Структурах
На всех видах транспорта нашей страны в процессе доставки постоянно находятся примерно 27—28 млн. т товарно-материальных ресурсов. Эта огромная «грузовая масса» (сырье, топливо, промышленная и сельскохозяйственная продукция) в период доставки по существу является «замороженным капиталом», или запасами ресурсов в их пути следования к получателям. Очевидно, что чем меньше срок доставки ресурсов, тем ниже будет потребность предприятий в оборотных средствах, используемых на создание запасов. Следовательно, ускорение перевозок тождественно возможности предприятий повысить объемы и эффективность производства. Такое ускорение позволяет предприятиям получать дополнительную прибыль и обеспечивает лучшее удовлетворение запросов потребителей.
Эффект от сокращения сроков доставки распространяется не на все ресурсы, а только на те, которые равномерно производятся и потребляются в течение года. Ускорение доставки сезонных грузов не позволяет получить значительный эффект, так как после завершения транспортного процесса они еще длительное время остаются в запасах.
Государство закупает и потребляет значительные ресурсы, необходимые для развития и модернизации транспортной инфраструктуры страны: строительство автомобильных дорог, морских и речных портов как на федеральном, так и на региональном уровнях, что связано с реализацией государственных программ развития регионов.
Управление запасами на любом виде транспорта заключается в обеспечении его производственной деятельности материалами и запасными частями, позволяющими поддерживать эксплуатационную готовность, надежность и безопасность подвижного состава и инфраструктуры, регламентированные действующими стандартами и нормами.
На автотранспортных предприятиях решение вопросов эксплуатации подвижного состава, ремонта, снабжения топливом и горюче-смазочными материалами осуществляется в зависимости от размеров предприятий и их функционального назначения. Техническое обслуживание автомобильного подвижного состава, его ремонт выполняются на станциях технического обслуживания и авторемонтных заводах и мастерских.
В крупных промышленных центрах, где эксплуатируется основная часть автомобильного парка, имеется разветвленная дилерская сеть фирм-производителей автомобильной техники, обеспечивающая для проданных автомобилей техническое обслуживание и ремонт в фирменных сервис-центрах.
На крупных предприятиях, имеющих собственный парк автотранспортных средств, как правило, имеются структурные подразделения, обеспечивающие материально-техническое снабжение и ремонт этих средств. На автомобильном транспорте используются различные схемы управления запасами, зависящие от размеров и функциональных особенностей эксплуатируемого подвижного состава. Преобладающая доля инфраструктуры автомобильного транспорта, образующая дорожно-мостовое и тоннельное хозяйства общего пользования, находится в ведении государственных или муниципальных органов. Эти органы вынуждены закупать необходимые ресурсы и создавать их необходимые запасы для поддержания эксплуатационной деятельности, а также модернизации и развития указанных хозяйств.
Основным преимуществом водных видов транспорта является использование естественных путей сообщения, не требующих столь значительных капитальных затрат, как на сухопутных видах транспорта. Безусловно, содержание искусственных сооружений — каналов, шлюзов, а также форватеров естественных судоходных путей нуждается в инвестициях, но они несоизмеримы с расходами на содержание железных или автомобильных дорог. Инфраструктура на водных видах транспорта, как и на автомобильном, отделена от судоходных компаний и находится как в государственной собственности (естественные и искусственные водные пути сообщения, морские и речные порты), так и в частном владении (судоремонтные и судостроительные заводы).
На водном транспорте эксплуатируются суда разнообразных типов и назначения, имеющие различное устройство и оснащение. Это затрудняет организацию материально-технического снабжения предприятий водного транспорта. Ремонт судов, как правило, осуществляется на специализированных судоремонтных заводах по фактам их неисправности, а необходимые запасные части изготавливаются различными предприятиями под конкретный заказ.
Использование речного транспорта в нашей стране ограничивается периодом навигации, поэтому ремонт судов производится преимущественно во время зимних стоянок. Обеспечение судов топливом и расходными материалами осуществляется специальными компаниями — владельцами танкеров-заправщиков (бункеровка).
Морской транспорт, в отличие от речного, часто эксплуатируется за пределами национальных границ, и его работа регулируется нормами морского и международного права, позволяющего по желанию судовладельцев менять порты приписки и флаг судна, т.е. переходить из одной юрисдикции в другую. Организацию материально-технического обеспечения и технического обслуживания морского флота принимают на себя различные специализированные компании и фирмы, выбираемые по усмотрению судовладельцев независимо от национальной принадлежности судов.
