ОБЛЛКЪ, КЪ НЕСИ, НЛ ВТЛСОТу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследователи, рассматривая семантическую структуру глаго­лов приобщения объекта на материале современного русского языка, выделяют категориальную и дифференциальные семы, указывая при этом четыре аспекта, в рамках которых осуществляется конкретиза­ция и дифференциация значений отдельных глаголов: характер объ­екта, средство действия, цель приобщения, качественные и обстоя­тельственные особенности [Кузнецова 1974]. О.Н. Селиверстова, рас­сматривая глаголы приобщения объекта в рамках семантического по­ля обладания, выделила общий для всех них признак включения чего-либо в какое-то определенное пространство [Селиверстова 1975: 39]. Однако, как правило, ученые характеризуют ЛСГ глаголов приобще­ния объекта в плане синхронии. В работах Э.В. Кузнецовой в качестве категориальной семы у глаголов приобщения объекта выделяется се­ма 'получить в свое распоряжение, пользование' [Кузнецова 1974].

При таком определении категориальной семы остаются неуч­тенными, в частности, контексты, в которых приобщение реализовано как включение объекта в сферу совместной деятельности, совместно­го состояния. Ситуация приобщения понимается нами широко, как включение объекта в сферу деятельности субъекта. У приставочных производных от *xytiti в качестве категориально-лексической уста­новлена сема 'приобщение объекта'. Семантические структуры приста-


259

вочных глаголов обнаруживают как общность, так и различия, что от­ражено в Таблице 10.

Таблица 10

Реконструкция семантической и смысловой структур

приставочных производных от *xytiti

с категориально-лексической семой 'приобщение объекта'

 

Семантическая структура

Смысловая структура

ис ДП ти и^х'ытн-ти похтити-ти рдЗХ'Ы'Г"-тн
характер субъекта одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность + + + + + + + + + + + +
характер объекта одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность + + + + + + + + + + + + + + +
способ приобщения объекта с помощью рук с помощью других средств (модуляционный) + + + + + +
характер приобщения объекта взятие в руки с целью дальней­ших действий отчуждение (модуляционный) + + + + +
характер второго участника ситуации (модуляци­онный) одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность + + + + + +   + + +

У всех приставочных производных субъект характеризуется как одушевленный, конкретный, активный: правбдннкъ же видивъ


260

скупость ихъ помъкли yto въ1 имъ сътворити ... дл пох'ытивт» УАШЮ испи л другую рд^ви. о главу кго и покаже вонъ (ЖАЮ, 8а); не лъ'ть. клирикомъ по смрти своего еп(с) въсхитити кго имение (ПНЧ XIV, 2066); стъш исх'ыти изд роукъ! [меч] и приде къ попоу тъщь (ЧудН XII, 72г). Указание на субъект может осуществляться личной формой глагола: Поидемъ на оного воіаринд и домъ его расхъ/тпмъ (Новг. I л. 6926 г. по Арх. сп.). Субъектом при всех глаголах является человек, однако при глаголе рдсх^ітити в качестве субъекта может называться животное: Вълкъ расхъ/тнть ьь и рдспждить овьца (ЕвОстр., 1056-1057ІО.Х. 12).

Интегральная сема 'характер объекта' у всех рассматриваемых глаголов конкретизируется дифференциальными признаками «кон­кретность», «пассивность», а признаки «одушевленность», «неоду­шевленность» могут варьироваться.

Объект может быть представлен как одушевленный: и нанмьникъ ... остдвлгакть. овьцл и выжить, и вълкъ расхъ/тить ГА (ЕвАрх 1092, 124, 14-15); и СЗпъ-вше веуернюю Еолодимиръ же С5 вожници гакоже въ1 нл тол\ъ мъхтъ' на шле тъ- нъ*кто ма оуддри плєує. и не може с того лгбста ни мало поступити, и хоть1 летіти, и ту подъхъ/тиша и подъ руцъ* и несошд и въ горенку (ЛИ ок. 1425, 166 об.); нсхитмтн w(t) оустъ льва oblya (ПНЧ XIV, 190в); жєноу Сдроу Лвимелехъ ц(с)рь исхитнвъ (ГА XIII-XIV, 526); похъ/штьше же /,' и^ведошд и вънъ и^ грддд и клмениимь повивАдхоу (Панд. Ант. XI в. л. 152); и хот^Х^ вдати емоу [князю] стькланицю сию. и не видъ* кто силенъ вне^лпоу въсхитн /И/А (СбТр к. XIV, 185); и оувъуу^въ ю тириддтъ посллвъ въсхитн к>. хотлше ПОНАТН Ю К СеБЪ"


261

жєнії (ПрЮр XIV, 40г); хоттЬ(х) [говорит дьявол] иккорвити его [Хри­ ста] и въсхъ/тн(х) другл ему ла^арл (ЗЦ к. XIV, 16а).

Объект может быть представлен как неодушевленный: въс\ъ1ТАще сб'ещю (СбТр к. XIV, 202 об.); и се грлдлше ^мии свища и рикдга грозно. || хота въсхъ/тнтн врлшно (Пал 1406, 179в-г); ГОими

irfeYTO УрЄВу. ДХ^Ь ОСТН. БЪСХЪ /Tff ffEYTO ГО огна. ГОложн далєує ГО

тол'б погадлющлго пллмене (ГБ к. XIV, 101 в); дд похъ/тнвъ уашю нспи (ЖАЮ, 8а); нсхнти нєуисттл б'бсъ сєкнроу nz; роуки (СбТр к. XIV, 159); слтлшдвъ гако ведоуть га на погбуєньк. съпостиже га. подъ мєуь кланащаса. нсхнтнвъ мєуь поверже нл ^еллли. и тлко га И^БЛВИ ГО смрти довръш пдстЬ'хъ (СбТр XIV/XV, 214 об.); дд похищена воудеть рицл (ГА XIII-XIV, 2006-в).

Объект при глаголах въсхтлтити, и^х^ітити может носить рас­ширительный характер и выражаться существительными, обозна­чающими совокупность чего-либо (им'вник, вогдтьство, съкровищд), территорию (^ємлпа, кпіскупьга, село): и съкровнщл вел кго въсхмтн (КТур XII сп. XIV, 12); не л'Ьть клирикомъ по смрти своего еп(с) въехнтнтн кго имєннє (ПНЧ XIV, 2066); £ъ влрвдрьскок нлхожєнік своих^ соус'вдъ или иЦнехъ. свока батьство въехъ/тнвше. ^ло суть нєу(с)тивии воу "єнавистни (КР 1284, 200-201); д женоу и д'кти и>(т)имоу нмімпе его въехъицю (ЛИ ок. 1425, 123 об.); а интлпа рдспмнАГа по ст'еігб. и мууд HeMA(c)TBtrt. хота нсхитити w(t) Bct(x) нміїньк (J1J1 1377, 119 об.) H^c) достойно єп(с)пу свою кпіскупью остдвльше и иную бъсхнтнт/ (КР 1284, 38в); сь иноплємєньнікомть пришедъшимъ и х°тАІіишть въсхъ/Цтити yactl сєлА (Пал 1406, 202б-в); Xahawht», видові» %ємлю, прилєждщюю к Ливдноу... силою


262

нс\ити w (ГА XIII—XIV, 38г). В таких случаях интегральная сема 'средства приобщения объекта' реализуется в дифференциальном признаке «с помощью других средств».

