ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАЗВИТИЯ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ

ВОЗРАСТЕ

Представление о здоровье и, особенно, о психологии стареющего человека за последнее время претерпело зна­чительные изменения. Причиной этого явились более широкие клинические наблюдения, исследования практи­чески здоровых людей в различные периоды их старе­ния — пожилом (60—75 лет) и старческом (75 лет и стар­ше) возрастах. Ранее сложившееся мнение о людях этих возрастных периодов, об их психологии, главным образом, принадлежит психиатрам, наблюдавшим преимуществен­но людей старших возрастных групп с ущербной психи­кой, проживающих в домах престарелых, а также имею­щих выраженные формы склероза мозговых сосудов. Эти отдельные наблюдения способствуют созданию общей неблагоприятной картины представлений, сложившихся в обществе. Они создают неверные, социально нежелатель­ные представления, которые снижают уважение к старе­ющему или уже достигшему старости человеку, прошедше­му нелегкий многолетний трудовой и жизненный путь.

Так как развитие и изменение личности происходит на протяжении всей жизни, продолжается и развитие интел­лекта, главным образом — кристаллизование связанного с осмыслением и переработкой собственного опыта, с практикой жизни, ее планированием.

Психологи изучают состояние и изменения интеллекта, мышления, памяти, восприятия пожилых и старых людей. Интеллект человека продолжает развиваться на протяже­нии и средней, и поздней взрослости. Мышление при этом становится все более диалектичным.

Любопытно, что стандартные тесты неизменно показы­вали, что интеллект в поздние годы снижается: пожилые люди выполняют тестовые задания медленнее, чем моло-


Часть первая. Основы геронтологии                               78

дые, даже в том случае, когда от участников эмпиричес­ких исследований требуется лишь дать ответ «Да» или «Нет» или сделать выбор из предложенных, вариантов от­вета. Это, как правило, является следствием того, что при решении тестовых задач пожилые люди стремились к точ­ности, аргументированности, взвешенности своих отве­тов, в то время как молодежь пыталась угадать правиль­ный ответ или как можно скорее выполнить задания. Эти данные показывают, насколько актуальна проблема изу­чения самого процесса решения тестовых задач. По ре­зультату нельзя судить о качестве интеллекта субъекта.

Таким образом, нельзя не принять во внимание выво­ды некоторых исследователей о том, что результаты лабо­раторных экспериментов расходятся с данными, получен­ными при изучении пожилых людей в их повседневной жизни. Ссылаясь на эти данные, Н.Х. Александров пред­полагает, что в лабораторных экспериментах исследуют­ся когнитивные процессы, незначимые для реальной жиз­ни людей.

Следовательно, для пожилых и старых людей необхо­димы иные подходы к определению интеллекта по срав­нению с молодыми. В основном у представителей поздне­го возраста это способность справиться с широким кругом знакомых забот на основании богатого жизненного опы­та, что имеет особое практическое значение. Известный немецкий психолог Тома определил ее как «способность к мало-мальски осмысленному и самостоятельному веде­нию жизни». Шведский геронтолог А. Сванберг пишет, что результаты длительного обследования пожилых и ста­рых людей, проводившегося в Швеции, свидетельствуют о том, что у пожилых людей ослабление функции централь­ной нервной системы может проходить весьма медленно. У многих людей не наблюдается клинических проявлений старения нервной системы, медлительность же некоторых из них не обязательно свидетельствует о старении.

Вероятно, в этот период жизни происходит лишь ос­лабление силы и подвижности нервных процессов, что


79 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

может быть основой снижения психической активности и нарушения менее резистентных к возрасту способностей. К ним относится ослабление способности усвоения новых впечатлений, познавательной способности, памяти, запо­минания, особенно на текущие события, при сохранении ее на события далекого прошлого. Эти явления, как пра­вило, становятся выраженными только у людей старше 70—75 лет. Логический смысловой контакт обычно сохра­няется.

Общее мнение современных геронтологов, изучающих психологию стареющих людей, сводится к утверждению, что изменения интеллекта при старении весьма индиви­дуальны. У некоторых людей интеллектуальные способно­сти являются весьма стойкими в процессе старения, т. е. они- не уменьшаются, а могут даже улучшиться. Здесь можно упомянуть диапазон знаний, способность находить выход из трудного положения, знание языка и т. д.

