РАЗВИТИЯ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
Представление о здоровье и, особенно, о психологии стареющего человека за последнее время претерпело значительные изменения. Причиной этого явились более широкие клинические наблюдения, исследования практически здоровых людей в различные периоды их старения — пожилом (60—75 лет) и старческом (75 лет и старше) возрастах. Ранее сложившееся мнение о людях этих возрастных периодов, об их психологии, главным образом, принадлежит психиатрам, наблюдавшим преимущественно людей старших возрастных групп с ущербной психикой, проживающих в домах престарелых, а также имеющих выраженные формы склероза мозговых сосудов. Эти отдельные наблюдения способствуют созданию общей неблагоприятной картины представлений, сложившихся в обществе. Они создают неверные, социально нежелательные представления, которые снижают уважение к стареющему или уже достигшему старости человеку, прошедшему нелегкий многолетний трудовой и жизненный путь.
Так как развитие и изменение личности происходит на протяжении всей жизни, продолжается и развитие интеллекта, главным образом — кристаллизование связанного с осмыслением и переработкой собственного опыта, с практикой жизни, ее планированием.
Психологи изучают состояние и изменения интеллекта, мышления, памяти, восприятия пожилых и старых людей. Интеллект человека продолжает развиваться на протяжении и средней, и поздней взрослости. Мышление при этом становится все более диалектичным.
Любопытно, что стандартные тесты неизменно показывали, что интеллект в поздние годы снижается: пожилые люди выполняют тестовые задания медленнее, чем моло-
Часть первая. Основы геронтологии 78
дые, даже в том случае, когда от участников эмпирических исследований требуется лишь дать ответ «Да» или «Нет» или сделать выбор из предложенных, вариантов ответа. Это, как правило, является следствием того, что при решении тестовых задач пожилые люди стремились к точности, аргументированности, взвешенности своих ответов, в то время как молодежь пыталась угадать правильный ответ или как можно скорее выполнить задания. Эти данные показывают, насколько актуальна проблема изучения самого процесса решения тестовых задач. По результату нельзя судить о качестве интеллекта субъекта.
Таким образом, нельзя не принять во внимание выводы некоторых исследователей о том, что результаты лабораторных экспериментов расходятся с данными, полученными при изучении пожилых людей в их повседневной жизни. Ссылаясь на эти данные, Н.Х. Александров предполагает, что в лабораторных экспериментах исследуются когнитивные процессы, незначимые для реальной жизни людей.
Следовательно, для пожилых и старых людей необходимы иные подходы к определению интеллекта по сравнению с молодыми. В основном у представителей позднего возраста это способность справиться с широким кругом знакомых забот на основании богатого жизненного опыта, что имеет особое практическое значение. Известный немецкий психолог Тома определил ее как «способность к мало-мальски осмысленному и самостоятельному ведению жизни». Шведский геронтолог А. Сванберг пишет, что результаты длительного обследования пожилых и старых людей, проводившегося в Швеции, свидетельствуют о том, что у пожилых людей ослабление функции центральной нервной системы может проходить весьма медленно. У многих людей не наблюдается клинических проявлений старения нервной системы, медлительность же некоторых из них не обязательно свидетельствует о старении.
Вероятно, в этот период жизни происходит лишь ослабление силы и подвижности нервных процессов, что
79 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
может быть основой снижения психической активности и нарушения менее резистентных к возрасту способностей. К ним относится ослабление способности усвоения новых впечатлений, познавательной способности, памяти, запоминания, особенно на текущие события, при сохранении ее на события далекого прошлого. Эти явления, как правило, становятся выраженными только у людей старше 70—75 лет. Логический смысловой контакт обычно сохраняется.
Общее мнение современных геронтологов, изучающих психологию стареющих людей, сводится к утверждению, что изменения интеллекта при старении весьма индивидуальны. У некоторых людей интеллектуальные способности являются весьма стойкими в процессе старения, т. е. они- не уменьшаются, а могут даже улучшиться. Здесь можно упомянуть диапазон знаний, способность находить выход из трудного положения, знание языка и т. д.
