РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО
И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
С ростом средней продолжительности жизни людей, проблемы старости выдвинулись на передний план но все
му миру. За последнее время численность населения от 60 лет и старше § Европейском регионе возросла с 11,6 до 15%.
Наряду с увеличением средней продолжительности жизни населения отмечается значительное улучшение состояния здоровья старших возрастных групп, В настоящее время ставится вопрос о праве пожилых людей продолжать трудовую, по возможности профессиональную дея-
91 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
тельность, играть активную роль в обществе, вносить существенный вклад в развитие многих сфер жизни.
Привлечение пожилых людей к активной деятельности, в том числе и на производстве, требует соблюдения особых психогигиенических и реабилитационных мероприятий. Реабилитация пожилых на производстве имеет ряд особенностей, отличающих ее, например, от медицинской реабилитации или от профессиональной реабилитации молодых рабочих. Это в первую очередь связано с тем, что возрастное снижение функциональных возможностей до физиологического предела, лимитирующего профессиональную и общую трудоспособность, не является еще патологией. У людей в этом периоде ухудшаются процессы приспособления психики к новым требованиям и обстоятельствам, труднее изменяются привычки и стереотипы, снижаются память и внимание. Другой, не менее важной особенностью является и то, что у пожилых рабочих при старении ухудшаются не только отдельные профессионально значимые функции (психомоторика, физическая сила и выносливость, психоэмоциональная устойчивость), но и страдает личность человека в целом.
У пожилых рабочих ярко выражена эмоциональная неустойчивость, а также возбудимость, раздражительность, тревожность, внутренняя неуверенность, психическая зависимость, неспособность быстро ориентироваться в осложненной производственной обстановке. Кроме того, у них на фоне высокой сознательности, дисциплинированности, развитого чувства долга и ответственности сильно выражены такие черты, как самоуважение, забота о собственной репутации, амбициозность, претенциозность.
Следовательно, переход с привычной работы, изменение условий труда следует делать только при оценке возможностей пожилого человека с учетом производственной целесообразности такого перевода. Не рекомендуется продолжать работу при наличии сильных раздражителей. Учитывая изменившуюся подвижность психики в пожилом возрасте, нецелесообразна работа в разных сменах,
Часть первая. Основы геронтологии
92
особенно по ночам, так как это обычно приводит к нарушениям сна.
Желательно привлекать пожилых к работе с неполным рабочим днем, использовать их знания в подготовке кадров. Необходимо уделять внимание выполнению режима труда и отдыха, рациональному питанию.
Несмотря на резкое снижение функционального статуса, пожилые рабочие поддерживают свою профессиональную работоспособность за счет высокой профессиональной квалификации-и включения механизмов поведенческого саморегулирования деятельности. При этом механизмы физиологической (перестройка функциональной системы деятельности) и психологической (формирование мотива-ционной доминанты, направленность на успешность трудовой деятельности) компенсации достаточно напряжены. Однако производственные требования к ним остаются неизменными, что вынуждает пожилых людей покидать производство, нередко переходить на другие виды труда, даже с потерей заработка и квалификации.
Все это требует разработки реабилитационных программ, направленных на приспособление производства к человеку, стержнем которых должен быть системный подход к личности пожилого работника, с учетом его социальных связей и отношений, условий и характера производства (среда, технология, техника), возможностей поведенческой адаптации, индивидуального физиологического, психологического и эмоционального статуса. Посильная, адекватная функциональным возможностям организма трудовая деятельность
В первую очередь целью социально-психологической реабилитации пожилых работников на производстве является подготовка к рациональному образу жизни в пред-и пенсионном периоде и активное вовлечение в общественную жизнь. Для оптимизации адаптации к жизни на пенсии реабилитационные мероприятия должны начинаться не за неделю и не за месяц до ухода на пенсию, а гораздо раньше.
93 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
Выход на пенсию является стрессогенным фактором, затрудняющим адаптацию в постпенсионный период. Многие старые люди, особенно мужчины, настолько отождествляют свою целостную личность с выполняемыми ими социальными ролями, что после отставки или перехода на пенсию у них возникает чувство резкого социально-психологического «падения», или даже деперсо-низации.
«Это трагедия для меня, — говорила со вздохом о своем переходе на пенсию служащая 60 лет. — Я впала в отчаяние, плакала по ночам, перестала верить в свои силы...»
