, целлюлозы. Только 9% экспорта приходится на продукцию отечественного машиностроения.
Около половины российского импорта приходится на товары народного потребления (одежда, бытовые приборы, стройматериалы, вычислительная техника, легковые автомобили). Значительную долю в отечественном импорте занимают мясная и молочная продукция, сахар, растительное масло, овощи, фрукты, вино. Почти треть всех зарубежных закупок РФ — продукция машиностроения.
Страны ЕС занимают более 40% во внешнеторговом обороте России. Ее ведущие торговые партнеры — страны ближнего зарубежья, Германия, США, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Финляндия, Польша, Япония. Перед нашей страной стоят задачи совершенствования структуры ее внешнеторгового оборота, сокращения закупок продовольствия, увеличения доли готовой и наукоемкой продукции, продвигаемой на внешние рынки сбыта, активный экспорт транспортных услуг. Эти задачи становятся особенно актуальными в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Правовую основу регулирования международной торговли в рамках ВТО составляют генеральные соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и по торговле услугами (ГАТС). Оба соглашения, к которым присоединились более 130 стран мира, содержат правила заключения между ними контрактов на торговлю товарами и услугами (в том числе логистическими). Торговля услугами определяется ГАТС в четырех форматах:
1 — с территории одной страны на территорию другой страны (crossborder supply). В этом формате исполнитель услуг (юридическое лицо) находится вне пределов страны, в которую эта услуга поставляется;
2 — на территории одной страны потребителю услуги другой страны (consumption abroad). К этому формату, в частности, относятся услуги перевозчика, оказываемые им в пределах территории другой страны;
3 — коммерческое присутствие исполнителей услуг одной страны на территории другой страны
(commercial presense). Исполнителями услуг могут быть филиалы
и представительства транспортных и экспедиторских компаний одной страны в другой стране, где находятся потребители этих услуг;
4 — физическое присутствие исполнителей услуг (юридических и физических лиц) одной страны на территории другой, потребляющей такие услуги (presence of natural providing services).
Классификатор ГАТС делит логистические услуги на основные (транспортные) и сопутствующие. Основными считаются услуги по доставке грузов различными видами транспорта, а сопутствующими — услуги по транспортному экспедированию, выполнению погрузочно-разгрузочных, тарно-упаковочных и складских работ, пользованию терминалами, портами, аэродромами, осуществлению различных вспомогательных операций (заправка топливом, ремонт), информационной поддержке сервиса, управлению товарными потоками.
Вступление нашей страны в ВТО и связанное с этим ее присоединение к соглашениям ГАТТ и ГАТС предполагают гармонизацию (согласование) отечественной законодательной базы с основными нормативно-правовыми критериями и требованиями ВТО.
18 июня 2004 г. вступил в силу закон РФ (№ 164-ФЗ) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем определены полномочия государства и субъектов РФ в рассматриваемой деятельности с целью создания благоприятных условий ее осуществления и защиты экономических интересов нашей страны.
Этот закон состоит из 13 глав и 54 статей, которыми регламентированы принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом опыта, накопленного Россией в международных рыночных отношениях. Положения закона гармонизированы с положениями нового Таможенного кодекса, вступившего в силу 1 января 2004 г., и корреспондируются с критериями соглашений ВТО.
В законе даны определения важнейших терминов внешнеэкономической деятельности. Так, под импортом товара понимается его ввоз на таможенную территорию без обязательства обратного вывоза, а под экспортом — вывоз с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
Понятие международный транзит трактуется законом как «перемещение через таможенную территорию РФ товаров и
транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами таможенной территории РФ». Законом установлено, что международный транзит должен осуществляться свободно по железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным путям сообщений, наиболее подходящим для международных перевозок. При международном транзите не допускаются различия, основанные на флаге, месте регистрации и происхождении судна, месте захода (выхода) или пункте назначения (отправления) или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товар, судно или другие транспортные средства, если иное не предусмотрено Федеральным законодательством.
Нормы международного права. Внешнеэкономическая деятельность предполагает ее эффективное логистическое обеспечение, которое базируется на нормах международного и национального права. Эти нормы определяют права и обязанности участников внешнеторговых сделок и условия связанных с ними логистических процессов доставки товаров. В ряде международных конвенций и соглашений ВТО, принятых при участии ООН, получили отражение важнейшие принципы торговли между государствами, определяющие их права на свободу заключения двусторонних и многосторонних торговых договоров, свободу транзита товаров, обеспечение недискриминационного режима торговли и защиты национальных рынков, преференций для развивающихся стран, унификации и стандартизации договорной практики.
