1. Гомер и Гесиод - четкая грань между царством природы и царством людей. Эта грань заключена в нравственности. Начало осмыслению культуры как проявлению нравственности в обществе. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, т. е. образованностью. Пайдейя, по Платону, означала руководство к изменению всего человека в его существе.
2. В позднеримскую эпоху понятие «культура», близкая к понятию «цивилизация». Культура связывалась с позитивно оцениваемым городским укладом жизни.
3. В эпоху средневековья вм. слова «культура», - «культ». Культура ассоциировалась с признаками личного совершенства. Таково религиозное толкование культуры в христианстве.
4. В эпоху Возрождения - возврат к античному смыслу - «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало. Под совершенствованием культуры начали понимать воплощение гуманистического идеала человека.
5. В Новое время «культура» - начинает пониматься как самостоятельное явление и означает результаты деятельности общественного человека. Культура противопоставляется природе, с ее стихийными и необузданными началами. Она все более совпадает с такими феноменами, как просвещенность, образованность, воспитанность.
6. Гегель - развитие культуры связывал с поэтапной самореализацией духа.
7. К концу XIX века формируется убеждение, что необходима особая наука, занимающаяся изучением культуры.
В ХХ в. появляются такие новые науки – социология, культурология, а затем -
Социология культуры и социология литературы.
Один из основных вопросов социологии -
как отождествить познание с деятельностью, но именно в этом - решающий пункт отличия понимающей социологии от традиционной объективистской.
Т/зр. объективистской социологии - точка зрения здравого смысла - объективные социальные явления, факты, структуры существуют независимо от человека, и социологи познают эти явления, факты, структуры с большей или меньшей точностью. Можно ошибаться, но сами факты и явления от этого не меняются - они объективны. Эта познавательная позиция совпадает с позицией естествоиспытателя - ведь объекты естественных наук, как правило, не меняются в ходе их познания.
Объективизм - общество состоит именно из жестких объективных фактов; его системы и структуры всегда налицо, они всегда есть вне и независимо от идей, убеждений, мировоззрений, представлений индивидов, составляющих это общество
Понимающая социология исходит из противоположной предпосылки, - познание есть одновременно созидание нового. В этом проявляется отличие общества как предмета исследования от предмета естественных наук.
Конституирующим признаком социального является субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию, М. Вебер называет свою социологию понимающей. Феномены понимающей социологии специфичны, поскольку произведены сознательно, опосредованы определенным мотивом или намерением.
Другими словами, между действием как эмпирическим фактом и его эмпирической средой имеется "прокладка" субъективного смысла, субъективной интерпретации, истолкования и понимания эмпирической реальности действия.
Эта "прокладка" и есть главный конституирующий фактор социального.
Теорема Томаса - для понимания действия важно понять, как определяется ситуация действия самими его участниками: 'Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям'. Примера (параноик, убивающий людей на улицах только потому, что, по его мнению, они подвергают его оскорблениям) видно, как переопределение ситуации одним из ее участников в корне меняет саму ситуацию. Одна объективная ситуация (случайная встреча незнакомых людей) порождает совершенно другую, новую ситуацию (оскорбление и месть оскорбленного), причем последняя совершенно объективна, о чем свидетельствуют ее печальные последствия. Новое определение ситуации и есть ее познание, и это познание мгновенно объективирует ситуацию, то есть превращает ее в объективную.
Макс Вебер, исследуя роль протестантской этики в возникновении духа капитализма, показал, каким образом новое определение ситуации взаимоотношений человека и Бога, принятое протестантами, привело к рождению совершении новой исторической эпохи, новой формы человеческой цивилизации.
Открытие Карла Маркса - переопределило ситуацию взаимодействия рабочего класса и капиталистов. Более того, рабочий класс как целостное образование, имеющее особые интересы, возник именно в силу этого нового определения ситуации: до этого времени были просто рабочие, не сознававшие ни своей общности, ни своих особых интересов как целого, ни своей исторической миссии.
Каждое новое определение ситуации порождает новую объективную ситуацию, объективность которой состоит в том, что она воспринимается как объективная самими действующими в этой ситуации людьми. В таком случае познание ситуации и есть ее изменение.
Материальной силой становится идея, овладевшая массами. Когда идея овладела массами, совершается переопределение, возникает новая объективная ситуация. Далее происходит институционализация идеи, структурирование масс и пр., благодаря чему новая ситуация становится объективной для каждого члена общества. Это очень долгий и сложный процесс.
Движение познания, движение истории, движение общества происходят согласно специфической логики культуры, и в этом смысле ситуации не произвольны и не случайны, хотя и представляют собой результат субъективных идей и мнений.
Таковы основные вехи развития социологии как культурного анализа.
Определение культуры в соц.- репрезентативная культура, - Фридрих Тенбрук.
Главная характеристика - все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования и т.п., которые входят в репрезентативную культуру, являются действенными в силу их активного приятия или пассивного признания.
