Развитие транспортной инфраструктуры нашей страны требует создания отечественной о п о р н о й транспортной сети. Под такой сетью понимается совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую и надежную взаимосвязь экономических центров и населенных пунктов страны между собой и с зарубежными странами.
Опорная транспортная сеть включает в себя национальные и международные транспортные коридоры, в полосе которых размещаются коммуникации и объекты сети. Системное построение и развитие этих коридоров нацелено на формирование единого политического, экономического и оборонного пространства страны, усиление ее позиций как транспортного моста между странами Европы, Азии и Америки, комплексное освоение ресурсов страны, выравнивание социально-экономического развития ее регионов.
Понятие транспортный коридор в общем случае означает направление транспортных и информационных коммуникаций, на котором сосредотачиваются, а затем распределяются мощные потоки грузов и пассажиров. Транспортные коридоры образуют системы различных видов транспорта. Подразумевается, что виды транспорта, формирующие транспортные коридоры, способны заменять или дополнять друг друга при увеличении потребностей в объемах перевозок или возникновении трудностей в их осуществлении на отдельных видах транспорта.
Во многих странах мира проблемы развития собственной транспортной инфраструктуры переросли национальные рамки. Другими словами, их нельзя решить лишь на локальном уровне стран. Быстро растущие международные экономические и социальные связи, тенденции глобализации производства и распределения продукции требуют иных подходов к координации и развитию национальных транспортных инфраструктур.
Этими проблемами занимаются региональные экономические комиссии ООН. В Европе их решение поручено Комитету по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Этот комитет начал свою работу с подготовки координационного плана строительства основных европейских автомобильных дорог, удовлетворяющих международным стандартам. На основе этого плана в 1983 г. было подписано общеевропейское соглашение «О международных автомагистралях сети Е». Их общая протяженность составляет 75 тыс. км.
В 1981 г. МСЖД приступил к разработке генерального плана Единой европейской сети железнодорожных магистралей. Затем к этой работе подключился КВТ ЕЭК ООН. В результате было подготовлено Общеевропейское соглашение о международных магистральных железнодорожных линиях. Их общая протяженность почти 50 тыс. км. Наша страна является участницей этого соглашения.
КВТ ЕЭК ООН разработан проект Трансевропейской железнодорожной магистрали, связывающей страны Западной, Центральной и Восточной Европы (учрежден фонд финансирования этого проекта), а также «Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок», которое готовится для подписания рядом стран.
Известными структурными элементами упомянутых проектов стали тоннели автомагистралей в Альпах, тоннель под Ла-Маншем, транспортное соединение Датских островов. В мае 1993 г. на международной транспортной конференции в Брюсселе (Бельгия) с участием делегаций стран Центральной Азии и Закавказья было принято решение о разработке транспортного коридора TRACECA (Transport Corridor Europe Caucasus Asia). Его финансирование принял на себя ЕС. Проект является попыткой возродить перевозки по так называемому «Великому шелковому пути», то есть по средневековому торговому пути, пролегавшему из Китая в Европу через Центральную, Среднюю и Малую Азию. Маршруты TRACECA проходят по направлению «Запад-Восток» по акваториям Черного и Каспийского морей, территориям ряда государств Юго-Восточной Европы, Закавказья, Средней Азии. В 1998 г. в Баку 12 стран-участниц проекта подписали «Многостороннее соглашение о международных перевозках в коридоре TRACECA». К 2010 г. годовой объем транзитных перевозок по коридору должен достигнуть 55 млн. т.
Основные приоритеты и направления развития транспорта стран ЕС получили отражение в документе под названием «Белая Книга. Европейская транспортная политика на период до 2010 г.: время решать». Этот документ подготовлен Европейской комиссией и одобрен министрами транспорта стран ЕС в декабре 2001 г. В документе отмечен сложившийся дисбаланс в развитии видов транспорта. Сегодня на автомобильный транспорт в ЕС приходится 46% рынка грузовых перевозок, на морской каботаж — 41%, на железнодорожный транспорт — 8%, на внутренние водные пути — 4%, на воздушный транспорт — около 1 %. Поэтому необходимы решительные меры по увеличению долей более производительного и экологически более чистого железнодорожного, а также внутреннего водного транспорта в общих объемах грузовых перевозок. Требуются значительные инвестиции в Европейскую железнодорожную сеть, ликвидация ее «узких мест».