Интегральная сема 'способ приобщения объекта' в смысловой структуре приставочных глаголов въсхтлтити, исхтлтити, похтлтити проявляется в дифференциальном семантическом признаке «с помо­щью рук». Как правило, этот признак представлен имплицитно, по­скольку приобщаемым объектом является небольшой предмет: нсхитп во оу него коппк (ГА XIII—XIV, 85а); да по\ъ!тнвъ улшю испи д другую рл^ви. о глдву кго и поб'ежє воігь (ЖАЮ, 8а); въсхъ/ТАще св'іщю бли^ь его ^рлхоу. клк0 тєуашє водд морьскдга СЪ ГЛАВНЫ его (СбТр к. XIV, 202 об.).

Такая же имплицитность в выражении способа приобщения объекта наблюдается и в тех случаях, когда приобщаемым объектом является человек: дроугыи дроугЬ7 рлвл нсх^ітн (СбТр ХІІ/ХІІІ, 11 об.); Сл'ышдвъ гако ведоуть га нд посбуєньє... исхнтивъ мєуь поверже нл ^емли. и тдко га и^вдви СЗ смрти довръш плетет* (СбТр XIV/XV, 214 об.); похъгштьше же '/', и^ведошд и вънъ иг; грддд и клмениимь. поБивддхоу (Панд. Ант. XI в. л. 152); римлАнинъ же ігкктли w(t) коньникъ ндроуит^ыи... ГОНА НА кони, въсхъгтпвъ 1ГБК0КГ0 оуношю w(t) соупротивнтыхть б'бглющ.ю... ^д шию имъ и преклонив КГО коню (ГА XII-XIV, 161г); пришед же кфиопъ дтлшл и гро^АСА въсхъ/тнти андр^а (ЖАЮ, 3 об.).

В некоторых контекстах дифференциальный признак «с помо­щью рук» эксплицирован присловным уточнителем: и то слтлшдвше мно^и. и въсхъ/тнша и руклми своими, с рлдостью гако црл и кн^а


263

(ЛИ ок. 1425, 158 об.); сЪдащии же тоу и со овъ'има тъмла. видащє творимое его вє^миє смъ^омъ са вєсєлах^. простер же рі/кі/. восхъ/тп G3 единог ихъ посмлгъ и haya гасти (ЖАЮ, С50).

В смысловой структуре глаголов рдсхъ1тити и въсхъ!тити инте­гральная сема 'способ приобщения объекта' может быть представлена как «с помощью других средств»: и наимьиикъ иже нтЬ(с) плстоухъ.

кмоу же не СОуТЬ. ОВЬЦА СВОЇЙ. ВИДИТЬ. ВЪЛКА ИДОуЩА. И ОСТАВЛІЙКТЬ

овьца и выжить, и вълкъ расхитить га. и рлспоудить, овьцл (ЕвАрх 1092, 124, 14-15); и се грАДАше ^мии свища и рикліа грозно. || хота въсх'ытити врдшно (Пал 1406, 179в-г). Поскольку субъектом является животное (вълкъ, ^мии), то способ приобщения лишь подразумевается. Интегральная сема 'характер приобщения' реализуется в при­ставочных производных по-разному. У глаголов похъ1тити, въсхъ1тити эта интегральная сема конкретизирована в дифференци­альном признаке «взять в руки с целью дальнейших действий», по­скольку приобщение объекта не является конечной целью субъекта. Объект приобщается для последующего совершения

- физиологического действия: прдведникъ же видивъ скупость, ихъ полгысли yto въ1 имъ сътворити. и се кдинъ С5 нихъ постави стєкланицю на трАпе^Ь полку вина довра. да по\ъ1тнвъ улшю испн а другую ра^ви. о главу кго и пов^же вонъ (ЖАЮ, 8а); простер же р#к#. восхъ/тп СЗ единог ихъ посмлгъ и haya пхсти (ЖАЮ, С50);

- совместного движения: похъ/штьше же Ї, н^ведоша и вънъ и^ града и клмениимь. повивллхоу (Панд. Ант. XI в. л. 152);

- помещения объекта: ГОими h^yto уреву. дхлль ости, въсхъ/тн irfeYTO огна. G /ложн дллєує ССтолъ' погадающаго пллмєнє (ГБ к. XIV,


264

Юів); да похъгтнвъ улшю нспн (ЖАЮ, 8а).

У глаголов исх'ытити, рлсхтлтити интегральная сема 'характер приобщения объекта' конкретизируется дифференциальным призна­ком «отчуждение». В смысловой структуре глагола исхтлтити при этом актуализируется интегральная сема 'характер второго участника ситуации', которая конкретизируется дифференциальными признака­ми «одушевленность», «конкретность», «пассивность». В контексте указание на эту интегральную сему у глагола исх^ытити осуществля­ется присловными уточнителями, употребленными в конструкциях «Y + Род.», например: нсхнтн ко оу него копик и оуви кго т^мь (ГА XIII—XIV, 85а). Указание на второго участника ситуации, у которого отчуждается объект, может быть опосредованным и реализуется в

КОНСТРУКЦИИ «И^, ОТЬ + РОД.»: ПОПЪ НИКОЛД ВЪ^А. [меч] И ОНЪ ПДКЪ1

третий въ^а. и сър^те и стъш нсхъ/тн и% роукъг и придє къ попоу тьщь (ЧудН XII, 72г); вт»си прельщени го [так!] блєул\о\(. hcxhthth и% роукоу стлрь(у)и) (ПНЧ XIV, 120а); нсхититн w(r) оустъ льва овьул (ПНЧ XIV, 190в).

Анализ приставочных производных позволил установить, что сильным компонентом их смысловой структуры является интеграль­ная сема 'характер субъекта', обнаруживающая устойчивость в се­мантической и смысловой структурах.

Слабыми компонентами смысловой структуры, которые пере­осмысливались в процессе семантической модуляции, являлись инте­гральные семы 'характер объекта', 'способ приобщения объекта', 'ха­рактер приобщения объекта'. Признак 'характер второго участника ситуации' находится в дополнительном распределении. Названные


265

интегральные семы различают приставочные образования от одной основы при сохранении общей категориально-лексической семы и общей стереотипности, обеспечивающей набор значимых признаков концепта 'приобщение объекта' концептосферы 'действие'.

4.2.2. Глаголы второй разновидности рассматриваются на при­мере префиксальных образований от типовых бесприставочных гати, кл^лти (= говорить), BT^IKNlfFH.

4.2.2.1. Производные со связанной основой, образованные от глагола гати, в современном русском языке представлены глаголами взять, занять, изъять, нанять, обнять, объять, перенять, принять, отнять. В древнерусских памятниках письменности от глагола гати (= взять) зафиксированы приставочные производные втягати (2048 ел. уп.), ^лгати (7 ел. уп.), въшгати (1 ел. уп.), и^ъгати (145 ел. уп.), нагати (18 ел. уп.), овъгати (48 ел. уп.), отъгати (285 ел. уп.), перегати (2 ел. уп.), погати (756 ел. уп.), пригати (321 ел. уп.), рл^гати (2 ел. уп.), угати (4 ел. уп.). Названные приставочные глаголы, как и бесприста­вочный глагол гати, реализуют категориально-лексическую сему 'приобщение объекта'. Семантические структуры производных гла­голов и производящего слова обнаруживают общность, поскольку ка­тегориально-лексическая сема конкретизируется в интегральных се­мах 'характер субъекта', 'характер объекта', 'способ приобщения объ­екта', 'характер приобщения объекта', 'характер второго участника си­туации' (см. Таблицу 11). (Приставочные глаголы ^лгати, перегати, рл^гати, уіати представлены в прямом значении единичными случаями употребления и в описание не включаются).