Другими словами, это те идеи, представления и т.д., которые в совокупности составляют генеральное определение ситуации нашей жизни.
Социология как культурный анализ оказывается шире и масштабнее, чем объективистская, натуралистическая социология, ибо она предполагает не только объективное изучение социальных явлений и процессов, но и изучение предпосылок и условий этой объективности.
При этом социология возникает и продолжает существовать как наука о культуре.
Б. СТИЛЬ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ. ТРАДИЦИЯ - КАНОН - СТИЛЬ
Стиль - это нечто трудноуловимое. Его легко увидеть и опознать, но трудно ухватить и точно, по-научному, определить.
В словаре можно найти такие определения:
стиль - это 'способ выражения мысли в языке, особая манера выражения, характерная для индивидуума, периода, школы или народа («классический стиль»)
стиль - это 'способ или метод действия или представления, особенно если он соответствует какому-то стандарту; отличительная, характерная манера; модный и роскошный образ жизни; вообще выразительность, мастерство, врожденное умение в представлении, образе деятельности и подаче самого себя'.
Стиль – это жизненные формы
1990-1993 гг. речи о гибели культуры, традиционные формы культурной организации и культурной жизни распадались на глазах. Писатели утеряли роль людей, говорящих Истину.
В то же время резко увеличивалась интенсивность культурной жизни - выставок, организовывались праздники городов, театрализованные митинги и шествия, размножались театральные студии, шоу-, поп-, фольк- и рок-группы, новых культурных предприятий имело коммерческий характер
Считаю возможным отождествлять жизненную форму и культурную форму, жизненную форму и культурный стиль.
эмпирически ненаблюдаемые устойчивые структуры жизненных установок индивида, соотнесенных с определенными ценностям
по Шпрангеру, «мысленно спроектированные структуры индивидуального сознания, которые получаются, когда ценность в жизни поднимается как господствующее». В качестве таких жизненных форм Шпрангер рассматривает («Lebensformen», 1914) теоретического, экономического, эстетического, социального, религиозного и государственного человека
Понятие стиля находится в родстве с другим важным понятием - понятием традиции.
Всякий канон представляет собой совокупность незыблемых правил и норм, нарушить которые не позволено никому. Так, литературный канон классицизма требовал соблюдения единства места, времени и действия.
Советский политический канон также зиждился на нескольких неколебимых принципах.
Первый из них, принцип целостности, или, как еще можно его назвать, принцип тотальности
Второй принцип - принцип иерархии. Принятые решения на самом верху равномерно и равнообязательно распространялись по всей системе.
Третий важнейший принцип - принцип целенаправленности. Политическая система была ориентирована на будущее. В будущем лежало ее оправдание. Парадоксально, но она не имела оправдания и обоснования в сегодняшнем дне.
Начало перестройки стало временем возникновения стилевого многообразия в российской политике, а для многих наблюдателей, причем не просоветских, а нейтральных или даже сочувствующих переменам, этот период стал периодом гибели культуры - 'высокой культуре' и в административном смысле как предмет деятельности учреждений культуры.
Культура в широком, социологическом понимании, переживала подобные же процессы: распадались традиционные социоструктурные и административные системы, рушились складывавшиеся десятилетиями традиции, верования, идеологии, образы мира, жизненные стили и формы, трансформировались структуры престижа, формировались новые идеологические элиты, исчезали старые и возникали совершенно новые социокультурные идентификации.
Создавалось впечатление полного хаоса. Однако более внимательное наблюдение обнаруживало свою систему в этом кажущемся безумии.
Можно сделать вывод, что великая русская литература ХIХ-ХХ веков была плоть от плоти российских деспотических режимов самого разного рода. Свобода убила великую русскую литературу, а писатели, постепенно отрешаясь от иллюзий относительно высоты гражданского служения литературы, становятся профессионалами, интеллектуалами, как их коллеги на Западе, и приучаются вместе со всей страной 'жить в рынке'.
Современная ситуация - стиль и человек разъединились. Мир стилей, то есть мир выразительных возможностей, объективировался, обрел независимое от человека существование, лишился изначальной связи с определенностью жизни, определенностью выражаемого содержания.
Это одна из сторон глобального процесса перехода от моностилистической культуры к полистилистической.
Репрезентативная культура является моностилистической в том случае, если ее элементы (убеждения, оценки, образы мира, идеологии и т.д.) обладают внутренней связностью и, кроме того, активно разделяются либо пассивно принимаются всеми членами общества.
Другими словами, если любая из жизненных форм, любой из культурных стилей, понятых как репрезентативная культура группы, распространены на все общество, то это означает, что данное общество - общество моностилистической культуры.
Моностилистика исключает определенные феномены из поля зрения членов общества как неаутентичные для данной культуры, по отношений к другим 'чуждым' феноменам - содействуют их упрощению и 'адаптации' с тем, чтобы они стали понятны членам общества.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 348.