Исследователи, рассматривая семантическую структуру глаголов приобщения объекта на материале современного русского языка, выделяют категориальную и дифференциальные семы, указывая при этом четыре аспекта, в рамках которых осуществляется конкретизация и дифференциация значений отдельных глаголов: характер объекта, средство действия, цель приобщения, качественные и обстоятельственные особенности [Кузнецова 1974]. О.Н. Селиверстова, рассматривая глаголы приобщения объекта в рамках семантического поля обладания, выделила общий для всех них признак включения чего-либо в какое-то определенное пространство [Селиверстова 1975: 39]. Однако, как правило, ученые характеризуют ЛСГ глаголов приобщения объекта в плане синхронии. В работах Э.В. Кузнецовой в качестве категориальной семы у глаголов приобщения объекта выделяется сема 'получить в свое распоряжение, пользование' [Кузнецова 1974].
При таком определении категориальной семы остаются неучтенными, в частности, контексты, в которых приобщение реализовано как включение объекта в сферу совместной деятельности, совместного состояния. Ситуация приобщения понимается нами широко, как включение объекта в сферу деятельности субъекта. У приставочных производных от *xytiti в качестве категориально-лексической установлена сема 'приобщение объекта'. Семантические структуры приста-
259
вочных глаголов обнаруживают как общность, так и различия, что отражено в Таблице 10.
Таблица 10
Реконструкция семантической и смысловой структур
приставочных производных от *xytiti
с категориально-лексической семой 'приобщение объекта'
Семантическая структура | Смысловая структура | ||||
ис | ДП | ти | и^х'ытн-ти | похтити-ти | рдЗХ'Ы'Г"-тн |
характер субъекта | одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность | + + + | + + + | + + + | + + + |
характер объекта | одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность | + + + + | + + + + | + + + + | + + + |
способ приобщения объекта | с помощью рук с помощью других средств (модуляционный) | + + | + + | + | + |
характер приобщения объекта | взятие в руки с целью дальнейших действий отчуждение (модуляционный) | + + | + | + | + |
характер второго участника ситуации (модуляционный) | одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность | + + + | + + + | + + + |
У всех приставочных производных субъект характеризуется как одушевленный, конкретный, активный: правбдннкъ же видивъ
260
скупость ихъ помъкли yto въ1 имъ сътворити ... дл пох'ытивт» УАШЮ испи л другую рд^ви. о главу кго и покаже вонъ (ЖАЮ, 8а); не лъ'ть. клирикомъ по смрти своего еп(с) въсхитити кго имение (ПНЧ XIV, 2066); стъш исх'ыти изд роукъ! [меч] и приде къ попоу тъщь (ЧудН XII, 72г). Указание на субъект может осуществляться личной формой глагола: Поидемъ на оного воіаринд и домъ его расхъ/тпмъ (Новг. I л. 6926 г. по Арх. сп.). Субъектом при всех глаголах является человек, однако при глаголе рдсх^ітити в качестве субъекта может называться животное: Вълкъ расхъ/тнть ьь и рдспждить овьца (ЕвОстр., 1056-1057ІО.Х. 12).
Интегральная сема 'характер объекта' у всех рассматриваемых глаголов конкретизируется дифференциальными признаками «конкретность», «пассивность», а признаки «одушевленность», «неодушевленность» могут варьироваться.
Объект может быть представлен как одушевленный: и нанмьникъ ... остдвлгакть. овьцл и выжить, и вълкъ расхъ/тить ГА (ЕвАрх 1092, 124, 14-15); и СЗпъ-вше веуернюю Еолодимиръ же С5 вожници гакоже въ1 нл тол\ъ мъхтъ' на шле тъ- нъ*кто ма оуддри %А плєує. и не може с того лгбста ни мало поступити, и хоть1 летіти, и ту подъхъ/тиша и подъ руцъ* и несошд и въ горенку (ЛИ ок. 1425, 166 об.); нсхитмтн w(t) оустъ льва oblya (ПНЧ XIV, 190в); жєноу Сдроу Лвимелехъ ц(с)рь исхитнвъ (ГА XIII-XIV, 526); похъ/штьше же /,' и^ведошд и вънъ и^ грддд и клмениимь повивАдхоу (Панд. Ант. XI в. л. 152); и хот^Х^ вдати емоу [князю] стькланицю сию. и не видъ* кто силенъ вне^лпоу въсхитн /И/А (СбТр к. XIV, 185); и оувъуу^въ ю тириддтъ посллвъ въсхитн к>. хотлше ПОНАТН Ю К СеБЪ"
261
жєнії (ПрЮр XIV, 40г); хоттЬ(х) [говорит дьявол] иккорвити его [Хри ста] и въсхъ/тн(х) другл ему ла^арл (ЗЦ к. XIV, 16а).
Объект может быть представлен как неодушевленный: въс\ъ1ТАще сб'ещю (СбТр к. XIV, 202 об.); и се грлдлше ^мии свища и рикдга грозно. || хота въсхъ/тнтн врлшно (Пал 1406, 179в-г); ГОими
irfeYTO УрЄВу. ДХ^Ь ОСТН. БЪСХЪ /Tff ffEYTO ГО огна. ГОложн далєує ГО
тол'б погадлющлго пллмене (ГБ к. XIV, 101 в); дд похъ/тнвъ уашю нспи (ЖАЮ, 8а); нсхнти нєуисттл б'бсъ сєкнроу nz; роуки (СбТр к. XIV, 159); слтлшдвъ гако ведоуть га на погбуєньк. съпостиже га. подъ мєуь кланащаса. нсхнтнвъ мєуь поверже нл ^еллли. и тлко га И^БЛВИ ГО смрти довръш пдстЬ'хъ (СбТр XIV/XV, 214 об.); дд похищена воудеть рицл (ГА XIII-XIV, 2006-в).
Объект при глаголах въсхтлтити, и^х^ітити может носить расширительный характер и выражаться существительными, обозначающими совокупность чего-либо (им'вник, вогдтьство, съкровищд), территорию (^ємлпа, кпіскупьга, село): и съкровнщл вел кго въсхмтн (КТур XII сп. XIV, 12); не л'Ьть клирикомъ по смрти своего еп(с) въехнтнтн кго имєннє (ПНЧ XIV, 2066); £ъ влрвдрьскок нлхожєнік своих^ соус'вдъ или иЦнехъ. свока батьство въехъ/тнвше. ^ло суть нєу(с)тивии воу "єнавистни (КР 1284, 200-201); д женоу и д'кти и>(т)имоу нмімпе его въехъицю (ЛИ ок. 1425, 123 об.); а интлпа рдспмнАГа по ст'еігб. и мууд HeMA(c)TBtrt. хота нсхитити w(t) Bct(x) нміїньк (J1J1 1377, 119 об.) H^c) достойно єп(с)пу свою кпіскупью остдвльше и иную бъсхнтнт/ (КР 1284, 38в); сь иноплємєньнікомть пришедъшимъ и х°тАІіишть въсхъ/Цтити yactl сєлА (Пал 1406, 202б-в); Xahawht», видові» %ємлю, прилєждщюю к Ливдноу... силою
262
нс\ити w (ГА XIII—XIV, 38г). В таких случаях интегральная сема 'средства приобщения объекта' реализуется в дифференциальном признаке «с помощью других средств».