266

Таблица 11

Реконструкция семантической и смысловой структур

глагола гати и его приставочных производных

с категориально-лексической семой 'приобщение объекта'

 

Семантическая структура

Смысловая структура глаголов

ИС ДП гати втяга­ти въшга-ти и^ъ га­ти ндгати
характер субъекта одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность + + + + + + + + + + + + + + +
характер объекта одушевленность неодушевленность (модуляционный) конкретность абстрактность активность (модуляционный) пассивность + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
способ приобще­ния объекта с помощью рук по уговору (модуляционный) с помощью оружия (модуляционный) + + + + + +
характер приобще­ния объекта взятие в руки с целью дальнейших действий отчуждение (модуляционный) извлечение (модуляционный) получение в свое рас­поряжение (модуля­ционный) обхватывание руками (модуляционный) + + + + + + +
характер второго участника ситуации (модуля­ционный) одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность + + +        

267

Таблица 11 (продолжение)

 

Семантическая структура

Смысловая структура глаголов

ИС ДП ось га­ ти отъ га­ти по гати пригати
характер субъекта одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность + + + + + + + + + + + +
характер объекта одушевленность неодушевленность (модуляционный) конкретность абстрактность активность (модуляционный) пассивность + + + + + + + + + + + + + + + + +
способ приобще­ния объекта с помощью рук по уговору (модуляционный) с помощью оружия (модуляционный) + + + + +
характер приобще­ния объекта взятие в руки с целью дальнейших действий отчуждение (модуляционный) извлечение (модуляционный) получение в свое распоря­жение (модуляционный) обхватывание руками (модуляционный) + + + +
характер второго участника ситуации (модуля­ционный) одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность   + + +   + + +

268

Интегральная сема 'характер субъекта' конкретизируется в се­мантической структуре как производящего, так и производных слов дифференциальными признаками «одушевленность», «конкретность», «активность»: и в^ашл и Отополкъ (ЛЛ 1377, 77); въ^ьме(т) диа(к)нъ єул(г). стоить дьржл к пр'кдт» стыми двьрьцАлли (УСт ХП/ХШ, 272); вонмн кгдл рлспАшл 1сл въ^ашл ри^тл кго и сътворишд УбТЪфИ улети (ЕвАрх 1092, 115 об. 10); хотЬ в^ати мєуь. и не в'в т^ мєул. е^ ко тол\ъ дни въшалъ/ Амвалъ КЛЮУНИКЪ. его (ЛИ ок. 1425, 207 об.); митрополитъ... приступив^ [краке] н%а §\щ влжилго ворисд. в^ во мощими лєжди. и и/Ьловлше прикллдлга къ оуимл и къ срдцю (ЧтБГ к. XI сп. XIV, 456); кдинъ oybo делатель наттъ кго (ПНЧ XIV, 147а); она же въстдвъши обатъ и. (СбУсп ХП/ХШ, 302в4-5); д yto еъ1лъ W /ялъ брлгтвои лле^лндръ. пожне. Д ТО ТИ кнже не НДДОВ'Ь (Гр 1264 (I, новг.)); д іинмьть kha^u все жєнoY и д'кти въ холопьство (Гр 1229 сп. 1297-1313 (смол.)); а^ъ нищоуоул^ cbnuiOY POykoy и въддник принмоу (СбУсп ХП/ХШ, 194г1); Отославъ же при /a ддртл (ЛЛ 1377, 22); тъгдд воинн игемонови понмъше 1сл нд coyahlhh сьвьрдшд нл нь всю cnnpOY (ЕвАрх 1092,117об.16).

Различия между производными глаголами, образованными от гати, заключаются в особенностях реализации интегральных сем 'ха­рактер объекта', 'характер приобщения объекта', 'способ приобщения объекта', 'характер второго участника ситуации'.

Интегральная сема 'характер объекта' реализуется в контексте с помощью присловных уточнителей в форме Вин. без предлога, отражающих обязательную валентность глагольной словоформы. Дифференциальные признаки, конкретизирующие интегральную


269

сему, по-разному представлены в смысловой структуре приставоч­ных производных.

Общим для всех глаголов является дифференциальный признак «конкретность». Признаки «одушевленность», «неодушевленность» и «активность», «пассивность» могут варьироваться.

Рассмотрим, как различаются приставочные поизводные по реа­лизации изнаков «одушевленность», «неодушевленность». У глагола ндгати приобщаемый объект характеризуется как одушевленный: и

БОАГЛре ПОСЛЛШЛ В'БСТЬ. ГЛЩЄ ИДуТЬ PbCb И НАШИ С\[ТЬ К  СОВ^К

Пєуєн^ги (ЛЛ 1377, 10 об.); сь поносим сы, гако тажлса нагллъ поБорннка (Пч к. XIV, 55 об.); наттъ діілатєла въ виногрлдъ свои (ЧтБГ к. XI сп. XIV, 5а-б).

Глаголы и^ъгати, пригати называют приобщение неодушевлен­ного объекта: повдръ же гл'ебовъ... и^ьмь нежь, и имъ влженллго и ^лклл (СкБГ XII, 14г22-23); ими ртлвоу. и прор^двъ оутровоу кга. н^мн %олуь и ердце с\рлни (ПрЛ XIII, 81 г); Василь ... и>(т)вер*;ъ же

П0СЛЛН0Є СКрОВИЩЄ НА П0К0ВАНИК рЛШБ. И%АТЪ ш(т)Т0уД# ПАТОКИ)

уасть. ^ла(т) же и срєБрл (ПКП 1406, 130-131); в'бньць принметь wt роуктл вьседьржителев'ы (СкБГ XII, 1165); тъгда прннмъ хлблгословивъ и преломль длгаше оууеникомъ своимъ глагола приймете и гадите (ЖФП XII, 29г6); прийми листь сь (ЖАЮ, 61а).

В смысловой структуре глаголов въ^гати, въшгати, овъгати, отыати, попати приобщаемый объект может быть представлен либо как неодушевленный, либо как одушевленный. У глаголов втягати, въшгати, отыати доминирующим является дифференциальный при­знак «неодушевленность», объект при этом назван существительны-


270

ми, обозначающими предметы быта, оружие, монеты: сє рекши двцл въстл и въ^емши срацнцю облауєса (ЖАЮ, 30а); и в%емъ словце. въжеже ю и постдви ю. гд*б в'БАху иконтл женъ! тога (ЖАЮ, 41 в); дл сє хощк) в^атн мець (ЖАЮ, 44а); въ^ьмоуть на поуть тъкмо жь^лъ (ЕвАрх 1092, 16); въ^ьм^те оуво талантъ (ЕвАрх 1092, 85, 5-6);

ВЪДАВЪ T\f ВСЄ КЖЄ БІЇ В^АЛЪ В КорСуНИ НКОНЪ! И СЪСуДЪ! И КрСТЪ!

(J1JI 1377, 42); Рєує же сліпець во^мн оуво кошь и всади на ма (СбЧуд XIV, 289г); въ^ьмъ ceyhbo haya ceyh дръвд (ЖФП XII, 42в18-19); тогда в^емъ вервь и прегнувъ трегувь. дах*ь кму г рлитл (ПНЧ XIV, 145г); сама же в%а вувенъ. ин'Ъмъ же нлмъ повели в м'вдан^и плесньц^ в^атн (Пал 1406, 1266); и?ни же шедше в%ашл меду лукно (ЛЛ 1377, 44); врукнии же въ^ьмъшн клюуь иггвьрь^е ковьуєгь (СбУсп ХП/ХШ, 142в12); и помолиса к ву. и въ/на лієуь свон. при^вА на помоуь coE'fe стд(г) myhka фєшдорд (ЛЛ 1377, 108 об.); и въшелхь ножь оуддри и вь гортднь (ЛИ ок. 1425, 55); н'к(с) довро отатн х^ба СЗ уадъ и повращи псолгь (ПНЧ 1296, 61 об.); а товара есн (ишлъ на т верковьскъ! воску (Гр ок. 1300 (риж.)); (UTAUia имд погасъг и шжерел'/'/я (ПрЛ 1282, 43а).

