ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО

И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

С ростом средней продолжительности жизни людей, проблемы старости выдвинулись на передний план но все

 му миру. За последнее время численность населения от 60 лет и старше § Европейском регионе возросла с 11,6 до 15%.

Наряду с увеличением средней продолжительности жизни населения отмечается значительное улучшение со­стояния здоровья старших возрастных групп, В настоящее время ставится вопрос о праве пожилых людей продол­жать трудовую, по возможности профессиональную дея-


91  Глава 4. Психология нормального и патологического старения

тельность, играть активную роль в обществе, вносить су­щественный вклад в развитие многих сфер жизни.

Привлечение пожилых людей к активной деятельно­сти, в том числе и на производстве, требует соблюдения особых психогигиенических и реабилитационных меро­приятий. Реабилитация пожилых на производстве имеет ряд особенностей, отличающих ее, например, от медицин­ской реабилитации или от профессиональной реабилита­ции молодых рабочих. Это в первую очередь связано с тем, что возрастное снижение функциональных возможностей до физиологического предела, лимитирующего професси­ональную и общую трудоспособность, не является еще патологией. У людей в этом периоде ухудшаются процес­сы приспособления психики к новым требованиям и обсто­ятельствам, труднее изменяются привычки и стереотипы, снижаются память и внимание. Другой, не менее важной особенностью является и то, что у пожилых рабочих при старении ухудшаются не только отдельные профессио­нально значимые функции (психомоторика, физическая сила и выносливость, психоэмоциональная устойчивость), но и страдает личность человека в целом.

У пожилых рабочих ярко выражена эмоциональная неустойчивость, а также возбудимость, раздражитель­ность, тревожность, внутренняя неуверенность, психичес­кая зависимость, неспособность быстро ориентироваться в осложненной производственной обстановке. Кроме того, у них на фоне высокой сознательности, дисциплинирован­ности, развитого чувства долга и ответственности сильно выражены такие черты, как самоуважение, забота о соб­ственной репутации, амбициозность, претенциозность.

Следовательно, переход с привычной работы, измене­ние условий труда следует делать только при оценке воз­можностей пожилого человека с учетом производственной целесообразности такого перевода. Не рекомендуется про­должать работу при наличии сильных раздражителей. Учитывая изменившуюся подвижность психики в пожи­лом возрасте, нецелесообразна работа в разных сменах,


Часть первая. Основы геронтологии


92


особенно по ночам, так как это обычно приводит к нару­шениям сна.

Желательно привлекать пожилых к работе с неполным рабочим днем, использовать их знания в подготовке кад­ров. Необходимо уделять внимание выполнению режима труда и отдыха, рациональному питанию.

Несмотря на резкое снижение функционального стату­са, пожилые рабочие поддерживают свою профессиональ­ную работоспособность за счет высокой профессиональной квалификации-и включения механизмов поведенческого саморегулирования деятельности. При этом механизмы физиологической (перестройка функциональной системы деятельности) и психологической (формирование мотива-ционной доминанты, направленность на успешность тру­довой деятельности) компенсации достаточно напряжены. Однако производственные требования к ним остаются неизменными, что вынуждает пожилых людей покидать производство, нередко переходить на другие виды труда, даже с потерей заработка и квалификации.

Все это требует разработки реабилитационных про­грамм, направленных на приспособление производства к человеку, стержнем которых должен быть системный под­ход к личности пожилого работника, с учетом его соци­альных связей и отношений, условий и характера произ­водства (среда, технология, техника), возможностей поведенческой адаптации, индивидуального физиологи­ческого, психологического и эмоционального статуса. По­сильная, адекватная функциональным возможностям организма трудовая деятельность

В первую очередь целью социально-психологической реабилитации пожилых работников на производстве яв­ляется подготовка к рациональному образу жизни в пред-и пенсионном периоде и активное вовлечение в обще­ственную жизнь. Для оптимизации адаптации к жизни на пенсии реабилитационные мероприятия должны начи­наться не за неделю и не за месяц до ухода на пенсию, а гораздо раньше.


93 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

Выход на пенсию является стрессогенным фактором, затрудняющим адаптацию в постпенсионный период. Многие старые люди, особенно мужчины, настолько отождествляют свою целостную личность с выполняемы­ми ими социальными ролями, что после отставки или перехода на пенсию у них возникает чувство резкого со­циально-психологического «падения», или даже деперсо-низации.

