ПРОБЛЕМА СТАРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мировая психологическая наука начала проявлять ра­стущий интерес к проблеме старения человека и его жиз­ни в пожилом и старческом возрасте лишь в последней трети XX в. Психологи весьма успешно исследуют лишь периоды детства и юношества. При изучении взрослого человека акцент делается на его профессиональном раз­витии. Время же поздней взрослости исследовано крайне слабо. Важным фактором становления геронтопсихологии явилось значительное .увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья стареющих людей в высоко­развитых странах. Перед глазами исследователей предста­ла огромная малознакомая психологам группа людей в возрасте от 60 до 100 и более лет. Этот заключительный этап онтогенеза в последнее десятилетие стали называть периодом поздней взрослости. Было предложено выде­лить в этой группе четыре подгруппы. В них входили люди: 1) от 60 до 69 лет; 2) от 70 до 79 лет; 3) от 80 до 89 лет и 4) от 90 лет и далее.

Зарубежные исследования общественных шаблонов и стереотипов старения свидетельствуют, что в обществе

 


Часть первая. Основы геронтологии


68


значительное распространение получили представления о людях в их поздние годы как о беспомощных, болезнен­ных существах, неспособных самостоятельно принимать решения, успешно выполнять общественные функции, приносить пользу обществу. На складывающийся в том или ином обществе «имидж» представителей поздней взрослости сильное влияние оказывают господствующие общественные отношения. Так, в высокоразвитых индус­триальных странах, где господствуют отношения конку­ренции, ставка делается на «молодежные» качества, такие как быстрота, проворство, выносливость, спортивность, выраженное честолюбие, стремление к победе любой це­ной и т. д. Негативный «имидж» старости у многих пред­ставителей поздней взрослости вызвал бурный протест. В Америке возникло движение «седых пантер», или «бунт молодых стариков», которые доказали свою способность к высокой социальной активности, к сопротивлению не­гативным шаблонам.

В отечественной науке проблемам геронтопсихологии уже в 60—70-е гг. были посвящены работы Б.Г. Ананьева, М.Д. Александровой, Е.Ф. Рыбалко и др. Анализ психо­логических работ, а. также информации, содержащейся в газетах, передачах по радио и телевидению, позволил рас­крыть значительный разброс мнений относительно лич­ности и социальной значимости людей пенсионного воз­раста, увидеть попытки манипулировать этим мнением в политической борьбе. Психологические исследования выделяют такие особенности стариков, как мудрость, на­личие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Вместе с тем отмечаются и та­кие негативные характеристики, как ворчливость, консер­ватизм, критическое отношение к молодым людям, пло­хое здоровье.

Те или иные социальные стереотипы, проявляющиеся в невербальных и вербальных формах поведения, оказы­вают значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений многие представители поздней взрослости теря-


69 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

ют самое главное — веру в себя, свои способности и воз­можности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины; у них падает мотивация и сни­жается социальная активность.

Г. Крайг, ссылаясь на многочисленные исследования, пишет о том, что в любом возрасте мнения о своих воз­можностях и способностях оказывают значительное вли­яние на эффективность деятельности субъекта. Некоторые пожилые люди твердо уверены в том, что в скором време­ни они потеряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично потеряют контроль над своей жизнью. И под влиянием исподволь проникших в их сознание мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни. Такой циклический процесс иногда называют вы­ученной беспомощностью. В данном случае он проявля­ется в том, что некоторые старые люди перестают разви­ваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве. Между тем качество отношения к себе иг­рает важную роль в успешности и благополучии человека во все периоды его жизни, особенно в поздние годы. От­рицательная модальность субъективного отношения к себе является важным фактором не только психического, но и физического старения человека. В этом контексте, как пишет Н.Ф. Шахматов, признание себя старым есть важ­нейший психический фактор старения. Социально-пси­хологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связаны с-другими неблагоприятными для их полноценного функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынуж­денный уход на пенсию, утрата личностно значимых со­циальных функций (ролей). В результате человек лишает­ся своего профессионального будущего, наполненного замыслами, проблемами, планами. Он также оказывается выключенным из системы межличностных, коллегиаль­ных связей, в которую входят представители разных по­колений. При этом исчезает один из важных источников информации о многочисленных событиях профессио-


