Актуальность и новизна социокультурного анализа художественных текстов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. СКА - способ изучения рефлексии духовной элиты (писательской элиты) общества, во многом формирующей массовое сознание, динамику массовых нравственных ценностей в современной России, позволяет судить о работе существенной части механизма формирования в стране современных нравственных ценностей, нравственного идеала как элитарного, так и массового сознания.

 

2. СКА способен ответить на три вопроса:

1) почему, в какой степени, по каким пунктам и писатель, и исследователь анализируемых художественных текстов критикуют архаику, отрицают исторически сложившийся социокультурный опыт,

 

2) в какой степени, как, в чем они ищут модернизационную альтернативу, новую меру отрицания старого и поиска нового

 

3) в чем смысл угрозы раскола социокультурного субъекта в России и поиска путей снятия этой угрозы.

 

Новизна СКА в том, что творческая личность как культурное основание не служит ни Богу, ни народу, ни каким-либо интересам, она служит своей способности к творчеству, и в этом «служении» самодостаточна.

 

В литературной классике человек традиционный, безличностный был отделен от личности стеной. Сегодня художественная литература пытается преодолеть эту стену.

 

6. Личность рассматривается через ее способность к самокритике.

Альтернативная личность (пушкинские Черкешенка, Татьяна, дон Гуан, дона Анна, Вальсингам, Моцарт, Самозванец, Поэт, лермонтовские Демон, Поэт, гоголевские Смех, Иисус, гончаровский Штольц, Вера, Ольга, тургеневский Соломин, булгаковские мастер, Маргарита, Воланд, профессор Преображенский и др.), борясь, страдая, погибая, всегда несли свой смысл как некую абсолютную истину.

 

Русская литература XXI в. (Т. Толстая, В. Пелевин, Г. Щербакова, В. Маканин, В. Ерофеев, А. Потемкин и др.) начала новое направление в анализе личности, развернув беспощадную критику/анализ личностной альтернативы в целях углубления ее осмысления и модернизации, тем самым, повышая способность русского человека рефлектировать по поводу своей способности к рефлексии.

 

7. Смысл личности интерпретируется через ее способность создать «срединную культуру», которая через критику традиционных полюсов-абсолютов и критику себя как альтернативы нацелена на формирование новых культурных синтезов.

 

Выводы

 

СКА анализирует:

1) логику формирования личности через взаимопроникновение смыслов культуры и общества;

 

2) ищет пути предотвращения угрозы раскола между культурой (и ее субъектом – народом) и обществом (и его субъектом – личностью),

 

3) и делает он это через анализ элитарного (писательского) мышления и, следовательно, в какой-то степени, массового сознания, предъявляющего спрос на определенные виды писательской (литературной, кино- ТВ-, театральной) продукции, способствующей формированию нравственных ценностей в обществе.

 

СКА реализует цель – развитие человека как социокультурного субъекта, поэтому его необходимо преподавать на философском, филологическом, социологическом и культурологическом факультетах вузов как самостоятельную учебную дисциплину.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПОЛЕ ПЬЕРА БУРДЬЁ

Пьер Бурдьё 1930- 2002 — французский социолог, этнолог, философ и политический публицист, один из наиболее влиятельных социологов XX века.

Бурдьё изучал механизмы воспроизводства социальных иерархий.

Слайд 3

Исследования Бурдьё сосредоточены вокруг ключевых концептов: габитус - принцип действия агентов,

поле - пространство фундаментальной социальной борьбы,

капитал - ресурс в социальном поле,

символическое насилие как главный механизм утверждения господства (как принуждения к признанию различных форм господства и незнанию его механизмов).

Все эти понятия, введенные и разработанные Бурдьё, широко используются в социологии и социальной антропологии.