Приобщаемый объект при глаголах въ^гати, въшгати, отыати может характеризоваться как одушевленный, особенность состоит в том, что он не способен к самостоятельным действиям: мтри кго

ОуМЄрШИ ВЪ \0/ м(с)щ», И ПрОПОрШЄ Ю, ВЪШАШе КГО И-ЩрЄВА, Т'ЬмЬ и

глтьса Кесдрь (ГА XIII—XIV, 1316); мти же Моис^єва <...> в^емшн младенець вложи и в крлвьицю и несъши постави в лу^в (ЛЛ 1377, 31 об.); въ^ьмъшн же вллжєндіа Феодорл дъ^тишть нл лоно свое ловъ^д же (Изб 1076, 112, 7); ^инонъ ц(с)рь їїать дщерь оу некокга


271

вдовица (Пр 1383, 8а). В приведенных примерах объект назван суще­ствительным, обозначающим человека невзрослого.

Если приобщаемым объектом является взрослый человек, то в контексте содержится указание на причины, по которым он не спосо­бен к самостоятельным действиям: тъгдл рєує цсрь слоугамъ съБА^авъше кмоу роуці: и но^іі въ^ьм'йте н въвьр^вте и въ тьмоу кромъ-шьнкж» (ЕвАрх 1092 45, 6); и посємь вщємшє и Ерлтга нєсошл в к^лью и положишд ил юдр'к и шестому дни нлстлвшю Больну сущю вельми придє к нему Стосллвъ (JIJ11377, 63).

При глаголе отъгати приобщаемый объект может быть выражен неодушевленным существительным полонъ: полонъ wTAiua (JIJ1 1377, 94 об.); и полонъ CU/mna д стл улди и пустишл га во свогаси (ЛИ ок. 1425, 2000 об.). В контексте существительное полонъ употреблено в значении «плененные» [Срезн. III: 1136], а в примере из Ипатьевской летописи содержится указание на то, что плененными были дети (улдь).

В смысловой структуре глаголов овъгати, погати доминирую­щим при реализации ИС 'характер объекта' является дифференциаль­ный признак «одушевленность»: блнжьнаго свокго поуьти... облобъ^ли... и обънмн (СбТр ХИ/ХШ, 174); можллше моужь обнглтн об'бмл роуклмл (СбУсп ХИ/ХШ, 25г26); пот же иго стлръш онъ приведе к поллтъ- (ЖАЮ, С64об.); они же понмъше Инса ведошіа (ЕвОстр 1056-1057, 220); и при'Ьхлвъ Половуинъ оударить и стрелою л лошадь кго поиметь (JIJI1377, 93 об.); понмъ бллжєнлго тОтЄЩОСна и по овъ1Улк» стъшхъ оць шстригъ! и облєує и въ мьнишьскоую одежю (ЖФП XII, ЗІвІб-17); Июсифъ же съ М^рьек» понмъ wrpoV1 б'бжл въ 6юпетъ(ЛЛ 1377,35).


272

В смысловой структуре глаголов окъгати, погати ИС 'характер объекта' может реализоваться в дифференциальном признаке «не­одушевленность»: оеънмъ иконоу... глше (ЧудН XII, 726); и въстдвъ

ПОПІ СЬ СОБОЮ ОТрОКЪ КДИНЪ И Д прОСКурЪГ И СБ'йща И П0ИДЄ ПЛКЪ1 въ

YcTbHY«o црквь. стлго лклкига (ЖАЮ, 62г); влоудьиицю олоу гажє оба уиггки HO^k ВЛДЦ'Ь \щ <...> и юже полшловлвъ оуисти (СбУсп. ХИ/ХШ, 195а29); пришь.дъши во цсрцл роуклмл въгго дъщери обънмъши гллшє (СбУсп ХІІ/ХІІІ, 68в31—32).

Что касается реализации в смысловой структуре рассматривае­мых приставочных образований втягати, въшгати, и^ъгати, нлгати, овъгати, отъгати, погати, пригати интегральной семы 'характер объек­та', то следует отметить, что неодушевленный объект характеризует­ся как пассивный, а одушевленный приобщаемый объект может ха­рактеризоваться как пассивный или активный. Если приобщаемый объект назван существительным, обозначающим животное, ребенка или взрослого человека, не способного к самостоятельным действиям, то объект характеризуется как пассивный. Если приобщаемым объек­том является взрослый человек, способный к самостоятельным дейст­виям, способный оказывать сопротивление субъекту, то объект харак­теризуется как активный.

Исключением является глагол ОБъгати, при котором одушевлен­ный пассивный объект назван существительными, обозначающими взрослого человека, способного к самостоятельным действиям. Ак­туализация признака «пассивность» обусловлена тем, что приобще­ние объекта в данном случае становится способом выражения поло­жительных эмоций субъекта по отношению к объекту. Это подтвер-


273

ждается в контексте употреблением в функции однородных сказуе­мых глаголов овъгсгги и іублобтл^ати, н/кловдти, например: Е\ко КГДА

СЬрАУЄШИ БЛИЖЬНАЛГО... WEbHMH И И ЦІїЛОуН СЪ МЪН0Г01Ж УЬСТЬЮ

(Изб 1076, 99); ишъ же издалє(у) вид'Ьвъ его [блудного сына]

МИЛОСерДОВЛ И ПрИТЄ(к) ШБЬ / ЯТЪ ЄГ0. И МЛ(С)ТВН0 ШЕЛ 0 БЪ 1% А (ЖВИ

XIV-XV, 48а-б).

Интегральная сема 'способ приобщения объекта' в смысловой структуре приставочных производных втягати, въииати, и^ъгатн, овъгати, отъгати, погати, пригати конкретизируется дифференциаль­ным признаком «с помощью рук», который, как правило, не нуждает­ся в специальных уточнителях: о том, что приобщение объекта осу­ществляется руками, свидетельствуют особенности приобщаемого объ­екта, которым, как правило, является небольшой предмет или человек.

В тех случаях, когда указание на приобщение объекта с помо­щью рук становится контекстуально значимым, данный дифференци­альный признак эксплицируется присловным уточнителем рука в раз­личных падежных формах, например, Тв. мн. ч.: прннмъшн ю своима роуклмл... принесе ю (СбУсп ХП/ХШ, 143г2); [Феодосии] haya

БЛГ(с)ВАТИ МА. И ОБЪГАТЪ МА рЪКЛМЛ СВОНМЛ И HAYATb цНїЛОВАТИ MA

(ЛИ ок. 1425, 173 об.); пришьдъши во цсрцл роуклмл втлю дъщери объимъшн глдше (СбУсп ХИ/ХШ, 68в31—32); «на + Места, мн. ч.»: и на роукахъ въ ^ ьмоуть та да не къгдл о клмень пр'вть.кнеши ногъ1 твоега (ЕвМст до 1117, 70г25); «въ+ Вин. дв. ч.»: въ ^ ьмъше книгы въ рощ - к (СбУсп ХП/ХШ, 222г24).