Интегральная сема 'способ приобщения объекта' в смысловой структуре приставочных глаголов въсхтлтити, исхтлтити, похтлтити проявляется в дифференциальном семантическом признаке «с помощью рук». Как правило, этот признак представлен имплицитно, поскольку приобщаемым объектом является небольшой предмет: нсхитп во оу него коппк (ГА XIII—XIV, 85а); да по\ъ!тнвъ улшю испи д другую рл^ви. о глдву кго и поб'ежє воігь (ЖАЮ, 8а); въсхъ/ТАще св'іщю бли^ь его ^рлхоу. клк0 тєуашє водд морьскдга СЪ ГЛАВНЫ его (СбТр к. XIV, 202 об.).
Такая же имплицитность в выражении способа приобщения объекта наблюдается и в тех случаях, когда приобщаемым объектом является человек: дроугыи дроугЬ7 рлвл нсх^ітн (СбТр ХІІ/ХІІІ, 11 об.); Сл'ышдвъ гако ведоуть га нд посбуєньє... исхнтивъ мєуь поверже нл ^емли. и тдко га и^вдви СЗ смрти довръш плетет* (СбТр XIV/XV, 214 об.); похъгштьше же '/', и^ведошд и вънъ иг; грддд и клмениимь. поБивддхоу (Панд. Ант. XI в. л. 152); римлАнинъ же ігкктли w(t) коньникъ ндроуит^ыи... ГОНА НА кони, въсхъгтпвъ 1ГБК0КГ0 оуношю w(t) соупротивнтыхть б'бглющ.ю... ^д шию имъ и преклонив КГО коню (ГА XII-XIV, 161г); пришед же кфиопъ дтлшл и гро^АСА въсхъ/тнти андр^а (ЖАЮ, 3 об.).
В некоторых контекстах дифференциальный признак «с помощью рук» эксплицирован присловным уточнителем: и то слтлшдвше мно^и. и въсхъ/тнша и руклми своими, с рлдостью гако црл и кн^а
263
(ЛИ ок. 1425, 158 об.); сЪдащии же тоу и со овъ'има тъмла. видащє творимое его вє^миє смъ^омъ са вєсєлах^. простер же рі/кі/. восхъ/тп G3 единог ихъ посмлгъ и haya гасти (ЖАЮ, С50).
В смысловой структуре глаголов рдсхъ1тити и въсхъ!тити интегральная сема 'способ приобщения объекта' может быть представлена как «с помощью других средств»: и наимьиикъ иже нтЬ(с) плстоухъ.
кмоу же не СОуТЬ. ОВЬЦА СВОЇЙ. ВИДИТЬ. ВЪЛКА ИДОуЩА. И ОСТАВЛІЙКТЬ
овьца и выжить, и вълкъ расхитить га. и рлспоудить, овьцл (ЕвАрх 1092, 124, 14-15); и се грАДАше ^мии свища и рикліа грозно. || хота въсх'ытити врдшно (Пал 1406, 179в-г). Поскольку субъектом является животное (вълкъ, ^мии), то способ приобщения лишь подразумевается. Интегральная сема 'характер приобщения' реализуется в приставочных производных по-разному. У глаголов похъ1тити, въсхъ1тити эта интегральная сема конкретизирована в дифференциальном признаке «взять в руки с целью дальнейших действий», поскольку приобщение объекта не является конечной целью субъекта. Объект приобщается для последующего совершения
- физиологического действия: прдведникъ же видивъ скупость, ихъ полгысли yto въ1 имъ сътворити. и се кдинъ С5 нихъ постави стєкланицю на трАпе^Ь полку вина довра. да по\ъ1тнвъ улшю испн а другую ра^ви. о главу кго и пов^же вонъ (ЖАЮ, 8а); простер же р#к#. восхъ/тп СЗ единог ихъ посмлгъ и haya пхсти (ЖАЮ, С50);
- совместного движения: похъ/штьше же Ї, н^ведоша и вънъ и^ града и клмениимь. повивллхоу (Панд. Ант. XI в. л. 152);
- помещения объекта: ГОими h^yto уреву. дхлль ости, въсхъ/тн irfeYTO \Я огна. G /ложн дллєує ССтолъ' погадающаго пллмєнє (ГБ к. XIV,
264
Юів); да похъгтнвъ улшю нспн (ЖАЮ, 8а).
У глаголов исх'ытити, рлсхтлтити интегральная сема 'характер приобщения объекта' конкретизируется дифференциальным признаком «отчуждение». В смысловой структуре глагола исхтлтити при этом актуализируется интегральная сема 'характер второго участника ситуации', которая конкретизируется дифференциальными признаками «одушевленность», «конкретность», «пассивность». В контексте указание на эту интегральную сему у глагола исх^ытити осуществляется присловными уточнителями, употребленными в конструкциях «Y + Род.», например: нсхнтн ко оу него копик и оуви кго т^мь (ГА XIII—XIV, 85а). Указание на второго участника ситуации, у которого отчуждается объект, может быть опосредованным и реализуется в
КОНСТРУКЦИИ «И^, ОТЬ + РОД.»: ПОПЪ НИКОЛД ВЪ^А. [меч] И ОНЪ ПДКЪ1
третий въ^а. и сър^те и стъш нсхъ/тн и% роукъг и придє къ попоу тьщь (ЧудН XII, 72г); вт»си прельщени го [так!] блєул\о\(. hcxhthth и% роукоу стлрь(у)и) (ПНЧ XIV, 120а); нсхититн w(r) оустъ льва овьул (ПНЧ XIV, 190в).
Анализ приставочных производных позволил установить, что сильным компонентом их смысловой структуры является интегральная сема 'характер субъекта', обнаруживающая устойчивость в семантической и смысловой структурах.
Слабыми компонентами смысловой структуры, которые переосмысливались в процессе семантической модуляции, являлись интегральные семы 'характер объекта', 'способ приобщения объекта', 'характер приобщения объекта'. Признак 'характер второго участника ситуации' находится в дополнительном распределении. Названные
265
интегральные семы различают приставочные образования от одной основы при сохранении общей категориально-лексической семы и общей стереотипности, обеспечивающей набор значимых признаков концепта 'приобщение объекта' концептосферы 'действие'.
4.2.2. Глаголы второй разновидности рассматриваются на примере префиксальных образований от типовых бесприставочных гати, кл^лти (= говорить), BT^IKNlfFH.
4.2.2.1. Производные со связанной основой, образованные от глагола гати, в современном русском языке представлены глаголами взять, занять, изъять, нанять, обнять, объять, перенять, принять, отнять. В древнерусских памятниках письменности от глагола гати (= взять) зафиксированы приставочные производные втягати (2048 ел. уп.), ^лгати (7 ел. уп.), въшгати (1 ел. уп.), и^ъгати (145 ел. уп.), нагати (18 ел. уп.), овъгати (48 ел. уп.), отъгати (285 ел. уп.), перегати (2 ел. уп.), погати (756 ел. уп.), пригати (321 ел. уп.), рл^гати (2 ел. уп.), угати (4 ел. уп.). Названные приставочные глаголы, как и бесприставочный глагол гати, реализуют категориально-лексическую сему 'приобщение объекта'. Семантические структуры производных глаголов и производящего слова обнаруживают общность, поскольку категориально-лексическая сема конкретизируется в интегральных семах 'характер субъекта', 'характер объекта', 'способ приобщения объекта', 'характер приобщения объекта', 'характер второго участника ситуации' (см. Таблицу 11). (Приставочные глаголы ^лгати, перегати, рл^гати, уіати представлены в прямом значении единичными случаями употребления и в описание не включаются).
