Рациональные формы организации производства: концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование в общественном питании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Специализация – сосредоточение деятельности на относительно узком секторе, специальном направлении, отдельных технологических процессах и операциях или видах выпускаемой продукции. Специализация производства в промышленности реализована в трех основных формах: предметной, подетальной и технологической.

Предметная специализация – сосредоточение производства отдельных видов продукции конечного потребления (автомобильный, тракторный, телевизионный заводы и т. п.).

Подетальная специализация – сосредоточение производства отдельных деталей, полуфабрикатов, заготовок, узлов или агрегатов (подшипниковый, метизный, рессорный заводы и т. п.)

Технологическая специализация – сосредоточение производства изделий, требующих при их изготовлении применения однородных технологических процессов (литейный, кузнечный, химический, нефтеперегонный и т. п. заводы).

Принцип специализации обеспечивает необходимые условия для повышения качества продукции и производительности труда, уменьшения расхода ресурсов (материалов, энергии, инструмента и т. п.). Преимущество специализации предприятия особенно ярко проявляется в непрерывном повышении квалификации работников и научно-технического уровня применяемых технологических процессов и производственных изделий.

Принцип специализации эффективен на предприятиях всех типов (индивидуального, серийного и массового производства), но находит он наибольшее применение в массовом производстве.

Специализация процесса (рабочих мест) – это сокращение количества наименований работ, операций на каждом рабочем месте. Количественный уровень специализации процесса характеризуется коэффициентом специализации (Ксп), который определяется по формуле:

Ксп = Кдо/N,

где Кдо – количество деталеопераций, применяемых при обработке в производственном подразделении за анализируемый промежуток времени;

N – количество рабочих мест в производственном подразделении.

Специализация рабочих мест позволяет эффективно внедрять прогрессивные инструменты и оборудование, значительно повысить уровень автоматизации производства.

Кооперирование – это установление и использование сравнительно устойчивых и долговременных производственных и управленческих связей между предприятиями, организациями и другими структурами, каждая из которых специализируется на производстве отдельных составных частей целого или выполнении отдельного вида работ (услуг).

Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика.

Уровень кооперации производства характеризуют: коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов-поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием, на себестоимость товарной продукции; количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий; удельный вес стоимости кооперированных поставок с нарушением условий поставок (срока, качества) к общей стоимости кооперированных поставок.

Кооперация считается оправданной, если она подтверждается технологической и экономической целесообразностью.

Концентрация производства – это сосредоточение производства одного или нескольких аналогичных видов продукции (автомобилей, тракторов, землеройных и сельскохозяйственных машин, строительных материалов и т. п.) или услуг в крупных организациях (объединениях). Концентрация производства реализуется в трех основных формах: концентрация специализированного производства (предприятие «Центролит» по изготовлению отливок различного назначения, прокатное производство, объединение по производству строительных материалов и т. п.); концентрация комбинированных производств (предприятие мебельного и деревообрабатывающего производства, мясокомбинат, химзавод, объединение по нефтепереработке и т. д.); увеличение мощности универсальных предприятий. Концентрация производства позволяет применять высокоэффективные технологии, инструмент и оборудование, специализированные и специальные технологические машины, современные методы организации производства, комплексно использовать сырье и материалы, уменьшить число управленческих работников, а также реализовывать крупные проекты по совершенствованию и модернизации выпускаемой продукции.

Концентрация производства развивается под влиянием двух факторов: 1) роста потребности в определенных видах продукции; 2) научно-технического прогресса в данной отрасли, открывающего возможность повышения качества продукции и снижения ее цены.

Комбинирование производства – одна из форм организации производства, основанная на соединении принципиально разных технологических процессов (например, на металлургическом комбинате применяются литейные, химические и прокатные технологии) на одном крупном предприятии. Основой создания таких производств являются: техническая возможность объединения разнородных производств в единой технологической цепочке; пропорциональность производств по производительности (мощности); территориальное единство объедняемых производств; организационно-экономическая целесообразность объединения производств; наличие качественных коммуникаций, современных вспомогательных и обслуживающих производств.

