Мировая психологическая наука начала проявлять растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старческом возрасте лишь в последней трети XX в. Психологи весьма успешно исследуют лишь периоды детства и юношества. При изучении взрослого человека акцент делается на его профессиональном развитии. Время же поздней взрослости исследовано крайне слабо. Важным фактором становления геронтопсихологии явилось значительное .увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья стареющих людей в высокоразвитых странах. Перед глазами исследователей предстала огромная малознакомая психологам группа людей в возрасте от 60 до 100 и более лет. Этот заключительный этап онтогенеза в последнее десятилетие стали называть периодом поздней взрослости. Было предложено выделить в этой группе четыре подгруппы. В них входили люди: 1) от 60 до 69 лет; 2) от 70 до 79 лет; 3) от 80 до 89 лет и 4) от 90 лет и далее.
Зарубежные исследования общественных шаблонов и стереотипов старения свидетельствуют, что в обществе
Часть первая. Основы геронтологии
68
значительное распространение получили представления о людях в их поздние годы как о беспомощных, болезненных существах, неспособных самостоятельно принимать решения, успешно выполнять общественные функции, приносить пользу обществу. На складывающийся в том или ином обществе «имидж» представителей поздней взрослости сильное влияние оказывают господствующие общественные отношения. Так, в высокоразвитых индустриальных странах, где господствуют отношения конкуренции, ставка делается на «молодежные» качества, такие как быстрота, проворство, выносливость, спортивность, выраженное честолюбие, стремление к победе любой ценой и т. д. Негативный «имидж» старости у многих представителей поздней взрослости вызвал бурный протест. В Америке возникло движение «седых пантер», или «бунт молодых стариков», которые доказали свою способность к высокой социальной активности, к сопротивлению негативным шаблонам.
В отечественной науке проблемам геронтопсихологии уже в 60—70-е гг. были посвящены работы Б.Г. Ананьева, М.Д. Александровой, Е.Ф. Рыбалко и др. Анализ психологических работ, а. также информации, содержащейся в газетах, передачах по радио и телевидению, позволил раскрыть значительный разброс мнений относительно личности и социальной значимости людей пенсионного возраста, увидеть попытки манипулировать этим мнением в политической борьбе. Психологические исследования выделяют такие особенности стариков, как мудрость, наличие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Вместе с тем отмечаются и такие негативные характеристики, как ворчливость, консерватизм, критическое отношение к молодым людям, плохое здоровье.
Те или иные социальные стереотипы, проявляющиеся в невербальных и вербальных формах поведения, оказывают значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений многие представители поздней взрослости теря-
69 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
ют самое главное — веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины; у них падает мотивация и снижается социальная активность.
Г. Крайг, ссылаясь на многочисленные исследования, пишет о том, что в любом возрасте мнения о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности субъекта. Некоторые пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично потеряют контроль над своей жизнью. И под влиянием исподволь проникших в их сознание мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни. Такой циклический процесс иногда называют выученной беспомощностью. В данном случае он проявляется в том, что некоторые старые люди перестают развиваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве. Между тем качество отношения к себе играет важную роль в успешности и благополучии человека во все периоды его жизни, особенно в поздние годы. Отрицательная модальность субъективного отношения к себе является важным фактором не только психического, но и физического старения человека. В этом контексте, как пишет Н.Ф. Шахматов, признание себя старым есть важнейший психический фактор старения. Социально-психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связаны с-другими неблагоприятными для их полноценного функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно значимых социальных функций (ролей). В результате человек лишается своего профессионального будущего, наполненного замыслами, проблемами, планами. Он также оказывается выключенным из системы межличностных, коллегиальных связей, в которую входят представители разных поколений. При этом исчезает один из важных источников информации о многочисленных событиях профессио-
Часть первая. Основы геронтологии
70
нальной, гражданской и политической жизни. Лишаясь
значимых статусов и ролей, ветеран уходит из сферы дей
ствия регламентирующих его жизнь требований, задач,
предписаний, ожиданий. В результате стареющий человек
попадает в уникальную для него по степени сложности и
непривычности ситуацию неопределенности. Именно
снятие неопределенности становится главной жизненной
задачей стареющего человека. Ее устранение требует от
личности мобилизации, совершенствования, дальнейше
го развития субъектных способностей. Это проявляется в
выборе, в соответствии со своими возможностями и же
ланиями, новых ролей и принятии ответственности за их
исполнение, в поддержании и расширении межличност
ных отношений, в выработке нового образца жизни. Таким
образом, снятие неопределенности представляет собой про
цесс установления смыслов й значений жизненных ситуа
ций. Человеку в этом возрасте предстоит стать суверенным
источником собственных самооценок, т. е. личностью,
способной противостоять социальным ярлыками шабло
нам.