В смысловой структуре глагола отьгати интегральная сема 'способ приобщения' в зависимости от характера объекта может кон-


274

кретизироваться дифференциальным признаком «с помощью ору­жия». Актуализация такого ДП наблюдается в контекстах, описы­вающих военные действия, приобщаемый объект при этом имеет расширительный характер и назван существительными, обозначаю­щими некоторую совокупность людей или предметов: полонъ wT /ли/а (ЛЛ 1377, 94 об.); д товаръ (Vmu/a (ЛИ ок. 1425, 136).

В смысловой структуре глагола пригати интегральная сема 'спо­соб приобщения' может быть нейтрализована, что обусловлено рас­ширительным характером приобщаемых объектов, выраженных су­ществительными, обозначающими некоторую совокупность предме­тов: ти притхомъ wt тєвє даръ/ (СбУсп ХП/ХШ, 279в21—22).

В смысловой структуре глагола нлгати интегральная сема 'спо­соб приобщения объекта' реализуется в дифференциальном признаке «по уговору»: нагатъ д^лателл въ виногрддъ свои (ЧтБГ к. XI сп. XIV, 5а-б).

Интегральная сема 'характер приобщения объекта' реализуется в приставочных глаголах по-разному, дифференцируя производные образования от одной основы. Так, в смысловой структуре глагола отыати интегральная сема 'характер приобщения' представлена как «отчуждение», что способствует актуализации интегральной семы 'характер второго участника ситуации'. Указание на второго участни­ка осуществляется в контексте присловными уточнителями в конст­рукции «у, отъ + Род.»: оу мене сЬно СЗали (ГрБ № 53, 10-30 XIV); ^инонъ ц(с)рь (іїать дщерь оу нєкокіа вдовица (Пр 1383, 8а); СЗна<ли> оу мене сел<и>влнкє дл михеике ДЛ АКОВЄЦЬ. В0ЛДЪ1КИНе кон в три pyea'b (ГрБ № 521, XIV/XV); и ^ллто и ино кдтьство \Япщ (U


275

лкгъ (ГБ к. XIV, 124в).

В контексте лицо, у которого отчуждается объект, может быть выражено опосредованно, на наличие признака «отчуждение» указы­вает приставка. Например: д (Uhmltl кна^б всє жєноу и д'ети въ Холопьство (Гр 1229 сп. 1297-1313 (смол.)), второй участник ситуации назван в широком контексте.

Интегральная сема 'характер второго участника ситуации' реа­лизуется в дифференциальных семах «одушевленность», «конкрет­ность», «активность». Выявление дифференциального признака «ак­тивность» обусловлено тем, что процесс отчуждения, обозначенный глаголом отыати, осуществляется силой, против воли лица, у которо­го отчуждается объект, на что в некоторых случаях указывается в контексте: лще во кого рл^вонникъ срАщеть с мєуємь хота ОТАТН илгбник то и с рлдостью кму длють. (СбХл XIV], 99-100). Употреб­ленный в условной конструкции глагол отыати характеризован с точки зрения модальности и обозначает желаемый процесс. Указание на то, что отчуждение объекта произойдет против воли второго уча­стника ситуации, содержится в семантике существительного рл^воиникъ, замещающего позицию субъекта, а также в семантике существительного мєуь, уточняющего характер предыдущего дейст­вия (срАЩЄТь).

При реализации дифференциального признака «отчуждение» в глаголе отыати приставка актуализирует свое пространственное зна­чение «удаление от объекта».

В смысловой структуре глаголов въ^гати и погати интегральная сема 'характер приобщения' конкретизируется в дифференциальном


276

признаке «взятие в руки с целью дальнейших действий», который ак­туализируется контекстуально в сочетании глаголов вт^іати и поіати с глаголами, обозначающими последующие действия и входящими в состав различных лексико-семантических групп:

- движения: и тъгдд гла. ослдвленомоу въстлвъ ВЪ^ЬМП Л0ЖЄ твое и иди въ долгъ свои (ЕвАрх 1092, 32 об., 19); в%а Ислкиїа и прннєсє и к фІБ'в в к'Ьль.нэ (JIJI 1377, 65 об.); въцьми сию пллъкоу и Ходи сь нею (ЖФП XII, 66а 11); в^емшє ткло кго прнвє^оша и в лодьи (JIJI 1377, 67 об.); иши же понмшє Ісл вєдошіа нл avecto крднькво (JIJI 1377, 35 об.); пришедшю же кщ нл хл^внъш торгь видивше н'кци оунл УЛДЬ ГаКО НеСМЪ1СЛИТЬ понмшє кго в клпильк виндошл (ЖАЮ, 8а); и многие другие;

- помещения объекта: вще^ше и нл ковр'Ь в^ложнша нл колл (JIJI 1377, 88); в^ємшє т^ло кго <...> положнша и въ с'гви Со^ьи (JIJ1 1377, 72 об.); бжствьнъш ^ешдосии шедъ къ кдиномоу wt ко^ньць повели кл\оу жел^о съуепито ськовлти. иже и въ^ьмъ и прєпотса са ил\ь въ уреслл свога (ЖФП XII, 30630); понмъше ю въсаднте въ тъмьницю (СбУсп ХП/ХШ, 78626); и многие другие;

- физического воздействия: и въ^аша тръсть и внщоу кго по глабъ7 (ЕвАрх 1092, 118, 4); и во^муть нл са прутьк мллдое [и] вьють са сами (JIJI 1377, 3 об.); и въст^пивъ нл ко^ьль, рогь и пр^кломивъсА въ%а и оударн ю по въш (СбУсп ХИ/ХШ, 145в17); во^мн клмень и удари (JIJI 1377, 29 об.); они же поимъше увнша іа и повіісишл их нл дув'в (J1H XIII—XIV, 93); и многие другие.

Глагол въ^гати, в отличие от погати, мог сочетаться и с глаго­лами передачи объекта: и на оі/трьіа ишьдъ. и въщьмъ дъва пъч1А^а


277

дасть гостиньникоу (ЕвАрх 1092, 58 об., 6); тъ въ^ьмъ дажь и z>\ ma и са (ЕвАрх 1092, 37 об., 1); и в^емшн снасть и вдасть мужю своему и гастл (ЛЛ 1377, 29); и многие другие.

В смысловой структуре глаголов въшгати, и^ъгати интегральная сема 'характер приобщения объекта' конкретизируется дифференци­альным признаком «извлечение», например: Гл^въ жє въшемь топоръ ростА и (ЛЛ 1377, 61); кгдд прокоплхъ [вход в пещеру] послах^ къ игумену, приди дл въшемемъ и (ЛЛ 1377, 70 об.); лще ли Хощеши то предт» товою въ/нем'кве жито, ли ръшу ЛИ ИНО YT0 (ЛЛ 1377, 59 об.); тоу лвик... пгебъ съ врд(т)мъ. п^ьмъше мєуа свогй нлулстл скуй (ЛН XIII—XIV, 89 об.); и посе(м) оуддри и в око. и и%а ^ницю. и посє(м) в другое wko. и н%а другую z/кницю (ЛЛ 1377, 88);

ТОу ЛВИЄ АСА ^Л УЬПЛГЪ рИ^ЧЫ СВОеГЛ СТЫИ ииколл И ВЪША ^ллто и

длсть. 5 ^ллтникъ великих^ в роуц'в стлрцю (СбТр к. XIV, 193).

