В психологическом развитии личности можно выделить ряд этапов и кризисных периодов. Конечной жизненной целью, по мнению Юнга, является реализация «Я», т. е. становление единого неповторимого и,целостного индивида, итогом индивидуального развития личности должна стать самореализация. Эриксон, рассматривая стадии психосоциального развития, в качестве итоговой выделяет стадию поздней зрелости. Основным новообразованием этой стадии является мудрость, но ее достижение возможно только в случае разрешения соответствующего кризиса, за которым следуют смирение, интеграция и оценка всех прошлых событий. В период наступления поздней взрослости на пути к Эго-интеграции, или самореализации, индивид встает перед необходимостью справляться с множеством нетривиальных, новых для него жизненных проблем, связанных с изменением его социального положения, с ролевой неопределенностью, с собственными возрастными изменениями. Построение нового образа жизни требует от личности значительного напряжения ее
73 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
адаптивных возможностей, интеллектуальных усилий, мотивации достижения, поиска новых смысловых опор в своем жизненном мире. Личнбстно-психологическое развитие человека происходит разными темпами и достигает разного уровня в различных областях социальной действительности. Соответственно соотношение утрат и приобретений оказывается различным в разные периоды старения человека. Успешность личностного и социально-психологического развития, которое осуществляется на протяжении всей жизни, зависит от того, насколько человек сам выступает субъектом, создателем условий своей жизни. Особенно это актуально в поздние годы. При этом процесс развития не сводится только к одному поступательному развитию, росту и повышению эффективности субъекта во всех областях его жизни. Развитие есть единство разных типов изменений, одиночных и системных, преходящих и стабильных, позитивных и негативных.
В поздние периоды жизни одновременно со спадом психических возможностей происходит и их обогащение; инволюционные изменения сочетаются с новообразованиями прогрессивного характера, направленными на преодоление деструктивных явлений в геронтогенезе. По словам П. Балтеса, каждое продвижение в развитии приносит как новые адаптивные приобретения, так и утрату некоторых прежних способностей.
В русле психологии всей продолжительности жизни (life-spent psychology) выдвинуто весьма продуктивное положение, которое особенно эвристично при изучении поздней взрослости: в динамическую структуру развития могут включаться процессы, которые берут начало не на ранних этапах онтогенеза, а в более поздние периоды жизни человека. Есть основания полагать, что новые линии развития порождают не возраст сам по себе, а богатство жизненного опыта, глубина и полнота его осмысления человеком в Сочетании с масштабностью пережитых социально-исторических событий.
В психическом и психологическом плане основной проблемой старости является одиночество и вследствие
Часть первая. Основы геронтологии 74
этого утрата необходимых и желанных контактов, беззащитность перед окружением, несущим, как кажется пожилым, лишь угрозу их благосостоянию и здоровью. Молодежь уходит из семьи, становится самостоятельной, друзья и родные постепенно уходят из жизни, Престаре-лый человек остается один, он обречен на одиночество, которое нестерпимо мучит его. Исследования доказали: чувство одиночества вызывает стресс. Оно провоцирует психические расстройства, в частности депрессию, и способствует развитию различных соматических заболеваний, обусловленных стрессом. Как и другие эмоциональные перегрузки, стресс, вызванный одиночеством, стимулирует выработку гормонов, повышающих частоту сердцебиений и угнетающих иммунную систему. В результате, как о том свидетельствуют исследования, у людей, ощущающих себя социально изолированными, повышается риск умереть от инфаркта миокарда и других тяжелых заболеваний. Многое зависит от того, насколько такой человек способен найти для себя соответствующее занятие, приспособиться кжизни, найти в ней свое место. Если он чувствует, что в нем нет надобности, что он лишний, подавленность, чувство одиночества становятся еще острее,
В целом выделяется несколько основных «жизненных позиций» пожилых людей (К. Виеьневека-Рошковска):
1. «Конструктивная» позиция» Люди с такой ориентацией всю жизнь были спокойными, довольными и веселыми. Они позитивно относятся к жизни, способны смириться с приближающейся смертью, активны и настроены на оказание помощи другим, Из старости трагедии не делают, ищут развлечений и контактов с людьми,
2. «Зависимая» позиция присуща пожилым людям, которые всю жизнь не вполне доверяли себе, были слабовольными, пассивными. Старея, они еще с большим усилием ищут помощи, признания, не получая которые, чувствуют себя несчастными,
3. «Защитная» позиция формируется у людей с повы-
шейными механизмами к сопротивлению. Они не
75 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощи, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скрывая собственные чувства. Старость воспринимается ими с негодованием и ненавистью.
4. Позиция «враждебности к миру». Это «гневные старики», склонные обвинять окружающих и общество во всех неудачах, которые они претерпели в жизни. Такие люди подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, стараются держаться за работу.
5. Позиция «враждебности к себе и своей жизни» выражается в пассивности, исчезновении интересов и инициативы. Такие люди склонны к пониженному настроению и фатализму, чувствуют себя одинокими и ненужными. Свою жизнь они считают неудавшейся, к смерти относятся безболезненно, как к избавлению от существования.
Обобщая личностные характеристики, изменяющиеся в ходе старения, следует отметить, что с возрастом не только ухудшается самочувствие, происходит нарастание тревоги и страха, появляются симптомы поражения центральной нервной системы, но и происходят изменения социального статуса (родителя, сексуального и супружеского партнера, работника и руководителя). Изменяется и такая психосоциальная черта, как степень социальной интеграции личности (моралистичность, чувство долга, самоконтроль и др.). Ослабляется потребность в эффективности труда, порядке. Возрастает потребность в уважении и понимании. С возрастом происходит ослабление положительной экзистенциальной нравственности и значения самоактуализации. В области межличностного поведения имеет место усиление неадекватного восприятия действительности, которое затем меняет характер межличностного поведения. Среди лиц старшего возраста также возрастает доля эгоцентрического и изнеженного тица выживания.
Часть первая. Основы геронтологии 76
Меняются и характеристики психоэмоциональной сферы, нарастает депрессивный фон.
Исследования свидетельствуют о том, что наиболее резкие изменения происходят до 60-летнего возрастного рубежа. В более позднем периоде жизни эта тенденция утрачивается. Аналогичная ситуация имеет место в отношении подавляющего большинства физиологических характеристик.
Обращают на себя внимание половые различия в изменении личностных черт в процессе старения. Женщины, по сравнению с мужчинами, имеют более высокий депрессивный фон, более неустойчивое психоэмоциональное состояние, но и в большей степени социально интегрированы.
В целом круг интересов по мере старения значительно сужается и постепенно человек склонен концентрировать свое внимание лишь на себе и собственных нуждах (эгоцентризм). Если сравнить проявления эмоциональных переживаний пожилых и молодых людей, то с возрастом происходит значительное уменьшение переживаний в виде тоски и печали с увеличением тревоги, раздражительности, угрюмости, страха. Возникновению аффективных расстройств способствует появление «ролевой неопределенности».
Состояние здоровья и социальная адаптация людей старшего возраста неразрывно связаны с их психологической конституцией. Следовательно, при разработке комплексных профилактических медицинских мероприятий следует учитывать необходимость психологической коррекции как одного из возможных путей повышения психофизиологической приспособляемости пожилых лиц к меняющимся условиям их жизни, включая проблемы трудовой занятости, материальной обеспеченности, межличностных отношений и т. д.
77 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
Дата: 2019-02-02, просмотров: 754.