[Срезн. II: 271-272], ob'likhoyth [Срезн. II: 573], а формы, образованные от основ 0[ = С>2 ндвъ1к-, ОБгік-, соотносятся с реконструируемыми инфинитивными формами нлвъ|уи [Срезн. II: 272], обтлуи [Срезн. II: 575]. Непоследовательность проявляется лишь в отнесении формы бесприставочного глагола втыктъшихгъ к парадигме глагола въ1кноути [Срезн., I: 444-445].
В словарях древнерусского языка зафиксированы также глаголы в-ыклти [Срезн. I: 444] нлв-ыклти [Срезн. II: 271; СДР V: 132] об-ыклти [Срезн. II: 573; СДР V: 559].
Учитывая неоднозначность решения рассматриваемого вопроса в научной и справочной литературе, а также представленность глагольных форм в древнерусских текстах, мы соотносим формы от основ въ1к-, навтлк-, обтлк- с инфинитивами bt^ikhoyth, habt^ikhoyth, ОБъиоюути. При этом допускаем возможность существования на более ранних этапах развития русского языка противопоставлений одноко-ренных глаголов *в*ыуи :: втлкноути :: втлклти, нлвтлуи :: нд-btjkhoyth :: илвілкйти, оетлуи :: obt^ikhoyth :: обтикати. В семантическом плане в рассматриваемые оппозиции входили глаголы І, II и III
114
классов, по-разному характеризованные по степени длительности действия.
Рассматриваемые противопоставления развивались по пути сокращения членов оппозиций. Глаголы 1-го класса, характеризовавшиеся равенством Oi и 02, утратились, но образования от О] = 02 въ1к-, нлвтж-, овъ1К- сохранились в парадигме претеритальных форм и причастий прошедшего времени.
Чтобы охарактеризовать эволюцию соотношения презентной и претеритальной основ глагола гати, необходимо рассмотреть генезис его корневой морфемы. В праиндоевропейском реконструируемый корень глагола гати состоял из одного согласного, который, по-видимому, был кратким диезным слоговым сонорным *-т- и выражал значение «брать» [Черных I: 344]. В процессе изменения слоговой структуры праиндоевропейский корневой -т- утратил слоговость и в раннем праславянском преобразовался в чередующиеся дифтонгические сочетания краткого гласного с носовым согласным *-ёт-/ -Ы-, которые изменились в *-ет-/*-ып-. Данные дифтонгические сочетания приводятся некоторыми исследователями в качестве корневой морфемы этимологически родственных образований гати, имлти, илгкти [Мейе 2000: 162-163; Бернштейн 1961: 186]. В этимологическом словаре М. Фасмера дается вариант позднего праславян-ского корня *jbm- с протетическим *j [Фасмер II: 19]. В восточнославянский период сочетания *jem-/*jbm- в результате действия тенденции к построению слога по восходящей звучности изменяются в зависимости от позиции, что приводит к появлению чередований в корне-
115
вых морфемах. Перед согласными *]ет-/*рт- изменяются в *jq:
*jem-ti/ *jbm-ti> іати > гати; перед гласным *jem-/*jbm- изменяются в -ь.м- / -им-/-ел\л'-. Корень -єллл'- появляется в презентных образованиях в результате воздействия -j-: 1л. ед. ч. *jem- +j-g>єлллю.
Таким образом, к праславянскому корню *]ьт- со значением «брать» восходят три глагола: *jqti > іати, *jbmati > имлти, *jbmeti > илгЬти. Эти глаголы принадлежат к разным классам.
У глагола имлти, принадлежащего ко II классу, претеритальная и презентная основы не равны в праславянском, древнерусском и современном русском языках: праслав. *jtma-th :: *jimaj-onti, *jimj-onii > древперусск. имд-ти :: имл]-уть, кмл-ють > соврем, рус. (вз)има-ти :: {вз)има]-ут и {при)иима-ти :: {при)емл-ют.
Глагол илгкти характеризуется как нетематический и принадлежит к IV классу [подробнее об этом см.: Милованова 1992: 28-32].
Глагол гати принадлежит к III классу. Соотношение претери-
тальной и презентной основ характеризуется равенством в прасла
вянском, поскольку в их исходе наличествует дифтонгическое соче
тание *ш-: *jtm-am :: *jYm-teL В древнерусском в результате ряда фо
нематических изменений 02 ■*■ 0|, в современном русском языке нера
венство основ сохраняется:
праслав. ytm-tel :: *рт-ат,
др.-рус. га-ти :: им-оу, им-еши,
соврем, рус. {вз)я-ти :: (воз)ьм-у, (воз)м-еши.