«Считаю, что переход на пенсию равнозначен смерти. Это крайне неприятный переход... Человек чувствует себя никому ненужным», — говорит экономист, 66 лет.
По свидетельству В. Франкла, такое же чувство само
обесценивания появлялось у заключенных в фашистских
концлагерях, где им приходилось жить в нечеловеческих
условиях и изо дня в день слышать, что все они — люди
низшей породы. Узников учили перечеркивать свое про
шлое и жить настоящим. Применительно к этим услови
ям Франкл сформулировал один из важнейших принци
пов логотерапии. Человек должен научиться придавать
значение тому, кем он был и что сделал, а не тому, кем он
является в настоящее время. Иными словами, субъект дол
жен сохранять, утверждать и развивать свою идентичность,
не забывать, что он продолжает существовать в созданных
им предметах материальной и духовной культуры, в воспо
минаниях людей, общавшихся с ним, в своих детях и вну
ках.
Позитивная, хорошо организованная, устойчивая идентичность помогает старым людям сохранять самоуважение, высокую самооценку, чувство достоинства и, главное, — желание и способность в поздние годы вести социально активную жизнь, участвовать в посильных формах трудовой деятельности.
Следовательно, необходимо рассмотреть некоторые условия сохранения личностью своей идентичности и способы совладения с трудностями в самые поздние годы жизни.
Часть первая. Основы геронтологии
94
Часто центром устойчивой позитивной идентичности является один, пусть краткий отрезок жизни, насыщенный большой социальной и личностной значимостью. Так, ветераны Великой Отечественной войны и в свои поздние годы чувствуют себя героями-победителями, стремятся участвовать в различных общественных мероприятиях, заниматься посильным трудом.
Однако лишь сохранение прежней позитивной идентичности само по себе не всегда способно устранить острые конфликты, характерные для людей, вступивших в период старости. Первый конфликт связан с потерей отставниками или пенсионерами важных для них социальных ролей, места в обществе. Сильное отождествление себя с прежним статусом приходит в противоречие с необходимостью дистанцироваться от него. Этот конфликт смягчается, когда субъект заранее начинает овладевать новой социальной ролью, не требующей привычного высокого напряжения, вырабатывает умение адекватно соотносить свое «хочу» и «могу». По данным отечественных психологов, в ряде интернатов для престарелых практикуется вовлечение их в активную социально значимую деятельность (дежурить у телефонов, читать газеты ослабленным больным, морально поддерживать людей, находящихся в депрессивном состоянии, и т. д.).
Другая трудная ситуация в поздние годы связана с резким изменением внешнего облика человека, а точнее — его телесного бытия. Дело в том, что в переживаемую и осознаваемую идентичность личности самым существенным образом включается такая «ипостась» человека, которую Б.Г. Ананьев назвал индивидными свойствами. Человек на протяжении долгих лет взрослости настолько идентифицируется с формой своего телесного бытия, что ее изменение в старческие годы переживает как частичную потерю своей тождественности, как незаслуженный удар судьбы, искажающий его личность. Особенно болезненно изменения своего внешнего облика переносят женщины. Разумеется, психотелесное бытие личности никогда не осуществляется отдельно от ее духовной основы. Но
95 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
у многих людей позитивные особенности этого бытия могут занимать ведущее место в его сознании, в области осознаваемого. Свежесть молодости, выраженная женственность, грация, красота, обаятельная экспрессивность юного лица, отменное здоровье и сила могут переживаться как высшие ценности, определяющие чувство идентичности личности. При пониженной значимости иных ценностей утрата психофизического преимущества выступает экзистенциальной трагедией стареющего человека. Кроме того, стареющий человек, как правило, чувствует изменившиеся ожидания, требования и оценки. Если он не выработал собственные критерии оценки себя, не научился дистанцироваться от мнений окружающих, не утвердился в своей идентичности, он начинает «приглядываться» к себе, гиперболизировать обычные промахи, контролировать автоматически выполняемые действия, пытаться осознать мыслительные процессы. По существу, человек занимается саморазрушением, дезорганизацией сознания, и тем самым подтверждает пониженную социальную оценку. Для преодоления такого порочного круга субъекту требуются мужество, изобретательность и изменение отношения к себе. Он должен ориентироваться на свои достижения и успехи, одобрять себя за решение трудной проблемы, не корить за ошибки, а считать их следствием своей способности экспериментировать, рисковать. Субъект должен уметь подняться над собой и относиться к себе как к младшему брату, почаще одобрять «его», верить в «него», учить компенсировать неизбежные «утраты» «позитивными приобретениями».