Проекты трансконтинентальных магистралей разрабатываются во многих странах мира. Примером может служить проект строительства железнодорожной двухпутной электрифицированной магистрали «Америка — Сибирь» общей протяженностью около 6 тыс. км с тоннелями длиной 90 км под Беринговым проливом. Почти 1,5 тыс. км этой дороги должны пройти по территориям Аляски и Канады. На территории нашей страны магистраль должна связать города Уэлен и Якутск, а далее на юг соединиться с БАМом и Транссибом.
Концепция создания международных транспортных коридоров (МТК) была выдвинута КВТ ЕЭК ООН в 90-х годах прошлого столетия. Суть концепции состоит в комплексном развитии всех видов транспорта на наиболее важных направлениях грузо- и пассажиропотоков. Принятой концепцией предполагалось, что МТК не могут быть ограничены территориями стран Евросоюза, поскольку значительные грузо- и пассажиропотоки связывают эти страны со странами Восточной Европы, Ближнего Востока и Азии. Расчеты показали, что включение в МТК этих стран потребует значительных инвестиций. На состоявшихся общеевропейских транспортных конференциях в Праге (1991 г.), на греческом острове Крит (1994 г.), в Хельсинки (1997 г.) и в Санкт-Петербурге (на международных евроазиатских конференциях по транспорту, 1998, 2000, 2003 гг.) были рассмотрены и согласованы проекты десяти МТК, три из которых (№ 1, № 2 и № 9) проходят по территории России (рис. 9). В них также включена транспортная инфраструктура российских частей Арктического региона и зона Черноморского сотрудничества.
МТК № 1 («Балтийский») проходит по маршруту: Хельсинки (Финляндия) — Таллинн (Эстония) — Рига (Латвия) — Каунас, Клайпеда (Литва) — Варшава (Польша) с ответвлением Рига — Калининград (Россия) — Гданьск (Польша). Коридор может быть продлен через Щецин (Польша) до Любека (Германия). На территории РФ в состав коридора входит железнодорожный однопутный участок Советск—Калининград—Мамоново протяженностью 180 км с тепловозной тягой поездов. Этот участок обеспечивает подход к акватории порта Калининград, российско-польской границе и выход на железные дороги стран Балтии. Российская часть коридора включает в себя также автомагистрали Гвардейск — Неман (на участке Тол-паки), Советск, Дорожное — граница Польши. К российскому участку МТК № 1 примыкает трасса грузопассажирского автомобиль но-железнодорожного паромного комплекса, объединяющего порты Усть-Луга — Балтийск — Зассниц (Германия).
МТК№ 2 (направление «Восток—Запад») проходит по маршруту: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород. Основные объемы внешнеторговых перевозок России проходят именно по этому маршруту. Российскую часть коридора составляют железнодорожная магистраль Красное — Москва — Нижний Новгород, автомобильная магистраль этого же направления, а также аэропорты Московского транспортного узла, Нижнего Новгорода, терминальные складские комплексы в Смоленске, Вязьме, Москве, Владимире, Нижнем Новгороде. В рамках МТК № 2 на маршрутах Москва — Германия уже несколько лет обращаются контейнерные поезда «Восточный ветер» и ускоренные грузовые поезда «Россия — Экспресс». ОАО «РЖД» уделяет повышенное внимание организации скоростного движения поездов на этом направлении. Железными дорогами России, Беларуси, Польши и Германии в 2003 г. разработан проект по активизации сотрудничества в рамках МТК № 2 и оптимизации технологий грузовых и пассажирских перевозок. Этот коридор будет продлен до Екатеринбурга с последующим выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль, на сопутствующие ей автомагистрали Москва — Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток и авиалинии этого направления.