Сам по себе феномен «ухудшения с возрастом интеллекта» не может не вызвать определенного замешательства. Люди почтенного возраста обладают огромным жизненным опытом. Им пришлось решать множество сложных и важных проблем в разных областях жизни. Они были заинтересованными свидетелями того, как другим удавалось справиться с безвыходными, казалось бы, ситуациями. Почему же этот богатый опыт не полностью используется пожилыми людьми в тестовых ситуациях? Есть основания предполагать, что жизненный опыт существует у человека в разных формах — актуальной и потенциальной. В процессе взаимодействия субъекта со значимыми для него и часто встречающимися ситуациями приобретаемые знания, интеллектуальные умения, способы ориентации и осмысления жизненных задач закрепляются, расширяются и складываются в хорошо организованную структуру, облегчающую извлечение нужных ее компонентов. Такова актуальная сфера жизненного опыта. Но человеку приходится действовать и в малозначимых для него обстоятельствах, расположенных на периферии его соб-
Часть первая. Основы геронтологии
80
ственного жизненного мира. Приобретаемые в результате знания, неожиданные интеллектуальные находки, функционируя на уровне подсознательного, оказываются слабо связанными друг с другом. Вместе с резервными возможностями личности, они, выражаясь термином К. Юнга, включаются в содержание темной стороны психического. Это потенциальная сфера жизненного опыта. Зарубежные психологи, работающие над проблемами геронтопсихоло-гии, назвали эту область зоной «ближайшего развития пожилых людей».
Проблема выявления резервных возможностей представителей поздней взрослости, преобразования их в операциональное, «рабочее» состояние слабо разработана в геронтопсихологии. Для продвижения этой проблемы можно прибегнуть к гипотезе, выдвинутой в общей психологии развития: важным условием перехода личности на новый уровень развития является ее функционирование в ситуациях, требующих предельного напряжения ее содержательно-смысловых и энергетико-динамических сфер. Эта гипотеза находит свое подтверждение применительно к когнитивной сфере человека. Когда пожилым людям предъявлялись обычные тестовые задания, испытуемые показывали невысокие результаты. Но парадоксальным образом, при предъявлении очень трудных задач, находящихся на грани адаптивных возможностей человека, этим людям удавалось с ними справиться. У них актуализировались, казалось бы, прочно забытые пласты прошлого опыта и формировались новые структуры психических умений.
- Есть основания предполагать, что не у всех представителей поздней взрослости прием «погружения в трудности» окажется эффективным. Существенным, а может быть, решающим условием выступают личностные установки людей, такие как их вера в себя и не утраченный высокий уровень притязаний. А. Бандура, создатель социально-когнитивного подхода к личности, на основе обобщения эмпирических исследований приходит к выводу,
81 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
что на изменение когнитивного функционирования более глубоко влияют социально-когнитивные факторы, нежели биологическое старение человека, и это влияние, по его словам, продолжается вплоть до самого позднего возраста, когда начинает иссякать физическая система. Главным залогом успешной работы интеллекта Бандура считает убеждение человека в своей эффективности. Между тем негативные социальные стереотипы, озвученные СМИ, лишают стареющих людей веры в свои познавательные возможности. Личность отторгает от себя трудные задачи, ищет приемы их избегания.
Новая проблема возникает, если учесть, что интеллект человека имеет, по крайней мере, две формы функционирования. Психологи выделяют флюидный (текучий) и кристаллизованный интеллект.
Флюидный интеллект рассматривается как способность человека приобретать совершенно новые знания, быстро и надежно запоминать получаемую информацию, воспринимать новые связи и отношения. Кристаллизованный интеллект обычно определяется с привлечением понятия умений. Это умения анализировать проблему, делать выводы на основе накопленных знаний и опыта.
Исследователи придерживаются того мнения, что флюидный интеллект дан человеку природой. Кристаллизо-. ванный же интеллект— продукт, главным образом, обучения, усвоения, упражнения. В отличие от флюидного интеллекта, который начинает снижаться с возрастом, кристаллизованный развивается на протяжении всей жизни человека, достигая качественно новых уровней. В таком случае есть все основания утверждать, что пожилые и старые люди — вопреки сложившемуся в социуме, да и в психологии мнению — до поздних лет сохраняют способность к обучению и переучиванию. Действительно, современные исследования подтверждают оптимистический подход к представителям поздней взрослости. Согласно данным, приводимым П. Балтесом, пожилые люди в возрасте от 60 до 80 лет после короткой тренировки дос-
Часть первая. Основы геронтологии
82
тигали такого же уровня выполнения тестовых задач, что и молодые испытуемые. В 90-х гг. XX столетия был проведен цикл исследований, доказавших наличие позитивных новообразований у людей на поздних этапах жизни. Нашла подтверждение идея, разработанная К. Ригелем еще в 1976 г., о растущей диалектичное™ мышления человека, особой способности, выходящей далеко за пределы формально-логического интеллекта.
