Особенность шкалы – наличие твёрдо фиксированного нуля, который означает полное отсутствие какого-либо свойства или признака.
Шкала отношений близка к интервальной шкале. Она наиболее информативная, допускает любые математические операции и использование разнообразных статистических методов. В этой шкале производятся точные и сверхточные измерения в физике, химии, математике, микробиологии и т.д., а также в близких к психологии науках: психофизика, психофизиология, психогенетика.
Правила ранжирования.
Особенности ранжирования числовых характеристик:
1) Наименьшему числовому значению приписывается ранг 1.
2) Наибольшему числовому значению приписывается ранг, равный количеству ранжируемых величин.
3) В случае если несколько исходных значений оказываются равными, то им приписывается ранг, равный средней величине тех рангов, которые эти величины получили бы, если они стояли по порядку друг за другом и не были бы равны.
4) Общая сумма реальных рангов должна совпадать с расчётной, определяемой по формуле:
Сумма рангов =
5) Не рекомендуется ранжировать более чем 20 величин (признаков, качеств, свойств и т.п.), поскольку в этом случае ранжирование оказывается малоустойчивым.
6) При необходимости ранжирования достаточно большого количества объектов их следует объединить по какому-либо признаку в достаточно однородные классы (группы), а затем уже ранжировать полученные классы (группы).
Пример 1.1. У 11-ти испытуемых получены показатели невербального интеллекта, которые представлены в таблице. Проранжируйте эти показатели. Сделайте проверку правильности ранжирования.
Решение: Необходимо заполнить третий столбец таблицы. Числа в скобках – вспомогательные записи в случае равных значений. В нашем случае – это значение 117. Оно встречается дважды (восьмым и девятым по порядку). Следовательно, ранг этого значения равен среднему арифметическому чисел 8 и 9, т.е. 8,5.
№ испытуемых п/п | Показатели интеллекта | Ранги |
1 | 113 | 6 |
2 | 107 | 4 |
3 | 123 | 11 |
4 | 122 | 10 |
5 | 117 | (8) 8,5 |
6 | 117 | (9) 8,5 |
7 | 105 | 3 |
8 | 108 | 5 |
9 | 114 | 7 |
10 | 102 | 1 |
11 | 104 | 2 |
Проверка:
1) Сумма рангов: 6+4+11+10+8,5+8,5+3+5+7+1+2=66
2) По формуле: = =11 6 = 66
3) Сравниваем результаты: 66 = 66, следовательно, ранжирование проведено верно.
Вопросы для обсуждения
1. Что называется измерением, единицей измерения? Чем отличается измерение в психологии от измерения в естественных науках и технике?
2. Что такое кодирование? На каких этапах научного исследования психолог работает с числовыми кодами?
3. Какие типы измерительных шкал существуют? Каковы принципиальные различия между типами шкал?
4. Каковы особенности, примеры и частные случаи номинативной шкалы? Каковы другие названия данной шкалы? Какие статистические методы применимы к данной шкале?
5. Ранговая шкала: её особенности, примеры. Другие названия ранговой шкалы. Статистические методы, применимые в ранговой шкале.
6. Что такое ранжирование? Каковы правила ранжирования?
7. Как осуществить проверку правильности ранжирования?
8. Каковы рекомендации по ранжированию большого количества величин?
9. Шкала интервалов: особенности, примеры. Интервал и его размер. Применимость статистических методов к шкале интервалов.
10. Шкала отношений и её отличие от шкалы интервалов. Применимость шкалы отношений в психологии.
11. Вы измеряете согласие девятиклассников на продолжение обучения в профильном классе школы. Школьник может дать ответ «Да» или «Нет». В какой шкале осуществляется данное измерение?
12. Проводится измерение веса и роста младших школьников. В какой шкале осуществляется измерение?
13. Вы определяете быстроту реакции военных лётчиков. Для этого фиксируется время ответа испытуемого на световой сигнал. В какой шкале проводится данное измерение?
14. Какие измерения вы можете провести в своей группе, чтобы они были проведены:
а) в шкале наименований;
б) в ординарной шкале;
в) в интервальной шкале;
г) в шкале равных отношений?
15. Какие психологические методики позволяют осуществлять измерение в шкале интервалов?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 577.