1) Расположить исходные данные в виде таблицы в 4 столбца и n1+n2 строк. В первом столбце расположить по возрастающей данные первой группы. Во втором – второй группы. И первый, и второй столбцы имеют пропуски чисел, обозначенные символом «-».
2) В третьем и четвёртом столбцах расставляются ранги так, как будто бы оба столбца образуют собой один упорядоченный ряд чисел. По каждому столбцу в отдельности подсчитывается сумма рангов.
3) Проводится проверка правильности ранжирования:
а) подсчитывается общая сумма рангов;
б) рассчитывается сумма рангов по формуле: N(N+1)\ 2, где N=n1+n2.
Расчётные суммы должны совпасть.
4) Находится большая по величине сумма рангов и обозначается как Rmax.
5) Вычисляется по формуле
U эмп = ( n 1 · n 2 ) + nx ( nx +1)\2 - Rmax,
где n1 – объём первой выборки,
n2 - объём второй выборки,
Rmax – наибольшая по величине сумма рангов,
nx – количество испытуемых в выборке с большей суммой рангов.
6) По Таблице 3 находятся критические значения, соответствующие величинам n1 и n2.
7) Строится ось значимости, наносятся критические и эмпирическое значения критерия. Определяется зона попадания Uэмп .
8) Делается вывод.
Пример 6.1 . Две неравные по численности группы испытуемых (8 и 9 испытуемых) решали техническую задачу. Показателем служило время решения. Испытуемые меньшей по численности группы получали дополнительную мотивацию в виде денежного вознаграждения. Психолога интересует вопрос – влияет ли вознаграждение на успешность решения задачи?
Результаты времени решения в секундах:
- в группе с дополнительной мотивацией: 41, 38, 44, 6, 25, 25, 30, 41.
- в группе без дополнительной мотивации: 46, 8, 50, 45, 32, 41, 41, 30, 55.
Решение: Для ответа на вопрос задачи применим критерий U Вилкоксона – Манна – Уитни.
Формулировка гипотез:
Н0: Время решения задачи в группе с дополнительной мотивацией не ниже, чем в группе без дополнительной мотивации.
Н1: Время решения задачи в группе с дополнительной мотивацией ниже, чем в группе без дополнительной мотивации.
Алгоритм подсчёта критерия U :
1) Расположим исходные данные в виде таблицы в 4 столбца и 19 строк (8+9+1+1). В первом столбце расположены по возрастающей данные первой группы. Во втором – второй группы. Пропуски чисел обозначим символом -.
Группа с доп. мотивацией X ( n 1 =8) | Группа без доп. мотивации Y ( n 2 =9) | Ранги X R(x) | Ранги Y R(y) |
6 | - | 1 | - |
- | 8 | - | 2 |
25 | - | (3) 3,5 | - |
25 | - | (4) 3,5 | - |
30 | - | (5) 5,5 | - |
- | 30 | - | (6) 5,5 |
- | 32 | - | 7 |
38 | - | 8 | - |
41 | - | (9) 10,5 | - |
- | 41 | - | (10) 10,5 |
- | 41 | - | (11) 10,5 |
41 | - | (12) 10,5 | - |
44 | - | 13 | - |
- | 45 | - | 14 |
- | 46 | - | 15 |
- | 50 | - | 16 |
- | 55 | - | 17 |
Суммы рангов | 55,5 | 97,5 |
2) В 3-м и 4-м столбцах расставляем ранги. По каждому столбцу в отдельности подсчитывается сумма рангов (55,5 и 97,5).
3) Проверка правильности ранжирования:
а) подсчитывается общая сумма рангов: 55,5+97,5=153.
б) рассчитывается сумма рангов по формуле:
N(N+1)\ 2=17·18\ 2=153, N=n1+n2.
Расчётные суммы совпали, следовательно, ранжирование проведено верно.
4) Находится большая по величине сумма рангов и обозначается как Rmax. В нашем случае она равна 97,5.
5) Вычисляется по формуле Uэмп= (n1 n2) + nx(nx+1)\2 - Rmax,
где n1 – объём первой выборки,
n2 - объём второй выборки,
Rmax – наибольшая по величине сумма рангов,
nx – количество испытуемых в выборке с большей суммой рангов.
В нашем случае Uэмп= (8 9) + (9 10)/2 – 97,5 = 19,5
6) По Таблице 3 приложения для n1=8 и n2=9 находим критические значения:
Uкр = 18 (для Р≤0,05) и Uкр = 11 (для Р≤0,01)
7) Строим ось значимости, наносим критические и эмпирическое значения критерия. В нашем случае Uэмп = 19,5 попало в зону незначимости.
0,05 0,01 |
19,5 18 11 |
Зона незначимости |
8) Делаем вывод. Принимается гипотеза H0 о сходстве, а гипотеза H1 о наличии различий отклоняется. Психолог может утверждать, что дополнительная мотивация не приводит к статистически значимому увеличению эффективности решения технической задачи.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 690.