Общенаучные методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все общенаучные методы целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические, эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукции, дедукция, аналогия.

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Данный метод лежит в основе аналитического метода исследования. Так может использоваться: сравнительный, статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т.д. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

К методам теоретического уровня причисляют формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Формализаци я отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Формализация - основа для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знаний и процесса исследования.

Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса.

Исторический метод – выявление исторических фактов и на это основе мысленное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение – целенаправленное непосредственное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов при помощи органов чувств.

Описаниефиксация признаков исследуемого объекта, которое устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения.

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам. Установление различия между ними или нахождение в них общего.

Моделирование изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.

Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

 

3. Частнонаучные (специальные)

 

Общенаучные методы применяются во всех или во многих науках, частнонаучные – в одной науке или в небольшой группе наук. Например, к специальным методам относятся методы, методики и техники изучения языка.

Частные методы включают в себя множество конкретных разновидностей в зависимости от объекта изучения: сопоставительный, статистический методы, метод компонентного анализа и т.д.

Распространенное мнение о том, что каждая наука имеет свой собственный метод, верно лишь отчасти: большинство наук не имеют своего специфического, только им присущего метода. Поэтому они, так или иначе, преломляют применительно к своему объекту общенаучные методы и методы других дисциплин.

3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА

 

Остановимся на методах, которые применяются в ходе анализа текста.

 

Основные методологические установки анализа художественного текста были разработаны преимущественно в ХХ веке такими выдающимися филологами, как А.А. Потебня, А.Н. Веселовский, Р.О. Якобсон, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, Л.П. Якубинский, В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов, Л.В. Щерба, Б.А. Ларин, А.М. Пешковский, Г.О. Винокур, В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, М.Л. Гаспаров, Д.С. Лихачев и др.

 

А) эмпирические и теоретические методы

 

К эмпирическим методам с некоторой долей условности отнесем следующие:

 

– историко-описательный;

– историко-литературный;

– биографический.

Историко-описательный метод предполагает реконструкцию творческой истории текста, обозначение этапов его создания.

Историко-литературный метод содержит, наряду с эмпирической

составляющей, и момент анализа явления. Он используется тогда, когда, например, необходимо определить место конкретного автора в ряду современных ему литературных течений и направлений.

Историко-биографический метод ориентирует на изучение биографического материала как в личностном, так и в творческом аспектах, переходя от частных наблюдений к некоторым обобщениям.

 

1) метод исторического исследования, направленный на описание, реконструкцию и анализ обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета исторической личности / социальной группы;

2) в психологии, социологии, культурологии метод «истории жизни», «жизнеописаний» используется для познания социальных, культурных и психологических явлений на основе описания и анализа жизненных историй обычных людей. Он опирается на приемы наблюдения, анализ документов и ориентирован на описание уникальных ситуаций в жизни человека (карьеры, любви, семейных отношений и т. д.), его внутреннего мира;

3) метод изучения личных документов (автобиографий, писем, дневников, мемуаров) представителей определенной группы лиц для реконструкции их внутреннего мира; описания типичной структуры жизненного пути и создания коллективных биографий определенных социальных групп.

 

ОСНОВНОЙ ПРИЕМ при работе с использованием эмпирических методов исследования - реферирование.

 

 

Число теоретических методов анализа текста чрезвычайно велико и пополняется с развитием науки. Назовем основные:

 

– сравнительный; сравнительно-сопоставительный;

– системно-типологический;

– историко-функциональный;

– лингвотекстологический;

– культурологический;

– структурно-системный;

– поэтико-структурный;

– интертекстуальный;

– психоаналитический;

– подтекстовый;

– герменевтический; герменевтико-интерпретационный;

– синергетический;

– рецептивный.

 

К сравнительному, сравнительно-сопоставительному анализу прибегают, выявляя специфику конкретного решения, поскольку говорить об авторской индивидуальности и уникальности текста можно только на фоне других текстов.