На воздушном транспорте решение вопросов материально-технического обеспечения производственной деятельности связано с тем, что эксплуатация самолетов происходит за пределами регионов регистрации авиационных компаний. Парк воздушных судов включает в себя самолеты и вертолеты различных типов и производителей. Объекты инфраструктуры воздушного транспорта — аэропорты, грузовые терминалы, службы управления полетами, авиаремонтные предприятия, как правило, отделены от непосредственных перевозчиков-авиакомпаний и работают с ними на договорных условиях. Текущее техническое обслуживание, заправка топливом и экипировка воздушных транспортных средств выполняется в аэропортах специализированными предприятиями, проходящими обязательную сертификацию в национальных и международных организациях, регулирующих воздушные сообщения. На воздушном транспорте принята система планово-предупредительных ремонтов, осуществляемых на авиаремонтных предприятиях при участии компаний — производителей авиатехники. Эти предприятия и формируют у себя запасы необходимых ресурсов для восстановления самолетов и вертолетов.
Особую роль в транспортной инфраструктуре РФ в силу исторических причин, географических и экономических особенностей развития страны играет железнодорожный транспорт. Средняя дальность грузовых перевозок по железной дороге превышает 1200 км, причем это массовые грузы, и никакой другой наземный вид транспорта просто не способен осуществить такой объем перевозок на столь значительные расстояния (средняя дальность перевозок автомобильным транспортом — не более 25 км).
Номенклатура материальных запасов на железнодорожном транспорте составляет тысячи наименований, причем в основном это производственные запасы, обеспечивающие предприятия топливом, материалами и запасными частями для ремонта подвижного состава, железнодорожного пути, строений, оборудования и устройств.
Характерной особенностью технического обслуживания на железнодорожном транспорте является система предупредительных ремонтов, базирующаяся на анализе сроков эксплуатации подвижного состава.
На железных дорогах существуют все виды запасов за исключением производственных и товарных.
Текущие запасы предназначены для обеспечения производственной деятельности в интервалах между поставками. Основная номенклатура текущих запасов — топливо, запасные части для обслуживания и нормативных ремонтов вагонов, локомотивов, железнодорожного пути, устройств энергоснабжения и управления перевозками.
Страховые запасы (гарантийные) создаются на случай непредвиденных обстоятельств, связанных, как правило, с чрезвычайными ситуациями: стихийными бедствиями, авариями, вызывающими перерывы в движении.
Сезонные запасы формируются в путевом хозяйстве железных дорог для организации ремонтных работ, проводимых преимущественно в теплое время года. К запасам, пополнение которых осуществляется в весенне-осенний период, относятся материалы для ремонта железнодорожного полотна — песок, щебень, шпалы, рельсы и др.
При создании запасов на железнодорожном транспорте учитывают, что они используются в разных климатических зонах, в том числе в районах вечной мерзлоты, пустынях, тундре. Эти обстоятельства предъявляют особые требования к качеству запасов. Необходимо учитывать также специфичность значительной части запасных частей, используемых только на железных дорогах и изготовляемых по целевым заказам в значительных объемах.
На железнодорожном транспорте значительная часть потребляемых материальных ресурсов расходуется при ремонте и техническом обслуживании основных средств в соответствии с действующими нормативами. Главным показателем, определяющим нормы расходования материалов и запасных частей, является срок их службы. По существующим нормативам потребность в запасных частях необходимо рассчитывать на основе норм их расхода, установленных на единицу измерения пробега подвижного состава. Это часто при водит к ошибкам при планировании запасов предприятий, так как в настоящее время, учитывая высокий общий износ подвижного состава, ремонт часто проводят не по пробегу, а по факту неисправности вагонов и локомотивов.
Благодаря развитию на железнодорожном транспорте информационных технологий и систем связи появилась возможность изменения подхода к управлению запасами и перехода от стратегического отраслевого планирования (макрологистического) к планированию тактическому. Учитывая особенности запасов на транспорте, можно классифицировать материальные ресурсы на две основные группы в зависимости от спроса на них:
1) ресурсы детерминированного (постоянного) спроса;
2) ресурсы стохастического (случайного) спроса.