В контексте может содержаться указание на ограниченное про­странство, откуда извлекается объект, как правило, для этого исполь­зуется конструкция «игд, + Род.»: мтри кго оумерши въ \в/ м(с)ць, и пропорше ю, въшлше кго и-щрева (ГА XIII—XIV, 1316); но гакоже спащл лдлмл въшл ревро н% него, и не уюіашєть лдлмъ (Пал 1406, ЗЗв); тлко стъш. н% роукъг и%а кмоу мєуь (ЧудН XII, 72г); wh же воинъ оупрлви десьницю свою н^емь рогтиую нс поглса своего ДЛЛЄУЄ вергъ(ЛИок. 1425,278 об.).

В структуре производных глаголов рассматриваемый диффе-реннциальный признак актуализирован приставками въ1-, и^- с про­странственной семантикой «направление изнутри наружу».

В смысловой структуре глагола пригати интегральная сема 'ха-


278

рактер приобщения объекта' конкретизируется дифференциальным признаком «получение в свое распоряжение», при этом актуализиру­ется интегральная сема 'характер второго участника ситуации', кото­рая конкретизируется дифференциальными признаками «одушевлен­ность», «конкретность», «активность». Выявление интегральной семы 'характер второго участника ситуации' обусловлено тем, что глагол пригати обозначает такое приобщение, при котором объект вручается, присылается кем-либо кому-либо. Как правило, указание на второго участника ситуации содержится в развернутом описании приобщения объекта: дроу^ии же исплєтьшє вьчіьць. двь* прииошлхоу глюще прийми вьчіьцл грлдл ндшего (СбУсп ХИ/ХШ, 71в29-30); дд wt оставъшалго имь'нига посълкть кмоу влижьнии дроугъ кго. и си прннмъ въ мллъхь Аньхъ съ^ьдл црквь (СбУсп ХН/ХШ, 295а27-28). В некоторых контекстах подчеркивается, что действия второго уча­стника ситуации заключаются в передаче объекта. Объект может быть:

- принесен субъекту: посреди же ихъ голувь великъ ... и сниде с лдстовицдми нд стго лнстъ ^ллтъ млслицьнъ носа въ оустъуь своихъ и улвцьскы к нему глнзщі прийми листь сь (ЖАК), 61а); whh же послушл[шл] его и послашл ему лієуь и ино шружье и принесоша к нему. и>нъ же приимъ haya хвалити и любити и цт»ловд црл (JTJT 1377,22);

- прислан субъекту: се же слышдвъ [црь] ... поел" к нкму АаРЪ1 ... Отосллвъ жє прнт ддры (JIJI1377,22);

- передан субъекту в руки: даждь мп сег0 животворАщаго
мьрътвыга. да прннмъ и покрыю и землею (СбУсп ХП/ХШ, 24061);
пилдтъ же повели дати ткло ісво 59. и прннмъ тъ-ло иосифъ. овить к
пллщлницею уисток) (ЕвАрх 1092, 120 об. И).


279

Для указания на второго участника ситуации в некоторых кон­текстах использована конструкция «отт» + Род.»: ти пршахомъ wr тєбє длр-ы (СбУсп ХИ/ХШ, 279в21-22).

В структуре глагола пригати, реализующего дифференциальный признак «получение в свое распоряжение», приставка актуализирует свое пространственное значение «приближение, присоединение».

В смысловой структуре глагола овъгати интегральная сема 'ха­рактер приобщения объекта' реализуется в дифференциальном при­знаке «обхватывание руками», который не эксплицируется средства­ми контекста, однако актуализации рассматриваемого дифференци­ального признака способствует приставка, которая реализует свое пространственное значение «вокруг»: гако кгдл сьрдуєши влижьналго... welumh и и ц'Ълоуи съ МЪИОГОИ* Yb.CTb.K3 (Изб 1076, 99); притєуєть. и wELHMerb. и ишловъ^дкть.. итьщреноую и гньсивоую нлшк» въ1Ю (СбТр ХИ/ХШ, 125 об.); косима се оврлдовлсА. и лвье обьимъ глл ми. овр'влъ єси вещь (ПНЧ XIV, 156а); ишъ жє издлле(у) вид'ввъ єго [блудного сына] милосердовл и прите(к) \иБыатъ его. и мл(с)твно ювловъ^л (ЖВИ XIV-XV, 48а-б).

Интегральная сема 'характер приобщения объекта' конкретизи­руется в смысловой структуре глагола нлгати дифференциальным признаком «получение в свое распоряжение»: иа/атъ д'блатєла в*ь виногрлдъ свои (ЧтБГ к. XI сп. XIV, 5а-б); сь поносим сы, гако тажлса нагалъ поворникд (Пч к. XIV, 55 об.); но и клеветника нлглшл (ГБ XIV, 187а). Актуализации дифференциального признака в контек­сте способствует указание на действия, которые субъект не может выполнить сам по определенным причинам (отсутствие необходимых


280

физических возможностей, профессиональной подготовки, нежелание нарушать нравственные нормы) и для выполнения которых приобща­ется объект. Указание на такие действия может содержаться в семан­тике существительных, например, д^ллтєль (= работник), покорник'ь (= защитник в суде); клеветникъ (= обвинитель, доносчик, жалоб­щик), характеризующих лицо по роду деятельности и обозначающих приобщаемый объект. Если приобщаемый объект обозначен сущест­вительными, не имеющими отмеченной особенности, то на действия, которые необходимо выполнить, указывает объектный инфинитив: и bckv\oy- нлтшл илил\ит"ы. возити мьртвьцл и^ города (J1H XHI-XIV, 12 об.); натша во и прєдлти оуутлл (ГБ XIV, 125в). На приобщение объекта для выполнения какой-либо работы может указывать при-словный уточнитель - отглагольное существительное служєник (= служба, прислуживание [Срезн. III: 425]): ^лил\одавєць лщє ^алшгь во^меть... ли в рлкиггнок щжєник нанметь. дл СЗплдеть долгл (МПр XIV, 184 об.).

Как показал анализ материала, приставочные производные втягати, въгати, вишти, и^ыати, нлгати, окъгати, отыати, погати, пригати реализуют общую с бесприставочным производящим катего­риально-лексическую сему 'приобщение объекта'.

Сильным компонентом смысловой структуры рассматриваемых глаголов является интегральная сема 'характер субъекта', представ­ленная в производящем и производных общим набором дифференци­альных признаков.

Слабыми компонентами смысловой структуры, переосмыслен­ными в процессе семантической модуляции, являются интегральные


281

семы 'характер объекта', 'способ приобщения', 'характер приобще­ния'. Интегральная сема 'характер второго участника ситуации' нахо­дится в дополнительном распределении. Названные интегральные се­мы различают приставочные образования от одной основы при со­хранении общей категориально-лексической семы. При этом сохраня­ется и общая стереотипность, обеспечивающая набор значимых при­знаков концепта 'приобщение объекта' концептосферы 'действие'.

Семантическая соотнесенность производных от одной основы обусловлена тем, что производящая основа и приставки, маркируя модуляционные семантические изменения, реализуют модуляционно-маркирующую функцию, при этом у глаголов въшгати, н^ыати, овъгати, отъгати, пригати префиксы сохраняют свою локальную се­мантику, а у глаголов въ^гати, нагати, поіати приставки реализуют общее значение результативности.

Приставочные производные подъгати (139 ел. уп.), съгати (72 ел. уп.), въгати (44 ел. уп.), образованные от гати, отражают деривацион­ ные семантические изменения производящего слова. В отличие от рас­смотренных выше глаголов с общей категориально-лексической семой, эти производные выражают новые категориально-лексические семы.

