ОіНАВТЛКН-, Оі ОБЛІКИ-, СООТНОСЯТСЯ С ИНфиНИТИВаМИ НАВІгІКНОуТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

[Срезн. II: 271-272], ob'likhoyth [Срезн. II: 573], а формы, образован­ные от основ 0[ = С>2 ндвъ1к-, ОБгік-, соотносятся с реконструируе­мыми инфинитивными формами нлвъ|уи [Срезн. II: 272], обтлуи [Срезн. II: 575]. Непоследовательность проявляется лишь в отнесении формы бесприставочного глагола втыктъшихгъ к парадигме глагола въ1кноути [Срезн., I: 444-445].

В словарях древнерусского языка зафиксированы также глаголы в-ыклти [Срезн. I: 444] нлв-ыклти [Срезн. II: 271; СДР V: 132] об-ыклти [Срезн. II: 573; СДР V: 559].

Учитывая неоднозначность решения рассматриваемого вопроса в научной и справочной литературе, а также представленность гла­гольных форм в древнерусских текстах, мы соотносим формы от ос­нов въ1к-, навтлк-, обтлк- с инфинитивами bt^ikhoyth, habt^ikhoyth, ОБъиоюути. При этом допускаем возможность существования на более ранних этапах развития русского языка противопоставлений одноко-ренных глаголов *в*ыуи :: втлкноути :: втлклти, нлвтлуи :: нд-btjkhoyth :: илвілкйти, оетлуи :: obt^ikhoyth :: обтикати. В семантиче­ском плане в рассматриваемые оппозиции входили глаголы І, II и III


114

классов, по-разному характеризованные по степени длительности действия.

Рассматриваемые противопоставления развивались по пути со­кращения членов оппозиций. Глаголы 1-го класса, характеризовав­шиеся равенством Oi и 02, утратились, но образования от О] = 02 въ1к-, нлвтж-, овъ1К- сохранились в парадигме претеритальных форм и причастий прошедшего времени.

Чтобы охарактеризовать эволюцию соотношения презентной и претеритальной основ глагола гати, необходимо рассмотреть генезис его корневой морфемы. В праиндоевропейском реконструируемый корень глагола гати состоял из одного согласного, который, по-видимому, был кратким диезным слоговым сонорным *-т- и выра­жал значение «брать» [Черных I: 344]. В процессе изменения слого­вой структуры праиндоевропейский корневой -т- утратил слоговость и в раннем праславянском преобразовался в чередующиеся дифтон­гические сочетания краткого гласного с носовым согласным *-ёт-/ -Ы-, которые изменились в *-ет-/*-ып-. Данные дифтонгические сочетания приводятся некоторыми исследователями в качестве кор­невой морфемы этимологически родственных образований гати, имлти, илгкти [Мейе 2000: 162-163; Бернштейн 1961: 186]. В этимо­логическом словаре М. Фасмера дается вариант позднего праславян-ского корня *jbm- с протетическим *j [Фасмер II: 19]. В восточносла­вянский период сочетания *jem-/*jbm- в результате действия тенден­ции к построению слога по восходящей звучности изменяются в зави­симости от позиции, что приводит к появлению чередований в корне-


115

вых морфемах. Перед согласными *]ет-/*рт- изменяются в *jq:

*jem-ti/ *jbm-ti> іати > гати; перед гласным *jem-/*jbm- изменяются в -ь.м- / -им-/-ел\л'-. Корень -єллл'- появляется в презентных образова­ниях в результате воздействия -j-: 1л. ед. ч. *jem- +j-g>єлллю.

Таким образом, к праславянскому корню *]ьт- со значением «брать» восходят три глагола: *jqti > іати, *jbmati > имлти, *jbmeti > илгЬти. Эти глаголы принадлежат к разным классам.

У глагола имлти, принадлежащего ко II классу, претеритальная и презентная основы не равны в праславянском, древнерусском и со­временном русском языках: праслав. *jtma-th :: *jimaj-onti, *jimj-onii > древперусск. имд-ти :: имл]-уть, кмл-ють > соврем, рус. (вз)има-ти :: {вз)има]-ут и {при)иима-ти :: {при)емл-ют.

Глагол илгкти характеризуется как нетематический и принадле­жит к IV классу [подробнее об этом см.: Милованова 1992: 28-32].

Глагол гати принадлежит к III классу. Соотношение претери-
тальной и презентной основ характеризуется равенством в прасла­
вянском, поскольку в их исходе наличествует дифтонгическое соче­
тание *ш-: *jtm-am :: *jYm-teL В древнерусском в результате ряда фо­
нематических изменений 02 ■*■ 0|, в современном русском языке нера­
венство основ сохраняется:
праслав. ytm-tel :: *рт-ат,
др.-рус.   
га-ти :: им-оу, им-еши,

соврем, рус. {вз)я-ти :: (воз)ьм-у, (воз)м-еши.