 

Работы Пьера Бурдье оказали наиболее существенное влияние на язык описания и категориальный аппарат, применяемые в последние десятилетия для теоретического анализа «искусства» и «художественного производства» как социальных феноменов

 

Слайд 4

«Общедоступное искусство. Очерк о социальном использовании фотографии» (1965)

 «Любовь к искусству. Европейские художественные музеи и их публика» (1966)

«Различение: социальная критика суждения» (1979)

«Правила искусства. Происхождение и структура литературного поля» (1992)

«Свободный обмен» (1993)

В своих исследованиях Бурдье анализировал различные аспекты влияния социального контекста на

- процесс создания художественных и литературных произведений,

- генезис самого того институционального пространства, благодаря существованию которого нечто в принципе может быть названо произведением искусства.

 

Особую роль в его работах играло изучение тех сложных механизмов обратной связи, которые позволяют художественным и литературным произведениям воздействовать на формирование поведенческих норм и кодов, а также невольно становиться инструментами социальной стратификации.

 

 

Слайд 5 Социальное поле

Ввел понятие «социального поля», понимаемого им как некое автономное социальное пространство, конституируемое отношениями между индивидами и социальными институтами, а также созданными ими структурами.

 

Понимание социального поля Бурдье объяснял с помощью метафоры гравитационного поля: гравитационные силы невидимы, но именно они являются тем, что приводит в движение планеты и поддерживает мир в равновесии. Так и социальные отношения, будучи невидимыми, создают и поддерживает в равновесии социальный мир.

 

Социальное пространство состоит из ряда функционально дифференцированных социальных полей, - поле политики, науки, экономики, образования, спорта, религии, искусства и других.

 

У каждого - существуют отчасти общие, отчасти свои собственные правила функционирования, делающие их автономными и отличными от других полей.

Поля, в свою очередь, включают в себя так называемые субполя, например, поле образования включает субполя школы, университета, дошкольных учреждений, а художественное поле — субполя литературы, музыки, изобразительного искусства и так далее.

 

Слайд 6 Габитус

Понятие поля тесно связано с понятием габитуса, обозначает инкорпорированную, то есть вписанную в тело индивида его личную социальную историю.

Габитус - продукт процесса социализации и включает в себя усвоенные и воспроизводимые индивидом способы восприятия, мышления и действия, которые также являются социально маркированными и детерминированными.

 

Габитус — это своего рода субъективация объективных социальных отношений, установок и практик. Он определяет художественный вкус индивида, его манеру поведения, систему ценностей, вкус в еде и одежде и даже такие телесные проявления, как мимика, жесты или походка. В этом смысле габитус надиндивидуален.

 

Определенный габитус свойственен определенной социальной группе с одинаковыми социализацией и происхождением, а также с общим «жизненным стилем». Габитус играет важную роль в системе опознания свой/чужой, являясь своего рода формой «воплощенного» в прямом смысле этого слова «культурного капитала», во многом определяя возможности карьеры и успешности индивида в обществе.

 

Слайд 7 Виды капитала

Еще одним существенным теоретическим нововведением Бурдье стало выделение им различных видов капитала, которое позволяло более точно описывать сложную систему социальных взаимодействий и отношений власти, сложившуюся на переходе от индустриального к постиндустриальному обществу.

 

Сам капитал понимался Бурдье как наличие определенных ресурсов, позволяющих индивиду занять ту или иную позицию в обществе.

 

Экономический капитал: обладание экономическими ресурсами в виде денег, имущества, товаров и прочего.

Культурный капитал включает в себя образование, приобретенные в процессе обучения и социализации знания, навыки и манеры.

 

Социальный капитал — это унаследованные или приобретенные связи, которые необходимы для достижения определенного положения в обществе, карьерных позиций и так далее.

Символический капитал — это признание в рамках той или иной социальной или профессиональной группы, то, что можно назвать репутацией или авторитетом.

 

Позиции индивидов в обществе зависят от объема имеющихся в их распоряжении капиталов, а также от соотношения этих капиталов в определенной социокультурной и экономической ситуации, поскольку разные типы капитала не всегда равнозначно конвертируемы.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.