266
Таблица 11
Реконструкция семантической и смысловой структур
глагола гати и его приставочных производных
с категориально-лексической семой 'приобщение объекта'
Семантическая структура | Смысловая структура глаголов | |||||
ИС | ДП | гати | втягати | въшга-ти | и^ъ гати | ндгати |
характер субъекта | одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + |
характер объекта | одушевленность неодушевленность (модуляционный) конкретность абстрактность активность (модуляционный) пассивность | + + + + + | + + + + | + + + + | + + + | + + + |
способ приобщения объекта | с помощью рук по уговору (модуляционный) с помощью оружия (модуляционный) | + + | + | + | + | + |
характер приобщения объекта | взятие в руки с целью дальнейших действий отчуждение (модуляционный) извлечение (модуляционный) получение в свое распоряжение (модуляционный) обхватывание руками (модуляционный) | + + + | + | + | + | + |
характер второго участника ситуации (модуляционный) | одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность | + + + |
267
Таблица 11 (продолжение)
Семантическая структура | Смысловая структура глаголов | ||||
ИС | ДП | ось га ти | отъ гати | по гати | пригати |
характер субъекта | одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность | + + + | + + + | + + + | + + + |
характер объекта | одушевленность неодушевленность (модуляционный) конкретность абстрактность активность (модуляционный) пассивность | + + + + | + + + + + | + + + + + | + + + |
способ приобщения объекта | с помощью рук по уговору (модуляционный) с помощью оружия (модуляционный) | + | + + | + | + |
характер приобщения объекта | взятие в руки с целью дальнейших действий отчуждение (модуляционный) извлечение (модуляционный) получение в свое распоряжение (модуляционный) обхватывание руками (модуляционный) | + | + | + | + |
характер второго участника ситуации (модуляционный) | одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность | + + + | + + + |
268
Интегральная сема 'характер субъекта' конкретизируется в семантической структуре как производящего, так и производных слов дифференциальными признаками «одушевленность», «конкретность», «активность»: и в^ашл и Отополкъ (ЛЛ 1377, 77); въ^ьме(т) диа(к)нъ єул(г). стоить дьржл к пр'кдт» стыми двьрьцАлли (УСт ХП/ХШ, 272); вонмн кгдл рлспАшл 1сл въ^ашл ри^тл кго и сътворишд УбТЪфИ улети (ЕвАрх 1092, 115 об. 10); хотЬ в^ати мєуь. и не в'в т^ мєул. е^ ко тол\ъ дни въшалъ/ Амвалъ КЛЮУНИКЪ. его (ЛИ ок. 1425, 207 об.); митрополитъ... приступив^ [краке] н%а §\щ влжилго ворисд. в^ во мощими лєжди. и и/Ьловлше прикллдлга къ оуимл и къ срдцю (ЧтБГ к. XI сп. XIV, 456); кдинъ oybo делатель наттъ кго (ПНЧ XIV, 147а); она же въстдвъши обатъ и. (СбУсп ХП/ХШ, 302в4-5); д yto еъ1лъ W /ялъ брлгтвои лле^лндръ. пожне. Д ТО ТИ кнже не НДДОВ'Ь (Гр 1264 (I, новг.)); д іинмьть kha^u все жєнoY и д'кти въ холопьство (Гр 1229 сп. 1297-1313 (смол.)); а^ъ нищоуоул^ cbnuiOY POykoy и въддник принмоу (СбУсп ХП/ХШ, 194г1); Отославъ же при /a ддртл (ЛЛ 1377, 22); тъгдд воинн игемонови понмъше 1сл нд coyahlhh сьвьрдшд нл нь всю cnnpOY (ЕвАрх 1092,117об.16).
Различия между производными глаголами, образованными от гати, заключаются в особенностях реализации интегральных сем 'характер объекта', 'характер приобщения объекта', 'способ приобщения объекта', 'характер второго участника ситуации'.
Интегральная сема 'характер объекта' реализуется в контексте с помощью присловных уточнителей в форме Вин. без предлога, отражающих обязательную валентность глагольной словоформы. Дифференциальные признаки, конкретизирующие интегральную
269
сему, по-разному представлены в смысловой структуре приставочных производных.
Общим для всех глаголов является дифференциальный признак «конкретность». Признаки «одушевленность», «неодушевленность» и «активность», «пассивность» могут варьироваться.
Рассмотрим, как различаются приставочные поизводные по реализации изнаков «одушевленность», «неодушевленность». У глагола ндгати приобщаемый объект характеризуется как одушевленный: и
БОАГЛре ПОСЛЛШЛ В'БСТЬ. ГЛЩЄ ИДуТЬ PbCb И НАШИ С\[ТЬ К СОВ^К
Пєуєн^ги (ЛЛ 1377, 10 об.); сь поносим сы, гако тажлса нагллъ поБорннка (Пч к. XIV, 55 об.); наттъ діілатєла въ виногрлдъ свои (ЧтБГ к. XI сп. XIV, 5а-б).
Глаголы и^ъгати, пригати называют приобщение неодушевленного объекта: повдръ же гл'ебовъ... и^ьмь нежь, и имъ влженллго и ^лклл (СкБГ XII, 14г22-23); ими ртлвоу. и прор^двъ оутровоу кга. н^мн %олуь и ердце с\рлни (ПрЛ XIII, 81 г); Василь ... и>(т)вер*;ъ же
П0СЛЛН0Є СКрОВИЩЄ НА П0К0ВАНИК рЛШБ. И%АТЪ ш(т)Т0уД# ПАТОКИ)
уасть. ^ла(т) же и срєБрл (ПКП 1406, 130-131); в'бньць принметь wt роуктл вьседьржителев'ы (СкБГ XII, 1165); тъгда прннмъ хл^ъ блгословивъ и преломль длгаше оууеникомъ своимъ глагола приймете и гадите (ЖФП XII, 29г6); прийми листь сь (ЖАЮ, 61а).
В смысловой структуре глаголов въ^гати, въшгати, овъгати, отыати, попати приобщаемый объект может быть представлен либо как неодушевленный, либо как одушевленный. У глаголов втягати, въшгати, отыати доминирующим является дифференциальный признак «неодушевленность», объект при этом назван существительны-
270
ми, обозначающими предметы быта, оружие, монеты: сє рекши двцл въстл и въ^емши срацнцю облауєса (ЖАЮ, 30а); и в%емъ словце. въжеже ю и постдви ю. гд*б в'БАху иконтл женъ! тога (ЖАЮ, 41 в); дл сє хощк) в^атн мець (ЖАЮ, 44а); въ^ьмоуть на поуть тъкмо жь^лъ (ЕвАрх 1092, 16); въ^ьм^те оуво талантъ (ЕвАрх 1092, 85, 5-6);
ВЪДАВЪ T\f ВСЄ КЖЄ БІЇ В^АЛЪ В КорСуНИ НКОНЪ! И СЪСуДЪ! И КрСТЪ!