Так, специфика новой жанровой формы произведения выявляется в сопоставлении с жанровым каноном (термин М. Бахтина). Например, фрагментарность как признак романа ХХ века можно увидеть в сравнении с классическим романом XIX века с его логикой сюжетного развития, особенностями композиции, стиля. Варианты и уровни сопоставления неисчерпаемы, однако любое сравнение начинается с различения его предмета и объекта, с выбора критериев сравнения.

Системно-типологический метод позволяет не только сравнивать литературные явления, но и осмыслять их в широком контексте. Например, он позволяет осмыслить фрагментарный роман не только как новую жанровую модификацию, но и понять ее складывающуюся типологию, реализованную в ряде текстов, представляющих этот тип романа.

Историко-функциональный метод позволяет увидеть развитие художественных форм в диахронии, посмотреть, как работает тот или иной художественный прием в разные эпохи.

Например, при помощи историко-функционального метода можно выявить, что фрагментарность в прозе 20-х гг.ХХ века передает новое представление о времени, слом традиций, а в конце ХХ века безоценочно демонстрирует новую реальность.

Лингвотекстологический метод дает возможность проследить этапы создания текста.

Метод культурологического анализа позволяет увидеть литературные явления на фоне других видов искусства, например, обнаружить импрессионистическое или экспрессионистическое начало в художественном тексте, проанализировать пьесу как текст, предназначенный для читателя и зрителя и мн. др.

 

Применяя структурно-системный метод, можно исследовать разные уровни текста (сюжет и композицию, систему персонажей, стиховое начало: ритм, рифму). Этот метод во многом опирается на достижения точных наук, в частности математики. Он предполагает сопоставление и систематизацию явлений.

 

Близок к нему метод поэтико-структурного анализа, однако в этом случае предметом рассмотрения становится поэтика художественного текста – уровень художественных средств. С его помощью, например, можно исследовать специфику организации метафоры у конкретного автора, выявляя мировоззренческое обоснование этого приема.

Метод интертекстуального анализа предполагает сопоставление литературных явлений на уровне текстовых перекличек, обнаружение аллюзий и реминисценций.

Психоаналитический метод требует специальной подготовки не только в области литературоведения, но и в области психологии, поэтому вряд ли возможен при выполнении курсовых и дипломных работ, однако в исследовательской литературе нередко встречается.

Метод позволяет увидеть «тени» биографии автора в художественном тексте, подсознательно явленные читателю, а также рассмотреть персонаж литературного текста через призму психологии как модель определенного психотипа.

Метод подтекстового анализа, предложенный К. Тарановским, позволяет выявить подтекстовый, то есть не выявленный в слове, смысл разных уровней художественного текста (например, табуирование политических процессов и персонажей).

Метод нарративного анализа предполагает наблюдения над повествовательной структурой текста. В ходе работы исследуется фигура повествователя и реализация повествовательной дискурсивной стратегии (например, реализация темпа рассказывания в глагольных формах).

Синергетический метод принадлежит к числу новейших. Он пришел в литературоведение из естественных наук (физики, биологии, географии, математики). Метод предполагает исследование переходных явлений в литературе (например, феномена проторомантизма).

Герменевтический, герменевтико-интерпретационный методы также сравнительно недавно применяются в литературоведении. Первоначально они возникли в философии и позволяют исследовать проблему истолкования текста.

Метод рецептивного анализа предполагает изучение образа имплицитного (подразумеваемого) читателя, на которого ориентирован текст, а

также приемов создания диалога между автором и читателем в художественном тексте.

 

 

                  ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

«Филология есть служба понимания» С. Аверинцев

 

 система проф. Н.С. Болотновой

           

общенаучные методы (наблюдение, количественный анализ, моделирование, эксперимент, сравнительно-сопоставительный),   

          

общефилологические методы (трансформационный метод, дистрибутивный анализ, контекстологический анализ, компонентный анализ, композиционный анализ, структурный метод, семиотический метод, концептуальный анализ);

          

частные методы (интертекстуальный анализ, метод, близкий к эксперименту, метод «слово-образ», семиотико-стилистический метод, сопоставительно-стилистический метод).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 457.