ПРОИЗВОДЯЩИХ И ПРОИЗВОДНЫХ ГЛАГОЛОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗАННЫХ ОСНОВ
Вводные замечания
Выявление признаков лексико-грамматического характера проводится в нашем исследовании с учетом «строгой соотнесенности всех глагольных форм с основами, от которых они образованы» [Лопушанская 1975: 44]. Под глагольной основой понимается «звуковой комплекс, представляющий морфологическую базу для образования определенных глагольных форм в пределах одного вида» [там же: 50]. Для славянского глагола характерно наличие двух формообразующих основ - презентной (Оі) и претеритальной (02), от которых образуются ряды грамматических форм. Та и другая основы могли иметь фонематические варианты. Если какой-либо вариант становился базой для образования целого ряда форм, то он выделяется как морфологизированный вариант глагольной основы (03) [Лопушанская 1975: 84].
Существуют различные классификации глаголов.
В научной литературе представлены классификации, в которых учитывается возможность образования всех глагольных форм от одной основы [Журавлев 1993; Маслов 1972; Jakobson 1948; Levin 1972; Townsend 1975; и другие]. Впервые такую основу определил Л.В. Щерба, выделяя в системе восточно-лужицкого глагола чистую
78
основу, «от которой образуются все остальные и которая сама или равна корню (или основе производящего слова) или образована от корня (или от основы производящего слова) разными суффиксами соответственно разным классам глаголов» [Щерба 1915: 123].
Учитывать исходную основу при построении классификации русского глагола предложил Р.Якобсон, и в дальнейшем такое положение разрабатывалось И. Таунсендом, М. Левиным и другими. При данном подходе под «полной» или исходной глагольной основой понимали основу «наиболее длинную по количеству содержащихся в ней звуков» [Townsend 1975: 82]. Авторы считают такую классификацию удобной в использовании, особенно при преподавании русского языка как иностранного, но вызывает сомнение основание классификации, поскольку в одних случаях наиболее длинной является основа инфинитива, в других - основа настоящего времени, при этом в один класс попадают глаголы с различными формообразующими основами.
При построении типов глагольных парадигм по признаку одноосновности глагола Н.А. Янко-Триницкая выделяет как базовый вариант глагольной основы инфинитив [Янко-Триницкая 1971: 310]. Ю.С. Маслов определяет общую формообразующую основу как общую часть сравниваемых слов, связанных отношением производ-ности, содержащую корень или корни и представленную во всех сравниваемых образованиях тождественным составом морфем [Маслов 1972: 9, 11]. Вычленить единую глагольную основу, по мнению В.К. Журавлева, позволяет анализ словоформ с формальной стороны и основной принадлежности всей совокупности словоформ [Журавлев 1993:45-46].
79
В лингвистической литературе предложено достаточное количество классификаций глагола, которые строятся в зависимости от различий в характере исходного звука презентной основы (такие классификации представлены в трудах Н.Н. Дурново, П.С. Кузнецова, А. Лескина, A.M. Селищева, А. Шлейхера и других). Классификация старославянского глагола Шлейхера-Лескина построена с учетом характера основ настоящего времени в генетическом аспекте и делит глаголы на пять классов. Такую классификацию использует A.M. Селищев [2001, II: 144-148]. П.С.Кузнецов применяет ее к глаголам древнерусского языка [1953а: 189-191]. В этих классификациях не учитывается возможная перспектива развития языковой системы. Как известно, под влиянием фонематических процессов может произойти модификация исходной фонемы, что приведет к образованию морфологизированного варианта основы, а также другим явлениям, влекущим за собой несоответствие делению глаголов на классы, которые строятся в зависимости только от характера презентной основы.