(J1JI 1377, 42); Рєує же сліпець во^мн оуво кошь и всади на ма (СбЧуд XIV, 289г); въ^ьмъ ceyhbo haya ceyh дръвд (ЖФП XII, 42в18-19); тогда в^емъ вервь и прегнувъ трегувь. дах*ь кму г рлитл (ПНЧ XIV, 145г); сама же в%а вувенъ. ин'Ъмъ же нлмъ повели в м'вдан^и плесньц^ в^атн (Пал 1406, 1266); и?ни же шедше в%ашл меду лукно (ЛЛ 1377, 44); врукнии же въ^ьмъшн клюуь иггвьрь^е ковьуєгь (СбУсп ХП/ХШ, 142в12); и помолиса к ву. и въ/на лієуь свон. при^вА на помоуь coE'fe стд(г) myhka фєшдорд (ЛЛ 1377, 108 об.); и въшелхь ножь оуддри и вь гортднь (ЛИ ок. 1425, 55); н'к(с) довро отатн х^ба СЗ уадъ и повращи псолгь (ПНЧ 1296, 61 об.); а товара есн (ишлъ на т верковьскъ! воску (Гр ок. 1300 (риж.)); (UTAUia имд погасъг и шжерел'/'/я (ПрЛ 1282, 43а).
Приобщаемый объект при глаголах въ^гати, въшгати, отыати может характеризоваться как одушевленный, особенность состоит в том, что он не способен к самостоятельным действиям: мтри кго
ОуМЄрШИ ВЪ \0/ м(с)щ», И ПрОПОрШЄ Ю, ВЪШАШе КГО И-ЩрЄВА, Т'ЬмЬ и
глтьса Кесдрь (ГА XIII—XIV, 1316); мти же Моис^єва <...> в^емшн младенець вложи и в крлвьицю и несъши постави в лу^в (ЛЛ 1377, 31 об.); въ^ьмъшн же вллжєндіа Феодорл дъ^тишть нл лоно свое ловъ^д же (Изб 1076, 112, 7); ^инонъ ц(с)рь їїать дщерь оу некокга
271
вдовица (Пр 1383, 8а). В приведенных примерах объект назван существительным, обозначающим человека невзрослого.
Если приобщаемым объектом является взрослый человек, то в контексте содержится указание на причины, по которым он не способен к самостоятельным действиям: тъгдл рєує цсрь слоугамъ съБА^авъше кмоу роуці: и но^іі въ^ьм'йте н въвьр^вте и въ тьмоу кромъ-шьнкж» (ЕвАрх 1092 45, 6); и посємь вщємшє и Ерлтга нєсошл в к^лью и положишд ил юдр'к и шестому дни нлстлвшю Больну сущю вельми придє к нему Стосллвъ (JIJ11377, 63).
При глаголе отъгати приобщаемый объект может быть выражен неодушевленным существительным полонъ: полонъ wTAiua (JIJ1 1377, 94 об.); и полонъ CU/mna д стл улди и пустишл га во свогаси (ЛИ ок. 1425, 2000 об.). В контексте существительное полонъ употреблено в значении «плененные» [Срезн. III: 1136], а в примере из Ипатьевской летописи содержится указание на то, что плененными были дети (улдь).
В смысловой структуре глаголов овъгати, погати доминирующим при реализации ИС 'характер объекта' является дифференциальный признак «одушевленность»: блнжьнаго свокго поуьти... облобъ^ли... и обънмн (СбТр ХИ/ХШ, 174); можллше моужь обнглтн об'бмл роуклмл (СбУсп ХИ/ХШ, 25г26); пот же иго стлръш онъ приведе к поллтъ- (ЖАЮ, С64об.); они же понмъше Инса ведошіа (ЕвОстр 1056-1057, 220); и при'Ьхлвъ Половуинъ оударить и стрелою л лошадь кго поиметь (JIJI1377, 93 об.); понмъ бллжєнлго тОтЄЩОСна и по овъ1Улк» стъшхъ оць шстригъ! и облєує и въ мьнишьскоую одежю (ЖФП XII, ЗІвІб-17); Июсифъ же съ М^рьек» понмъ wrpoV1 б'бжл въ 6юпетъ(ЛЛ 1377,35).
272
В смысловой структуре глаголов окъгати, погати ИС 'характер объекта' может реализоваться в дифференциальном признаке «неодушевленность»: оеънмъ иконоу... глше (ЧудН XII, 726); и въстдвъ
ПОПІ СЬ СОБОЮ ОТрОКЪ КДИНЪ И Д прОСКурЪГ И СБ'йща И П0ИДЄ ПЛКЪ1 въ
YcTbHY«o црквь. стлго лклкига (ЖАЮ, 62г); влоудьиицю олоу гажє оба уиггки HO^k ВЛДЦ'Ь \щ <...> и юже полшловлвъ оуисти (СбУсп. ХИ/ХШ, 195а29); пришь.дъши во цсрцл роуклмл въгго дъщери обънмъши гллшє (СбУсп ХІІ/ХІІІ, 68в31—32).
Что касается реализации в смысловой структуре рассматриваемых приставочных образований втягати, въшгати, и^ъгати, нлгати, овъгати, отъгати, погати, пригати интегральной семы 'характер объекта', то следует отметить, что неодушевленный объект характеризуется как пассивный, а одушевленный приобщаемый объект может характеризоваться как пассивный или активный. Если приобщаемый объект назван существительным, обозначающим животное, ребенка или взрослого человека, не способного к самостоятельным действиям, то объект характеризуется как пассивный. Если приобщаемым объектом является взрослый человек, способный к самостоятельным действиям, способный оказывать сопротивление субъекту, то объект характеризуется как активный.
Исключением является глагол ОБъгати, при котором одушевленный пассивный объект назван существительными, обозначающими взрослого человека, способного к самостоятельным действиям. Актуализация признака «пассивность» обусловлена тем, что приобщение объекта в данном случае становится способом выражения положительных эмоций субъекта по отношению к объекту. Это подтвер-
273
ждается в контексте употреблением в функции однородных сказуемых глаголов овъгсгги и іублобтл^ати, н/кловдти, например: Е\ко КГДА
СЬрАУЄШИ БЛИЖЬНАЛГО... WEbHMH И И ЦІїЛОуН СЪ МЪН0Г01Ж УЬСТЬЮ
(Изб 1076, 99); ишъ же издалє(у) вид'Ьвъ его [блудного сына]
МИЛОСерДОВЛ И ПрИТЄ(к) ШБЬ / ЯТЪ ЄГ0. И МЛ(С)ТВН0 ШЕЛ 0 БЪ 1% А (ЖВИ
XIV-XV, 48а-б).
Интегральная сема 'способ приобщения объекта' в смысловой структуре приставочных производных втягати, въииати, и^ъгатн, овъгати, отъгати, погати, пригати конкретизируется дифференциальным признаком «с помощью рук», который, как правило, не нуждается в специальных уточнителях: о том, что приобщение объекта осуществляется руками, свидетельствуют особенности приобщаемого объекта, которым, как правило, является небольшой предмет или человек.
В тех случаях, когда указание на приобщение объекта с помощью рук становится контекстуально значимым, данный дифференциальный признак эксплицируется присловным уточнителем рука в различных падежных формах, например, Тв. мн. ч.: прннмъшн ю своима роуклмл... принесе ю (СбУсп ХП/ХШ, 143г2); [Феодосии] haya
БЛГ(с)ВАТИ МА. И ОБЪГАТЪ МА рЪКЛМЛ СВОНМЛ И HAYATb цНїЛОВАТИ MA
(ЛИ ок. 1425, 173 об.); пришьдъши во цсрцл роуклмл втлю дъщери объимъшн глдше (СбУсп ХИ/ХШ, 68в31—32); «на + Места, мн. ч.»: и на роукахъ въ ^ ьмоуть та да не къгдл о клмень пр'вть.кнеши ногъ1 твоега (ЕвМст до 1117, 70г25); «въ+ Вин. дв. ч.»: въ ^ ьмъше книгы въ рощ - к (СбУсп ХП/ХШ, 222г24).