Следует отметить, что у глаголов, образованных от гати, связан­ная основа представлена в современном русском языке вариантами -я,


116

- ня-. Вариант -ня- в глаголах принять, отнять, занять возник по ана­логии с глаголами снять, внять, претерпевшими переразложение ос­новы на границе префикса и корня, -7/- в этом случае является остат­ком древних предлогов-приставок. В текстах древнерусских летопи­сей и грамот встречается бесприставочный глагол шати в значении «взять, схватить», также отражающий описанный процесс, например: Лхмлть... не моглъ нати ни \идиного кна^а. и поиде в Тдтлртл держлсА полку Тдтлрского (ЛЛ 1377, 170); и рєкошл Игореви доумци єго... ттл ищєши нати моужл и бажати с нилгь (ЛИ 1425, 226 об.). В древнерусских текстах зафиксированы и приставочные образования от нати: бъ^нати руктл (ЛЛ 1377, 45 об.), хоташє понатн ю к соб'Ь жєігЬ (ПрЮр XIV, 40г); иже са єси принАлъ ^д рогь (ЖАЮ, С24 об.).

2.2.3.2. Бесприставочные производящие втлкиути, гати, будучи глаголами третьего класса, на лексико-грамматическом уровне обна­руживают общность, которая находит свое выражение в значении предельности обозначаемого ими действия.

Понятие предельности / непредельности долгое время использо­валось применительно к романо-германским языкам. Позднее оно стало использоваться в русской лингвистике в области аспектологии.

Сегодня существует достаточно широкое понимание предельно­сти как особого признака глагольной семантики [см.: Семантические вопросы словообразования... 1991: 103-104]. Предел осмысливается : 1) как достижение высокой степени интенсивности процесса (развол­ новаться); 2) как однократное проявление действия (прозвенеть); 3) как субъектный предел, обусловленный физиологическими, психо­логическими, ментальными, социальными «сторонами», аспектами, каждый из которых может выступить незапланированным объектом


117

воздействия (напеться, изработаться, зачитаться); 4) как объект­ный предел-результат, обусловленный свойствами объекта (измы­ лить кусок мыла) и т.д.

Предельные глаголы интерпретировались как отражение вне-языковых состояний «с одной степенью свободы», то есть таких, ко­торые при отсутствии внешних помех нормально завершаются пере­ходом в какое-либо другое вполне определенное состояние [Холодо­вим 1963:7].

В работе мы придерживаемся подхода к определению предель­ности, предложенного Ю.С. Масловым, А.В. Бондарко, М.А. Шеляки-ным. Как отмечает Ю.С. Маслов, предельность есть входящее в се­мантику глагола указание на внутренний, самой природой данного действия предусмотренный предел: «Обычно действие в своем проте­кании направлено к этому пределу и в случае его достижения должно исчерпать себя и прекратиться» [Маслов 1984: 11].

По мнению А.В. Бондарко, предельность - «это наличие внут­реннего предела, которого достигает или к которому стремится дей­ствие» [Бондарко 1976: 200]. Следовательно, предельные глаголы «обозначают хотя бы в отдаленной перспективе достижение извест­ного предела, кладущего конец действию» [Шелякин 1983: 157]. Пре­дельность не предполагает обязательного выражения цели, результата действия, но всякий результативный глагол является предельным.

Говоря о предельности действия, принято различать действие, достигающее своего предела, и действие, направленное к пределу, но рассматриваемое в той фазе, когда предел еще не достигнут [Маслов 1978: 10]. Авторами коллективной монографии «Теория функцио­нальной грамматики» характеризуются предел реальный и предел по-


118

тенциальныи, которые отличаются друг от друга «разной степенью выделенности, достигнутости» [Бондарко 1987: 48]. А.В. Бондарко исходит из широкого понимания предельности как «языкового пред­ставления действия в любом варианте внутреннего предела - реаль­ного или потенциального, эксплицитного или имплицитного, абсо­лютного или относительного», различает две разновидности пре­дельности: 1) тендентивную, предполагающую отношение «направ­ленность - достижение результата» и охватывающую не только кон­тролируемые действия, но и неконтролируемые, например, догнать - догонять; 2) нетендентивную, предполагающую, что «действие пред­ставлено в пределе, не связанном с элементом «направленность про­цесса на достижение результата», например, прийти - приходить [Бондарко 1993: 221]. Сторонники такого понимания предельности считают, что одним из показателей выраженности предельности или непредельности являются префиксы и суффиксы.