У глагола подъгати в качестве категориальной установлена сема 'перемещение объекта', которая реализуется в интегральных семах 'характер субъекта', 'характер объекта', 'средство перемещения', 'на­правление перемещения'. Интегральная сема 'характер субъекта' конкретизируется дифференциальными признаками «одушевлен­ность», «конкретность», «активность»: л кжє рєуєть дыаконъ вънлгкмъ поп стлга стлгь въ^емъ подънметь тЪло (КН 1285-1291, 535а). Интегральная сема 'характер объекта' в смысловой структуре


282

глагола подъгати представлена дифференциальными признаками «не­одушевленность», «конкретность», «пассивность»: метдшд во кдменемь... д камень гако же можлхоу д моужи силнии подълтн(ЛИ ок. 1425,261 об.).

Интегральная сема 'средство перемещения' конкретизируется в смысловой структуре рассматриваемого приставочного образования дифференциальным признаком «с помощью рук». Как правило, этот признак представлен имплицитно: положю та. и подънмор и понесоу та (ПНЧ 1296, 151). В некоторых случаях, когда подчеркивается тя­жесть перемещаемого объекта, глагол подъгати употребляется в соче­тании с присловными уточнителями в форме Тв., эксплицирующими ДП «с помощью рук»: сик ми поклад ігЬкто вид'квъ. рд^ултЬти в'ъсхотквъ тажєсть толику, иуувд об'бма рукл(лл) подънмъ (ПНЧ к. XIV, 145в); рлвъ жє вжии николд ^нлмендвъ древо и подънмъ юб'Ьма рЬкама. глл древоу (СбТр XIV/XV, 160).

Интегральная сема 'направление перемещения' представлена у глагола подт^іати признаком «перемещение снизу вверх». На направ­ленность действия вверх указывает приставка. В контексте характер направления может выражаться наречием втлспрь (= вверх): пронь^е и [брата] сулицею. и подъгд пре(д) соньмо(м) въгспрь (Пал 1406, 1466).

Приставочный глагол подъгати, выражающий категориально-лексическую сему 'перемещение объекта', реализует стереотипность, обеспечивающую набор значимых признаков концепта 'перемеще­ние' концептосферы 'действие'.

У глагола съгдти в качестве категориально-лексической уста­новлена сема 'удаление объекта', которая конкретизируется инте-


283

тральными семами 'характер субъекта', 'характер объекта', 'характер действия'.

Субъект представлен как одушевленный, конкретный, актив­ный, например: и приступистл нна два и снлста другую деку с пєуи и сбдостл (ЛИ 1377, 88). Интегральная сема 'характер объекта', как правило, конкретизируется дифференциальными признаками «не­одушевленность», «конкретность», «пассивность», например: и сє вл'Цшє другий повергошл и и сва^лша и снемше доску С ПЄУН и въ^ложиша на перси кго (J1JI1377, 88). Объект может быть и одушев­ленным, конкретным, пассивным: много же ^ла притерпъ'въ на др'ввъ' ВИСА. КЪ BCY6ptf СНЄМШЄ. ВСАДИША его в темницю (ЖАЮ, С159 об.).

Интегральная сема 'характер действия' реализуется как «удале­ние с поверхности чего-либо». Контекстуально этот признак актуали­зируется в сочетании глагола с существительным в конструкции «съ + Род.», например: нъ съ др'вва съньмъше ид оугльхъ на жслъ^ггб лъчтвици истагоша (СбУсп XII/XIII, 284в28); и тдко

ПреВТЛСТА. ТВОрАЩА. ДОНЄЛ'БЖЄ М^УАЩЄИ MA ПръХТЛШЛ. И С Д / УІВЛ

снАша . л они АЕие отидоша (ЖАЮ, СІбОоб.); снемше доску С ПЄУН и въ^ложиша на перси кго (JIJ1 1377, 88); сънемше и со крта положишл ивъгровъ- (ЛЛ 1377,35 об.).

Глагол сыати, выражая рассмотренную категориально-лек­сическую сему, реализует стереотипность, обеспечивающую набор значимых признаков концепта 'удаление объекта' концептосферы 'действие'.

Деривационные изменения в смысловой структуре производяще­го глагола гати, обусловленные возможностью бесприставочного гла-


284

гола сочетаться с абстрактными существительными, обозначающими приобщаемый объект, отражены в смысловой структуре приставочно­го производного въшати (въгати), который имел в древнерусском языке значение «услышать, воспринять» [СДР II: 196, 235].

В качестве категориально-лексической семы у глагола въшати установлена сема 'интеллектуальная деятельность', которая реализу­ется в интегральных семах 'характер субъекта', 'характер действия', 'характер объекта'. Интегральная сема 'характер субъекта' конкрети­зирована дифференциальными признаками «одушевленность», «кон­кретность», «активность»: кто воньметь. ид'втє не вудите влауими леностью (ФСт XIV, 1г); оуношл же никлко же вна(т). глн'ых'ь стлрцє(м) (ПКП 1406, 155а). Интегральная сема 'характер действия' конкретизирована в смысловой структуре глагола въшати признаком «восприятие». Объект восприятия характеризуется как неодушевлен­ный, абстрактный и представляет собой информацию о чем-либо, пе­редаваемую с помощью речи: Клинъ, внемъше глъ, pallia, іако невъ^можно КСТЬ ВЪМ'БСТИТИСА ВЪ KOBYC^fe толіко... животнтлхъ (ГА XIII—XIV, 35г); въмм'кмь глємш на пол^у нллгь (Пр 1383, 1516). Позиция объекта в приведенных контекстах замещена существитель­ным и причастием в форме Вин. без предлога. Указание на восприни­маемый объект может осуществляться в контексте придаточной кон­струкцией, например: л кжє ре(у)ть дыаконъ вънм'ймъ (КН 1285-1291,535а).

Приставочный глагол въгсгги с категориально-лексической се­мой 'интеллектуальная деятельность' реализует стереотипность, ко­торая обеспечивает набор значимых признаков концепта 'интеллекту-


285

альная деятельность' концептосферы 'действие'.

Производные образования от глагола гати, отражающие дерива­ционные изменения в его смысловой структуре, утрачивают соотне­сенность с другими производными, поскольку производящий глагол и приставки выполняют деривационно-маркирующую функцию.

4.2.2.2. Производные со связанной основой, образованные от кд^дти (= говорить), в современном русском языке представлены гла­голами наказать (дать наставление), отказать, приказать, сказать. В древнерусских текстах от этого бесприставочного глагола зафикси­рованы приставочные образования ндкд^дти (127 ел. уп.), отъкд^дти (2 ел. уп.), прикд^дти (27 ел. уп.), съкд^дти (215 ел. уп.). Глагол отъкд^дти представлен единичными случаями употребления, что не позволяет реконструировать его семантическую структуру.

У производных глаголов, как и у производящего слова, установ­лена категориально-лексическая сема 'речевая деятельность'. Семан­тические структуры бесприставочного глагола и приставочных единиц обнаруживают как сходства, так и различия, что отражено в Таблице 12.

Общность производящего и производных обнаруживается в реа­лизации интегральных сем 'характер субъекта' и 'характер адресата'.

Интегральная сема 'характер субъекта' у всех приставочных глаголов реализуется в дифференциальных признаках «одушевлен­ность», «конкретность», «активность», например: н'всть, оу ндсъ оууитєліа, нже бъ1 htj ндкд^длъ (ЛТр, 61); бшііє ко кнщь Иванъ Дмитреєвиуь, ида въ Орду, прикл^Адъ БЛЮСТИ свою отуину Перегдслдвль кнгсцю Михлилу Терскому (ЛТр, 348); А. тое все прнка^ахъ єпископу упрдвливдти (ЛНК, 278); и екд^д Ларшнъ ту реуь Мьстислдву и новгородьуемъ (ЛН XIII-XIV, 85-85 об.);


286

льщллшєса и ^єллла рлга того. ГЙКОЖЄ ипктоже не МОЖЄТЬ того СКАЗАТИ. ИСПрЄСТрЄНй СуЩИ рЛ^ЛИУНЪ1Л\И цв'Ьттл. іако хоТА1Д^ МИ

ЗР'Ьти на ту ^ємлю. несыть. в'Ьх'ь того оухдньА (ЖАЮ, 11в).