Транссибирская магистраль — это кратчайший путь для грузопотоков из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2002 г. полностью завершена электрификация магистрали. Активно ведутся работы по реконструкции припортовых железнодорожных станций в Приморском крае. Высокими темпами растут международные транзитные перевозки грузов в контейнерах, главным образом, в сообщениях между Финляндией и Республикой Корея, Японией, КНР.
Использование провозной способности Транссибирской магистрали может быть значительно улучшено при ее сопряжении не только с МТК № 2, но и с общеевропейскими МТК № 3 и № 5. Последние проходят сегодня по территории Украины и могут быть продлены до Самары с последующим примыканием к Транссибу.
Ведутся переговоры о выборе вариантов модернизации Транскорейской магистрали и ее соединения с Транссибом. Предложено создать международный консорциум для реализации этого проекта. Прокладку магистрали по территории КНДР предполагается вести по двум маршрутам — «Западному» и «Восточному». Оба маршрута могут эксплуатироваться параллельно, но иметь разную специализацию. Один из них следует ориентировать на международный транзит контейнерных грузов в Европу, а второй — на обслуживание региональных перевозок.
По мнению экспертов ОАО «РЖД» скоростные контейнерные поезда, следующие по первому маршруту, будут способны ежегодно доставлять из Республики Корея в европейские страны до 200 тыс. контейнеров (в 20-тонном эквиваленте грузоподъемности). Срок их доставки — от 10 до 12 суток.
В ноябре 1993 г. был образован международный Координационный совет по транссибирским перевозкам (КСТСП). Его учредили железнодорожные администрации России, Украины, Беларуси, Ассоциация операторов и экспедиторов Европы, Ассоциация транссибирских интермодальных операторов Японии, ОАО «Дальневосточное морское пароходство», японские судоходные компании «Новике Лайнз», «Иино Лайнз» и ОАО «Порт Восточный». Сегодня в соста-ве КСТСП уже более 120 транспортных администраций и компаний 20 стран мира. При КСТСП образован секретариат и три постоян-ные рабочие группы: по совершенствованию технологий контейнерных перевозок грузов по Транссибу; по перевозкам грузов на морском участке транссибирского маршрута; по тарифам. Введены в эксплуатацию и курсируют контейнерные поезда по маршрутам: Находка-Восточная — Локоть — Алматы; Находка-Восточная — Москва; Китай — Финляндия; Балтика — Центральная Азия и др.
Параллельно Транссибу проходит самая протяженная в мире национальная автомагистраль Москва — Владивосток. Недавно завершено строительство ее важнейшего участка Чита — Хабаровск с дальнейшим развитием в направлении морского порта Ванино. Заключительный участок коридора — строящаяся автомобильная дорога Хабаровск — Владивосток протяженностью 745 км. Она проходит по территориям Хабаровского и Приморского краев. В этом же регионе ведется строительство автодороги Хабаровск — Находка протяженностью 824 км. Благодаря ей будет обеспечен выход автомобильного транспорта к морским портам Восточный и Находка.
МТК№ 9 (направление «Север — Юг») проходит по маршруту Хельсинки — Санкт-Петербург с последующими ответвлениями на Псков — Витебск — Киев и Москва — Липецк — Волгоград — Астрахань — Новороссийск. От Киева ответвления (№ 9а) идут в направлениях Кишинев (Молдова) — Бухарест (Румыния) — Димитровград (Болгария) — Александрополис (Греция), а также в направлении Любашевка — Одесса (Украина). Ответвления № 9б в направлениях Минск (Беларусь) — Вильнюс — Клайпеда (Литва) и на Калининград (Россия).
Другими словами, МТК № 9 в отличие от МТК № 1 и МТК № 2 имеет более сложную конфигурацию коммуникаций железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Водные магистрали коридора через Волго-Донской судоходный канал связывают Каспийское и Черное моря.