К первой группе относятся запасы, используемые для технического обслуживания в соответствии с межремонтными сроками, установленными для технических средств, эксплуатируемых на железнодорожном транспорте, а также запасы, необходимые для организации производственной деятельности (топливо, горюче-смазочные материалы, спецодежда, запасные части для текущего ремонта и др.).
Ко второй группе относятся запасные части и материалы, использование которых носит случайный характер.
В соответствии с распределением запасов по группам необходимо осуществлять планирование поставок и распределение ресурсов.
Для оптимизации уровня запасов на предприятиях железнодорожного транспорта возможно использование следующих логистических методов и систем:
• классификация запасов по группам в соответствии со спросом (метод ABC);
• увеличение скорости оборота запасов за счет оптимизации размеров заказа и числа поставок (система использования модели EOQ);
• оптимизация системы нормирования (для групп ресурсов, используемых в соответствии с нормативной базой).
Контрольные вопросы
1. Для чего нужны запасы товаров и материалов?
2. Какие существуют виды запасов?
3. Что такое «запасы в пути»?
4. Укажите два способа пополнения запасов.
5. Каковы основные составляющие затрат на содержание запасов?
6. Назовите три концепции управления запасами.
7. В чем состоит суть методов анализа АВС и XYZ ?
8. На какой концепции базируется метод, а также системы MRP и DRP ?
9. Каково значение запасов, формируемых в транспортных структурах?
10. Какие запасы материальных ресурсов создаются на железнодорожном транспорте?
-
Лекция 10 -11
Связь маркетинга и логистики: сходства и различия.
Логистика в коммерческой деятельности, сбытовые и распределительные функции. Каналы товародвижения и структурные схемы размещения торговых складов на каналах товародвижения.
Маркетинг (от англ. слова market — рынок) означает системное изучение и формирование рыночного спроса на предлагаемые товары и услуги. Ключевой тезис маркетинга: «Производите то, что можете продать, вместо того, чтобы продавать то, что производите». Становление маркетинга, как системы управления производством и сбытом, прошло несколько этапов от маркетинга товарно-сбытового (маркетинга продавца) и рыночного (маркетинга покупателя) к концепции интегрированного маркетинга, учитывающего взаимную выгоду производителя и потребителя.
Сущность маркетинга наиболее полно отражает следующее его определение: «Маркетинг — это научно-обоснованная система организации и управления деятельностью предприятия по производству и сбыту товаров и услуг на основе комплексного изучения рынка и запросов потребителей, планирования соответствующего объема производства и ассортимента, стимулирования спроса в целях создания наиболее благоприятных экономических условий реализации продукции и услуг».
Основные цели современного маркетинга: гибкое реагирование производства и сбыта на требования потребителей; постоянное повышение качества и расширение ассортимента реализуемой продукции и услуг; стимулирование их спроса; ориентация производственной деятельности на конечный результат (получение прибыли). Для достижения этих целей на любом предприятии необходимо осуществлять комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на изучение рынка и формирование собственной производственной и сбытовой концепции.
К основным направлениям маркетинговой деятельности относятся:
• формирование структуры маркетинговой службы;
• выявление потребителей и емкости рынка;
• изучение конкурентоспособности товаров и услуг;
• анализ собственных ресурсов и возможностей конкурентов;
• планирование производства, анализ издержек, разработка ценовой политики и бюджета производства;
• разработка эффективных методов продвижения товаров и услуг на рынке;
• управление маркетингом, контроль и оценка его эффективности.
В зависимости от уровня спроса на товары и услуги выделяют различные виды маркетинга:
• конверсионный, применяемый при абсолютно негативном отношении потребителя к товару или услуге, выражаемом в отказах от их приобретения;
• стимулирующий (креативный), характеризуемый полным безразличием потребителя к товару или услуге и упавшим интересом к их приобретению;
• развивающийся, применяемый при наличии потенциального спроса, который необходимо сделать реальным;
• поддерживающий, используемый при полноценном спросе и нацеленный на поддержание его существующего уровня;
• противодействующий, нацеленный на сокращение спроса на одни товары или услуги по сравнению с другими.
Существуют и другие классификации маркетинга:
• синхромаркетинг, служащий для стабилизации колеблющегося спроса;
• ремаркетинг, ориентированный на восстановление уменьшающегося спроса;
• демаркетинг, используемый в ситуации, когда спрос превышает возможности предприятия по его удовлетворению.