«Это трагедия для меня, — говорила со вздохом о сво­ем переходе на пенсию служащая 60 лет. — Я впала в от­чаяние, плакала по ночам, перестала верить в свои силы...»

«Считаю, что переход на пенсию равнозначен смерти. Это крайне неприятный переход... Человек чувствует себя никому ненужным», — говорит экономист, 66 лет.

По свидетельству В. Франкла, такое же чувство само­
обесценивания появлялось у заключенных в фашистских
концлагерях, где им приходилось жить в нечеловеческих
условиях и изо дня в день слышать, что все они — люди
низшей породы. Узников учили перечеркивать свое про­
шлое и жить настоящим. Применительно к этим услови­
ям Франкл сформулировал один из важнейших принци­
пов логотерапии. Человек должен научиться придавать
значение тому, кем он был и что сделал, а не тому, кем он
является в настоящее время. Иными словами, субъект дол­
жен сохранять, утверждать и развивать свою идентичность,
не забывать, что он продолжает существовать в созданных
им предметах материальной и духовной культуры, в воспо­
минаниях людей, общавшихся с ним, в своих детях и вну­
ках.                                             

Позитивная, хорошо организованная, устойчивая иден­тичность помогает старым людям сохранять самоуваже­ние, высокую самооценку, чувство достоинства и, глав­ное, — желание и способность в поздние годы вести социально активную жизнь, участвовать в посильных фор­мах трудовой деятельности.

Следовательно, необходимо рассмотреть некоторые ус­ловия сохранения личностью своей идентичности и спо­собы совладения с трудностями в самые поздние годы жизни.


Часть первая. Основы геронтологии


94


 Часто центром устойчивой позитивной идентичности является один, пусть краткий отрезок жизни, насыщен­ный большой социальной и личностной значимостью. Так, ветераны Великой Отечественной войны и в свои поздние годы чувствуют себя героями-победителями, стремятся участвовать в различных общественных меро­приятиях, заниматься посильным трудом.

Однако лишь сохранение прежней позитивной иден­тичности само по себе не всегда способно устранить ост­рые конфликты, характерные для людей, вступивших в период старости. Первый конфликт связан с потерей от­ставниками или пенсионерами важных для них соци­альных ролей, места в обществе. Сильное отождествление себя с прежним статусом приходит в противоречие с не­обходимостью дистанцироваться от него. Этот конфликт смягчается, когда субъект заранее начинает овладевать новой социальной ролью, не требующей привычного вы­сокого напряжения, вырабатывает умение адекватно со­относить свое «хочу» и «могу». По данным отечественных психологов, в ряде интернатов для престарелых практикуется вовлечение их в активную социально значимую деятельность (дежурить у телефонов, читать газеты ослабленным боль­ным, морально поддерживать людей, находящихся в деп­рессивном состоянии, и т. д.).

Другая трудная ситуация в поздние годы связана с рез­ким изменением внешнего облика человека, а точнее — его телесного бытия. Дело в том, что в переживаемую и осознаваемую идентичность личности самым существен­ным образом включается такая «ипостась» человека, ко­торую Б.Г. Ананьев назвал индивидными свойствами. Че­ловек на протяжении долгих лет взрослости настолько идентифицируется с формой своего телесного бытия, что ее изменение в старческие годы переживает как частич­ную потерю своей тождественности, как незаслуженный удар судьбы, искажающий его личность. Особенно болез­ненно изменения своего внешнего облика переносят жен­щины. Разумеется, психотелесное бытие личности никог­да не осуществляется отдельно от ее духовной основы. Но