Главной же заботой человека в поздние годы должны быть развитие духовной сферы, личностное движение в пространстве глубинных смыслов бытия отдельного человека и человечества, понимание уникальности каждого индивида, его незаменимости. Цицерон писал, что лучшим оружием против старости являются интересы ума и выработка в себе достойного характера. Если об этом заботиться, то в долгой и заполненной жизни можно увидеть чудесные плоды. Уровень духовного развития чело-
Часть первая. Основы геронтологии
96
века накладывает особый отпечаток на его поведение, способ обращения не только с другими людьми, но и со всем тем, что создано человеком и проявляется во всем его внешнем облике.
Годы поздней взрослости можно причислить к одному из самых трудных этапов жизни человека. Конечно, в это время субъект сталкивается с тяжелыми ситуациями, характерными и для иных «сезонов» жизни. Но на них накладываются «нагрузки», характерные только для заключительных жизненных стадий. В некоторых отношениях положение старых людей сходно с условиями жизни неизлечимо больных. Утешительная максима «время все лечит» в обоих случаях неприменима. Об остром ощущении крайней ограниченности времени и пространства жизни сообщали также заключенные фашистских концлагерей. Подавляющее большинство представителей этих групп делают выбор в пользу жизни и должны организовывать ее.
Один из способов реабилитации пожилых в профессиональной деятельности заключается в том, чтобы найти способ, выражаясь словами Эриксона, своей тенеративно-сти в материальной или духовной сфере (наставничество, воспитание новых поколений, занятия в природоохранной области и т. д.). Любая порождающая деятельность способствует выработке новых смыслов и значений предметного и социального мира. Решение такой задачи требует значительного напряжения психических сил человека. Однако принимаемые усилия побуждают личность использовать свой не только актуальный, но и потенциальный жизненный опыт, который, как выражаются зарубежные психологи, образует «зону ближайшего развития» пожилого человека. Таким образом, индивид и в поздние годы может быть субъектом своего развития, способным контролировать и управлять складывающимися обстоятельствами.
В настоящее время накапливается все больше данных о способности старых людей адаптировать к себе условия своей жизни. Есть все основания считать, что существенные различия в способности старых людей заново органи-
97 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
зовывать и структурировать свою жизнь следует искать в особенностях всей прошлой жизни человека. Период старения и старости — логическое продолжение пережитых периодов. Переживаемые в старости большие психологические перегрузки и сложные проблемы заостряют проявление личностных позиций, степень уверенности в себе, умение оптимизировать условия жизни, гибко менять планы и т. д. В этих случаях может оказать помощь прием, который В. Франкл назвал категорическим императивом логотерапии. Он заключается в том, что субъект должен вести себя так, как если бы он жил второй раз, т. е. вообразить, что его теперешнее настоящее уже является прошлым, и в этом прошлом он поступил так, как собирается поступить сейчас, но его решение оказалось неправильным. Следовательно, нужно весьма основательно обдумать возможность и других решений.
Структурируя свой новый образ жизни, личность должна мысленно оперировать не только настоящим и прошлым временем, но также настоящим и будущим (прогнозируемым). Ей следует направить свои усилия на расширение границ настоящего за счет будущего. В психологическом виртуальном будущем субъект располагает свои замыслы, намерения, цели, планы, предполагаемые события. Все эти образования обладают сильным мотивационным потенциалом, который насыщает структуру настоящего. Кроме того, они порождают поисково-исследовательскую активность личности, направленную на установление значения для реализации целей различных объектов жизненного мира человека. Аналитическая деятельность направлена и на содержание центральных и периферических областей сознания. Происходит дальнейшее развитие личности.
В представлении старых людей будущее занимает лишь небольшую часть их личностного пространства. Они ставят весьма немногочисленные, едва выходящие, за пределы настоящего цели. Тем самым возможности их личностного роста обедняются. Поэтому окружающие должны побуждать представителей поздней взрослости ставить и
Часть первая. Основы геронтологии 98
кратковременные, и долговременные цели, не избегать сложных жизненных проблем, но прилагать усилия для их решения. В таком случае будущее как бы вторгается в настоящее и увлекает его за собой.
