ГОСТ Р 50762-2007 “Общественное питание. Классификация предприятий» устанавливает классификацию предприятий общественного питания.
Положения данного стандарта распространяются на предприятия общественного питания различных организационно-правовых форм.
В вышеназванном стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Предприятие общественного питания – предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления (ГОСТ Р 50647).
Тип предприятия общественного питания – вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.
Класс предприятия общественного питания – совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Бар – предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.
Столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
Закусочная – предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.
Факторы определяющие тип предприятия:
- квалификация сотрудников предприятия;
- метод обслуживания;
- интерьер зала, помещений, архитектурное решение, оборудование;
- разнообразие блюд и сложность изготовления;
- качество обслуживание;
- разнообразие дополнительных услуг.
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.
Рестораны и бары по уровню обслуживания делятся на три класса:
- «люкс» - высокий уровень комфортности, дорогой, стильный интерьер, оригинальные фирменные блюда, фирменные напитки;
- «высший» - оригинальность интерьера, разнообразие услуг, разнообразный ассортимент блюд и напитков, комфортность;
- «первый» – гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных – для баров.
Все типы и классы общественного питания должны соблюдать общие требования, которые предъявляются предприятиям общественного питания. Это значит, что потребитель вправе рассчитывать выполнения в нем требований в соответствии с разделом 5 ГОСТа 50762- 2013 «Общественное питание. Классификация предприятий».
На всех предприятиях общественного питания должны соблюдаться: ГОСТ 30390- 2013 «Услуги общественного питания», требования пожарной и электробезопасности. А так же должны выполнятся требования нормативных документов по безопасности услуг:
- требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов;
- противопожарной и электрической безопасности;
- экологической безопасности;
- санитарно- гигиенические требования.
Архитектурно-планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должно соответствовать санитарным нормам и правилам.
На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.
Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающим необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио– и телефонная связь.
Краткие выводы: в завершении первой главы, можно сделать вывод, что предприятия общественного питания любого класса и типа должны соблюдать общие требования, которые предъявляются предприятиям общественного питания. Это значит, что потребитель вправе рассчитывать выполнения в нем требований в соответствии законодательством о регулировании предприятий общественного питания.
6. Специализация предприятий питания, их преимущества. Предприятия быстрого обслуживания.
Специализация – это процесс сосредоточения деятельности предприятия на выпуске и реализации определенного ассортимента изделий, или выполнения определенных стадий технологического процесса.
Различают 2 формы специализации:
1. Предметная –сосредоточение на производстве определенных видов продуктов конечного потребления. Развивается в следующих направлениях:
· организация питания отдельного контингента потребителей в зависимости от их работы или учебы;
· организация питания потребителей, нуждающихся в диетическом или лечебном питании;
· производство блюд национальной кухни и кухни зарубежных стран;
· производство кулинарных изделий из одного вида сырья (пр. рыбный ресторан);
· производство узкого ассортимента блюд.
2. Технологическая – ее сущность заключается в разделении процесса производства продукции на 2 стадии:
· механическая обработка сырья и приготовление п/ф на заготовочных и промышленных предприятиях;
· изготовление продукции на доготовочных предприятиях.
Виды специализации:
- внутриотраслевая (заготовочные, доготовочные);
- межотраслевая;
- межгосударственная.
Специализация производства имеет несомненные технико-экономические преимущества. Во-первых - это повышение производительности труда, а следовательно, и снижение себестоимости продукции, что является результатом дополнительного выпуска однотипной продукции без остановок на переналадки оборудования и переучивание персонала. Во-вторых - это повышение качества продукции вследствие использования узкоспециализированного оборудования, хорошо освоенного специально обученным персоналом. В-третьих- это более широкие возможности для механизации и автоматизации производственных процессов
Дата: 2019-02-02, просмотров: 326.