Формы учёта результатов измерений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первичный экспериментальный материал нуждается в обработке. Она начинается с упорядочения и систематизации собранных данных, группировки. Она может осуществляться в виде статистических таблиц или статистических рядов.

1) Статистические таблицы. Бывают простыми и сложными.

а) Простые таблицы. Применяются при альтернативной группировке, когда одна группа противопоставляется другой. Рекомендуется использовать при измерении в номинативной или ранговой шкале.

 

Пример 2.1. Результаты обследования мануальной асимметрии у 110 учащихся 3-6-х классов могут быть представлены в виде простой таблицы:

Классы Праворукие Леворукие Сумма
3 23 2 25
4 20 4 24
5 22 9 31
6 22 8 30
Сумма 87 23 110

 

Измерение проведено в дихотомической шкале. Противопоставляются группы праворуких и леворуких учащихся по их количеству в каждой параллели. Наличие строки и столбца «Сумма» позволяет наглядно представить общее число детей: по признаку мануальной асимметрии (87 праворуких и 23 леворуких); в параллели; общее число респондентов (объём выборки - 110). На основании данной таблицы можно сделать определённые выводы, в частности, что среди учеников обследуемых классов больше праворуких, нежели леворуких. 

б) Сложные таблицымногопольные. Используются при выяснении причинно-следственных отношений между варьирующими признаками.

 

Пример 2.2. Представлены данные, иллюстрирующие положительную зависимость между уровнем готовности к школьному обучению и уровнем адаптации первоклассников к школе.

Таблица является девятипольной (3 · 3 так как рассматривается два параметра (готовность к школьному обучению и адаптация к школе) трёх уровней (высокий, средний и низкий). В результате таблица содержит три строки и три столбца. Кроме этого добавляются результирующие строка и столбец «Всего».

 

Уровень готовности

К школьному обучению

Уровень адаптации к школе

Всего

Высокий Средний Низкий Высокий 10 2 1 13 Средний 7 23 4 34 Низкий - 2 5 7 Всего 17 27 10 54

 

 Таблица позволяет выявить тенденцию, заключающуюся в том, что первоклассники, подготовленные к школьному обучению, как правило, лучше адаптируются к школе.

Таким образом, правильно составленные таблицы – большое подспорье в экспериментальной работе. Кроме таблиц (простых и сложных) группировка экспериментальных данных может осуществляться в виде статистических рядов.

 

2) Статистические ряды. Чаще всего используются вариационные ранжированные статистические ряды. Это двойной ряд чисел, в котором первая строка – значения признака (варианты, xi), расположенные в порядке возрастания, а вторая строка – частоты вариант (сколько раз каждая варианта встречается в выборке, fi). Сумма частот должна быть равна объёму выборки: Σ fi = n.

Статистический ряд может содержать третью строку – относительные частоты вариант ni, которые определяются как отношение частоты к объёму выборки: ni =  . Сумма относительных частот должна равняться 1. Относительные частоты могут быть представлены в процентах: ni = 100%.

 

Пример 2.3. Психолог провёл тестирование интеллекта по тесту Векслера у 25 школьников, и сырые баллы по второму субтесту оказались следующими: 6; 9; 5; 7; 10; 8; 9; 10; 8; 11; 9; 12; 9; 8; 10; 11; 9; 10; 8; 10; 7; 9; 10; 9; 11. Записать данные в виде статистического ряда.

Решение: n = 25. Статистический ряд имеет вид:

 

Варианта xi 5 6 7 8 9 10 11 12 Σ
Частота варианты fi 1 1 2 4 7 6 3 1 25
Относительная частота варианты ni  (или %) 0,04 (4%) 0,04 (4%) 0,08 (8%) 0,16 (16%) 0,28 (28%) 0,24 (24%) 0,12 (12%) 0,04 (4%) 1 (100 %)

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение генеральной совокупности и приведите примеры генеральных совокупностей. Каков объём генеральной совокупности?

2. В чём заключается полное психологическое исследование? В каких случаях оно возможно? В чём преимущество и недостатки такого исследования?

3. Выборка и её объём. Репрезентативность выборки. Респондент. Выборочное исследование.

4. В чём различие между понятиями «независимые выборки» и «несвязные выборки»? Между «независимые выборки» и «зависимые выборки»?

5. В вашей группе проведены два исследования: на выявление мотивов учения и определение типа темперамента. Со сколькими выборками пришлось в данном случае работать исследователю?

6. Что называется группировкой экспериментального материала? Каковы возможные виды группировки?

7. Каковы отличия простых статистических таблиц от сложных? Как проверить правильность составления данных таблиц?

8. Что называется статистическим рядом?

9. Что называется вариантой, её частотой и относительной частотой?

10. Как представить относительную частоту в процентах?  Как проверить правильность составления статистического ряда?

11. Многопольные таблицы. Приведите пример четырёхпольной, восьмипольной таблиц. Может ли таблица быть семипольной?

Дата: 2019-02-02, просмотров: 518.