Следует отметить, что у глаголов, образованных от гати, связанная основа представлена в современном русском языке вариантами -я,
116
- ня-. Вариант -ня- в глаголах принять, отнять, занять возник по аналогии с глаголами снять, внять, претерпевшими переразложение основы на границе префикса и корня, -7/- в этом случае является остатком древних предлогов-приставок. В текстах древнерусских летописей и грамот встречается бесприставочный глагол шати в значении «взять, схватить», также отражающий описанный процесс, например: Лхмлть... не моглъ нати ни \идиного кна^а. и поиде в Тдтлртл держлсА полку Тдтлрского (ЛЛ 1377, 170); и рєкошл Игореви доумци єго... ттл ищєши нати моужл и бажати с нилгь (ЛИ 1425, 226 об.). В древнерусских текстах зафиксированы и приставочные образования от нати: бъ^нати руктл (ЛЛ 1377, 45 об.), хоташє понатн ю к соб'Ь жєігЬ (ПрЮр XIV, 40г); иже са єси принАлъ ^д рогь (ЖАЮ, С24 об.).
2.2.3.2. Бесприставочные производящие втлкиути, гати, будучи глаголами третьего класса, на лексико-грамматическом уровне обнаруживают общность, которая находит свое выражение в значении предельности обозначаемого ими действия.
Понятие предельности / непредельности долгое время использовалось применительно к романо-германским языкам. Позднее оно стало использоваться в русской лингвистике в области аспектологии.
Сегодня существует достаточно широкое понимание предельности как особого признака глагольной семантики [см.: Семантические вопросы словообразования... 1991: 103-104]. Предел осмысливается : 1) как достижение высокой степени интенсивности процесса (развол новаться); 2) как однократное проявление действия (прозвенеть); 3) как субъектный предел, обусловленный физиологическими, психологическими, ментальными, социальными «сторонами», аспектами, каждый из которых может выступить незапланированным объектом
117
воздействия (напеться, изработаться, зачитаться); 4) как объектный предел-результат, обусловленный свойствами объекта (измы лить кусок мыла) и т.д.
Предельные глаголы интерпретировались как отражение вне-языковых состояний «с одной степенью свободы», то есть таких, которые при отсутствии внешних помех нормально завершаются переходом в какое-либо другое вполне определенное состояние [Холодовим 1963:7].
В работе мы придерживаемся подхода к определению предельности, предложенного Ю.С. Масловым, А.В. Бондарко, М.А. Шеляки-ным. Как отмечает Ю.С. Маслов, предельность есть входящее в семантику глагола указание на внутренний, самой природой данного действия предусмотренный предел: «Обычно действие в своем протекании направлено к этому пределу и в случае его достижения должно исчерпать себя и прекратиться» [Маслов 1984: 11].
По мнению А.В. Бондарко, предельность - «это наличие внутреннего предела, которого достигает или к которому стремится действие» [Бондарко 1976: 200]. Следовательно, предельные глаголы «обозначают хотя бы в отдаленной перспективе достижение известного предела, кладущего конец действию» [Шелякин 1983: 157]. Предельность не предполагает обязательного выражения цели, результата действия, но всякий результативный глагол является предельным.
Говоря о предельности действия, принято различать действие, достигающее своего предела, и действие, направленное к пределу, но рассматриваемое в той фазе, когда предел еще не достигнут [Маслов 1978: 10]. Авторами коллективной монографии «Теория функциональной грамматики» характеризуются предел реальный и предел по-
118
тенциальныи, которые отличаются друг от друга «разной степенью выделенности, достигнутости» [Бондарко 1987: 48]. А.В. Бондарко исходит из широкого понимания предельности как «языкового представления действия в любом варианте внутреннего предела - реального или потенциального, эксплицитного или имплицитного, абсолютного или относительного», различает две разновидности предельности: 1) тендентивную, предполагающую отношение «направленность - достижение результата» и охватывающую не только контролируемые действия, но и неконтролируемые, например, догнать - догонять; 2) нетендентивную, предполагающую, что «действие представлено в пределе, не связанном с элементом «направленность процесса на достижение результата», например, прийти - приходить [Бондарко 1993: 221]. Сторонники такого понимания предельности считают, что одним из показателей выраженности предельности или непредельности являются префиксы и суффиксы.