Есть классификации глаголов, авторы которых признают наличие двух формообразующих основ, но главным показателем все же является основа инфинитива [Dobrovsky 1809, Miklosich 1856, Travnicek 1951]. Критерием деления в этих классификациях является характер тематического гласного основы инфинитива [Travnicek 1951: 563-564]. В этих классификациях не учитывались возможные образования всех глагольных форм. Ян Гебауэр придерживался классификации Добровского-Миклошича, в которой все глаголы делятся на шесть классов. В I класс входили бессуффиксальные основы (нес-ти); II класс включал в себя основы на -иж- (двиг-нж-ти);
80
III класс составляли основы на -Ъ- {влад-і-ти)', в IV класс были включены основы на -и- (ход-и-ти); в V класс вошли основы на -а-(д'кі-а-ти), VI класс состоял из основ на -ова- (тр^б-ова-ти) [Gebauer 1958: 119-405].
Ф.И.Буслаевым [1959: 184-190], Н. Ван-Вейком [1957: 300], А.Х. Востоковым [1839: 117-129], М.В.Ломоносовым [1952: 389-578], А.А.Шахматовым [1936: 174] были предложены классификации, которые строились на базе двух основ.
В русской грамматической традиции господствовал принцип деления глаголов на два спряжения, причем к I спряжению были отнесены все глаголы, имеющие в настоящем-будущем времени окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, ко II спряжению - все глаголы, имеющие в тех же формах -ишь, -ит, -им, -ите [Ломоносов 1952: 389-578].
А.А. Шахматов предложил классификацию глаголов, основанную на различиях в характере презентной основы, указывая: «считаю наиболее удобным распределять в русском языке глаголы с основами настоящего времени, так как это время представляет вследствие изменения по лицам и числам наибольшее количество разнообразных форм» [Шахматов 1936: 174]. Данные классификации допускают комбинирование разновидностей основы настоящего времени с различиями в соответствующих основах инфинитива: «При любой морфологической классификации глагола следует учитывать в первую очередь различные комбинации основ настоящего времени и инфинитива, которые встречаются в старославянском языке, при этом, кроме всего прочего, принимаются во внимание различные суффиксы, образующие настоящее время» [Ван-Вейк, 1957: 298]. В рамках данных классификаций фактически сочетаются две,
81
построенные на различных основаниях, учитывающие характер конечного звука презентной основы, допускающие комбинирование разновидностей основы настоящего времени с различиями в соответствующих основах инфинитива. Однако системная соотнесенность презентной и претеритальной основ у каждого глагола в данных классификациях отсутствует.
Среди классификаций глагола существуют такие, в которых представлена попытка соотнести презентную и претеритальную основы [Бромлей 1965: 73-83; Нахтигал 1963: 110-121; Силина 1982: 15-24; Vlasto 1988: 147-148; и другие].
Все перечисленные классификации основывались на формальном признаке и представляли собой «схему, характеризующую структуру глагольной лексики с точки зрения строения основ в ее синхронном состоянии» [Силина 1982: 18].
В науке были попытки классифицировать глаголы с точки зрения значимости их морфологической структуры для современного состояния языка. В этом случае различались продуктивные и непродуктивные классы глаголов [Виноградов 1986: 365-373; Исаченко 1960: 40-45; Чернов 1984; Karcevski 1927: 43-74]. По мнению В.В. Виноградова, «непродуктивные группы глаголов уменьшаются в объеме, постепенно выходят за пределы грамматики. Грамматические ряды слов, размельчаясь, превращаются в "лингвистическую пыль" и рассеиваются поодиночке» [Виноградов 1986: 373]. В литературе выделяются словоизменительные классы глаголов, принадлежащих к одному и тому же спряжению и характеризующихся тождественным формальным соотношением основ прошедшего и настоящего времени [Русская грамматика 1980: 662].
82
Основанием для классификации, предложенной в работах Л.Н. Черкашевой [1991] и А.Р. Шарафутдиновой [1990], послужил признак наличия/отсутствия суффикса глагольности (основообразующего суффикса). В качестве критерия классификации авторы предлагают учитывать ударение и альтернацию фонем консонантного исхода корня.