В тех случаях, когда настоящее для человека очень тягостно, он может прибегнуть к «оперированию» своим психологическим прошлым и антиципируемым будущим. К такому приему обращался, находясь в Освенциме, Франкл и некоторые его товарищи по заключению. Сам он вызывал в,памяти образ своей горячо любимой жены и подолгу беседовал с ней. В другие моменты он воображал, что стоит на университетской кафедре и рассказывает студентам о том, что ему пришлось пережить. Эти психологические приемы делали менее реальным тяжелое настоящее, оно как бы тускнело. Наступало временное облегчение, актуализирующиеся мажорные эмоции помогали бороться с тяжким настоящим. Такие «стратегии» в отличие от механизмов психологической защиты не искажают реальность, лишь на короткое время отодвигают,, давая некоторую передышку.
Эриксон в качестве личностного новообразования последней стадии жизни назвал мудрость, выделив две ее образующих — Эго-интеграцию и отчаяние. В литературе обычно подчеркивается негативная роль отчаяния как признание человеком своего полного бессилия и безысходности положения дел. Но это лишь одна его сторона. Отчаяние также может тонизировать субъекта, вызывать в нем стенические эмоции. Эриксон очень поэтично описывает отчаяние у пожилых людей: «Судьба не принимается как остов жизни, а смерть — как последняя граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания». Отчаяние свидетельствует о напряженности психической жизни человека, о глубоких переживаниях по поводу проступков,
99 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
нереализованных желаний, тупиковых ситуаций. Отчаяние может толкнуть субъекта на самый смелый, не имеющий, казалось бы, разумного основания поступок, единственно эффективный в данной ситуации. Дело психолога — не допустить перехода отчаяния в депрессию, в попытки избавиться от этого чувства саморазрушительными стратегиями. Хорошо известны и другие приемы со-владания с отчаянием — исповедаться, рассказать о своем состоянии другому человеку, даже незнакомому.
Также немаловажно успокаивающее действие слез, -как характерной реакции на ситуацию старости определенного типа личности. Франкл неоднократно был свидетелем горьких слез узников концлагерей. Один из них, безуспешно пытаясь втиснуть обмороженные, распухшие, изъязвленные ноги в рваные ботинки, не мог сдержать судорожных рыданий. Когда по прошествии значительного времени психолог спросил у этого узника, как же он справился с такой мучительной болью, тот ответил «я выплакал боль из своего организма». Можно предполагать, что не боль сама по себе (физическая или душевная) вызывает слезы, но чувства, порожденные переживанием боли, — чувства незаслуженной обиды. От боли «самой по себе» люди стонут, даже кричат. Слезы же порождаются жалостью к себе, желанием получить утешение от другого, пусть этим «другим» будет сам же страдающий человек.
Описывая ситуации, порождающие такие экспрессивные реакции, Франкл призывает не стыдиться слез, ибо они свидетельствуют о том, что человек проявляет величайшее мужество — мужество страдания.
Следует сказать еще об одном способе временного облегчения человека от тяжких переживаний. Это создание им для себя «маленьких радостей» на обыденном уровне жизни. Можно услышать признания о возникновении чувств благополучия и облегчения, если в момент душевной пустоты, переживания обездоленности, безрадостно-
Часть первая. Основы геронтологии 100
го существования появляется возможность полакомиться чем-то вкусным, побаловать себя чашкой ароматного кофе, достать интересный журнал и т. п. И это понятно. Личность — целостна, «духовные» и «материальные» ее потребности интегрированы, у них общее смысловое основание.
Франкл описывает, как возвращаясь в колонне заключенных в барак после изнурительной работы, почти умирающий от голода и холода, он, чтобы не поддаться отчаянию, отламывал от черствой корочки, которую всегда носил в кармане, крошечный кусочек и принимался его посасывать, наслаждаясь вкусом и запахом хлеба. Так он погружался в мир, в котбром царствовали уют, тепло, благополучие, и «возвращался» оттуда с новыми силами.
В отличие от таких приемов частичного облегчения личности от своих тяжелых переживаний, в геронтопси-хологии выделена обобщенная стратегия, называемая «дистанцированием». В этом контексте дистанцирование означает способность человека с большим жизненным опытом подниматься над сложными жизненными обстоятельствами и над собой, посмотреть «прямо в лицо» трудной ситуации, не вступая в ее силовое поле, не позволяя захлестнуть себя неуправляемыми эмоциями, дезорганизующими сознание. Субъект подчиняет себе события своей жизни, отстраняя их от себя, делая объектом осмысления, оценки, преобразования. Психологическое отстранение, обособление позволяют увидеть многомерность тяжелых ситуаций, понизить уровень их серьезности, распознать в них элементы комического.