Широкое понимание предельности, разработанное учеными на материале прежде всего современного русского языка, вполне применимо к анализу древнерусских глаголов.
На лексико-грамматическом уровне бесприставочный глагол въ1кн\рги реализует значение предельности, которое формируется у этого глагола во взаимодействии значения суффикса -ну- и семантики корневой морфемы.
Глаголы с суффиксом -ну- являются предметом изучения в лингвистике уже более двухсот лет. Еще в грамматике М.В. Ломоносова отмечены 85 глаголов, имеющих «прошедшее однократное время», в числе которых ученый рассматривал такие бесприставочные образования, как двигнул, дернул, стукнул, дунул, кольнул, лизнул, махнул и
119
др. [Ломоносов 1952: 114]. Впервые на семантическую неоднородность глаголов данной группы указал А.Х. Востоков, разделивший бесприставочные образования с суффиксом -ну- на однократные глаголы и глаголы, обозначающие приобретение какого-либо качества.
Н.П. Некрасов, принимая точку зрения Ф.И. Буслаева о выражении значения качественности действия суффиксом -ну-, предлагал называть эту морфему «суффиксом прилагательного значения» и считал, что данный суффикс «неоспоримо должен сообщать значение качественности тому понятию, которое содержится в корневых звуках слова. Следовательно, принимая суффикс -н- для образования глаголов, язык желал отметить посредством его в их значении очевидную, наглядную качественность действия» [Некрасов 1865: 173].
Ученый подчеркивал, что для того, чтобы действие могло выражать значение качества, оно должно представляться нашему сознанию либо постоянно проявляющимся, либо переставшим проявляться как действие, но всегда способным проявиться как признак, качество. Поэтому -ну- должен обозначать либо развитие действия, либо крайний предел краткости его проявления: «Оттого суффикс -н-, входя в образование форм глагола, удобно может выражать и неопределенную продолжительность и краткость действия. Так, с одной стороны, мы встречаем формы: сохну, вяну, гибну, тону и пр., которыми выражается неопределенная продолжительность действия; с другой, -формы: стану, крикну, стукну, плюну, шагну, которыми выражается крайний предел краткости действия. В первом разряде глаголов сохну, вяну, гибну, и пр. действие представляется сознанию постоянно продолжающимся под условием своего развития; во втором стану, крик ну, стукну, начну, черкну и пр. действие представляется способным
120
проявиться всегда под условием крайнего предела краткости» [там же: 173-174].
Постепенно в работах языковедов глаголы с суффиксом -ну- стали разделяться на две группы: со значением действия (прыгнуть, крикнуть и др.) и со значением «подвижного состояния» (мерзнуть, сохнуть и др.) [см., например, Шахматов 1936: 160-192].
Критически рассматривая взгляды X. Педерсена, Е. Куриловича, Т. Тедеско на проблему первичности или вторичности появления одной или второй группы глаголов с суффиксом -ну-, П.С. Кузнецов, в частности, отмечает некоторые особенности в употреблении данных глаголов в древнерусских текстах. Так, глаголы, обозначающие длительный переход из одного состояния в другое или постепенное нарастание какого-нибудь качества, в древнерусских текстах встречаются весьма редко, некоторые из них уже в ранних памятниках засвидетельствованы только с приставкой. Глаголы, обозначающие единичное, мгновенное действие, по мнению ученого, в древнерусском языке широко распространены [Кузнецов 1959: 180-181].
Что касается бесприставочного глагола втлкнути, то он, на наш взгляд, занимает особое место в группе глаголов с суффиксом -ну-. Этот глагол с лексическим значением «учиться, усваивать» выражает накопление качества (знаний, навыков) в результате интеллектуальных или эмоциональных усилий человека. Активность субъекта отличает глагол вткнути от глаголов накопления признака типа съхнути, у которых субъект является пассивным. Таким образом, обозначая действие, совершаемое активным субъектом и направленное на достижение предусмотренного результата, бесприставочный глагол втлкнути реализует семантику результативности.
121
Глагол гати выражает лексико-грамматическое значение предельности всего действия, на основе которого глагол гати взаимодействовал с глаголами других классов. Глагол IV класса илгвти обозначал состояние и характеризован как непредельный [Бондаренко 2001: 324].