В мировой торговле широко применяются правила толкования торговых терминов, определяющих условия поставок товаров. Эти правила разработаны Международной торговой палатой. Последняя редакция правил выполнена в 2000 г. Она известна под названием «Инкотермс-2000» (International Commercial Terms). В этой редакции содержится 13 терминов, которые можно подразделить на четыре группы:
• первая группа «Е» — термин EX WORKS, означающий, что продавец передает подготовленный к перевозке товар в распоряжение покупателя у себя на предприятии (склад, поле). Покупатель за счет своих средств организует вывоз приобретаемого товара;
• вторая группа « F » — термины FSA, FAS, FOB означают следующее: на условии FSA продавец принимает на себя все относящиеся к товару расходы до момента передачи его перевозчику, указанному покупателем, а также оплачивает вывозные таможенные пошлины, налоги и сборы; на условии FAS продавец обеспечивает поставку своего товара в порт отгрузки и размещает товар на причале вдоль борта судна для передачи покупателю; на условии FOB продавец передает свой товар покупателю, разместив его на борту судна в порту отгрузки;
• третья группа «С» — термины CFR, CIF, СРТ, CIP. На условии CFR продавец обязан поставить свой товар в поименованный порт назначения, оплатив все расходы (включая таможенные пошлины и сборы) по доставке товара в этот порт. На условии CIF продавец несет те же обязанности, что и при условии CFR, но, кроме того, принимает на себя расходы по страхованию товара в пользу его покупателя. Условие СРТ предполагает обязанность продавца доставить товар в поименованный пункт страны назначения, передать покупателю и понести все сопутствующие перемещению товара расходы, включая таможенные. Условие CIP идентично условию СРТ, но в расходы продавца дополнительно включаются издержки по страхованию товара в пользу его покупателя.
• четвертая группа « D » — объединяет пять терминов: DAF, DES, DEQ, DDU, DDP. Условие DAF требует от продавца доставки им товара на пограничный сухопутный пункт страны отправления, и оплаты им расходов по таможенному оформлению вывоза товара. Условия DES и DEQ близки по форме их реализации и означают, что продавец товара обязан ввезти его в поименованный морской порт страны назначения и оплатить расходы, связанные с такой доставкой; покупатель товара принимает на себя расходы по разгрузке прибывшего судна и оплате ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов. Условие поставки DEQ предусматривает, что продавец, кроме расходов по условию DES, также должен принять на себя расходы по выгрузке товара в порту назначения из судна на причал и оплатить все ввозные таможенные пошлины и сборы. Близки по выполнению условия DDU и DDP поставок товаров через сухопутные границы в поименованные пункты ввоза стран назначения. Продавец при условии DDU обязан нести все расходы по доставке товара, включая вывозные таможенные пошлины своей страны, а. при условии DDP — также и расходы по оплате ввозных таможенных пошлин страны назначения товара. Покупатель при этом оплачивает лишь расходы по разгрузке транспортных средств, доставивших товар.
Условия поставок, обозначенные терминами Инкотермс-2000, признаны почти во всех странах мира и в конечном счете влияют на цены товаров по внешнеторговым контрактам. Поэтому при их заключении и заполнении таможенных деклараций условия поставок в них обозначаются именно такими терминами.
В правовой базис мировой торговли, помимо рассмотренных правил «Инкортемс-2000», входят многие международные соглашения, договоры, конвенции, регулирующие перевозки внешнеторговых грузов на различных видах транспорта и в смешанных сообщениях.
На морском транспорте — это прежде всего Конвенция ООН по морским перевозкам грузов (1978 г.) и «гамбургские правила». В них содержатся рекомендации по разработке договоров на перевозки, определена ответственность их участников, приведены требования, касающиеся оформления транспортной документации. Некоторые положения Конвенции ООН получили отражение в Кодексе торгового мореплавания РФ, принятом Государственной Думой в 1999 г. Значительный вклад в регламентацию мореплавания и коммерческой деятельности на морском транспорте вносит Международная морская организация ИМО, объединяющая 130 стран мира.
Существуют конвенции, регулирующие международные перевозки грузов в Европе по рекам Дунай и Рейн. Унификацией правил перевозок по внутренним водным путям Европы занимается Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.
Правовое регулирование внешнеторговых перевозок по железным дорогам в 41 стране Европы, Азии и Африки базируется на Конвенции о международных железнодорожных перевозках (ЦИМ КОТИФ). Эта конвенция распространяется на железные дороги общей протяженностью 270 тыс. км. Россия не входит в число членов этой конвенции, а лишь готовится стать ее участником Цель ЦИМ КО-ТИФ — унификация правовых норм международных железнодорожных перевозок, а также смешанных сообщений с участием железнодорожного транспорта. Международный комитет ЦИМ КОТИФ занимается разработкой руководящих документов, способствующих достижению поставленной цели.