В смысловой структуре глагола отьгати интегральная сема 'способ приобщения' в зависимости от характера объекта может кон-
274
кретизироваться дифференциальным признаком «с помощью оружия». Актуализация такого ДП наблюдается в контекстах, описывающих военные действия, приобщаемый объект при этом имеет расширительный характер и назван существительными, обозначающими некоторую совокупность людей или предметов: полонъ wT /ли/а (ЛЛ 1377, 94 об.); д товаръ (Vmu/a (ЛИ ок. 1425, 136).
В смысловой структуре глагола пригати интегральная сема 'способ приобщения' может быть нейтрализована, что обусловлено расширительным характером приобщаемых объектов, выраженных существительными, обозначающими некоторую совокупность предметов: ти притхомъ wt тєвє даръ/ (СбУсп ХП/ХШ, 279в21—22).
В смысловой структуре глагола нлгати интегральная сема 'способ приобщения объекта' реализуется в дифференциальном признаке «по уговору»: нагатъ д^лателл въ виногрддъ свои (ЧтБГ к. XI сп. XIV, 5а-б).
Интегральная сема 'характер приобщения объекта' реализуется в приставочных глаголах по-разному, дифференцируя производные образования от одной основы. Так, в смысловой структуре глагола отыати интегральная сема 'характер приобщения' представлена как «отчуждение», что способствует актуализации интегральной семы 'характер второго участника ситуации'. Указание на второго участника осуществляется в контексте присловными уточнителями в конструкции «у, отъ + Род.»: оу мене сЬно СЗали (ГрБ № 53, 10-30 XIV); ^инонъ ц(с)рь (іїать дщерь оу нєкокіа вдовица (Пр 1383, 8а); СЗна<ли> оу мене сел<и>влнкє дл михеике ДЛ АКОВЄЦЬ. В0ЛДЪ1КИНе кон в три pyea'b (ГрБ № 521, XIV/XV); и ^ллто и ино кдтьство \Япщ (U
275
лкгъ (ГБ к. XIV, 124в).
В контексте лицо, у которого отчуждается объект, может быть выражено опосредованно, на наличие признака «отчуждение» указывает приставка. Например: д (Uhmltl кна^б всє жєноу и д'ети въ Холопьство (Гр 1229 сп. 1297-1313 (смол.)), второй участник ситуации назван в широком контексте.
Интегральная сема 'характер второго участника ситуации' реализуется в дифференциальных семах «одушевленность», «конкретность», «активность». Выявление дифференциального признака «активность» обусловлено тем, что процесс отчуждения, обозначенный глаголом отыати, осуществляется силой, против воли лица, у которого отчуждается объект, на что в некоторых случаях указывается в контексте: лще во кого рл^вонникъ срАщеть с мєуємь хота ОТАТН илгбник то и с рлдостью кму длють. (СбХл XIV], 99-100). Употребленный в условной конструкции глагол отыати характеризован с точки зрения модальности и обозначает желаемый процесс. Указание на то, что отчуждение объекта произойдет против воли второго участника ситуации, содержится в семантике существительного рл^воиникъ, замещающего позицию субъекта, а также в семантике существительного мєуь, уточняющего характер предыдущего действия (срАЩЄТь).
При реализации дифференциального признака «отчуждение» в глаголе отыати приставка актуализирует свое пространственное значение «удаление от объекта».
В смысловой структуре глаголов въ^гати и погати интегральная сема 'характер приобщения' конкретизируется в дифференциальном
276
признаке «взятие в руки с целью дальнейших действий», который актуализируется контекстуально в сочетании глаголов вт^іати и поіати с глаголами, обозначающими последующие действия и входящими в состав различных лексико-семантических групп:
- движения: и тъгдд гла. ослдвленомоу въстлвъ ВЪ^ЬМП Л0ЖЄ твое и иди въ долгъ свои (ЕвАрх 1092, 32 об., 19); в%а Ислкиїа и прннєсє и к фІБ'в в к'Ьль.нэ (JIJI 1377, 65 об.); въцьми сию пллъкоу и Ходи сь нею (ЖФП XII, 66а 11); в^емшє ткло кго прнвє^оша и в лодьи (JIJI 1377, 67 об.); иши же понмшє Ісл вєдошіа нл avecto крднькво (JIJI 1377, 35 об.); пришедшю же кщ нл хл^внъш торгь видивше н'кци оунл УЛДЬ ГаКО НеСМЪ1СЛИТЬ понмшє кго в клпильк виндошл (ЖАЮ, 8а); и многие другие;
- помещения объекта: вще^ше и нл ковр'Ь в^ложнша нл колл (JIJI 1377, 88); в^ємшє т^ло кго <...> положнша и въ с'гви Со^ьи (JIJ1 1377, 72 об.); бжствьнъш ^ешдосии шедъ къ кдиномоу wt ко^ньць повели кл\оу жел^о съуепито ськовлти. иже и въ^ьмъ и прєпотса са ил\ь въ уреслл свога (ЖФП XII, 30630); понмъше ю въсаднте въ тъмьницю (СбУсп ХП/ХШ, 78626); и многие другие;
- физического воздействия: и въ^аша тръсть и внщоу кго по глабъ7 (ЕвАрх 1092, 118, 4); и во^муть нл са прутьк мллдое [и] вьють са сами (JIJI 1377, 3 об.); и въст^пивъ нл ко^ьль, рогь и пр^кломивъсА въ%а и оударн ю по въш (СбУсп ХИ/ХШ, 145в17); во^мн клмень и удари (JIJI 1377, 29 об.); они же поимъше увнша іа и повіісишл их нл дув'в (J1H XIII—XIV, 93); и многие другие.
Глагол въ^гати, в отличие от погати, мог сочетаться и с глаголами передачи объекта: и на оі/трьіа ишьдъ. и въщьмъ дъва пъч1А^а
277
дасть гостиньникоу (ЕвАрх 1092, 58 об., 6); тъ въ^ьмъ дажь и z>\ ma и %л са (ЕвАрх 1092, 37 об., 1); и в^емшн снасть и вдасть мужю своему и гастл (ЛЛ 1377, 29); и многие другие.
В смысловой структуре глаголов въшгати, и^ъгати интегральная сема 'характер приобщения объекта' конкретизируется дифференциальным признаком «извлечение», например: Гл^въ жє въшемь топоръ ростА и (ЛЛ 1377, 61); кгдд прокоплхъ [вход в пещеру] послах^ къ игумену, приди дл въшемемъ и (ЛЛ 1377, 70 об.); лще ли Хощеши то предт» товою въ/нем'кве жито, ли ръшу ЛИ ИНО YT0 (ЛЛ 1377, 59 об.); тоу лвик... пгебъ съ врд(т)мъ. п^ьмъше мєуа свогй нлулстл скуй (ЛН XIII—XIV, 89 об.); и посе(м) оуддри и в око. и и%а ^ницю. и посє(м) в другое wko. и н%а другую z/кницю (ЛЛ 1377, 88);
ТОу ЛВИЄ АСА ^Л УЬПЛГЪ рИ^ЧЫ СВОеГЛ СТЫИ ииколл И ВЪША ^ллто и
длсть. 5 ^ллтникъ великих^ в роуц'в стлрцю (СбТр к. XIV, 193).
