А. Н. Кохан, канд. экон. наук, доцент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В статье рассматриваются различные программы и механизмы по поддержке аграриев, среди которых важнейшей является льготное кредитование. Данный инструмент анализируется в статье как фактор, влияющий на финансовую политику предприятия, участвующего в программе. Дается прогноз дальнейших изменений программы поддержки и коррекция стратегии развития предприятия.

льготное кредитование АПК, банки, финансовая политика, государственная программа развития АПК, российская экономика.

 

Подавляющая часть предприятий сельского хозяйства зависима от внешних инвестиций, так как их деятельность во многом зависит от огромного количества внешних факторов (погодных, эпидемиологических, валютных и т. д.). Предприятиям требуются постоянные финансовые вложения. Однако инвестиционные риски не окупаются объемами прибыли, в результате чего привлечение внешних средств для сельхозпредприятий зачастую является непосильной задачей.

Тогда наиболее очевидным решением становится привлечение кредитных средств банковского сектора. Однако и тут предприятия сталкиваются с проблемами. Так, в последние годы, наблюдается рост задолженности нефинансовых организаций по кредитам, что можно проследить из обзора банковского сектора, производимого ЦБ РФ (таблица 1).

 

Таблица 1 - Кредитные операции банковского сектора РФ

Показатели 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018
Кредиты и прочие размещенные средства – всего, млрд. руб. 47 417,7 51 799,5 57 154,5 55 478,8 58 006,1
из них: Просроченная задолженность, % 3,5 3,8 5,3 5,2 5,2
Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям, млрд. руб. 19 971,4   29 536   33 300,9   30 134,6   30 192,5  
из них: Просроченная задолженность, % 4,63 4,23 6,23 6,28 6,43

 

Одним из основных должников является АПК, занимающее третье место после строительства и оптово-розничной торговли (рисунок 1).

Рисунок 1 – Размер просроченной задолженности предприятий АПК

 

Несмотря на это, сельскохозяйственные предприятия все активнее наращивают объем средств, привлекаемых от банковского сектора, что подтверждается объемом выданных кредитов банковского сектора в разрезе отраслей (рисунок 2).

Рисунок 2 – Объем средств, выданных коммерческими организациями предприятиям АПК

 

Несмотря на падение объема кредитования в 2014 году, обусловленное экономическим кризисом, можно проследить положительную тенденцию развития кредитования АПК.

Отрасли присущ ряд факторов, повышающих риск инвестирования: зависимость производства от ряда стихийных факторов (погодные условия, эпидемиологический фактор), привязанность к курсу валют (ввиду необходимости приобретения оборудования у иностранных производителей), отсутствие достаточного объема залоговой базы (по причине низкой стоимости недвижимости, располагаемой в сельской местности), а также отсутствие должного уровня страхования. Это зачастую приводит к нежеланию владельцев активов (крупные холдинги, кредитные организации и т. п.) направлять средства в данную отрасль, вследствие чего государство вынуждено инвестировать собственные средства в развитие АПК. Однако тут возникает ряд проблем: недостаточность средств для поддержки отрасли, необходимость развития взаимодействия предприятий АПК с предприятиями других отраслей, сложность отслеживания целевого использования денежных средств. Решением данных проблем было создание механизма стимулирования и поддержки механизма кредитования, начало которому положил Федеральный закон № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 09.07.2002 г.

С того времени Россия пережила уже 2 экономических кризиса (2008-2009, 2014 годов), несколько серьезных скачков курса, изменение позиции на мировых рынках (введение продовольственного эмбарго). Государственные программы поддержки наиболее подвержены изменениям и корректировкам. Обновленные программы зачастую серьезно меняли механизм работы предприятий сельского хозяйства, банков, надзорных органов (ЦБ РФ) и министерств, что не могло не сказываться на работе предприятий АПК, причем не всегда в лучшую сторону.

С целью предупреждения возникновения таких проблем необходимо заранее понимать, как будет в дальнейшем меняться механизм, и вовремя перестраивать работу сельскохозяйственных предприятий. Это можно сделать, проанализировав последние программы и спрогнозировав их дальнейшее направление развития.

За последнее десятилетие было уже несколько этапов смены системы поддержки кредитования АПК, регулируемых Постановлениями Правительства. Программы корректировались и изменялись в соответствии с событиями, происходящими в этот период в экономике страны, адаптируя систему поддержки в соответствии с экономическими реалиями. Так, новые программы поддержки принимались в переломные моменты российской экономики, что можно проследить на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика экономических показателей в России за период с 1998 по 2017 год

 

Рассмотрим более подробно, какие коренные изменения претерпевали программы и что влияло на их изменения.

Первый период смены программы поддержки наблюдался в 2007 году, в период, когда до России начали доходить первые волны кризиса. Тут наиболее важным изменением стало увеличение срока субсидированных кредитов с 5 до 8 лет - это увеличение было обусловлено готовностью государства поддержать предприятия на более долгосрочную перспективу с целью удержать в период кризиса уже работающие предприятия. Далее, когда в России кризис стал совсем реальным, и предприятия стали переживать тяжелые времена, государство продолжило совершенствовать программу: появился запрет на субсидирование процентной ставки по кредитам и займам на импортную сельхозтехнику с 2009 г., тем самым государство пыталось поддержать отечественных производителей сельскохозяйственной техники, а также обезопасить их от более рисковых валютных сделок с иностранными контрагентами; появилась возможность пролонгировать до финансирования и получения кредита на рефинансирование уже взятых кредитов (займов) с одновременным распространением на них и субсидирования в рамках антикризисных мер и мер по борьбе с засухой 2009-2010 гг. – это было вызвано необходимостью поддержки работы предприятия даже в условиях убытков с целью их сохранения.