Возможна также классификация маркетинга по географии охватываемого им рынка: региональный, страновой, международный.
Основные функции маркетинга:
• изучение рынка;
• анализ и прогнозирование его конъюнктуры, состояния отдельных сегментов, оценка поведения поставщиков и потребителей продукции и услуг;
• разработка рекомендаций по расширению или сужению производственной программы;
• формирование стратегии и тактики изменения цен и тарифов;
• стимулирование сбыта.
Каждая из этих функций важна. Однако, только в комплексе и тесной взаимосвязи они позволяют эффективно решать задачи маркетинга.
Планирование маркетинга — это непрерывный процесс, состоящий из множества взаимосвязанных мероприятий, которые осуществляются во времени последовательно или параллельно. Существуют долгосрочные и краткосрочные планы маркетинга. Планы, рассчитанные на длительный период, содержат стратегические целевые задачи и, в отличие от краткосрочных, не изобилуют подробностями. Наполнение планов уточняется в зависимости от складывающихся обстоятельств и анализа реализации мероприятий в предшествующем периоде.
Процесс маркетинговой деятельности требует систематического сбора и обработки необходимой информации, касающейся планирования, бюджетирования и контроля сбыта, а также оценки уровня и качества обслуживания потребителей.
Чтобы полученная информация могла служить основой для принятия решений, к ней предъявляются следующие важные требования:
1. Информация должна быть существенной и не содержать излишних данных, т.к. у принимающих решение, как правило, нет времени на обработку информации и отсев второстепенных данных. Отказываться от сбора таких данных следует на самой ранней стадии работы, чтобы избежать ненужных затрат труда.
2. Информация должна быть простой, ясной и объективной, не допускающей двойного толкования в развитии событий и исключающей субъективные их оценки.
3. Очень важно, чтобы собираемый для изучения информационный поток был непрерывным.
Система маркетинговой информации складывается из внутренних и внешних источников ее получения. Ни один из них не может заменить собой другой.
Внутренние источники информации нельзя отождествлять лишь с получением данных бухгалтерского учета и отчетности. Не менее важна и внутренняя управленческая информация.
К внешним источникам информации относятся:
• результаты маркетингового изучения товаров и услуг, предлагаемых на рынках их сбыта предприятиями-конкурентами;
• публикуемые в средствах массовой информации статистические данные;
• сведения, получаемые от предприятий-заказчиков продукции и услуг;
• материалы, собираемые на профильных выставках и ярмарках;
• решения и нормативные акты, принимаемые государственными и местными органами власти;
• отчетные данные внешнеторговой конъюнктуры и др.
В результате анализа маркетинговой информации предприятие должно знать: размер и динамику конкретного рынка сбыта товаров (услуг), а также его отдельных сегментов; степень насыщения рынка требуемыми товарами и услугами; покупательную способность потребителей рынка и тенденции развития покупательной способности; объемы потребления товаров и услуг и темпы их роста; основных конкурентов, их доли на рынке и характер конкуренции; барьеры входа и выхода.
Важнейшим инструментом маркетинга является четырехпольный анализ SWOT различных взаимосвязанных факторов. Аббревиатура SWOT базируется на первых буквах четырех английских слов Strength, Weakness, Opportunity, Threat. На русском языке они соответствуют терминам «Сила», «Слабость», «Возможность», «Угроза». Четырехпольный анализ позволяет изучать «в одном пакете» многочисленные факторы, оказывающие влияние на принятие маркетинговых решений.
SWOT-анализ дает возможность рассматривать различные факторы во взаимосвязи, как единое целое. Внутренние сильные стороны предприятия признаются опорными направлениями стратегического планирования, а слабые стороны ограничивают потенциал реализации намечаемых планов.
Один из основных этапов маркетинга на предприятии—комплексное исследование рынка, результатом которого являются его сегментирование, т.е. разделение потребителей на группы, имеющие однотипные требования к предлагае- мому товару или услуге, и позиционирование продукции и услуг — выбор номенклатуры, параметров и условий их реализации.
Исследование рынка — основа для составления бизнес-плана, предусматривающего систему продвижения продукции на рынок и реализацию программы по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Транспортный маркетинг — научная концепция организации перевозок и основанная на ней система управления перевозочной деятельностью, обеспечивающая высококачественное удовлетворение потребительского спроса на обслуживание грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров.