Таблица 12

Реконструкция семантической и смысловой структур

глагола ка^дти и его приставочных производных

с категориально-лексической семой 'речевая деятельность'

 

Семантическая структура

Смысловая структура

ИС ДП КАЗАТИ СЬКЛ^Л- ти НАКАЗА­ ТИ ПрИКА^А-
характер субъекта одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность + + + + + + + + + + + +
характер адресата одушевленность неодушевленность конкретность абстрактность активность пассивность + + + + + + + + + + + +
цель осуществле­ния действия информирование оказание влияния (модуляционный) выражение воли субъекта(модуляци­онный) + + + + + +

В семантической структуре приставочных глаголов интеграль­ная сема 'характер адресата' конкретизируется дифференциальными признаками «одушевленность», «конкретность», «пассивность», на­пример: л приклзллъ въ1лъ есмь епископу (Кипр. м. поел. Пек. д. дух. 1395 г.); скл^лшл Овштополку (JIHK, 78); кпнфднъ peY. «молю ти са. рлве вин. скажи мп. кокга д^ла винъ1 тлко въекор^ пр'вдлнъ БТЛ в нлплсть» (ЖАЮ, 35г); скл^л мн Гюрлтл Роговиуь Новгородець, гла


287

сицє іако... (ЛЛ 1377, 85а). Адресат, как правило, выражен именем в Дат. с предлогом или без предлога, а также формой Тв. с предлогом: И peYe имъ: «склжите предъ дружиною» (ЛНВ, 20).

При глаголе наказати адресат выражен существительным или местоимением в Вин. без предлога: и ндкджеть мл прлвьдьнъш (Изб. 1973, 45в); отрокъ же. видивъ се кму створшю. и въ^емъ. плкъ1 обллує кго. стыи же дндред. цъ'ловлвъ того отрокл и много НЛКЛ^ЛБЪ кго. гаже суть не ил пол^у того выгати, и пусти кго домови пойти (ЖАК), 22в).

В древнерусском тексте адресат при глаголе съкд^дти мог быть не выражен специальной лексемой. Отметим, что такая особенность характеризует прежде всего летописный текст. Субъект в таких слу­чаях является автором текста, следовательно, адресат, на которого направлено действие, - читатель, слушатель. При этом контекстуаль­но значимым становится указание на особенности повествования.

Так, глагол съкл*;лти в сочетании с наречиями используется для определения последовательности изложения событий: на томъ холмъ* церкви свгатого Елсилил есть, гакоже посліди склжемъ (ЛНК, 44 об.); И въ1сть о томъ рдспріа межи Олгомъ и Овгатосллвомъ, еже посліди склжемъ (ЛТр, 341); гакоже последи склжемъ (ЛЛ 1377, 25 об.). По­следовательность изложения конкретизируется также в сочетании глагола с предложно-падежной формой существительного или место­имения, например: Мъ1 же от hayaaa Рускъ! ^елига до сего лъ^гл и все по рглду и^въчтьно дл склжемъ, от Михаила цесдрга до Алексдидрд и Исдкыа (ЛНК, 28); По семъ скджемъ въ приклюуивших-сга л'ктехъ сихъ (ЛНВ, 5 об.). В первом примере для выражения по-


288

следовательности используется существительное в Дат. с предлогом по ргаду (= по порядку) [Срезн. III: 232]; во втором примере использо­вано местоимение сє, которое в форме Мест, с предлогом по выража­ло значение «после» [Срезн. II: 983].

В некоторых случаях автор повествования только называет со­бытие и указывает на тот факт, что комментарий к аналогичному со­бытию был дан ранее, например: и сътвори ^ло ^елми Оуждлльскои тлкоже, гакожь и прєжє скл^лхомъ (ЛТр, 339); Приде Еолодімерт», и Длв'ыдъ и Олегъ нл Овгатополкл, и стлшд \[ Городцл, и створишл миръ, іакожє и в прежнее л*кто скл^лхъ (ЛТр, 195). Адресат при гла­голе съкл^ати не выражался отдельным словом и в тех случаях, когда конкретизировался способ описания событий, например: Скджелгь въкрлтцъ' (ЛНК, 163 об.); £ то же л'йто встл ересь Леонтилньсклгл. Склжемъ вл\ллъ\.. (ЛТр, 243).

Отсутствие эксплицитно выраженного адресата характерно для фрагментов текста, в которых актуализируется эмоциональное отно­шение автора к сообщаемому. Синтаксически это оформлено по-разному. Глагол съкд^дти может быть употреблен как часть составно­го глагольного сказуемого: интле церкви въ грлдъ- и вънъ- грлдд, и млнлсгыри въ грлдъ- и вънъ' грлдл, погрлБишл все, нл\ъ же не можемъ уислл, ни крлсотъ! ихъ сказати (ЛН XIII—XIV, 71); ігвсть во нл ^емли тлклго видл ли крлсотъ! тлкога и не доумгкемъ бо сказати (ЛЛ 1377, 37). Глагол-связка выражает модальное значение невоз­можности совершения действия, таким способом в контексте подчерки­вается сила впечатления от увиденного. Другой конструкцией, в кото­рой выражаются эмоции автора, является риторический вопрос: увъ!


289

мігб! клко могу сказати въ'ду ту грозную и тугу стрлшную, втаївшую въ великій моръ (ЛТр, 380); 0 горе тевъ1, б'бднъш уеловъ-уе, клко можеши сказати и написати конуину господина своего (J1HB, 73 об.).

Различия между приставочными производными наказати, прикл^лти, съкл^лти заключаются в особенностях реализации инте­гральной семы 'цель осуществления действия'. Так, у глагола съкд^дти названная интегральная сема конкретизируется дифферен­циальным признаком 'информирование', который уточняется различ­ными средствами контекста, раскрывающими содержание речи.

Содержание сказанного раскрывается в конструкции с прямой речью, например: и оудлришл уеломъ передъ кнгсцемъ Всеволодом^, и скл^лшл ему ръ-уь: «кллнгаютш, кніаже, Половци Ємгаковє, пришли есьмъ! со кнгсцемъ волгдрьскъгмъ воєвлть Болглръ» (ЛТр, 266).

Содержание сказанного выражается в конструкциях с придаточ­ным предложением, например: да склжемъ yto рлди про^влсл Пеуерьскъш мдндстъфь (ЛЛ 1377, 52 об.).

Содержание речи в свернутом виде может быть передано кон­струкциями «Вин. без предлога» или «о + Мести.», например: тдко же

И АврАМОу Пр'БСеЛЬ.НО КМОу БОуД^ШЄ ИмА ПрОрбКЪ И БИН0\[ СКА^Д (Изб

1073, 106г); Скджем же и успение его млло (ЛНК, 96); Иде послдникъ нл Иоанна дворъ, и со^вл новгородци, и скд^л нмъ слово Далматово (ЛНК, 186); и ска^а имъ ръ^и вса Оловткньскихъ кна^ь (ЛЛ 1377, 9);



































Дата: 2019-02-02, просмотров: 297.