95 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

у многих людей позитивные особенности этого бытия мо­гут занимать ведущее место в его сознании, в области осознаваемого. Свежесть молодости, выраженная жен­ственность, грация, красота, обаятельная экспрессивность юного лица, отменное здоровье и сила могут переживать­ся как высшие ценности, определяющие чувство идентич­ности личности. При пониженной значимости иных цен­ностей утрата психофизического преимущества выступает экзистенциальной трагедией стареющего человека. Кро­ме того, стареющий человек, как правило, чувствует из­менившиеся ожидания, требования и оценки. Если он не выработал собственные критерии оценки себя, не научил­ся дистанцироваться от мнений окружающих, не утвердил­ся в своей идентичности, он начинает «приглядываться» к себе, гиперболизировать обычные промахи, контролиро­вать автоматически выполняемые действия, пытаться осознать мыслительные процессы. По существу, человек занимается саморазрушением, дезорганизацией сознания, и тем самым подтверждает пониженную социальную оценку. Для преодоления такого порочного круга субъек­ту требуются мужество, изобретательность и изменение отношения к себе. Он должен ориентироваться на свои до­стижения и успехи, одобрять себя за решение трудной проблемы, не корить за ошибки, а считать их следствием своей способности экспериментировать, рисковать. Субъект должен уметь подняться над собой и относиться к себе как к младшему брату, почаще одобрять «его», ве­рить в «него», учить компенсировать неизбежные «утра­ты» «позитивными приобретениями».

Главной же заботой человека в поздние годы должны быть развитие духовной сферы, личностное движение в пространстве глубинных смыслов бытия отдельного чело­века и человечества, понимание уникальности каждого индивида, его незаменимости. Цицерон писал, что луч­шим оружием против старости являются интересы ума и выработка в себе достойного характера. Если об этом за­ботиться, то в долгой и заполненной жизни можно уви­деть чудесные плоды. Уровень духовного развития чело-


Часть первая. Основы геронтологии


96


века накладывает особый отпечаток на его поведение, спо­соб обращения не только с другими людьми, но и со всем тем, что создано человеком и проявляется во всем его внешнем облике.

Годы поздней взрослости можно причислить к одному из самых трудных этапов жизни человека. Конечно, в это время субъект сталкивается с тяжелыми ситуациями, ха­рактерными и для иных «сезонов» жизни. Но на них на­кладываются «нагрузки», характерные только для заклю­чительных жизненных стадий. В некоторых отношениях положение старых людей сходно с условиями жизни не­излечимо больных. Утешительная максима «время все ле­чит» в обоих случаях неприменима. Об остром ощущении крайней ограниченности времени и пространства жизни сообщали также заключенные фашистских концлагерей. Подавляющее большинство представителей этих групп де­лают выбор в пользу жизни и должны организовывать ее.

Один из способов реабилитации пожилых в професси­ональной деятельности заключается в том, чтобы найти способ, выражаясь словами Эриксона, своей тенеративно-сти в материальной или духовной сфере (наставничество, воспитание новых поколений, занятия в природоохранной области и т. д.). Любая порождающая деятельность способ­ствует выработке новых смыслов и значений предметного и социального мира. Решение такой задачи требует зна­чительного напряжения психических сил человека. Одна­ко принимаемые усилия побуждают личность использо­вать свой не только актуальный, но и потенциальный жизненный опыт, который, как выражаются зарубежные психологи, образует «зону ближайшего развития» пожи­лого человека. Таким образом, индивид и в поздние годы может быть субъектом своего развития, способным конт­ролировать и управлять складывающимися обстоятель­ствами.

В настоящее время накапливается все больше данных о способности старых людей адаптировать к себе условия своей жизни. Есть все основания считать, что существен­ные различия в способности старых людей заново органи-


97 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

зовывать и структурировать свою жизнь следует искать в особенностях всей прошлой жизни человека. Период ста­рения и старости — логическое продолжение пережитых периодов. Переживаемые в старости большие психологи­ческие перегрузки и сложные проблемы заостряют прояв­ление личностных позиций, степень уверенности в себе, умение оптимизировать условия жизни, гибко менять пла­ны и т. д. В этих случаях может оказать помощь прием, который В. Франкл назвал категорическим императивом логотерапии. Он заключается в том, что субъект должен вести себя так, как если бы он жил второй раз, т. е. вообра­зить, что его теперешнее настоящее уже является прошлым, и в этом прошлом он поступил так, как собирается посту­пить сейчас, но его решение оказалось неправильным. Следовательно, нужно весьма основательно обдумать воз­можность и других решений.