В 2000 г. на II Международной евроазиатской конференции по транспорту (г. Санкт-Петербург) делегации России, Ирана и Индии подписали Соглашение о развитии международного транспортного коридора «Север — Юг». Оно было ратифицировано законодательными органами этих государств. В рамках соглашения создана постоянно действующая рабочая группа из специалистов перечисленных государств для решения задач, связанных с развитием инфраструктуры коридора. О намерениях присоединиться к соглашению и использовать его инфраструктуру для осуществления грузовых перевозок заявили ряд стран Европы, Ближнего Востока: и Средней Азии.
По международному транспортному коридору «Север — Юг» должна быть обеспечена доставка грузов из регионов Персидского залива, Индии, Пакистана в иранские порты Каспийского моря, затем паромами на железнодорожную и автомобильную сеть РФ, либо судами класса «река-море» через российские внутренние водные пути в страны Восточной и Центральной Европы и Скандинавии. При этом дальность доставки грузов по сравнению с дальностью их доставки трансокеанскими маршрутами через Суэцкий канал будет втрое короче. Принципиальная схема коридора «Север — Юг» показана на рис. 10.
Соглашение предполагает реализацию различных вариантов доставки грузов по маршрутам, пролегающим через Каспийское море, по внутренним водным магистралям Волго-Балтийской и Волго-Донской судоходных систем, а также при использовании железнодорожных и автомобильных путей сообщения. Важнейшим звеном участка коридора «Север — Юг» является Астраханский транспортный узел, в непосредственной близости от которого, на северном побережье Каспия, ведется активное развитие инфраструктуры порта Оля (паромный причал, контейнерный терминал, связанный железнодорожной веткой протяженностью 51 км со ст. Яндыки Приволжской железной дороги). С выходом на проектную мощность порт Оля будет способен обрабатывать до 8 млн. т грузов в год.
Исследования, проведенные специалистами Министерства транспорта РФ, свидетельствуют, что в долгосрочной перспективе годовой объем перевозок внешнеторговых грузов по коридору (без уче- та нефти и нефтепродуктов) может превысить 10 млн. т в год. При этом были учтены прогнозируемые грузопотоки не только между Россией и другими странами — участницами соглашения, но и транзитные грузопотоки через территорию РФ.
Важнейшим транспортным коридором, связывающим между собой арктические к субарктические регионы России, способным обеспечивать транзитные перевозки грузов между странами Европы, Азии, Северной Америки, является Северный морской путь (СМП). К этому коридору примыкают коммуникации отечественного речного, железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта.
Существуют «Правила плавания по трассе СМП» (1991 г.) и «Руководство для плавания по СМП» (1996 г.). Этими документами определены регламенты пользования СМП, в том числе при осуществлении транзитных перевозок. В федеральной собственности находятся ледокольный флот, порты, объекты навигационно-гидрографического обеспечения безопасности судоходства по СМП, полярная гидрометеослужба и объекты радиосвязи. Перевозки выполняют Мурманское, Северное, Арктическое и Дальневосточное морские пароходства. В 2000 г. учреждена Ассоциация пользователей СМП. Создано РАО «Севморпуть».
«Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г.» принятой в 2005 г., предусмотрены:
активное участие России в разработке общей стратегии развития сети международных транспортных коридоров, проходящих по европейским и азиатским направлениям в рамках формирования новых транзитных магистралей континентального значения;
государственная поддержка и содействие реализации инвестиционных проектов, нацеленных на лучшее использование транспортного потенциала РФ;
дальнейшее развитие логистических технологий информационных систем всей инфраструктуры транспортных перевозок в целях ускорения доставки грузов, обеспечение гарантий их сохранности, повышение уровня транспортного сервиса;
стимулирование создания института мультимодальных транзитных операторов на транспорте России;
разработка экономических механизмов привлечения инвестиций, направленных на лучшее использование транспортного потенциала страны;
разработка при участии субъектов РФ проектов создания и развития транспортных коридоров, дополняющих международные базовые транспортные коридоры.
Мультимодальные перевозки,
Дата: 2019-02-02, просмотров: 415.