Кроме ЦИМ КОТИФ, с 1951 г. существует также Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), в котором участвуют 27 европейских и азиатских стран. Общая протяженность их железных дорог более 300 тыс. км. В число этих стран входят все страны СНГ, Балтии, Китай, Венгрия, Монголия, Польша. СМГС представляет собой соглашение между министерствами, ведающими железнодорожным транспортом в указанных странах.
Координатором международной деятельности стран, вошедших в СМГС, является Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД). СМГС устанавливает единые условия международных перевозок между названными странами и перевозочные документы единого образца (грузовая накладная СМГС). Вместе с тем, основные положения СМГС и ЦИМ КОТИФ не гармонизированы между собой. Ведется работа по сближению этих двух правовых регламентов и созданию единого перевозочного документа на весь путь следования грузов.
В настоящее время Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН разрабатывает проект Конвенции о процедуре международного таможенного транзита при доставке грузов железнодорожным транспортом. Цель этой конвенции — признание накладной СМГС транзитной декларацией. Помимо СМГС, Россия подписала двусторонние соглашения в области железнодорожных международных перевозок с Австрией, Афганистаном, Ираном, Турцией, Финляндией.
Важную роль в регламентации работы и развитии мировой железнодорожной сети играют Международный союз железных дорог (МСЖД) и Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК).
В нашей стране организация железнодорожных международных перевозок находится в ведении ЦФТО ОАО «РЖД», который, исходя из конъюнктуры внешнеторговых и транспортных рынков, оформляет договорные отношения с предприятиями-экспортерами и импортерами, а также с экспедиторскими компаниями. Все расчеты осуществляются через центр «Желдоррасчет». Платежи за перевозки принимаются в свободно конвертируемой валюте.
Правовое регулирование международных автомобильных перевозок опирается на ряд конвенций и соглашений, разработанных с участием Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ). Деятельность МСАТ, в состав которого входят ассоциации автоперевозчиков и автодорожных организаций из многих стран мира, сосредоточена на совершенствовании работы автомобильного транспорта во внутренних и международных сообщениях. Членом МСАТ является российская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
МСАТ принимал участие в разработке «Европейского соглашения о международных автомагистралях» (1975 г.), «Конвенции о налогообложении владельцев дорожных автотранспортных средств, используемых при международных перевозках грузов» (1950 г.), «Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов» (1957 г.), «Конвенции о договоре дорожной перевозки грузов» (1956 г), «Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП или TIR Carnet» (1975 г.). Последние две конвенции являются основополагающими для организации внешнеторговых перевозок грузов автотранспортом.
МСАТ разработал форму коносамента (накладной) CMR для автомобильной доставки грузов в международных сообщениях.
Правовое регулирование международных авиатранспортных услуг охватывает перевозки пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений. Нормативные рамки такого регулирования начали формироваться в середине прошлого века с появлением «Конвенции о международной гражданской авиации» (1944 г.). На ее основе при ООН была создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО), членами которой являются более 180 государств, в том числе Россия. Наряду с ИКАО в мире существует Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), объединяющая 127 авиакомпаний из 86 стран мира. Российские авиакомпании не входят в состав ИАТА.
Важнейший правовой акт «Конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» был принят в Варшаве в 1929 г., а затем дополнен рядом уточнений, касающихся пределов ответственности перевозчиков, правил оформления доставки пассажиров и грузов, бронирования тоннажа.
Выполнение всех регулярных рейсов на международных воздушных линиях осуществляется только на основе международных соглашений. Чартерные рейсы самолетов организуются лишь по решениям правительственных органов. Правовые основы использования воздушного пространства нашей страны для полетов авиасредств определены «Воздушным кодексом РФ», введенным в действие в 1997 г.
Правовое регулирование международных комбинированных перевозок грузов базируется на «Конвенции о международных смешанных перевозках», принятой в 1980 г. ООН и Международной морской организацией.
Конвенция состоит из 8 частей и преамбулы, в которой приведено следующее определение международной смешанной перевозки — «это перевозка, осуществляемая на основании договора по меньшей мере двумя видами транспорта из пункта отправления в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки груза, до обусловленного места его доставки в другой стране». Конвенция подписана лишь несколькими странами, но многие ее положения используются в практике международных смешанных перевозок.
Правовое регулирование международных перевозок грузов в контейнерах базируется на «Международной конвенции по безопасным контейнерам» (1977 г.) и «Таможенной конвенции, касающейся контейнеров» (1972 г.). В этих международных актах определены основные требования к контейнерам, пересекающим межгосударственные границы, изложены и процедуры ввоза на территории стран порожних и груженых контейнеров, в том числе под таможенными пломбами.