Структурируя свой новый образ жизни, личность долж­на мысленно оперировать не только настоящим и прошлым временем, но также настоящим и будущим (прогнозируе­мым). Ей следует направить свои усилия на расширение границ настоящего за счет будущего. В психологическом виртуальном будущем субъект располагает свои замыслы, намерения, цели, планы, предполагаемые события. Все эти образования обладают сильным мотивационным по­тенциалом, который насыщает структуру настоящего. Кроме того, они порождают поисково-исследовательскую активность личности, направленную на установление зна­чения для реализации целей различных объектов жизнен­ного мира человека. Аналитическая деятельность направ­лена и на содержание центральных и периферических областей сознания. Происходит дальнейшее развитие лич­ности.

В представлении старых людей будущее занимает лишь небольшую часть их личностного пространства. Они ста­вят весьма немногочисленные, едва выходящие, за преде­лы настоящего цели. Тем самым возможности их личнос­тного роста обедняются. Поэтому окружающие должны побуждать представителей поздней взрослости ставить и


Часть первая. Основы геронтологии                              98

кратковременные, и долговременные цели, не избегать сложных жизненных проблем, но прилагать усилия для их решения. В таком случае будущее как бы вторгается в на­стоящее и увлекает его за собой.

В тех случаях, когда настоящее для человека очень тя­гостно, он может прибегнуть к «оперированию» своим психологическим прошлым и антиципируемым будущим. К такому приему обращался, находясь в Освенциме, Франкл и некоторые его товарищи по заключению. Сам он вызывал в,памяти образ своей горячо любимой жены и подолгу беседовал с ней. В другие моменты он вообра­жал, что стоит на университетской кафедре и рассказывает студентам о том, что ему пришлось пережить. Эти психо­логические приемы делали менее реальным тяжелое на­стоящее, оно как бы тускнело. Наступало временное об­легчение, актуализирующиеся мажорные эмоции помогали бороться с тяжким настоящим. Такие «страте­гии» в отличие от механизмов психологической защиты не искажают реальность, лишь на короткое время отодвига­ют,, давая некоторую передышку.

Эриксон в качестве личностного новообразования по­следней стадии жизни назвал мудрость, выделив две ее об­разующих — Эго-интеграцию и отчаяние. В литературе обычно подчеркивается негативная роль отчаяния как признание человеком своего полного бессилия и безыс­ходности положения дел. Но это лишь одна его сторона. Отчаяние также может тонизировать субъекта, вызывать в нем стенические эмоции. Эриксон очень поэтично опи­сывает отчаяние у пожилых людей: «Судьба не принима­ется как остов жизни, а смерть — как последняя граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему стари­ки пытаются приукрасить свои воспоминания». Отчаяние свидетельствует о напряженности психической жизни че­ловека, о глубоких переживаниях по поводу проступков,

 


99 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

нереализованных желаний, тупиковых ситуаций. Отчая­ние может толкнуть субъекта на самый смелый, не имею­щий, казалось бы, разумного основания поступок, един­ственно эффективный в данной ситуации. Дело психолога — не допустить перехода отчаяния в депрессию, в попытки избавиться от этого чувства саморазрушитель­ными стратегиями. Хорошо известны и другие приемы со-владания с отчаянием — исповедаться, рассказать о сво­ем состоянии другому человеку, даже незнакомому.

Также немаловажно успокаивающее действие слез, -как характерной реакции на ситуацию старости определенно­го типа личности. Франкл неоднократно был свидетелем горьких слез узников концлагерей. Один из них, безус­пешно пытаясь втиснуть обмороженные, распухшие, изъязвленные ноги в рваные ботинки, не мог сдержать судорожных рыданий. Когда по прошествии значительно­го времени психолог спросил у этого узника, как же он справился с такой мучительной болью, тот ответил «я вы­плакал боль из своего организма». Можно предполагать, что не боль сама по себе (физическая или душевная) вы­зывает слезы, но чувства, порожденные переживанием боли, — чувства незаслуженной обиды. От боли «самой по себе» люди стонут, даже кричат. Слезы же порождаются жалостью к себе, желанием получить утешение от другого, пусть этим «другим» будет сам же страдающий человек.

Описывая ситуации, порождающие такие экспрессив­ные реакции, Франкл призывает не стыдиться слез, ибо они свидетельствуют о том, что человек проявляет вели­чайшее мужество — мужество страдания.