Следующее обновление было в момент между кризисами 2009-2010 гг. и 2014-2015 гг. Данный период ознаменовывался подъемом российской экономики на пике роста стоимости нефти и роста государственных доходов:

· появляется предельная процентная ставка по кредиту, привлеченному в иностранной валюте, она устанавливается в размере 12 % годовых (что защищает предприятия в случае потери права получения субсидии) – государство старается оградить предприятия от завышенных банковских процентов;

· возвращается возможность получения субсидий под покупку зарубежной техники, посадочных материалов и т. п. – риск подобного вида контрактов сократился, однако остро встал вопрос увеличения производительности предприятий, что могла обеспечить только зарубежная техника;

· увеличивается размер субсидируемой части кредита по ряду направлений;

· расширяется перечень расходов, субсидируемых государством.

Государство получило возможность увеличить объем средств, вкладываемых в работу предприятий АПК. В дальнейшем введение против России продовольственного эмбарго показало необеспеченность государства товарами сельского хозяйства собственного производства. Далее была создана принципиально новая системы поддержки. (Постановление Правительства РФ № 1528 от 29.12.2016 г.);

· переносится процесс получения государственных субсидий с сельскохозяйственных предприятий на коммерческие банки, аккредитованные под выдачу льготных кредитов;

· ответственность за контроль целевого использования средств во многом переносится на коммерческие банки;

· закрепляется возможность участия в программе иностранных коммерческих организаций;

· фиксируется ставка льготного кредитования в размере от 1 до 5 %;

· увеличивается размер субсидируемой части кредита по ряду направлений.

Объем государственной поддержки в рамках кредитного регулирования и стимулирования за последние годы развивался в трех направлениях: субсидирование инвестиционных кредитов, возмещение части капитальных затрат, льготные инвестиционные кредиты (таблица 2).

 

Таблица 2 – Структура субсидий на поддержку инвестиционной деятельности, млрд. руб. [4]

Вид субсидии 2014 2015 2016 2017 2018
Субсидирование инвестиционных кредитов (кредиты, полученные до 31.12.2016) 72,2 51,4 55,3 59,6 52,3
Возмещение части капитальных затрат 0 1,2 10,8 15,8 0,1
Льготные кредиты 0 0 0 9,9 33,2

 

Из полученных данных следует, что государство не только наращивает средства, направленные на развитие деятельности АПК, стимулируя тем самым развитие предприятий, и увеличивает их инвестиционную привлекательность для других компаний, но и само напрямую участвует в процессе стимулирования. Эта деятельность приносит свои плоды. По данным Минсельхоза, за последние годы наблюдался поступательный рост объема инвестиций в сельское хозяйство. И если ранее это обеспечивалось за счет средств, полученных при государственной поддержке, то в прошлом году наблюдалась обратная ситуация (рисунок 4).

Рисунок 4 – Объем агроинвестиций в основной капитал, млрд. руб.[5]

 

С учетом последних тенденций, наблюдаемых в российской экономике и на мировой арене, выраженных во введении против России очередных санкций в рамках продовольственного эмбарго, нестабильности национальной валюты, а также с постоянным изменением ключевой ставки стоит ожидать следующих изменений :

· расширение перечня инвестируемых направлений;

· возможность рефинансирования под более низкий процент;

· увеличение срока инвестиционных кредитов до 20 лет;

· увеличение значения банка в процессе выдачи льготных кредитов;

· ужесточение требований к банкам, участвующим в программе (сокращение банков, участвующих в данной программе);

· запрет выдачи льготных кредитов под иностранное оборудование.

Полученные данные дают возможность сельскохозяйственным организациям, активно работающим по направлениям государственной поддержки, грамотно подготовить дальнейшую стратегию развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Обзор банковского сектора Российской Федерации. - [Электронный ресурс]: аналитические показатели №185 март 2018 / Официальный сайт ЦБ РФ. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_185.pdf

2. Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным юридическим лицам. -  [Электронный ресурс]: аналитическая таблица/ Официальный сайт ЦБ РФ. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-09

3. Объем кредитов, предоставленных юридическим лицам. - [Электронный ресурс]: аналитическая таблица/ Официальный сайт ЦБ РФ. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-01

4. Год новых субсидий. Как работает реформированная система господдержки АПК. - [Электронный ресурс]: эл. журнал Агроинвестор. – Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/investments/article/29206-god-novykh-subsidiy/

5. Доля инвестиций с господдержкой достигла 46 %. -  [Электронный ресурс]: эл. журнал Агроинвестор. – Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/investments/article/29215-dolya-investitsiy-s-gospodderzhkoy-dostigla-46/

 

COMPARATIVE ANALYSIS, PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF LENDING CONDITIONS DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURE ORGANIZATIONS

E. Lysenina, A. Kokhan

 

In recent years the state develops various programmes and supports mechanisms for agrarians, including the most important one-concessional lending. This tool is used not for the first year and has undergone several major changes which affect the financial policy of the enterprise participating in the program. Analysis of trends and relation of changes in the program with external conditions makes it possible to predict further changes of the program of support and to adjust the enterprise development strategy, depending on the forecast, to protect the company from such risks.

 

УДК 336.71

Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.