Огромное значение играет юмор, как защитная стратегия. У представителей поздней взрослости добродушное подшучивание над другими и над собственными промахами и неловкостями — индикатор их благополучного старения, признак интеллектуальной гибкости субъекта, сохранения позитивной самооценки и интегративной
101 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
идентичности. Шутка — защитный барьер против насмешек, недоброжелательных замечаний.
Во всех возрастах сохраняется особая актуальность приобретения прочных гигиенических знаний и навыков, которые должны, в конечном счете, трансформироваться в гигиеническую культуру. Необходимо, чтобы рациональный образ жизни стал органической частью общей культуры человека. Гигиеническое образование и обучение элементам здорового образа жизни следует начинать как можно раньше, с раннего детства, и продолжать его совершенствование на протяжении всей жизни.
Особое значение этот вопрос приобретает в старческом возрасте, так как значительное распространение среди пожилых нерационального образа жизни, а также непрочность гигиенических знаний влечет за собой относительно высокое число лиц с проявлениями патологического старения.
При патологической старости возможны: изменение личности, эмоциональная атрофия, духовный упадок, де-менция. Возможны и тяжелые расстройства памяти: прогрессирующая амнезия, которая проявляется в затруднении и дальнейшей невозможности запоминания новых событий. Их место могут занимать неограниченные фантазии: События прошлого исчезают в последнюю очередь. Распад памяти в этом случае идет в порядке, обратном ее формированию. В результате расстройства способности к запоминанию нарушается и ночная ориентация. В больницах часто приходится наблюдать, как старики ночью по ошибке ложатся не на свою постель, попадают не в свою палату. В тяжелых случаях они просто деградируют до уровня вегетативных существ. -Имеющийся невроз в старости может прогрессировать, поскольку неблагоприятные свойства этого возраста усугубляют картину болезни. Физические заболевания (сердечные болезни, склероз, опухоли, даже банальные инфекции), проявляясь в старо-
Часть первая. Основы геронтологии 102
сти, на долгое время ухудшают состояние больных. Эти заболевания, как и психические потрясения, могут вызвать взволнованность, беспокойство, замешательство и даже могут привести к декомпенсации.
Хорошо известны старческие ночные делирии. Спокойно ведущие себя днем, даже сонливые больные по ночам становятся беспокойными: они бродят по палате, перекладывают с места на место вещи, «спорят» с соседями, продолжают когда-то незаконченный разговор с детьми и пр. А утром они ничего не помнят о своем ночном беспокойстве.
В результате эмоциональных нагрузок возможны нарушения кровообращения головного мозга и, как их осложнение, размягчение мозга, кровоизлияния в мозг. Возникают расстройства речи, постоянные или преходящие параличи, небольшие эпилептические припадки.
Изменения в настроении в пожилом и старческом возрасте, как правило, приводят к подавленности, к депрессивным состояниям, ипохондрии. В таких случаях больные часто обвиняют себя в несовершенных ошибках, грехах, вспоминают обо всех своих оплошностях. Значительно реже приходится встречать стариков с патологической возбужденностью, приподнятостью настроения.
При параноидных формах заболеваний часто наблюдаются бредовые идеи. Например, больные постоянно заняты мыслями о том, что посылаемые им письма, деньги, ценности До них не доходят, их воруют. Даже преклонный возраст не мешает им обвинять своего супруга (супругу) в неверности, безумно ревновать.
Возможно появление признаков тяжелой умственной деградации. Тяжелые изменения в старческом возрасте могут быть вызваны душевными потрясениями, потерей близких, сменой жизненного стереотипа (переезд на новую квартиру), более того, даже неожиданной отправкой на пенсию, а также соматическими и инфекционными
103 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
заболеваниями. Преморбидные особенности личности, мнительность, тревожность, нерешительность, повышенное чувство ответственности, неврозы, имевшие место в молодом возрасте, или другие патологические изменения способствуют возникновению психических заболеваний в старческом возрасте. В таких случаях требуются лечение и наблюдение у психиатра.