В контексте может содержаться указание на ограниченное пространство, откуда извлекается объект, как правило, для этого используется конструкция «игд, + Род.»: мтри кго оумерши въ \в/ м(с)ць, и пропорше ю, въшлше кго и-щрева (ГА XIII—XIV, 1316); но гакоже спащл лдлмл въшл ревро н% него, и не уюіашєть лдлмъ (Пал 1406, ЗЗв); тлко стъш. н% роукъг и%а кмоу мєуь (ЧудН XII, 72г); wh же воинъ оупрлви десьницю свою н^емь рогтиую нс поглса своего ДЛЛЄУЄ вергъ(ЛИок. 1425,278 об.).
В структуре производных глаголов рассматриваемый диффе-реннциальный признак актуализирован приставками въ1-, и^- с пространственной семантикой «направление изнутри наружу».
В смысловой структуре глагола пригати интегральная сема 'ха-
278
рактер приобщения объекта' конкретизируется дифференциальным признаком «получение в свое распоряжение», при этом актуализируется интегральная сема 'характер второго участника ситуации', которая конкретизируется дифференциальными признаками «одушевленность», «конкретность», «активность». Выявление интегральной семы 'характер второго участника ситуации' обусловлено тем, что глагол пригати обозначает такое приобщение, при котором объект вручается, присылается кем-либо кому-либо. Как правило, указание на второго участника ситуации содержится в развернутом описании приобщения объекта: дроу^ии же исплєтьшє вьчіьць. двь* прииошлхоу глюще прийми вьчіьцл грлдл ндшего (СбУсп ХИ/ХШ, 71в29-30); дд wt оставъшалго имь'нига посълкть кмоу влижьнии дроугъ кго. и си прннмъ въ мллъхь Аньхъ съ^ьдл црквь (СбУсп ХН/ХШ, 295а27-28). В некоторых контекстах подчеркивается, что действия второго участника ситуации заключаются в передаче объекта. Объект может быть:
- принесен субъекту: посреди же ихъ голувь великъ ... и сниде с лдстовицдми нд стго лнстъ ^ллтъ млслицьнъ носа въ оустъуь своихъ и улвцьскы к нему глнзщі прийми листь сь (ЖАК), 61а); whh же послушл[шл] его и послашл ему лієуь и ино шружье и принесоша к нему. и>нъ же приимъ haya хвалити и любити и цт»ловд црл (JTJT 1377,22);
- прислан субъекту: се же слышдвъ [црь] ... поел" к нкму АаРЪ1 ... Отосллвъ жє прнт ддры (JIJI1377,22);
- передан субъекту в руки: даждь мп сег0 животворАщаго
мьрътвыга. да прннмъ и покрыю и землею (СбУсп ХП/ХШ, 24061);
пилдтъ же повели дати ткло ісво 59. и прннмъ тъ-ло иосифъ. овить к
пллщлницею уисток) (ЕвАрх 1092, 120 об. И).
279
Для указания на второго участника ситуации в некоторых контекстах использована конструкция «отт» + Род.»: ти пршахомъ wr тєбє длр-ы (СбУсп ХИ/ХШ, 279в21-22).
В структуре глагола пригати, реализующего дифференциальный признак «получение в свое распоряжение», приставка актуализирует свое пространственное значение «приближение, присоединение».
В смысловой структуре глагола овъгати интегральная сема 'характер приобщения объекта' реализуется в дифференциальном признаке «обхватывание руками», который не эксплицируется средствами контекста, однако актуализации рассматриваемого дифференциального признака способствует приставка, которая реализует свое пространственное значение «вокруг»: гако кгдл сьрдуєши влижьналго... welumh и и ц'Ълоуи съ МЪИОГОИ* Yb.CTb.K3 (Изб 1076, 99); притєуєть. и wELHMerb. и ишловъ^дкть.. итьщреноую и гньсивоую нлшк» въ1Ю (СбТр ХИ/ХШ, 125 об.); косима се оврлдовлсА. и лвье обьимъ глл ми. овр'влъ єси вещь (ПНЧ XIV, 156а); ишъ жє издлле(у) вид'ввъ єго [блудного сына] милосердовл и прите(к) \иБыатъ его. и мл(с)твно ювловъ^л (ЖВИ XIV-XV, 48а-б).
Интегральная сема 'характер приобщения объекта' конкретизируется в смысловой структуре глагола нлгати дифференциальным признаком «получение в свое распоряжение»: иа/атъ д'блатєла в*ь виногрлдъ свои (ЧтБГ к. XI сп. XIV, 5а-б); сь поносим сы, гако тажлса нагалъ поворникд (Пч к. XIV, 55 об.); но и клеветника нлглшл (ГБ XIV, 187а). Актуализации дифференциального признака в контексте способствует указание на действия, которые субъект не может выполнить сам по определенным причинам (отсутствие необходимых
280
физических возможностей, профессиональной подготовки, нежелание нарушать нравственные нормы) и для выполнения которых приобщается объект. Указание на такие действия может содержаться в семантике существительных, например, д^ллтєль (= работник), покорник'ь (= защитник в суде); клеветникъ (= обвинитель, доносчик, жалобщик), характеризующих лицо по роду деятельности и обозначающих приобщаемый объект. Если приобщаемый объект обозначен существительными, не имеющими отмеченной особенности, то на действия, которые необходимо выполнить, указывает объектный инфинитив: и bckv\oy- нлтшл илил\ит"ы. возити мьртвьцл и^ города (J1H XHI-XIV, 12 об.); натша во и прєдлти оуутлл (ГБ XIV, 125в). На приобщение объекта для выполнения какой-либо работы может указывать при-словный уточнитель - отглагольное существительное служєник (= служба, прислуживание [Срезн. III: 425]): ^лил\одавєць лщє ^алшгь во^меть... ли в рлкиггнок щжєник нанметь. дл СЗплдеть долгл (МПр XIV, 184 об.).
Как показал анализ материала, приставочные производные втягати, въгати, вишти, и^ыати, нлгати, окъгати, отыати, погати, пригати реализуют общую с бесприставочным производящим категориально-лексическую сему 'приобщение объекта'.
Сильным компонентом смысловой структуры рассматриваемых глаголов является интегральная сема 'характер субъекта', представленная в производящем и производных общим набором дифференциальных признаков.
Слабыми компонентами смысловой структуры, переосмысленными в процессе семантической модуляции, являются интегральные
281
семы 'характер объекта', 'способ приобщения', 'характер приобщения'. Интегральная сема 'характер второго участника ситуации' находится в дополнительном распределении. Названные интегральные семы различают приставочные образования от одной основы при сохранении общей категориально-лексической семы. При этом сохраняется и общая стереотипность, обеспечивающая набор значимых признаков концепта 'приобщение объекта' концептосферы 'действие'.
Семантическая соотнесенность производных от одной основы обусловлена тем, что производящая основа и приставки, маркируя модуляционные семантические изменения, реализуют модуляционно-маркирующую функцию, при этом у глаголов въшгати, н^ыати, овъгати, отъгати, пригати префиксы сохраняют свою локальную семантику, а у глаголов въ^гати, нагати, поіати приставки реализуют общее значение результативности.
Приставочные производные подъгати (139 ел. уп.), съгати (72 ел. уп.), въгати (44 ел. уп.), образованные от гати, отражают деривацион ные семантические изменения производящего слова. В отличие от рассмотренных выше глаголов с общей категориально-лексической семой, эти производные выражают новые категориально-лексические семы.