Комбинирование производства позволяет: 1) максимально использовать сырье и материалы; 2) комплексно перерабатывать отходы производства; 3) обеспечить производство высококвалифицированным научно-техническим и управленческим составом кадров; 4) маневрировать ресурсами в рамках объединения; 5) выпускать конкурентоспособную продукцию

 

Задачи и основные принципы организации снабжения предприятий общественного питания. Технологический процесс товародвижения. Роль оптовой торговли в рациональной организации продовольственного и материально-технического обеспечения.

Своевременное и бесперебойное снабжение предприятия товарами, сырьем, полуфабрикатами, предметами оснащения является одним из важнейших условий их успешной производственно-коммерческой деятельности.

Потребность предприятий общественного питания в предметах снабжения определяется состоянием материально-технической базы предприятия, качеством и количеством предоставляемых услуг, развитием и совершенствованием рыночных механизмов, другими условиями.

Особенности снабжения зависят от функций общественного питания (производство, реализация, организация потребления продукции).

В соответствии с этими функциями основными задачами снабжения являются:

· внедрение в работу предприятий общественного питания новейших видов оборудования, предложение новых видов товаров, дополнительных услуг; совершенствование технологий приготовления пищи, методов и форм обслуживания;

· обеспечение предприятий информацией о новых образцах отечественной и зарубежной продукции, оборудовании, средствах материально-технического оснащения, товарных знаках и т.д.;

· совершенствование технологии организации доставки товаров и обеспечение сохранности их качества;

· повышение эффективности снабжения путем снижения затрат на пути движения товаров;

· обобщение и изучение опыта снабжения как в целом по стране, так и конкретно в местах расположения отдельных предприятий; разработка планов снабжения с учетом расположения источников снабжения и номенклатурой выпускаемых товаров;

· изучение и соблюдение государственных законодательных актов, норм и правил, рекомендуемых и (или) обязательных для использования при снабжении предприятий ОП;

· повышение качественного уровня и эффективности снабжения, отражаемое на результатах хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

В соответствии с этими задачами на предприятиях общественного питания должны проводиться следующие работы:

· анализировать состояние материально-технической базы предприятия, ее развитие и совершенствование;

· использование в производстве новых образцов товаров, сырья, п/ф, оборудования и т.д.;

· организовывать поиск альтернативы существующим источникам снабжения на более выгодных для себя условиях;

· участвовать в проведении рекламных мероприятий образцов новой продукции и товаров с целью изучения их потребительских свойств; оказывать необходимую помощь организаторам ярмарок, выставок и т.д.

· участвовать в разработке бизнес-планов по совершенствованию снабжения;

· обеспечивать полное комплектование товаров и сырья необходимых для работы предприятия;

· проводить контрольные проверки по организации приемки, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей со складов;

· заключать с поставщиками договора купли-продажи, транспортного обеспечения доставки и т.д.;

· проводить анализ платежеспособности участников процесса купли-продажи и доставки товаров, сырья, п/ф, оборудования, в том числе своего предприятия;

· участвовать в мероприятиях по повышению квалификации специалистов, занятых в снабжении, организации хранения и отпуска товарно-материальных ценностей.

· и т.д.

Для решения поставленных задач предприятия общественного питания должны руководствоваться основными принципами снабжения:

1. своевременность, ритмичность, бесперебойность и комплектность поставки (необходимо для обеспечения непрерывного характера производства).

Нарушение данного принципа ведет к:

- потере прибыли предприятия

- исключению из производственной программы планируемых к производству и реализации блюд;

нерациональному использованию производственных мощностей и трудовых ресурсов.

2. оперативность, т.е. своевременное реагирование на колебания спроса населения на продукцию и услуги ОП.

3. технологичность, т.е. при продвижении товаров следует использовать современные технологии доставки, средства малой механизации, различные приспособления, способы и приемы погрузки, выгрузки и хранения товаров.

4. экономичность, т.е. доведение предмета купли-продажи с использованием оптимальных схем товародвижения (исключать дополнительные затраты по доставке товаров и изыскивать резервы экономии в существующих схемах).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 945.