Широкое понимание предельности, разработанное учеными на материале прежде всего современного русского языка, вполне приме­нимо к анализу древнерусских глаголов.

На лексико-грамматическом уровне бесприставочный глагол въ1кн\рги реализует значение предельности, которое формируется у этого глагола во взаимодействии значения суффикса -ну- и семантики корневой морфемы.

Глаголы с суффиксом -ну- являются предметом изучения в лин­гвистике уже более двухсот лет. Еще в грамматике М.В. Ломоносова отмечены 85 глаголов, имеющих «прошедшее однократное время», в числе которых ученый рассматривал такие бесприставочные образо­вания, как двигнул, дернул, стукнул, дунул, кольнул, лизнул, махнул и


119

др. [Ломоносов 1952: 114]. Впервые на семантическую неоднород­ность глаголов данной группы указал А.Х. Востоков, разделивший бесприставочные образования с суффиксом -ну- на однократные гла­голы и глаголы, обозначающие приобретение какого-либо качества.

Н.П. Некрасов, принимая точку зрения Ф.И. Буслаева о выраже­нии значения качественности действия суффиксом -ну-, предлагал на­зывать эту морфему «суффиксом прилагательного значения» и счи­тал, что данный суффикс «неоспоримо должен сообщать значение ка­чественности тому понятию, которое содержится в корневых звуках слова. Следовательно, принимая суффикс -н- для образования глаго­лов, язык желал отметить посредством его в их значении очевидную, наглядную качественность действия» [Некрасов 1865: 173].

Ученый подчеркивал, что для того, чтобы действие могло выра­жать значение качества, оно должно представляться нашему созна­нию либо постоянно проявляющимся, либо переставшим проявляться как действие, но всегда способным проявиться как признак, качество. Поэтому -ну- должен обозначать либо развитие действия, либо край­ний предел краткости его проявления: «Оттого суффикс -н-, входя в образование форм глагола, удобно может выражать и неопределен­ную продолжительность и краткость действия. Так, с одной стороны, мы встречаем формы: сохну, вяну, гибну, тону и пр., которыми выра­жается неопределенная продолжительность действия; с другой, -формы: стану, крикну, стукну, плюну, шагну, которыми выражается крайний предел краткости действия. В первом разряде глаголов сохну, вяну, гибну, и пр. действие представляется сознанию постоянно про­должающимся под условием своего развития; во втором стану, крик­ ну, стукну, начну, черкну и пр. действие представляется способным


120

проявиться всегда под условием крайнего предела краткости» [там же: 173-174].

Постепенно в работах языковедов глаголы с суффиксом -ну- ста­ли разделяться на две группы: со значением действия (прыгнуть, крикнуть и др.) и со значением «подвижного состояния» (мерзнуть, сохнуть и др.) [см., например, Шахматов 1936: 160-192].

Критически рассматривая взгляды X. Педерсена, Е. Куриловича, Т. Тедеско на проблему первичности или вторичности появления од­ной или второй группы глаголов с суффиксом -ну-, П.С. Кузнецов, в частности, отмечает некоторые особенности в употреблении данных глаголов в древнерусских текстах. Так, глаголы, обозначающие дли­тельный переход из одного состояния в другое или постепенное на­растание какого-нибудь качества, в древнерусских текстах встреча­ются весьма редко, некоторые из них уже в ранних памятниках засви­детельствованы только с приставкой. Глаголы, обозначающие еди­ничное, мгновенное действие, по мнению ученого, в древнерусском языке широко распространены [Кузнецов 1959: 180-181].

Что касается бесприставочного глагола втлкнути, то он, на наш взгляд, занимает особое место в группе глаголов с суффиксом -ну-. Этот глагол с лексическим значением «учиться, усваивать» выражает накопление качества (знаний, навыков) в результате интеллектуаль­ных или эмоциональных усилий человека. Активность субъекта отли­чает глагол вткнути от глаголов накопления признака типа съхнути, у которых субъект является пассивным. Таким образом, обозначая действие, совершаемое активным субъектом и направленное на дос­тижение предусмотренного результата, бесприставочный глагол втлкнути реализует семантику результативности.


121

Глагол гати выражает лексико-грамматическое значение предель­ности всего действия, на основе которого глагол гати взаимодействовал с глаголами других классов. Глагол IV класса илгвти обозначал состоя­ние и характеризован как непредельный [Бондаренко 2001: 324].