У глагола подъгати в качестве категориальной установлена сема 'перемещение объекта', которая реализуется в интегральных семах 'характер субъекта', 'характер объекта', 'средство перемещения', 'направление перемещения'. Интегральная сема 'характер субъекта' конкретизируется дифференциальными признаками «одушевленность», «конкретность», «активность»: л кжє рєуєть дыаконъ вънлгкмъ поп стлга стлгь въ^емъ подънметь тЪло (КН 1285-1291, 535а). Интегральная сема 'характер объекта' в смысловой структуре
282
глагола подъгати представлена дифференциальными признаками «неодушевленность», «конкретность», «пассивность»: метдшд во кдменемь... д камень гако же можлхоу д моужи силнии подълтн(ЛИ ок. 1425,261 об.).
Интегральная сема 'средство перемещения' конкретизируется в смысловой структуре рассматриваемого приставочного образования дифференциальным признаком «с помощью рук». Как правило, этот признак представлен имплицитно: положю та. и подънмор и понесоу та (ПНЧ 1296, 151). В некоторых случаях, когда подчеркивается тяжесть перемещаемого объекта, глагол подъгати употребляется в сочетании с присловными уточнителями в форме Тв., эксплицирующими ДП «с помощью рук»: сик ми поклад ігЬкто вид'квъ. рд^ултЬти в'ъсхотквъ тажєсть толику, иуувд об'бма рукл(лл) подънмъ (ПНЧ к. XIV, 145в); рлвъ жє вжии николд ^нлмендвъ древо и подънмъ юб'Ьма рЬкама. глл древоу (СбТр XIV/XV, 160).
Интегральная сема 'направление перемещения' представлена у глагола подт^іати признаком «перемещение снизу вверх». На направленность действия вверх указывает приставка. В контексте характер направления может выражаться наречием втлспрь (= вверх): пронь^е и [брата] сулицею. и подъгд пре(д) соньмо(м) въгспрь (Пал 1406, 1466).
Приставочный глагол подъгати, выражающий категориально-лексическую сему 'перемещение объекта', реализует стереотипность, обеспечивающую набор значимых признаков концепта 'перемещение' концептосферы 'действие'.
У глагола съгдти в качестве категориально-лексической установлена сема 'удаление объекта', которая конкретизируется инте-
283
тральными семами 'характер субъекта', 'характер объекта', 'характер действия'.
Субъект представлен как одушевленный, конкретный, активный, например: и приступистл нна два и снлста другую деку с пєуи и сбдостл (ЛИ 1377, 88). Интегральная сема 'характер объекта', как правило, конкретизируется дифференциальными признаками «неодушевленность», «конкретность», «пассивность», например: и сє вл'Цшє другий повергошл и и сва^лша и снемше доску С ПЄУН и въ^ложиша на перси кго (J1JI1377, 88). Объект может быть и одушевленным, конкретным, пассивным: много же ^ла притерпъ'въ на др'ввъ' ВИСА. КЪ BCY6ptf СНЄМШЄ. ВСАДИША его в темницю (ЖАЮ, С159 об.).
Интегральная сема 'характер действия' реализуется как «удаление с поверхности чего-либо». Контекстуально этот признак актуализируется в сочетании глагола с существительным в конструкции «съ + Род.», например: нъ съ др'вва съньмъше ид оугльхъ на жслъ^ггб лъчтвици истагоша (СбУсп XII/XIII, 284в28); и тдко
ПреВТЛСТА. ТВОрАЩА. ДОНЄЛ'БЖЄ М^УАЩЄИ MA ПръХТЛШЛ. И С Д / УІВЛ
снАша . л они АЕие отидоша (ЖАЮ, СІбОоб.); снемше доску С ПЄУН и въ^ложиша на перси кго (JIJ1 1377, 88); сънемше и со крта положишл ивъгровъ- (ЛЛ 1377,35 об.).
Глагол сыати, выражая рассмотренную категориально-лексическую сему, реализует стереотипность, обеспечивающую набор значимых признаков концепта 'удаление объекта' концептосферы 'действие'.
Деривационные изменения в смысловой структуре производящего глагола гати, обусловленные возможностью бесприставочного гла-
284
гола сочетаться с абстрактными существительными, обозначающими приобщаемый объект, отражены в смысловой структуре приставочного производного въшати (въгати), который имел в древнерусском языке значение «услышать, воспринять» [СДР II: 196, 235].
В качестве категориально-лексической семы у глагола въшати установлена сема 'интеллектуальная деятельность', которая реализуется в интегральных семах 'характер субъекта', 'характер действия', 'характер объекта'. Интегральная сема 'характер субъекта' конкретизирована дифференциальными признаками «одушевленность», «конкретность», «активность»: кто воньметь. ид'втє не вудите влауими леностью (ФСт XIV, 1г); оуношл же никлко же вна(т). глн'ых'ь стлрцє(м) (ПКП 1406, 155а). Интегральная сема 'характер действия' конкретизирована в смысловой структуре глагола въшати признаком «восприятие». Объект восприятия характеризуется как неодушевленный, абстрактный и представляет собой информацию о чем-либо, передаваемую с помощью речи: Клинъ, внемъше глъ, pallia, іако невъ^можно КСТЬ ВЪМ'БСТИТИСА ВЪ KOBYC^fe толіко... животнтлхъ (ГА XIII—XIV, 35г); въмм'кмь глємш на пол^у нллгь (Пр 1383, 1516). Позиция объекта в приведенных контекстах замещена существительным и причастием в форме Вин. без предлога. Указание на воспринимаемый объект может осуществляться в контексте придаточной конструкцией, например: л кжє ре(у)ть дыаконъ вънм'ймъ (КН 1285-1291,535а).
Приставочный глагол въгсгги с категориально-лексической семой 'интеллектуальная деятельность' реализует стереотипность, которая обеспечивает набор значимых признаков концепта 'интеллекту-
285
альная деятельность' концептосферы 'действие'.
Производные образования от глагола гати, отражающие деривационные изменения в его смысловой структуре, утрачивают соотнесенность с другими производными, поскольку производящий глагол и приставки выполняют деривационно-маркирующую функцию.
4.2.2.2. Производные со связанной основой, образованные от кд^дти (= говорить), в современном русском языке представлены глаголами наказать (дать наставление), отказать, приказать, сказать. В древнерусских текстах от этого бесприставочного глагола зафиксированы приставочные образования ндкд^дти (127 ел. уп.), отъкд^дти (2 ел. уп.), прикд^дти (27 ел. уп.), съкд^дти (215 ел. уп.). Глагол отъкд^дти представлен единичными случаями употребления, что не позволяет реконструировать его семантическую структуру.
У производных глаголов, как и у производящего слова, установлена категориально-лексическая сема 'речевая деятельность'. Семантические структуры бесприставочного глагола и приставочных единиц обнаруживают как сходства, так и различия, что отражено в Таблице 12.
Общность производящего и производных обнаруживается в реализации интегральных сем 'характер субъекта' и 'характер адресата'.