Сам по себе феномен «ухудшения с возрастом интел­лекта» не может не вызвать определенного замешатель­ства. Люди почтенного возраста обладают огромным жиз­ненным опытом. Им пришлось решать множество сложных и важных проблем в разных областях жизни. Они были заинтересованными свидетелями того, как другим удавалось справиться с безвыходными, казалось бы, ситу­ациями. Почему же этот богатый опыт не полностью ис­пользуется пожилыми людьми в тестовых ситуациях? Есть основания предполагать, что жизненный опыт существует у человека в разных формах — актуальной и потенциаль­ной. В процессе взаимодействия субъекта со значимыми для него и часто встречающимися ситуациями приобре­таемые знания, интеллектуальные умения, способы ори­ентации и осмысления жизненных задач закрепляются, расширяются и складываются в хорошо организованную структуру, облегчающую извлечение нужных ее компонен­тов. Такова актуальная сфера жизненного опыта. Но че­ловеку приходится действовать и в малозначимых для него обстоятельствах, расположенных на периферии его соб-


Часть первая. Основы геронтологии


80


ственного жизненного мира. Приобретаемые в результате знания, неожиданные интеллектуальные находки, функци­онируя на уровне подсознательного, оказываются слабо связанными друг с другом. Вместе с резервными возмож­ностями личности, они, выражаясь термином К. Юнга, включаются в содержание темной стороны психического. Это потенциальная сфера жизненного опыта. Зарубежные психологи, работающие над проблемами геронтопсихоло-гии, назвали эту область зоной «ближайшего развития пожилых людей».

Проблема выявления резервных возможностей пред­ставителей поздней взрослости, преобразования их в опе­рациональное, «рабочее» состояние слабо разработана в геронтопсихологии. Для продвижения этой проблемы можно прибегнуть к гипотезе, выдвинутой в общей пси­хологии развития: важным условием перехода личности на новый уровень развития является ее функционирование в ситуациях, требующих предельного напряжения ее со­держательно-смысловых и энергетико-динамических сфер. Эта гипотеза находит свое подтверждение примени­тельно к когнитивной сфере человека. Когда пожилым людям предъявлялись обычные тестовые задания, испы­туемые показывали невысокие результаты. Но парадок­сальным образом, при предъявлении очень трудных задач, находящихся на грани адаптивных возможностей человека, этим людям удавалось с ними справиться. У них актуализи­ровались, казалось бы, прочно забытые пласты прошлого опыта и формировались новые структуры психических умений.

- Есть основания предполагать, что не у всех представи­телей поздней взрослости прием «погружения в трудно­сти» окажется эффективным. Существенным, а может быть, решающим условием выступают личностные уста­новки людей, такие как их вера в себя и не утраченный высокий уровень притязаний. А. Бандура, создатель соци­ально-когнитивного подхода к личности, на основе обоб­щения эмпирических исследований приходит к выводу,


81  Глава 4. Психология нормального и патологического старения

что на изменение когнитивного функционирования более глубоко влияют социально-когнитивные факторы, неже­ли биологическое старение человека, и это влияние, по его словам, продолжается вплоть до самого позднего возрас­та, когда начинает иссякать физическая система. Главным залогом успешной работы интеллекта Бандура считает убеждение человека в своей эффективности. Между тем негативные социальные стереотипы, озвученные СМИ, лишают стареющих людей веры в свои познавательные возможности. Личность отторгает от себя трудные задачи, ищет приемы их избегания.

Новая проблема возникает, если учесть, что интеллект человека имеет, по крайней мере, две формы функциони­рования. Психологи выделяют флюидный (текучий) и кристаллизованный интеллект.

Флюидный интеллект рассматривается как способ­ность человека приобретать совершенно новые знания, быстро и надежно запоминать получаемую информацию, воспринимать новые связи и отношения. Кристаллизо­ванный интеллект обычно определяется с привлечением понятия умений. Это умения анализировать проблему, делать выводы на основе накопленных знаний и опыта.

Исследователи придерживаются того мнения, что флю­идный интеллект дан человеку природой. Кристаллизо-. ванный же интеллект— продукт, главным образом, обу­чения, усвоения, упражнения. В отличие от флюидного интеллекта, который начинает снижаться с возрастом, кристаллизованный развивается на протяжении всей жиз­ни человека, достигая качественно новых уровней. В та­ком случае есть все основания утверждать, что пожилые и старые люди — вопреки сложившемуся в социуме, да и в психологии мнению — до поздних лет сохраняют спо­собность к обучению и переучиванию. Действительно, современные исследования подтверждают оптимистичес­кий подход к представителям поздней взрослости. Соглас­но данным, приводимым П. Балтесом, пожилые люди в возрасте от 60 до 80 лет после короткой тренировки дос-


Часть первая. Основы геронтологии


82


тигали такого же уровня выполнения тестовых задач, что и молодые испытуемые. В 90-х гг. XX столетия был про­веден цикл исследований, доказавших наличие позитив­ных новообразований у людей на поздних этапах жизни. Нашла подтверждение идея, разработанная К. Ригелем еще в 1976 г., о растущей диалектичное™ мышления че­ловека, особой способности, выходящей далеко за преде­лы формально-логического интеллекта.