Взаимодействие глагола гати с глаголом II класса имати в плане содержания, по мнению О.Н. Трубачева, обусловлено тем, что глагол на -ati (*jbmati) «образован от *jqti, *jbmg на базе презентных форм последнего. Едва ли можно видеть в данной форме что-нибудь дру­гое, кроме обычной для славянского тематизации (-a-t'i) и имперфек-

тивации» [ЭССЯ, вып. 8: 225]. Ю.С. Маслов, говоря о предельных глаголах праславянского языка, отметил, что в эволютивном глаголе

*jqti преобладающим было предельное значение, а в производном

*jbmati выступало предельно-кратное значение [Маслов 2004: 468].

В формальной структуре глагола гати показатель предельности отсутствует. Предельность этого глагола обусловлена значением пол­ноты (исчерпанности) фиксируемого данным глаголом проявления действия во времени. Имеется в виду не само по себе внеязыковое действие со всеми его реальными элементами, а его представленность в глагольных значениях, например: и се вл'Цоша послании Отополком и Двдлгь Оновидт* И^єуєвиуь коню* Отополуь. и Дьмитръ конюх Двдвъ <...> и поулста простирати коверъ и простерте тста Еасилка и хотлща и поврещи (JIJI 1377, 88); кдина Ш влудниць <...> /а кго ^а скутчь ли\ого сукна <...> и въвлеуе кго дну (ЖАК), 96); и /а кго <...> вєдашє же кго ^а руку держа в домъ свои (ЖАЮ, 14в). Бесприставочный производящий глагол гати, выражая лексическое


122

значение «взять, схватить», называет действие, направленное на достижение предела, поскольку оно совершается целостно, сразу от начала и до конца.

2.2.3.3. Специфика глаголов с изменявшимся соотношением формообразующих основ заключается в том, что они выражают ме-журовневую семантику предельности действия, которая может быть маркирована специальной морфемой (глаголы с суффиксом -ну-), а может не иметь формального средства выражения в структуре гла­гольного слова (глаголы типа гати).

В семантическом плане глаголы третьего класса взаимодейство­вали с глаголами I и II классов. Данное взаимодействие находило вы­ражение в оппозитивных отношениях. В формальном плане наблюда­ется взаимодействие глаголов III и I классов, результатом которого стало смешение глагольных парадигм.

2.2.4. Бесприставочные производящие глаголы были рассмотре­ны на лексико-грамматическом уровне в соответствии с их принад­лежностью к семантико-грамматическим классам.

Глаголы I класса рєуи, стиуи, уьсти характеризуются равенст­вом презентной и претериталыюй основ в праславянском, древнерус­ском и современном русском языках. Лексико-грамматическая семан­тика длительности действия конкретизирована в этих глаголах как конкретная, краткая и не маркирована специальной морфемой. Струк­тура основ глаголов I класса ограничивает возможности производя­щего слова в выражении лексико-грамматической семантики.

У глаголов II класса *deti, *uti, *xytiti, кл^лти, грлдити, лиуити, ложити, лууити, нудити, пр'Ьтити, рл^ити, радити, ^ьр^ти неравенст-


123

во презентной и претеритальной основ наблюдается в праславянском, древнерусском и современном русском языках. Лексико-грамматическая семантика длительности действия маркирована суф­фиксами исхода основ 02 -л-, -*&-, -и-; Oi -j-. Особенности выражения длительности действия в каждом конкретном глаголе обусловлены взаимодействием лексико-грамматической семантики форманта и лексического значения глагола. У глаголов с суффиксом -д- (кл^лти) длительность представлена как результативная, у глаголов с суффик­сом -и- (*xytiti, грлдити, лиуити, ложити, лууити, нудити, пр'Ьтити, рл^ити, рддити) она сопряжена с семантикой эволютивности, глагол с суффиксом Л- (^ьр'кти) в зависимости от контекста мог выражать лексико-грамматические значения длительности и предельности. У глаголов *deti, *Ші, имеющих корневой звук в исходе 02, длитель­ность действия маркирована суффиксом презентной основы *-j-. При этом глагол *deti является длительно-результативным; уточнить ха­рактер длительности действия, обозначенного глаголом *Ші, не пред­ставляется возможным.

Глаголы III класса въ1кноути, гати характеризуются равенством формообразующих основ в праславянском и неравенством 02 и Оі в древнерусском и современном русском языках. Эти глаголы на лек-сико-грамматическом уровне выражают семантику предельности все­го действия, которая реализуется в соответствии с лексическим зна­чением глагола. Кроме того, у глагола втлкноі/ти она маркирована суффиксом -ну--

Установленные при анализе языкового материала особенности реализации межуровневых значений бесприставочными глаголами I,


124

II, III классов обусловили возможности выражения лексико-грамматической семантики приставочными производными.



















Дата: 2019-02-02, просмотров: 292.