Принятие статистического решения разбивается на этапы или шаги.
1. Формулировка нулевой и альтернативной гипотез.
2. Определение объёма выборки N.
3. Выбор соответствующего уровня значимости или вероятности отклонения нулевой гипотезы. (Это может быть величина меньшая или равная 0,05. В зависимости от важности исследования можно выбрать уровень значимости в 0,01 или даже в 0,001).
4. Выбор статистического метода, который зависит от типа решаемой психологической задачи.
5. Вычисление соответствующего эмпирического значения по экспериментальным данным, согласно выбранному статистическому методу.
6. Нахождение по таблице для выбранного статистического метода критических значений, соответствующих уровню значимости для Р = 0,05 и для Р = 0,01.
7. Построение оси значимости и нанесение на неё табличных критических значений и эмпирического значения Чэмп.
8. Формулировка принятия решения (выбор соответствующей гипотезы Н0 или Н1).
В данном пособии предлагаются следующие методы математической статистики: критерии различий, критерии согласия распределений и многофункциональный критерий, коэффициенты корреляции. Ими не исчерпывается всё многообразие статистических методов, применимых для психологических исследований. Но данные методы являются основными и вполне достаточными для проведения исследований на уровне курсовой или выпускной квалификационной работ. При желании можно дополнительно познакомиться с другими методами, используя указанную в данном пособии литературу.
Вопросы для обсуждения
1. Что называется статистической гипотезой, математической статистикой?
2. Что называется нулевой гипотезой и альтернативной гипотезой? Каковы их обозначения и смысл?
3. В каких случаях гипотеза отклоняется или не отклоняется? Каковы возможные ошибки в этих случаях?
4. Что называется уровнем значимости? Как обозначается уровень значимости, каковы возможные его значения? Каков смысл этих значений?
5. Какой из уровней значимости выше: 0,05 или 0,01?
6. Что такое «ось значимости»? Как определяется её направление? Какие зоны выделяют на оси значимости?
7. Как определить критические значения для какого-либо статистического метода? Сколько их существует?
8. О чём свидетельствует попадание эмпирического значения в зону значимости?
9. О чём свидетельствует попадание эмпирического значения в зону незначимости?
10. О чём свидетельствует попадание эмпирического значения в зону неопределённости?
11. Каковы этапы принятия статистического решения?
12. Как находится эмпирическое значение какой-либо статистической величины?
13. Вы измеряете уровень тревожности в двух первых классах. Какие гипотезы вы можете сформулировать?
14. Вы проверяете уровень тревожности и уровень креативности у сотрудников фирмы. Какие гипотезы вы можете сформулировать?
15. Вы определяете отношение уровня интеллекта школьника к среднему уровню интеллекта всего класса. Какие гипотезы вы формулируете?
16. Какие эмпирические исследования соответствуют следующим гипотезам:
Н0: Уровень подготовленности к школе у выпускников детского сада не выше, чем у детей, не посещавших детские дошкольные учреждения?
Н1: Уровень подготовленности к школе у выпускников детского сада выше, чем у детей, не посещавших детские дошкольные учреждения?
17. Назовите ошибки, допущенные при формулировке следующих гипотез:
Н0: Уровень интеллекта у мальчиков младшего школьного возраста выше, чем у девочек того же возраста.
Н1: Уровень интеллекта у мальчиков младшего школьного возраста ниже, чем у девочек того же возраста.
Сформулируйте гипотезы правильно.
ТЕМА №5. Статистические критерии различий. Непараметрические критерии для связных выборок.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 541.