Глава 5
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Основной задачей гериатрической службы в нашей стране является поддержание функциональной и социальной независимости людей пожилого и старческого возраста. Осуществление медико-социальной помощи людям этого возраста должно основываться на той точке зрения, что старые люди имеют право на обеспечение их потребности в долговременном уходе и лечении как на дому так и в "стационаре.
- Характер и объем медицинской помощи престарелым определены программой действий, принятой Всемирной Ассамблеей ООН по проблемам старения (1982 г.) и утвержденной 37-й Генеральной сессией ООН. В нашей стране социальная и медицинская помощь престарелым гражданам закреплена законодательством. Приняты 2 августа 1995 г. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ; 10 декабря 1995 г. — «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» № 192-ФЗ.
В настоящее время в России официально функционирует несколько структур, предназначенных для оказания действительной помощи пожилым и старым людям, в первую очередь одиноким и одиноко живущим престарелым, нуждающимся в постоянной или периодической помощи как на дому, так и в стационаре. Объем и структуру этой
105 Глава 5. Социальные аспекты организации.
помощи определяет в первую очередь количество одиноких престарелых.
Одинокими престарелыми, нуждающимися в постоян-. ной медико-социальной и бытовой помощи на дому, следует считать отдельных лиц и супружеские пары в возрасте 75 лет и старше, не имеющих детей или близких родственников в районе их проживания, могущих оказывать престарелым постоянную бытовую помощь.
К категории одиноких престарелых, нуждающихся в постоянной домашней опеке со стороны медико-социальных и бытовых служб по месту жительства, следует относить (временно или постоянно) также лиц в возрасте от 60 до 74 лет, нуждающихся в силу болезни во временном или постоянном постороннем уходе. Эти лица подлежат выявлению и взятию на учет.
Все учреждения, предназначенные для оказания помощи престарелым, можно подразделить на преимущественно медицинские (общая система здравоохранения, но главным образом участковый врач-терапевт, гериатрические кабинеты, гериатрические центры, гериатрические стационары, отделение сестринского ухода, хосписы); социального профиля (дома-интернаты для престарелых, жилые дома для пожилых, отделение социальной помощи одиноким престарелым и инвалидам на дому при местных органах социального обеспечения, территориальные социальные центры пенсионеров); общественные (общество здоровья и милосердия, советы ветеранов и др.) и социально-медицинские (общество Красного Креста и Красного Полумесяца). В последнее время создаются церков-но-приходские общины милосердия.
Дома-интернаты для престарелых — это наиболее старая форма социальной помощи одиноким престарелым. Туда поступают лица, не имеющие возможности обслужи- вать себя или пользоваться посторонней помощью.
В нашей стране существуют дома-интернаты различных типов: общего типа — для престарелых, сохранивших способность к самообслуживанию; больничного типа —
Часть первая. Основы геронтологии 106
для лиц с хроническими заболеваниями, которым требуется постоянный посторонний уход; дома для хронических больных престарелых с нарушениями психики. Иногда в домах-интернатах общего типа имеются отделения для хронических больных. В настоящее время получает распространение практика временного помещения в дома-интернаты (на 1—3 месяца) престарелых граждан в случае отъезда детей или по другим причинам.
Дома для пожилых — новая форма обслуживания престарелых. Они предназначены для проживания одиноко живущих людей и одиноких семейных пар в однокомнатных или двухкомнатных квартирах гостиничного типа. В нижних этажах таких домов размещают столовые, пункты бытового назначения, парикмахерские, мастерские для трудотерапии, клубные помещения. Все бытовые и коммунальные услуги в таких домах оплачиваются их жильцами на льготных условиях. Здесь также организуется медицинское и культурное обслуживание престарелых.
Территориальные социальные центры предназначены проводить организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. В этом центре имеются отделения социального обслуживания на дому, дневного пребывания, социально-реабилитационное отделение и отделение срочного социального обслуживания. В штате последнего имеются психолог, юрист, специалист по социальной работе, социальный работник. Это дает возможность организовать консультацию специалиста как непосредственно в центре, так и на дому.
Отделение социальной помощи одиноким престарелым и инвалидам на дому. Изучение образа жизни, условий и состояния здоровья людей старшего возраста показало, что для продления жизни имеет значение наиболее длительное проживание их в своем доме. В связи с этим возрастает роль социальных работников отделений социальной помощи на дому. Актуальным становится отбор и подготовка кадров патронажных социальных работников и при-
107 Глава 5. Социальные аспекты организации...
влечение к этой работе добровольцев на общественных началах.