Следует сказать еще об одном способе временного об­легчения человека от тяжких переживаний. Это создание им для себя «маленьких радостей» на обыденном уровне жизни. Можно услышать признания о возникновении чувств благополучия и облегчения, если в момент душев­ной пустоты, переживания обездоленности, безрадостно-


Часть первая. Основы геронтологии                                 100

го существования появляется возможность полакомиться чем-то вкусным, побаловать себя чашкой ароматного кофе, достать интересный журнал и т. п. И это понятно. Личность — целостна, «духовные» и «материальные» ее потребности интегрированы, у них общее смысловое ос­нование.

Франкл описывает, как возвращаясь в колонне заклю­ченных в барак после изнурительной работы, почти уми­рающий от голода и холода, он, чтобы не поддаться отча­янию, отламывал от черствой корочки, которую всегда носил в кармане, крошечный кусочек и принимался его посасывать, наслаждаясь вкусом и запахом хлеба. Так он погружался в мир, в котбром царствовали уют, тепло, бла­гополучие, и «возвращался» оттуда с новыми силами.

В отличие от таких приемов частичного облегчения личности от своих тяжелых переживаний, в геронтопси-хологии выделена обобщенная стратегия, называемая «ди­станцированием». В этом контексте дистанцирование оз­начает способность человека с большим жизненным опытом подниматься над сложными жизненными обсто­ятельствами и над собой, посмотреть «прямо в лицо» труд­ной ситуации, не вступая в ее силовое поле, не позволяя захлестнуть себя неуправляемыми эмоциями, дезорганизу­ющими сознание. Субъект подчиняет себе события своей жизни, отстраняя их от себя, делая объектом осмысления, оценки, преобразования. Психологическое отстранение, обособление позволяют увидеть многомерность тяжелых ситуаций, понизить уровень их серьезности, распознать в них элементы комического.

Огромное значение играет юмор, как защитная страте­гия. У представителей поздней взрослости добродушное подшучивание над другими и над собственными прома­хами и неловкостями — индикатор их благополучного ста­рения, признак интеллектуальной гибкости субъекта, со­хранения позитивной самооценки и интегративной

 


101 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

идентичности. Шутка — защитный барьер против насме­шек, недоброжелательных замечаний.

Во всех возрастах сохраняется особая актуальность при­обретения прочных гигиенических знаний и навыков, которые должны, в конечном счете, трансформироваться в гигиеническую культуру. Необходимо, чтобы рациональ­ный образ жизни стал органической частью общей куль­туры человека. Гигиеническое образование и обучение элементам здорового образа жизни следует начинать как можно раньше, с раннего детства, и продолжать его совер­шенствование на протяжении всей жизни.

Особое значение этот вопрос приобретает в старческом возрасте, так как значительное распространение среди пожилых нерационального образа жизни, а также непроч­ность гигиенических знаний влечет за собой относитель­но высокое число лиц с проявлениями патологического старения.

При патологической старости возможны: изменение личности, эмоциональная атрофия, духовный упадок, де-менция. Возможны и тяжелые расстройства памяти: про­грессирующая амнезия, которая проявляется в затрудне­нии и дальнейшей невозможности запоминания новых событий. Их место могут занимать неограниченные фан­тазии: События прошлого исчезают в последнюю очередь. Распад памяти в этом случае идет в порядке, обратном ее формированию. В результате расстройства способности к запоминанию нарушается и ночная ориентация. В боль­ницах часто приходится наблюдать, как старики ночью по ошибке ложатся не на свою постель, попадают не в свою палату. В тяжелых случаях они просто деградируют до уровня вегетативных существ. -Имеющийся невроз в ста­рости может прогрессировать, поскольку неблагоприят­ные свойства этого возраста усугубляют картину болезни. Физические заболевания (сердечные болезни, склероз, опухоли, даже банальные инфекции), проявляясь в старо-


Часть первая. Основы геронтологии                                      102

сти, на долгое время ухудшают состояние больных. Эти заболевания, как и психические потрясения, могут выз­вать взволнованность, беспокойство, замешательство и даже могут привести к декомпенсации.