Кроме вышеупомянутого в этом жизненном периоде трансформируется и система семейных отношений. Появление в семье незанятого на работе человека требует ее социально-психологической перестройки. На «отставника» перекладывается часть домашней работы, возлагается забота о внуках. Таким образом, пожилому человеку предлагаются новые социальные роли, которые он волен принять или отвергнуть. ,В результате перестройки межличностных семейных отношений часто возникает необходимость определенной коррекции личностных качеств членов семьи.
На первый взгляд может показаться, что проблема снятия неопределенности и построения нового жизненного мира решается гораздо легче при переселении старых людей в дома-интернаты. Жизнь в них регламентирована. Обитатели приютов должны лишь овладеть обязательными правилами общежития. Они могут общаться со своими сверстниками, устанавливать с некоторыми из них дружеские отношения. Однако, согласно исследованиям,
71 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
проведенным еще в 70-х гг. XX столетия, перемещение в интернаты оказалось одним из трех предикторов скорой смерти старых людей, Приюты сильно ограничивают число степеней свободы личности, не стимулируют их социальной активности, не порождают чувства своей нужности. В интернатах отсутствует такой важный фактор продолжения социально-психологического развития старых людей, как интенсивное общение между разными поколениями. В процессе межпоколенного общения и старые люди пересматривают свой жизненный опыт, определяют место того, что было создано ими, в аспекте нового уровня развития общества. В интернатах же старые люди изолированы от постоянно обновляющегося потока общественной жизни. Они ощущают себя ненужными, их самооценка резко снижается. Исследования показывают, что обитатели домов-интернатов, характеризуя себя, используют негативные штампы: «старик», «старуха», «пенсионер», «теперь никто», «никчемный балласт для человечества». Это самообесценивание является одним из главных препятствий для актуализации и совершенствования резервных возможностей стареющего человека.
Последние исследования в области геронтопсихологии
дают основания полагать, что развитие и изменение лич
ности происходит на протяжении всей жизни. Сохраня
ется ее способность быть субъектом своего бытия, устра
нять ситуацию неопределенности при завершении
профессиональной деятельности, создавать новый жиз
ненный мир с изменившейся структурой смыслов и зна-
чимостей.
Однолинейная модель развития (прогресс—плато—рег-ресс) уступает место модели многомерного и разнонаправленного развития личности. Даже на поздних этапах развития социально-психологические «утраты» сочетаются с позитивными новообразованиями. На первый план выступает механизм компенсации. Продолжается развитие интеллекта.
На качество развития в поздние годы существенно вли-яют внешние и внутренние факторы, Среди внутренних
Часть первая. Основы геронтологии
72
условий особенно важны сохранение и дальнейшее разви
тие прежней активной, хорошо организованной идентич
ности, сохранение и реализация своей позиции жизни,
уверенности в себе, рост способности к самоанализу и
саморефлексии. Так же важную роль играет способность
расширять свое будущее за счет постановки личностно
значимых целей, умение противостоять вызываемым со
циумом негативным мнением.
Для благополучного старения пожилой человек должен из содержательного многообразия окружающего мира со-, здать оптимальные условия своей жизнедеятельности и развития.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 354.