Интегральная сема 'характер субъекта' у всех приставочных глаголов реализуется в дифференциальных признаках «одушевленность», «конкретность», «активность», например: н'всть, оу ндсъ оууитєліа, нже бъ1 htj ндкд^длъ (ЛТр, 61); бшііє ко кнщь Иванъ Дмитреєвиуь, ида въ Орду, прикл^Адъ БЛЮСТИ свою отуину Перегдслдвль кнгсцю Михлилу Терскому (ЛТр, 348); А. тое все прнка^ахъ єпископу упрдвливдти (ЛНК, 278); и екд^д Ларшнъ ту реуь Мьстислдву и новгородьуемъ (ЛН XIII-XIV, 85-85 об.);
286
льщллшєса и ^єллла рлга того. ГЙКОЖЄ ипктоже не МОЖЄТЬ того СКАЗАТИ. ИСПрЄСТрЄНй СуЩИ рЛ^ЛИУНЪ1Л\И цв'Ьттл. іако хоТА1Д^ МИ
ЗР'Ьти на ту ^ємлю. несыть. в'Ьх'ь того оухдньА (ЖАЮ, 11в).
Таблица 12
Реконструкция семантической и смысловой структур
глагола ка^дти и его приставочных производных
с категориально-лексической семой 'речевая деятельность'
Семантическая структура | Смысловая структура | ||||
ИС | ДП | КАЗАТИ | СЬКЛ^Л- ти | НАКАЗА ТИ | ПрИКА^А- |
характер субъекта | одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность | + + + | + + + | + + + | + + + |
характер адресата | одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность | + + + | + + + | + + + | + + + |
цель осуществления действия | информирование оказание влияния (модуляционный) выражение воли субъекта(модуляционный) | + + + | + | + | + |
В семантической структуре приставочных глаголов интегральная сема 'характер адресата' конкретизируется дифференциальными признаками «одушевленность», «конкретность», «пассивность», например: л приклзллъ въ1лъ есмь епископу (Кипр. м. поел. Пек. д. дух. 1395 г.); скл^лшл Овштополку (JIHK, 78); кпнфднъ peY. «молю ти са. рлве вин. скажи мп. кокга д^ла винъ1 тлко въекор^ пр'вдлнъ БТЛ в нлплсть» (ЖАЮ, 35г); скл^л мн Гюрлтл Роговиуь Новгородець, гла
287
сицє іако... (ЛЛ 1377, 85а). Адресат, как правило, выражен именем в Дат. с предлогом или без предлога, а также формой Тв. с предлогом: И peYe имъ: «склжите предъ дружиною» (ЛНВ, 20).
При глаголе наказати адресат выражен существительным или местоимением в Вин. без предлога: и ндкджеть мл прлвьдьнъш (Изб. 1973, 45в); отрокъ же. видивъ се кму створшю. и въ^емъ. плкъ1 обллує кго. стыи же дндред. цъ'ловлвъ того отрокл и много НЛКЛ^ЛБЪ кго. гаже суть не ил пол^у того выгати, и пусти кго домови пойти (ЖАК), 22в).
В древнерусском тексте адресат при глаголе съкд^дти мог быть не выражен специальной лексемой. Отметим, что такая особенность характеризует прежде всего летописный текст. Субъект в таких случаях является автором текста, следовательно, адресат, на которого направлено действие, - читатель, слушатель. При этом контекстуально значимым становится указание на особенности повествования.
Так, глагол съкл*;лти в сочетании с наречиями используется для определения последовательности изложения событий: на томъ холмъ* церкви свгатого Елсилил есть, гакоже посліди склжемъ (ЛНК, 44 об.); И въ1сть о томъ рдспріа межи Олгомъ и Овгатосллвомъ, еже посліди склжемъ (ЛТр, 341); гакоже последи склжемъ (ЛЛ 1377, 25 об.). Последовательность изложения конкретизируется также в сочетании глагола с предложно-падежной формой существительного или местоимения, например: Мъ1 же от hayaaa Рускъ! ^елига до сего лъ^гл и все по рглду и^въчтьно дл склжемъ, от Михаила цесдрга до Алексдидрд и Исдкыа (ЛНК, 28); По семъ скджемъ въ приклюуивших-сга л'ктехъ сихъ (ЛНВ, 5 об.). В первом примере для выражения по-
288
следовательности используется существительное в Дат. с предлогом по ргаду (= по порядку) [Срезн. III: 232]; во втором примере использовано местоимение сє, которое в форме Мест, с предлогом по выражало значение «после» [Срезн. II: 983].
В некоторых случаях автор повествования только называет событие и указывает на тот факт, что комментарий к аналогичному событию был дан ранее, например: и сътвори ^ло ^елми Оуждлльскои тлкоже, гакожь и прєжє скл^лхомъ (ЛТр, 339); Приде Еолодімерт», и Длв'ыдъ и Олегъ нл Овгатополкл, и стлшд \[ Городцл, и створишл миръ, іакожє и в прежнее л*кто скл^лхъ (ЛТр, 195). Адресат при глаголе съкл^ати не выражался отдельным словом и в тех случаях, когда конкретизировался способ описания событий, например: Скджелгь въкрлтцъ' (ЛНК, 163 об.); £ то же л'йто встл ересь Леонтилньсклгл. Склжемъ вл\ллъ\.. (ЛТр, 243).
Отсутствие эксплицитно выраженного адресата характерно для фрагментов текста, в которых актуализируется эмоциональное отношение автора к сообщаемому. Синтаксически это оформлено по-разному. Глагол съкд^дти может быть употреблен как часть составного глагольного сказуемого: интле церкви въ грлдъ- и вънъ- грлдд, и млнлсгыри въ грлдъ- и вънъ' грлдл, погрлБишл все, нл\ъ же не можемъ уислл, ни крлсотъ! ихъ сказати (ЛН XIII—XIV, 71); ігвсть во нл ^емли тлклго видл ли крлсотъ! тлкога и не доумгкемъ бо сказати (ЛЛ 1377, 37). Глагол-связка выражает модальное значение невозможности совершения действия, таким способом в контексте подчеркивается сила впечатления от увиденного. Другой конструкцией, в которой выражаются эмоции автора, является риторический вопрос: увъ!
289
мігб! клко могу сказати въ'ду ту грозную и тугу стрлшную, втаївшую въ великій моръ (ЛТр, 380); 0 горе тевъ1, б'бднъш уеловъ-уе, клко можеши сказати и написати конуину господина своего (J1HB, 73 об.).
Различия между приставочными производными наказати, прикл^лти, съкл^лти заключаются в особенностях реализации интегральной семы 'цель осуществления действия'. Так, у глагола съкд^дти названная интегральная сема конкретизируется дифференциальным признаком 'информирование', который уточняется различными средствами контекста, раскрывающими содержание речи.
Содержание сказанного раскрывается в конструкции с прямой речью, например: и оудлришл уеломъ передъ кнгсцемъ Всеволодом^, и скл^лшл ему ръ-уь: «кллнгаютш, кніаже, Половци Ємгаковє, пришли есьмъ! со кнгсцемъ волгдрьскъгмъ воєвлть Болглръ» (ЛТр, 266).
Содержание сказанного выражается в конструкциях с придаточным предложением, например: да склжемъ yto рлди про^влсл Пеуерьскъш мдндстъфь (ЛЛ 1377, 52 об.).
Содержание речи в свернутом виде может быть передано конструкциями «Вин. без предлога» или «о + Мести.», например: тдко же
И АврАМОу Пр'БСеЛЬ.НО КМОу БОуД^ШЄ ИмА ПрОрбКЪ И БИН0\[ СКА^Д (Изб
1073, 106г); Скджем же и успение его млло (ЛНК, 96); Иде послдникъ нл Иоанна дворъ, и со^вл новгородци, и скд^л нмъ слово Далматово (ЛНК, 186); и ска^а имъ ръ^и вса Оловткньскихъ кна^ь (ЛЛ 1377, 9);
Дата: 2019-02-02, просмотров: 297.