Хорошо известны старческие ночные делирии. Спо­койно ведущие себя днем, даже сонливые больные по но­чам становятся беспокойными: они бродят по палате, пе­рекладывают с места на место вещи, «спорят» с соседями, продолжают когда-то незаконченный разговор с детьми и пр. А утром они ничего не помнят о своем ночном беспо­койстве.

В результате эмоциональных нагрузок возможны нару­шения кровообращения головного мозга и, как их ослож­нение, размягчение мозга, кровоизлияния в мозг. Возни­кают расстройства речи, постоянные или преходящие параличи, небольшие эпилептические припадки.

Изменения в настроении в пожилом и старческом воз­расте, как правило, приводят к подавленности, к депрес­сивным состояниям, ипохондрии. В таких случаях боль­ные часто обвиняют себя в несовершенных ошибках, грехах, вспоминают обо всех своих оплошностях. Значи­тельно реже приходится встречать стариков с патологичес­кой возбужденностью, приподнятостью настроения.

При параноидных формах заболеваний часто наблюда­ются бредовые идеи. Например, больные постоянно заня­ты мыслями о том, что посылаемые им письма, деньги, ценности До них не доходят, их воруют. Даже преклонный возраст не мешает им обвинять своего супруга (супругу) в неверности, безумно ревновать.

Возможно появление признаков тяжелой умственной деградации. Тяжелые изменения в старческом возрасте мо­гут быть вызваны душевными потрясениями, потерей близких, сменой жизненного стереотипа (переезд на но­вую квартиру), более того, даже неожиданной отправкой на пенсию, а также соматическими и инфекционными


103 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

заболеваниями. Преморбидные особенности личности, мнительность, тревожность, нерешительность, повышен­ное чувство ответственности, неврозы, имевшие место в молодом возрасте, или другие патологические изменения способствуют возникновению психических заболеваний в старческом возрасте. В таких случаях требуются лечение и наблюдение у психиатра.


 

Глава 5

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ОРГАНИЗАЦИИ

ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Основной задачей гериатрической службы в нашей стране является поддержание функциональной и социаль­ной независимости людей пожилого и старческого возра­ста. Осуществление медико-социальной помощи людям этого возраста должно основываться на той точке зрения, что старые люди имеют право на обеспечение их потреб­ности в долговременном уходе и лечении как на дому так и в "стационаре.

- Характер и объем медицинской помощи престарелым определены программой действий, принятой Всемирной Ассамблеей ООН по проблемам старения (1982 г.) и утвер­жденной 37-й Генеральной сессией ООН. В нашей стране социальная и медицинская помощь престарелым гражда­нам закреплена законодательством. Приняты 2 августа 1995 г. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ; 10 де­кабря 1995 г. — «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» № 192-ФЗ.

В настоящее время в России официально функциони­рует несколько структур, предназначенных для оказания действительной помощи пожилым и старым людям, в пер­вую очередь одиноким и одиноко живущим престарелым, нуждающимся в постоянной или периодической помощи как на дому, так и в стационаре. Объем и структуру этой


105                     Глава 5. Социальные аспекты организации.

помощи определяет в первую очередь количество одино­ких престарелых.

Одинокими престарелыми, нуждающимися в постоян-. ной медико-социальной и бытовой помощи на дому, сле­дует считать отдельных лиц и супружеские пары в возра­сте 75 лет и старше, не имеющих детей или близких родственников в районе их проживания, могущих оказы­вать престарелым постоянную бытовую помощь.

К категории одиноких престарелых, нуждающихся в постоянной домашней опеке со стороны медико-соци­альных и бытовых служб по месту жительства, следует от­носить (временно или постоянно) также лиц в возрасте от 60 до 74 лет, нуждающихся в силу болезни во временном или постоянном постороннем уходе. Эти лица подлежат выявлению и взятию на учет.

Все учреждения, предназначенные для оказания помо­щи престарелым, можно подразделить на преимуществен­но медицинские (общая система здравоохранения, но главным образом участковый врач-терапевт, гериатричес­кие кабинеты, гериатрические центры, гериатрические стационары, отделение сестринского ухода, хосписы); со­циального профиля (дома-интернаты для престарелых, жилые дома для пожилых, отделение социальной помощи одиноким престарелым и инвалидам на дому при местных органах социального обеспечения, территориальные соци­альные центры пенсионеров); общественные (общество здоровья и милосердия, советы ветеранов и др.) и соци­ально-медицинские (общество Красного Креста и Крас­ного Полумесяца). В последнее время создаются церков-но-приходские общины милосердия.