В транспортном маркетинге используются следующие основные понятия:
• транспортный рынок — полигон транспортных коммуникаций, на котором используются различные виды транспорта, реализующие транспортные услуги;
• транспортная услуга — результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей грузоотправителей, грузополучателей и населения в перевозках в соответствии с установленными нормами и правилами;
• пользователи услуг транспорта — предприятия и частные лица, пользующиеся такими услугами;
• транспортный тариф — цена перевозки и сопутствующих услуг;
• транспортно-экономический баланс — система показателей, отражающая наличие и размещение материальных запасов, требующих перемещения в пределах обследуемых регионов;
• транспортная инфраструктура — сооружения и устройства, необходимые для обеспечения перевозки грузов и обслуживания пассажиров на транспорте.
Понятия, используемые в складском маркетинге, близки к понятиям транспортного маркетинга, поскольку в обоих случаях продукцией предприятий являются оказываемые услуги, только вместо понятий «транспортная услуга» (перевозка) применяют термин «складская услуга».
Лекция 12 - 13
Методы изучения и регулирования транспортного и складского рынка.
Принципы ценообразования.
Этот анализ нацелен на комплексное изучение указанных рын-
ков в рамках обслуживаемых ими экономических регионов, конкурентных возможностей предприятий, специализирующихся на предоставлении логистических услуг, и их ценовой (тарифной) политики. Такое изучение базируется на анализе статистических данных, современного состояния и прогнозов социально-экономического развития обследуемых регионов, уровней их транспортной и складской обеспеченности.
Различия в транспортной обеспеченности регионов характеризуются густотой транспортных коммуникаций (отношение их общей протяженности к площади региона), а также транспортной доступностью, измеряемой затратами времени на перемещение грузов в зависимости от конфигурации и густоты коммуникаций.
Железнодорожный транспорт занимает на этом рынке лидирующее положение, что обусловлено его ведущей ролью при обеспечении массового перемещения самых разнообразных грузов во внутреннем и международном сообщениях. Формально по грузообороту он находится на втором месте после трубопроводного транспорта, но имеет несравнимую с ним богатую номенклатуру грузов и доступность для многих категорий пользователей его услуг.
На рынке пассажирских перевозок железнодорожный транспорт конкурирует как с автомобильным (пригородные перевозки), так и с воздушным транспортом (поезда дальнего следования).
При грузовых перевозках в центральных регионах страны, где имеется развитая сеть автомобильных и железных дорог, но расстояния и объемы перевозок небольшие (так называемые «короткие плечи»), железнодорожный транспорт конкурирует, а в последние годы нередко и вытесняется автомобильным транспортом. Это вполне объяснимо, так как последний обладает высокой маневренностью и может обеспечить доставку сравнительно небольших объемов груза в короткие сроки по принципу «от двери до двери». Основной объем перевозок грузов автомобильный транспорт осуществляет во внутригородском и междугородном сообщениях, где конкуренция идет между различными автотранспортными компаниями, а при пассажирских перевозках в крупных городах — между наземными видами транспорта и метрополитеном.
Использование в России речного и морского транспорта на внутреннем транспортном рынке ограничивается естественными водными путями, соединяющими в основном южные и малоосвоенные северные регионы страны, а также возможностью их использования только в навигационный период. В силу этих обстоятельств внутренний водный транспорт конкурирует с наземными видами транспорта, например, при перевозках сельскохозяйственной продукции из южных в северные регионы. В азиатской части страны речной транспорт в период навигации способен обеспечить массовую доставку грузов в районы Крайнего Севера.
Воздушный транспорт в современной России используется в основном при внутренних пассажирских перевозках на средние и дальние (свыше 2000 км) расстояния, на ряде направлений находясь в конкуренции с железнодорожным, а в последние годы — и с автомобильным транспортом. Так называемая малая авиация, выполнявшая в советские годы межобластные перевозки, за последние 10—15 лет практически прекратила свое существование, сохранившись в качестве основного транспорта лишь в труднодоступных районах.
Как уже отмечалось, современное развитие экономики предусматривает приоритетной концепцию интегрированного маркетинга, т.е. систему, позволяющую наиболее эффективно сочетать интересы производителя и потребителя. Реализация этой концепции на транспорте часто ведет к интеграции различных перевозчиков. Примером может служить использование на Московской железной дороге скоростных поездов для доставки авиапассажиров в аэропорты Домодедово и Внуково. Ранее эти услуги были монополией автотранспортных организаций. Работа контейнерных терминалов, принадлежащих железной дороге, немыслима без взаимодействия с различными транспортно-экспедиционными фирмами, осуществляющими завоз и вывоз контейнеров автотранспортом и выполняющими целый комплекс сопутствующих услуг.