Таможенное оформление внешнеторговых грузов требует от их владельцев заполнения грузовых таможенных деклараций, предоставления таможенным органам лицензий, разрешающих ввоз или вывоз товаров, сертификатов их качества, происхождения, пожарной безопасности, санитарных, ветеринарных и карантинных свидетельств, кодов товаров, соответствующих Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России. Эта номенклатура представляет собой перечень товаров с присвоенными им цифровыми кодами. Она основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, являющейся приложением к «Международной конвенции о гармонизированной системе», вступившей в действие 1 января 1988 г.
При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства используется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Нетарифное регулирование означает установление государством режимов квотирования (от лат. quot — сколько, определенная норма, доля) и лицензирования внешнеторговых поставок, а также иных ограничений в соответствии с законодательством. Под лицензированием понимается регулирование уполномоченными государством органами ввоза, вывоза и транзита товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу запрещено. Лицензирование проводится по отдельным товарам или странам. Выдача лицензий осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ, а разрешение на транзит Федеральной таможенной службой РФ. При экспорте и импорте вооружений, военной техники и техники двойного (военно-гражданского) назначения, драгоценных металлов и камней, предметов, имеющих художественную ценность действует порядок специального таможенного контроля.
Сущность таможенно-тарифного регулирования заключается в использовании инструмента таможенных пошлин, которые, будучи включенными в цену товаров, влияют на их конкурентоспособность. Таможенно-тарифное регулирование защищает отечественных товаропроизводителей от конкуренции с зарубежной продукцией и создает благоприятный режим продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки сбыта.
При пересечении товарами таможенной границы РФ с их владельцев взимаются таможенные платежи: пошлины (вывозные и ввозные), налоги на добавленную стоимость ввозимых товаров, а также косвенные налоги на них (акцизы), таможенные сборы за выдачу лицензий и возобновление их действия, таможенное оформление товара, его хранение, сопровождение, а также платы за консультации, принятие предварительных решений, участие в таможенных аукционах и др.
Другими словами, понятие «таможенные платежи» шире понятия «таможенная пошлина». В Федеральном законе «О таможенном тарифе» содержится следующее определение таможенной пошлины, — «это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза». Ставки таможенных пошлин зависят от таможенной стоимости внешнеторгового товара. Ее определяет и заявляет таможенному органу декларант — лицо, перемещающее товар (или транспортное средство) и предъявляющее их для таможенного оформления. Декларантом может выступать владелец товара или таможенный брокер-посредник, совершающий от собственного имени операции по таможенному оформлению.
В международной практике используются разнообразные методы, позволяющие объективно оценить стоимость товаров в момент пересечения ими таможенных границ. Для определения в России таможенной стоимости импортируемых товаров применяют следующие методы:
1. по цене сделки с ввозимыми товарами;
2. по цене сделки с идентичными товарами;
3. по цене сделки с однородными товарами;
4. метод сложения стоимости;
5. метод вычитания стоимости;
6. резервный метод.
Методы 1—3 принципиально мало отличаются один от другого. Метод 4 базируется на цене, по которой ввозимые товары продаются в России, а метод 5 основан на затратах зарубежных производителей на производство и реализацию товаров. Метод 6 используется тогда, когда по методам 1—5 определить цену товара невозможно.
В цену сделки, по которой определяется таможенная стоимость товара, могут быть включены начисления, связанные с внешнеторговыми поставками. К таким начислениям относят расходы покупателя, не вошедшие в цену сделки и не включенные продавцом товара в счет-фактуру, а именно: комиссионные и посреднические услуги, расходы на контейнеры и упаковку товаров, стоимость выполненных для покупателя работ, относящихся к сделке, затраты на транспортировку товара, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, страхование в пути следования вплоть до таможенной границы.
Согласно Таможенному кодексу РФ декларант обязан оплатить, кроме таможенных пошлин и налогов, таможенные сборы. Под такими сборами понимается оплата оформления, хранения и сопровождения груза. Таможенные сборы должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей. Ставки таможенных сборов устанавливает Правительство РФ. Таможенное оформление внешнеторговых товаров предполагает активное логистическое взаимодействие всех участников внешнеэкономической деятельности. Структурная схема такого взаимодействия представлена на рис. 8.
Информационно-правовое обеспечение таможенных процедур формируют базы данных, создаваемых и поддерживаемых Федеральной таможенной службой, а также рядом программных продуктов для ЭВМ.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 350.