 Дома-интернаты для престарелых — это наиболее ста­рая форма социальной помощи одиноким престарелым. Туда поступают лица, не имеющие возможности обслужи- вать себя или пользоваться посторонней помощью.

В нашей стране существуют дома-интернаты различ­ных типов: общего типа — для престарелых, сохранивших способность к самообслуживанию; больничного типа —


Часть первая. Основы геронтологии                              106

для лиц с хроническими заболеваниями, которым требу­ется постоянный посторонний уход; дома для хроничес­ких больных престарелых с нарушениями психики. Иног­да в домах-интернатах общего типа имеются отделения для хронических больных. В настоящее время получает распространение практика временного помещения в дома-интернаты (на 1—3 месяца) престарелых граждан в случае отъезда детей или по другим причинам.

Дома для пожилых — новая форма обслуживания пре­старелых. Они предназначены для проживания одиноко живущих людей и одиноких семейных пар в однокомнат­ных или двухкомнатных квартирах гостиничного типа. В нижних этажах таких домов размещают столовые, пунк­ты бытового назначения, парикмахерские, мастерские для трудотерапии, клубные помещения. Все бытовые и ком­мунальные услуги в таких домах оплачиваются их жиль­цами на льготных условиях. Здесь также организуется ме­дицинское и культурное обслуживание престарелых.

Территориальные социальные центры предназначены проводить организационную, практическую и координа­ционную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. В этом цент­ре имеются отделения социального обслуживания на дому, дневного пребывания, социально-реабилитационное от­деление и отделение срочного социального обслуживания. В штате последнего имеются психолог, юрист, специалист по социальной работе, социальный работник. Это дает возможность организовать консультацию специалиста как непосредственно в центре, так и на дому.

Отделение социальной помощи одиноким престарелым и инвалидам на дому. Изучение образа жизни, условий и со­стояния здоровья людей старшего возраста показало, что для продления жизни имеет значение наиболее длитель­ное проживание их в своем доме. В связи с этим возрас­тает роль социальных работников отделений социальной помощи на дому. Актуальным становится отбор и подго­товка кадров патронажных социальных работников и при-


107                        Глава 5. Социальные аспекты организации...

влечение к этой работе добровольцев на общественных началах.

Основными направлениями деятельности отделений социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социальной, бытовой и другой необходимой по­мощи на дому; содействие в предоставлении обслуживае­мым лицам льгот и преимуществ, установленных действу­ющим законодательством.

Социальные работники должны обладать особыми личностными качествами, а именно: быть добрыми, чис­тыми, отзывчивыми, уравновешенными, общительными, терпимыми, бескорыстными. Добросовестно и ответ­ственно относиться к своей работе.

Психологами Ростовского госуниверситета ло заказу областного департамента социальной защиты было про­ведено социально-психологическое исследование с целью улучшения деятельности Ростовского городского центра по оказанию помощи пожилым людям и инвалидам. На вопрос, какими качествами должен обладать социальный работник, пришелся максимум активности пожилых лю­дей. Они указывали 35 качеств и умений, повторив их в общей сложности 446 раз. Подобная заинтересованность клиентов свидетельствует о значении, которое они прида­ют личности социального работника. Наиболее часто по­вторялись 20 «качеств», имеющих разный уровень обоб­щения. Все их условно можно разделить на три группы:

1) личностные особенности: доброта, заботливость, че­стность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, беско­рыстность, уравновешенность;

2) навыки общения: внимание к другим, умение выслу­шать, обходительность, вежливое отношение к лю­дям;

3) отношение к работе: добросовестность, исполнитель­ность, ответственность, требовательность к себе.


Часть первая. Основы геронтологии                                           108

Неприемлемыми для социальных работников клиенты считают следующие 32 качества, на которые указали 437 раз; Все их можно разделить на три условные группы:

1) личностные особенности: нервозность, корысть, ду­шевная черствость, высокомерие, нечестность, же­стокость;

2) навыки общения: грубость, неуважение к старым людям, брезгливость, злость, невежливость, дер­зость;

3) отношение к работе: безразличие к подопечным, по­стоянная спешка, безответственность, лень, недо­бросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

С помощью методики Т Дири опрашиваемые состави­ли обобщенный психологический портрет реального (об­служивающего каждого из них) и идеального социального работника. В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, спо­собных сострадать. Пожилые люди, таким образом, конста­тируют свою потребность в большем внимании, бескоры­стной помощи и опережающей активной заботе социального работника.