Анализ научной литературы показал, что определяющим признаком, по которому традиционно строятся морфологические классификации, является характер глагольных формообразующих основ. При некоторых различиях в выделении классов глаголов все морфологические глагольные классификации не выходят за рамки формальных. Однако при характеристике глаголов по традиционной классификации ученые (А.В. Исаченко, СИ. Карцевский, П.С. Кузнецов, Р. Нахтигал, A.M. Селищев, М.А. Соколова, А.А. Шахматов) искали возможность в рамках каждого глагольного класса обозначить также особенности глаголов, проявляющиеся в рамках общности, указывая на взаимодействие конкретных глаголов друг с другом.
При анализе языкового материала мы пользуемся классификацией, предложенной СП. Лопушанской [1990: 23-29], которая учитывает эволюцию соотношения претеритальных (О2) и презентных (Оі) основ по признаку их равенства:: неравенства в праславянском, древнерусском и современном русском языках. В качестве единицы описания принято бесприставочное образование. Кроме формального классификационного принципа при таком объединении глаголов в классы реализуется и структурно-семантический принцип, поскольку предполагается семантическая мотивация каждого класса.
Реконструкция соотношения 02 и Oi проводилась с опорой на
83
данные «Этимологического словаря русского языка» М. Фасмера, «Историко-этимологического словаря русского языка» П.Я. Черных, «Этимологического словаря славянских языков» под редакцией О.Н. Трубачева, «Материалов для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского, Словаря древнерусского языка XI-XIV вв., Словаря русского языка XI-XVII вв. Мы также учитываем раннее переразложение основ в пользу окончаний. В качестве типовых древнерусских форм приводятся инфинитив, аорист 1 л. ед. ч, формы пре-зенса 1 л. и 2 л. ед. ч.
Для определения формообразующих основ глаголов в современном русском языке были использованы словари: Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение [М., 1987], Кузнецов С.А. Русский глагол: Формообразовательный словарь-справочник [СПб., 2000].
В первый класс объединены глаголы, у которых в праславянском, древнерусском и современном русском языках наблюдается совпадение О і и 02. Глаголы первого класса характеризуются тем, что степень длительности действия не маркирована специальной морфемой.
Ко второму классу принадлежат глаголы, у которых различаются Оі и 02 в праславянском, древнерусском и современном русском языках. Все бесприставочные глаголы второго класса характеризуются тем, что в структуре их основ (презентной и претеритальной) длительность действия (состояния) маркирована специальной морфемой.
Глаголы третьего класса характеризуются равенством основ 0\ и О2 в праславянском и неравенством, явившимся результатом ряда
84
фонетических процессов, в древнерусском и современном русском языках. Семантика глаголов третьего класса обнаруживает общность на лексико-грамматическом уровне, которая находит свое выражение в значении предельности всего действия либо отдельных актов этого действия (состояния), допускающих возможность их дискретного проявления.
Глаголы четвертого класса - это глаголы полиосновные (нетематического спряжения), у которых соотношение основ изменяется в рамках неравенства Oi и (¾. Семантика бесприставочных глаголов четвертого класса обнаруживает устойчивое противоборство двух лексико-грамматических значений: предельности и непредельности.
Анализируя глаголы древнерусского языка, автор этой классификации объединяет глаголы «с одинаковым соотношением аористной и презентной основ в 12 формообразовательных разрядов или позиций, в которых однотипными являются и формы глагольного словоизменения» [Лопушанская 1975: 59]. Учет позиций позволяет исследователю решить некоторые вопросы, касающиеся межуровне-вой семантики глагольных словоформ.
Такой комплексный подход к классификации русских глаголов дал возможность впервые включить в описание каждого класса и конкретного глагола признаки лексико-грамматического уровня. Учет генетичес-кой структурно-семантической и функционально-семантической общ-ности глаголов каждого класса позволяет объяснить некоторые закономерности эволюции русского глагола [см., например: Бондаренко 1997; Горбань 2002: 43-49; Егорова 2004; Шептухина 2001а: 27-40; 2002].
85
В современном русском языке образования со связанными основами представлены глаголами всех четырех классов. В работе мы рассматриваем глаголы I, II, III классов, глаголы IV класса в анализ не включаются, так как эволюция соотношения их формообразующих основ требует специального исследования, что отодвигает на второй план возможность установить тенденции формирования образований со связанными основами.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 267.