Особенность шкалы – при измерении осуществляется классификация или распределение объектов (например, особенностей личности) на непересекающиеся классы, группы; не подразумевается каких-либо количественных операций или сравнения (нельзя сказать, что какой-то признак больше или лучше).
Примеры: разбиение людей по четырём типам темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик); нумерация игроков спортивной команды; выбор варианта ответа на вопрос закрытой анкеты (а, б, в, г, д) и т.д.
Частный случай номинативной шкалы (самый простой): дихотомическая шкала. Измеряемые признаки кодируются двумя символами: цифрами (0 или 1), буквами (А или Б), любыми двумя отличающимися друг от друга символами («репка» и «вишенка»). В этой шкале все объекты разбиваются на 2 непересекающихся множества по признаку: проявился ли данный признак или нет (Да или Нет).
Примеры: мальчик или девочка; ребёнок из полной или из неполной семьи; экстраверт или интроверт и т.д.
Во всех этих случаях можно только подсчитать количество индивидов, обладающих тем или иным признаком, т.е. можно подсчитать частоту встречаемости признака. Единица измерения – количество наблюдений (испытуемых, свойств, реакций и т.п.). Общее число наблюдений принимается за 100%, и тогда становится возможным вычисление процентного соотношения (например, мальчиков и девочек в классе).
Количество групп разбиения может быть больше, чем 2. В этом случае также можно подсчитать процентный состав. Кроме того, можно найти группу с наибольшей частотой измеренного признака. Эта группа носит название моды.
К результатам измерений, полученным в номинативной шкале, возможно применение лишь небольшого числа статистических методов:
1) критерий Макнамары;
2) критерий хи-квадрат (c2);
3) угловое преобразование Фишера «j»;
4) коэффициент корреляции «j».
Порядковая (ранговая, ординарная) шкала.
Особенность шкалы – вся совокупность измеренных признаков расчленяется на такие множества, которые связаны между собой отношением сравнения («больше – меньше», «выше – ниже», «сильнее – слабее» и т.д.).
Примеры: школьные оценки от 1 до 5; судейские оценки во время конкурсов и соревнований; значимость ценностей для индивида и т.д.
В порядковой (ранговой) шкале должно быть не меньше 3-х классов, чтобы можно было расставить измеренные признаки по порядку. От классов просто перейти к цифрам, если считать, что низший класс получает ранг (код или цифру) 1, средний – 2, высший – 3 (или наоборот). Числа в ранговых шкалах обозначают лишь порядок следования признаков, а операции с числами в этой шкале – это операции с рангами.
В ранговой шкале применяется множество разнообразных статистических методов. Наиболее часто применяются:
1) коэффициенты корреляции Спирмена и Кэндалла;
2) разнообразные критерии различия.
1.5. Шкала интервалов (интервальная шкала).
Особенность шкалы – каждое из возможных значений измеренных величин отстоит от ближайшего на равном расстоянии; нет естественной точки отсчёта (нуль условен и не указывает на отсутствие измеряемого свойства).
Главное понятие шкалы – интервал (доля или часть измеряемого свойства между двумя соседними позициями на шкале). Размер интервала – величина фиксированная и постоянная на всех участках шкалы. Для измерения посредством данной шкалы устанавливают специальные единицы измерения; в психологии это стены и стенайны.
В интервальной шкале может считаться проведённым исследование по строго стандартизированной тестовой методике.
Пример: стандартизированные тесты интеллекта, где условная единица измерения IQ эквивалентна как при низких, так и при высоких значениях интеллекта.
К экспериментальным данным, полученным в данной шкале, применимо достаточно большое число статистических методов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 488.