На рубеже 90-х гг. внимание ученых оказалось направленным на вершинное образование интеллектуального развития человека — феномен мудрости. Одним из первых проблему мудрости, по существу, поставил в своей последней работе Э, Эриксон. Выделяя основные качества личности (Эго) на разных этапах, он назвал новообразование заключительной стадии развития личности Эго-интегри-рованностью. Эго-интегрированность, согласно Эриксо-ну, — это чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла. Это проявляется в осознании того, что реализовано главное дело жизни, в том числе работа, достижения и дети. Позднее высокая адаптивная способность субъекта получила у него название «мудрость». Однако он не раскрыл структуру мудрости.
Крупный вклад в исследование строения психологической структуры мудрости и ее приуроченности к определенным периодам бытия человека вносит Балтес со своими сотрудниками. Он определяет это психологическое образование как экспертную систему знаний о фундаментальной прагматике жизни, фундаментальных жизненных вопросах. Балтес выделяет такие критерии мудрости: богатое, хорошо организованное, фактуальное и инструментальное знание; контекстуализм — знание о разных жизненных контекстах в данном обществе (социальное знание); релятивизм — знание о существовании различных систем ценностей и разных приоритетов, и, наконец, признание того, что в жизни существует неопределенность, непредсказуемость и умение справляться с недоопределен-ными ситуациями. На более конкретном уровне мудрость
83 Глава 4. Психология нормального и патологического старения
предполагает исключительную проницательность, порождение продуктивных суждений, надежных советов, касающихся важных жизненных вопросов, адекватную интерпретацию трудных ситуаций. Т. Крайг в своих работах в основном ориентируется на краткое определение мудрости: «Мудрость — это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам». В большей степени умудренность порождается качеством жизненного опыта как особого психического достижения субъекта. Человек может пережить много общественно-исторических изменений и потрясений, оказаться свидетелем и участником самых разнообразных событий —и все-таки не приобрести богатый жизненный опыт. Этот опыт не является самостийным осадком происходившего с ним и вокруг него во внутреннем мире личности. Личность должна понять смысл случившегося, определить его значимость для себя и других, осознать, спрогнозировать возможные последствия событий. Человек должен понять, что, услышав, узнав, увидев происшествие, экстраординарное стечение обстоятельств и т. п., он тем самым оказался внутри происшедшего и от его оценки, отношения, психических состояний и действий зависит «судьба» события: будет ли оно интегрировано в систему жизненного опыта и категоризировано в нем или с оценкой «малозначимое» попадет в периферийные области сознания. От уровня активности субъекта зависит, будет ли его жизненный опыт скудным или богатым и разносторонним, т. е. станет ли он основанием развитого фактуального и инструментального знания в структуре мудрости.
Если у человека развита способность глубоко проникать в суть жизненных проблем, понимать неоднозначность последствий тех или иных событий и собственных поступков, улавливать индикаторы грядущих перемен, убедиться в существовании неполной предсказуемости действий, поступков и взаимоотношений людей; если он
Часть первая. Основы геронтологии
84
обладает хорошо организованным массивом тех знаний в определенных областях жизни, которые ему необходимы в определенные возрастные периоды, такой человек может проявлять качество мудрости уже на этапе ранней взрослости. Богатая практика жизни, порождающая обширный жизненный опыт (знания и умения), лежащий в основе мудрости, погружает личность в систему моральных, эстетических, гражданских, религиозных и прочих духовных отношений и ценностей, которые становятся достоянием личности. В таком случае мудрость оказывается не чисто когнитивным образованием. Она знаменует скорее высокий уровень развития целостной личности.
Сформировавшееся на протяжении жизни такое личностное качество, как вера в себя, уверенность в своей самоэффективности позволяет представителям поздней взрослости адаптироваться к непривычным для них условиям окончания профессиональной жизни и к собственным возрастным изменениям. '
Дата: 2019-02-02, просмотров: 395.