В работе «Различение: социальная критика суждения» Бурдье проследил зависимость культурных предпочтений от социального происхождения и экономических ресурсов (французы).
Он показал, в какой степени эстетический вкус является выражением и гарантом определенной классовой принадлежности, указал на важную функцию вкуса и культурного потребления - манифестировать и легитимировать социальные различия.
центре исследования - не само искусство как таковое, а то, какую роль играют эстетические преференции для разграничения различных социальных групп и характерных для них жизненных стилей.
В работе «Правила искусства. Происхождение и структура литературного поля» Бурдье переходит непосредственно к анализу самих художественных произведений и того социального пространства, в котором они создаются.
Цель - описать совокупность социальных условий, которые оказывают воздействие на процесс создания, на форму и содержание художественных произведений.
Ценность художественных произведений возникает не по причине одних лишь творческих усилий их создателей, а благодаря наличию художественного поля как такового.
Процесс художественного производства не сводится к одному лишь материальному созданию художником некого артефакта, а включает себя весь комплекс последующих комментариев, рецензий и прочих институционализированных полем производства актов восприятия.
Слайд 9-11
Иллюстрацией того, как поле создает ценность и "сакрализует", служат у Бурдьё два крайних случая: Анри Руссо и Марсель Дюшан. Культурная ценность обоих художников бесспорно связана не собственно с тем, что они делали, а с сетью отношений, в которую помещалась их деятельность. Руссо не знает, что делает (он ведь не осознавал себя "наивным" художником); Дюшан, напротив, слишком хорошо знает, что делает и в традиционном эстетическом смысле не делает ничего, а просто оперирует энергиями поля.
Можно ли считать работу Дюшана искусством?. Беатрис Вуд:
То, что сделал ли Мистер Мутт (Дюшан) фонтан своими руками или нет, не имеет значения. Он ИЗБРАЛ это. Он вдохнул в вещь жизнь, убрав его старое значение, создав для объекта новую мысль. Единственное искусство, которое США подарило — это сантехнику и мосты
Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством.
Слайд 12 Отсюда вытекают задачи социологического исследования художественного и литературного поля:
1.
«Наука о произведениях искусства должна рассматривать в качестве своего объекта не только материальное, но и символическое производство — то есть производство ценности произведения, — или, иными словами, производство веры в ценность произведения.
Эта наука должна учитывать не только непосредственных изготовителей произведения в его материальности (художников, писателей и тому подобное), но также и целый ансамбль агентов и институтов, участвующих в производстве ценности произведения посредством производства веры в ценность искусства вообще и веры в отличительную ценность того или иного шедевра».
2.
Бурдье предлагает список игроков, которые формируют само поле художественного производства. - художники, критики, историки искусства, издатели, арт-дилеры, владельцы галерей, музейные кураторы, покровители, коллекционеры и канонизующие инстанции, такие как академии, жюри конкурсов и тому подобное.
Важную роль играет - система политических и административных органов, непосредственно занимающихся искусством и культурой (министерств и департаментов культуры, различных управлений, фондов и комитетов), которые могут воздействовать на художественный рынок поощрениями либо регламентациями (налоговые льгот для меценатов или вычеты)».
Этот список завершают институции, которые заняты
- «в производстве производителей», то есть образовательных заведений - художественных школ и академий,
- задействованы «в производстве потребителей», - создают условия возможности «признать произведение искусства как таковое, то есть как ценность, начиная с учителей и родителей
3.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 313.