Часть первая. Основы геронтологии


70


нальной, гражданской и политической жизни. Лишаясь
значимых статусов и ролей, ветеран уходит из сферы дей­
ствия регламентирующих его жизнь требований, задач,
предписаний, ожиданий. В результате стареющий человек
попадает в уникальную для него по степени сложности и
непривычности ситуацию неопределенности. Именно
снятие неопределенности становится главной жизненной
задачей стареющего человека. Ее устранение требует от
личности мобилизации, совершенствования, дальнейше­
го развития субъектных способностей. Это проявляется в
выборе, в соответствии со своими возможностями и же­
ланиями, новых ролей и принятии ответственности за их
исполнение, в поддержании и расширении межличност­
ных отношений, в выработке нового образца жизни. Таким
образом, снятие неопределенности представляет собой про­
цесс установления смыслов й значений жизненных ситуа­
ций. Человеку в этом возрасте предстоит стать суверенным
источником собственных самооценок, т. е. личностью,
способной противостоять социальным ярлыками шабло­
нам.                                                                   

Кроме вышеупомянутого в этом жизненном периоде трансформируется и система семейных отношений. Появ­ление в семье незанятого на работе человека требует ее социально-психологической перестройки. На «отставни­ка» перекладывается часть домашней работы, возлагается забота о внуках. Таким образом, пожилому человеку пред­лагаются новые социальные роли, которые он волен принять или отвергнуть. ,В результате перестройки межличностных семейных отношений часто возникает необходимость оп­ределенной коррекции личностных качеств членов семьи.

На первый взгляд может показаться, что проблема сня­тия неопределенности и построения нового жизненного мира решается гораздо легче при переселении старых лю­дей в дома-интернаты. Жизнь в них регламентирована. Обитатели приютов должны лишь овладеть обязательны­ми правилами общежития. Они могут общаться со свои­ми сверстниками, устанавливать с некоторыми из них дру­жеские отношения. Однако, согласно исследованиям,


71 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

проведенным еще в 70-х гг. XX столетия, перемещение в интернаты оказалось одним из трех предикторов скорой смерти старых людей, Приюты сильно ограничивают число степеней свободы личности, не стимулируют их социальной активности, не порождают чувства своей нужности. В интер­натах отсутствует такой важный фактор продолжения со­циально-психологического развития старых людей, как интенсивное общение между разными поколениями. В процессе межпоколенного общения и старые люди пере­сматривают свой жизненный опыт, определяют место того, что было создано ими, в аспекте нового уровня развития общества. В интернатах же старые люди изоли­рованы от постоянно обновляющегося потока обществен­ной жизни. Они ощущают себя ненужными, их самооцен­ка резко снижается. Исследования показывают, что обитатели домов-интернатов, характеризуя себя, исполь­зуют негативные штампы: «старик», «старуха», «пенсио­нер», «теперь никто», «никчемный балласт для человече­ства». Это самообесценивание является одним из главных препятствий для актуализации и совершенствования ре­зервных возможностей стареющего человека.

Последние исследования в области геронтопсихологии
дают основания полагать, что развитие и изменение лич­
ности происходит на протяжении всей жизни. Сохраня­
ется ее способность быть субъектом своего бытия, устра­
нять ситуацию неопределенности при завершении
профессиональной деятельности, создавать новый жиз­
ненный мир с изменившейся структурой смыслов и зна-
чимостей.                                                              

Однолинейная модель развития (прогресс—плато—рег-ресс) уступает место модели многомерного и разнонаправ­ленного развития личности. Даже на поздних этапах раз­вития социально-психологические «утраты» сочетаются с позитивными новообразованиями. На первый план выс­тупает механизм компенсации. Продолжается развитие интеллекта.    

На качество развития в поздние годы существенно вли-яют внешние и внутренние факторы, Среди внутренних


Часть первая. Основы геронтологии


72


условий особенно важны сохранение и дальнейшее разви­
тие прежней активной, хорошо организованной идентич­
ности, сохранение и реализация своей позиции жизни,
уверенности в себе, рост способности к самоанализу и
саморефлексии. Так же важную роль играет способность
расширять свое будущее за счет постановки личностно
значимых целей, умение противостоять вызываемым со­
циумом негативным мнением.         

Для благополучного старения пожилой человек должен из содержательного многообразия окружающего мира со-, здать оптимальные условия своей жизнедеятельности и развития.












































Дата: 2019-02-02, просмотров: 349.