Взаимодействие глагола гати с глаголом II класса имати в плане содержания, по мнению О.Н. Трубачева, обусловлено тем, что глагол на -ati (*jbmati) «образован от *jqti, *jbmg на базе презентных форм последнего. Едва ли можно видеть в данной форме что-нибудь другое, кроме обычной для славянского тематизации (-a-t'i) и имперфек-
тивации» [ЭССЯ, вып. 8: 225]. Ю.С. Маслов, говоря о предельных глаголах праславянского языка, отметил, что в эволютивном глаголе
*jqti преобладающим было предельное значение, а в производном
*jbmati выступало предельно-кратное значение [Маслов 2004: 468].
В формальной структуре глагола гати показатель предельности отсутствует. Предельность этого глагола обусловлена значением полноты (исчерпанности) фиксируемого данным глаголом проявления действия во времени. Имеется в виду не само по себе внеязыковое действие со всеми его реальными элементами, а его представленность в глагольных значениях, например: и се вл'Цоша послании Отополком и Двдлгь Оновидт* И^єуєвиуь коню* Отополуь. и Дьмитръ конюх Двдвъ <...> и поулста простирати коверъ и простерте тста Еасилка и хотлща и поврещи (JIJI 1377, 88); кдина Ш влудниць <...> /а кго ^а скутчь ли\ого сукна <...> и въвлеуе кго дну (ЖАК), 96); и /а кго <...> вєдашє же кго ^а руку держа в домъ свои (ЖАЮ, 14в). Бесприставочный производящий глагол гати, выражая лексическое
122
значение «взять, схватить», называет действие, направленное на достижение предела, поскольку оно совершается целостно, сразу от начала и до конца.
2.2.3.3. Специфика глаголов с изменявшимся соотношением формообразующих основ заключается в том, что они выражают ме-журовневую семантику предельности действия, которая может быть маркирована специальной морфемой (глаголы с суффиксом -ну-), а может не иметь формального средства выражения в структуре глагольного слова (глаголы типа гати).
В семантическом плане глаголы третьего класса взаимодействовали с глаголами I и II классов. Данное взаимодействие находило выражение в оппозитивных отношениях. В формальном плане наблюдается взаимодействие глаголов III и I классов, результатом которого стало смешение глагольных парадигм.
2.2.4. Бесприставочные производящие глаголы были рассмотрены на лексико-грамматическом уровне в соответствии с их принадлежностью к семантико-грамматическим классам.
Глаголы I класса рєуи, стиуи, уьсти характеризуются равенством презентной и претериталыюй основ в праславянском, древнерусском и современном русском языках. Лексико-грамматическая семантика длительности действия конкретизирована в этих глаголах как конкретная, краткая и не маркирована специальной морфемой. Структура основ глаголов I класса ограничивает возможности производящего слова в выражении лексико-грамматической семантики.
У глаголов II класса *deti, *uti, *xytiti, кл^лти, грлдити, лиуити, ложити, лууити, нудити, пр'Ьтити, рл^ити, радити, ^ьр^ти неравенст-
123
во презентной и претеритальной основ наблюдается в праславянском, древнерусском и современном русском языках. Лексико-грамматическая семантика длительности действия маркирована суффиксами исхода основ 02 -л-, -*&-, -и-; Oi -j-. Особенности выражения длительности действия в каждом конкретном глаголе обусловлены взаимодействием лексико-грамматической семантики форманта и лексического значения глагола. У глаголов с суффиксом -д- (кл^лти) длительность представлена как результативная, у глаголов с суффиксом -и- (*xytiti, грлдити, лиуити, ложити, лууити, нудити, пр'Ьтити, рл^ити, рддити) она сопряжена с семантикой эволютивности, глагол с суффиксом Л- (^ьр'кти) в зависимости от контекста мог выражать лексико-грамматические значения длительности и предельности. У глаголов *deti, *Ші, имеющих корневой звук в исходе 02, длительность действия маркирована суффиксом презентной основы *-j-. При этом глагол *deti является длительно-результативным; уточнить характер длительности действия, обозначенного глаголом *Ші, не представляется возможным.
Глаголы III класса въ1кноути, гати характеризуются равенством формообразующих основ в праславянском и неравенством 02 и Оі в древнерусском и современном русском языках. Эти глаголы на лек-сико-грамматическом уровне выражают семантику предельности всего действия, которая реализуется в соответствии с лексическим значением глагола. Кроме того, у глагола втлкноі/ти она маркирована суффиксом -ну--
Установленные при анализе языкового материала особенности реализации межуровневых значений бесприставочными глаголами I,
124
II, III классов обусловили возможности выражения лексико-грамматической семантики приставочными производными.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 292.