Основными направлениями деятельности отделений социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социальной, бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.
Социальные работники должны обладать особыми личностными качествами, а именно: быть добрыми, чистыми, отзывчивыми, уравновешенными, общительными, терпимыми, бескорыстными. Добросовестно и ответственно относиться к своей работе.
Психологами Ростовского госуниверситета ло заказу областного департамента социальной защиты было проведено социально-психологическое исследование с целью улучшения деятельности Ростовского городского центра по оказанию помощи пожилым людям и инвалидам. На вопрос, какими качествами должен обладать социальный работник, пришелся максимум активности пожилых людей. Они указывали 35 качеств и умений, повторив их в общей сложности 446 раз. Подобная заинтересованность клиентов свидетельствует о значении, которое они придают личности социального работника. Наиболее часто повторялись 20 «качеств», имеющих разный уровень обобщения. Все их условно можно разделить на три группы:
1) личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность;
2) навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям;
3) отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
Часть первая. Основы геронтологии 108
Неприемлемыми для социальных работников клиенты считают следующие 32 качества, на которые указали 437 раз; Все их можно разделить на три условные группы:
1) личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;
2) навыки общения: грубость, неуважение к старым людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость;
3) отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.
С помощью методики Т Дири опрашиваемые составили обобщенный психологический портрет реального (обслуживающего каждого из них) и идеального социального работника. В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных сострадать. Пожилые люди, таким образом, констатируют свою потребность в большем внимании, бескорыстной помощи и опережающей активной заботе социального работника.
Результаты этого опроса, на наш взгляд, небезынтересны для практического социального работника и могут служить ориентиром для самоконтроля и лучшего понимания нужд пожилых людей, их точки зрения на то, каким должен быть социальный работник.
Основные задачи и профессиональные обязанности социального работника
Если исходить из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности социального работника, то оказывается возможным и определение круга основных задач, возлагаемых на работников социальной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми.
109
Глава 5. Социальные аспекты организации...
Это прежде всего:
— оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
— помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного, корректирующего воздействия;
— защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
— способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
— использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.
Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения.
Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:
— создавать и поддерживать рабочую обстановку и ат
мосферу;
— выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
— опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность;
— содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
— наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
— общаться вербально, невербально и письменно;
— организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах;
— вести переговоры, выступать по радио и т. д.
Часть первая. Основы геронтологии
ПО
Поле деятельности социального работника очень широко:
а) в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц,
нуждающихся в социально-медицинской, юриди
ческой, психологической, материальной помощи;
б) содействует интеграции деятельности различных
государственных организаций и учреждений по ока
занию социально-экономической помощи населе-
. нию;
в) помогает в семейном воспитании;
г) проводит работу с пенсионерами, инвалидами, деть-
. ми;
д) участвует в работе по созданию центров социальной
помощи, социальной реабилитации;
е) работает с несовершеннолетними правонарушите
лями и людьми, вернувшимися из заключения и т. д.
Социальный работник сегодня не только человек, оказывающий помощь определенным неблагополучным людям и семьям, но и в определенной степени — политик и общественный деятель, участвующий в. реформировании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостояния всего общества.
Для выполнения этой многоплановой деятельности социальный работник должен быть готов выступать в разных качествах, играть множество ролей. По мнению Тиэ-ра и Макфитерса, социальный работник должен выступать не менее чем в 12 ролях:
— полевой работник;
— брокер;
— адвокат;
— мобилизатор;
— корректировщик поведения;
— учитель;
— помогающий;
— консультант;
— плановик общины;
— менеджер по информации;
111
Глава 5. Социальные аспекты организации...
— администратор;
— оценщик.
Хотя этот перечень далеко не полон, он дает некоторое представление о разнообразии ролей социального работника и широком поле его деятельности.
Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно, умение, желание идти к людям, находить формы общения С ними, чтобы помочь им.
То есть общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник — группа и, наконец, социальный работник.— клиент. Последнее наиболее значимо, так как в конечном счете самым главным является конкретный человек.
Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников.
К ним относятся:
1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.
2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.
3. Умение создать и развивать отношения.
4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
5. Умение добиться доверия подопечных.
6. Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое.
Часть первая. Основы геронтологии
112
7. Умение вести исследования или интерпретировать выводы.
8. Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
9. Умение налаживать межинституциональные связи.
10. Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах.
11. Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 400.