В результате маркетингового исследования транспортного рынка региона составляют его характеристику, содержащую следующую информацию:
• схема размещения производственных и транспортных объектов на конкретной территории;
• основные грузообразующие предприятия;
• существующие и перспективные объемы вывозимой ими продукции;
• распределение грузопотоков по родам грузов;
• качество транспортного обслуживания предприятий.
Для оптимального выбора потребителей своих услуг перевозчики проводят их сегментацию, цель которой — разработка для определенных сегментов групп потребителей таких форм и вариантов обслуживания, которые устраивают их в наибольшей степени.
На железнодорожном транспорте наиболее часто выделяют четыре сегмента отправителей:
1. Сегмент крупных и средних грузоотправителей, предъявляющих к перевозке крупные и средние по объему партии грузов с высокой дальностью их доставки;
2. Сегмент мелких и средних грузоотправителей по объемам предъявляемых ими партий грузов, которые доставляются в местном сообщении;
3. Сегмент грузоотправителей, заинтересованных в контейнерных отправках своих грузов;
4. Сегмент грузоотправителей, предъявляющих к перевозкам грузы, которые следуют в международных сообщениях.
Под маркетингом складских услуг понимаются процесс и методология изучения спроса на эти услуги в условиях конкурентной среды их предоставления с целью более полного и качественного удовлетворения потребностей в них и получения прибыли путем разработки и реализации плановых маркетинговых мероприятий.
Маркетинговый анализ регионального рынка складских услуг предполагает изучение географии размещения, объемно-планировочных решений и технико-эксплуатационных характеристик складских объектов, их оснащения; условий и тарифов предлагаемого сервиса; режимов работы; близости к транспортным коммуникациям, зонам распределения и консолидации товарных потоков.
потребителей складских услуг по их запросам и предпочтениям с последующей ориентацией (позиционированием) складского бизнеса на определенные сегменты. Такой подход дает возможность лучше удовлетворять запросы потребителей путем адекватного расширения спектра складских услуг, повышения их качества, с одновременным увеличением объемов и доходности складского бизнеса.
Маркетинговый подход к ценообразованию
Сущность ценовой политики заключается в выборе и поддержании оптимального уровня цен с целью достижения максимальной прибыли, поскольку очень низкая цена — это упущенная прибыль, а слишком высокая — упущенный сбыт. Цена, являясь денежным выражением стоимости товара или услуги, отражает в себе затраченные финансовые, материальные, трудовые ресурсы, расходы на их продвижение, потерянное время.
Принципы рыночного ценообразования заключаются в следующем:
• цена должна покрывать все производственные затраты и расходы на продвижение продукции к потребителю;
• цена регулируется спросом на продукцию и услуги;
• цена должна обеспечивать получение прибыли производителем продукции или услуги.
Известны четыре важнейшие функции цены:
1. Функция учета, которая показывает, во сколько обходятся или сколько затрачено материальных, энергетических ресурсов, труда и времени на удовлетворение тех или иных потребностей;
2. Функция стимулирования состоит в том, что цена оказывает поощряющее или сдерживающее воздействие на производство или реализацию продукции и услуг;
3. Функция сбалансирования рыночного спроса на продукцию (услуги) и их предложение;
4. Функция распределения и перераспределения капиталов между различными сферами и секторами макро- и микроэкономики.
Существует также классификация цен по способам и срокам их регулирования, характеру обслуживаемого ими товарооборота, формам продаж и условиям поставки продукции или предоставления услуг. В зависимости от способов регулирования различают цены:
• твердые, неизменяемые в течение всего срока поставки продукции или предоставления услуги по заключенному договору;
• подвижные, учитывающие возможность их пересмотра в зависимости от изменения рыночных цен;
• скользящие, допускающие пересмотр первоначальной договорной цены с учетом возможных изменений в производственных издержках.
Известны также сезонные цены, срок действия которых жестко обозначен; ступенчатые цены, представляющие собой ряд последовательно снижающихся или повышающихся цен в обусловленные моменты времени.