На рубеже 90-х гг. внимание ученых оказалось направ­ленным на вершинное образование интеллектуального развития человека — феномен мудрости. Одним из первых проблему мудрости, по существу, поставил в своей послед­ней работе Э, Эриксон. Выделяя основные качества лич­ности (Эго) на разных этапах, он назвал новообразование заключительной стадии развития личности Эго-интегри-рованностью. Эго-интегрированность, согласно Эриксо-ну, — это чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла. Это проявляется в осознании того, что реализовано главное дело жизни, в том числе работа, достижения и дети. Позднее высокая адаптивная способность субъекта получила у него название «муд­рость». Однако он не раскрыл структуру мудрости.

Крупный вклад в исследование строения психологичес­кой структуры мудрости и ее приуроченности к опреде­ленным периодам бытия человека вносит Балтес со свои­ми сотрудниками. Он определяет это психологическое образование как экспертную систему знаний о фундамен­тальной прагматике жизни, фундаментальных жизненных вопросах. Балтес выделяет такие критерии мудрости: бо­гатое, хорошо организованное, фактуальное и инструмен­тальное знание; контекстуализм — знание о разных жиз­ненных контекстах в данном обществе (социальное знание); релятивизм — знание о существовании различ­ных систем ценностей и разных приоритетов, и, наконец, признание того, что в жизни существует неопределенность, непредсказуемость и умение справляться с недоопределен-ными ситуациями. На более конкретном уровне мудрость


83 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

предполагает исключительную проницательность, порож­дение продуктивных суждений, надежных советов, каса­ющихся важных жизненных вопросов, адекватную интер­претацию трудных ситуаций. Т. Крайг в своих работах в основном ориентируется на краткое определение мудро­сти: «Мудрость — это экспертная система знаний, ориен­тированная на практическую сторону жизни и позволяю­щая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам». В большей сте­пени умудренность порождается качеством жизненного опыта как особого психического достижения субъекта. Человек может пережить много общественно-историчес­ких изменений и потрясений, оказаться свидетелем и уча­стником самых разнообразных событий —и все-таки не приобрести богатый жизненный опыт. Этот опыт не яв­ляется самостийным осадком происходившего с ним и вокруг него во внутреннем мире личности. Личность дол­жна понять смысл случившегося, определить его значи­мость для себя и других, осознать, спрогнозировать воз­можные последствия событий. Человек должен понять, что, услышав, узнав, увидев происшествие, экстраорди­нарное стечение обстоятельств и т. п., он тем самым ока­зался внутри происшедшего и от его оценки, отношения, психических состояний и действий зависит «судьба» со­бытия: будет ли оно интегрировано в систему жизненно­го опыта и категоризировано в нем или с оценкой «мало­значимое» попадет в периферийные области сознания. От уровня активности субъекта зависит, будет ли его жизнен­ный опыт скудным или богатым и разносторонним, т. е. станет ли он основанием развитого фактуального и инст­рументального знания в структуре мудрости.

Если у человека развита способность глубоко прони­кать в суть жизненных проблем, понимать неоднознач­ность последствий тех или иных событий и собственных поступков, улавливать индикаторы грядущих перемен, убедиться в существовании неполной предсказуемости действий, поступков и взаимоотношений людей; если он


Часть первая. Основы геронтологии


84


обладает хорошо организованным массивом тех знаний в определенных областях жизни, которые ему необходимы в определенные возрастные периоды, такой человек мо­жет проявлять качество мудрости уже на этапе ранней взрослости. Богатая практика жизни, порождающая об­ширный жизненный опыт (знания и умения), лежащий в основе мудрости, погружает личность в систему мораль­ных, эстетических, гражданских, религиозных и прочих духовных отношений и ценностей, которые становятся достоянием личности. В таком случае мудрость оказыва­ется не чисто когнитивным образованием. Она знаменует скорее высокий уровень развития целостной личности.

Сформировавшееся на протяжении жизни такое лич­ностное качество, как вера в себя, уверенность в своей самоэффективности позволяет представителям поздней взрослости адаптироваться к непривычным для них усло­виям окончания профессиональной жизни и к собствен­ным возрастным изменениям.   '














Дата: 2019-02-02, просмотров: 395.