Результаты этого опроса, на наш взгляд, небезынтерес­ны для практического социального работника и могут слу­жить ориентиром для самоконтроля и лучшего понимания нужд пожилых людей, их точки зрения на то, каким дол­жен быть социальный работник.

Основные задачи и профессиональные обязанности социального работника

Если исходить из обобщенной системы принципиаль­ных положений о содержании деятельности социального работника, то оказывается возможным и определение кру­га основных задач, возлагаемых на работников социаль­ной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми.


109


Глава 5. Социальные аспекты организации...


Это прежде всего:

— оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, эко­логического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

— помогать людям справляться с этими затруднения­ми путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного, корректирующего воздействия;

— защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;

— способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;

— использовать все средства и источники для социаль­ной защиты нуждающихся в этом людей и др.

Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапа­зон тех навыков и умений, которые потребуются соци­альным работникам для их выполнения.

Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы круг основных обязанностей, которые должен вы­полнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:

— создавать и поддерживать рабочую обстановку и ат­
мосферу;

— выявлять и преодолевать негативные чувства, кото­рые влияют на людей и на него самого;

— опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность;

— содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

— наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

— общаться вербально, невербально и письменно;

— организовывать и вести беседу в различных обсто­ятельствах;

— вести переговоры, выступать по радио и т. д.


Часть первая. Основы геронтологии


ПО


Поле деятельности социального работника очень ши­роко:

а) в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц,
нуждающихся в социально-медицинской, юриди­
ческой, психологической, материальной помощи;

б) содействует интеграции деятельности различных
государственных организаций и учреждений по ока­
занию социально-экономической помощи населе-

. нию;

в) помогает в семейном воспитании;

г) проводит работу с пенсионерами, инвалидами, деть-
. ми;

д) участвует в работе по созданию центров социальной
помощи, социальной реабилитации;

е) работает с несовершеннолетними правонарушите­
лями и людьми, вернувшимися из заключения и т. д.

Социальный работник сегодня не только человек, оказывающий помощь определенным неблагополучным людям и семьям, но и в определенной степени — поли­тик и общественный деятель, участвующий в. реформиро­вании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостояния всего общества.

Для выполнения этой многоплановой деятельности социальный работник должен быть готов выступать в раз­ных качествах, играть множество ролей. По мнению Тиэ-ра и Макфитерса, социальный работник должен выступать не менее чем в 12 ролях:

— полевой работник;

— брокер;

— адвокат;

— мобилизатор;

— корректировщик поведения;

— учитель;

— помогающий;

— консультант;

— плановик общины;

— менеджер по информации;


111


Глава 5. Социальные аспекты организации...


— администратор;

— оценщик.

Хотя этот перечень далеко не полон, он дает некото­рое представление о разнообразии ролей социального ра­ботника и широком поле его деятельности.

Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчер­пывают всей его деятельности, но они позволяют просле­дить и выявить главную, стержневую идею, как бы объе­диняющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно, умение, желание идти к людям, находить формы общения С ними, чтобы помочь им.

То есть общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; со­циальный работник — группа и, наконец, социальный ра­ботник.— клиент. Последнее наиболее значимо, так как в конечном счете самым главным является конкретный че­ловек.

Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников.

К ним относятся:

1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.

2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.

3. Умение создать и развивать отношения.

4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по те­ории личности и диагностические методы.

5. Умение добиться доверия подопечных.

6. Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое.


Часть первая. Основы геронтологии


112


7. Умение вести исследования или интерпретировать выводы.

8. Умение посредничать и улаживать отношения меж­ду конфликтующими индивидами, группами.

9. Умение налаживать межинституциональные связи.

 

10. Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, ин­ститутах.

11. Умение активизировать усилия подопечных по ре­шению собственных проблем.



























































Дата: 2019-02-02, просмотров: 351.