По характеру обслуживаемого товарооборота различают следующие виды цен: мелкооптовые и крупнооптовые, по которым предприятия реализуют соответственно мелкие и крупные партии товаров; р о з н и ч н ы е, по которым реализуются товары и услуги их индивидуальным потребителям.
В условиях рыночного спроса и предложения на товары и услуги действуют так называемые свободные цены. Их альтернативой являются регулируемые цены, устанавливаемые государственными или муниципальными органами. Довольно широкое распространение получили цены аукционов, цены конкурсных торгов, ориентированные на наиболее эффективную реализацию товаров и услуг.
Кроме того, в зависимости от условий поставок существуют цена-нетто, которая устанавливается на месте купли (продажи) продукции, и цена-брутто, учитывающая цену нетто и добавленную стоимость, связанную с перемещением продукции в зону ее потребления.
В сфере услуг (в том числе логистических) используют также ценовые термины: ста в к а, тариф, прейскурант. Действующие на отечественном транспорте грузовые тарифы рассмотрены в п. 3.6.
Разработка ценовой политики компании состоит из ряда последовательных шагов. Первым шагом является определение уровня спроса на товары или услуги. Спрос показывает то количество продукта или объем услуг, которые могут быть приобретены по предлагаемой цене (тарифу). Спрос, как правило, возрастает при снижении цены. Однако такая зависимость спроса от цены допускает исключения, которые зависят от поведения потребителей товаров и услуг. Потребителей интересует, кроме цены, качество предлагаемых товаров и услуг. Другими словами, существует определенная зависимость между ценой и качеством. Нередко более высокая цена может привести к росту спроса на товар или услугу, поскольку они будут восприниматься покупателями как более качественные.
Практика свидетельствует, что спрос на одни категории товаров и услуг чувствителен к их ценам (тарифам), а на другие менее чувствителен. Эта зависимость называется эластичностью.
Спрос считается эластичным, когда даже небольшое снижение цены (тарифа) вызывает большой рост реализации продукции и услуг, или наоборот, когда незначительное увеличение цены (тарифа) вызывает резкое снижение уровня потребления продукции и услуг.
Спрос считается неэластичным, когда изменение цены мало влияет на объем продаж. Если при значительном снижении цены (тарифа) количество проданных товаров или объем предоставляемых услуг увеличивается в очень малой степени, предприятие имеет дело с неэластичным спросом. Если товар или услуга являются предметам жесткой необходимости, спрос будет неэластичным.
Существует понятие — коэффициент эластичности, величину Эц которого можно определить по формуле:
В этой формуле ΔQ означает прирост спроса по отношению к тому спросу Q , который был до уменьшения цены Р на ΔР. Делимое ΔQ/Q представляет собой относительное изменение объема спроса, а делитель ΔP/P — относительное изменение цены.
Существует пять возможных состояний эластичности
При Эц = 1 спрос изменяется обратно пропорционально изменению цены; при Эц > 1 даже небольшое изменение цены вызывает значительное обратно пропорциональное изменению спроса; при Эц < 1 существенное изменение цены незначительно отражается на изменении спроса; при Эц = 0 изменение цены абсолютно не влияет на изменение величины спроса, которая остается той же; при Эц → спрос характеризуется неопределенностью, т.е. абсолютной независимостью от цены.
Использование принципов учета эластичности в ценообразовании способствует про ведению гибкой тарифной политики при предоставлении транспортных и складских услуг. Коэффициент эластичности спроса на эти услуги рассчитывают по их видам, уровням качества, родам грузов, сезонам года и др.
На практике существует широкий выбор методов ценообразования. Самый распространенный среди них метод, получивший название «средние издержки + прибыль». Он базируется на определении цены на основе калькуляции затрат.
Известен также метод ценообразования, основанный на определении «точки безубыточности» или «нулевого дохода». Маркетологи рассчитывают объем сбыта товаров и услуг, который обеспечил бы безубыточность их производства и реализации, а затем к полученным при этом ценам добавляют желаемую прибыль.
Нередко цены устанавливают на основе проведения экспертных оценок товаров или услуг посредством конкурентных торгов, а также руководствуясь существующим уровнем текущих цен на аналогичные товары и услуги.
Большое значение при установлении окончательных цен имеет их тактическая рыночная корректировка, заключающаяся в применении различных скидок и преференций.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 986.