К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

А. В. Кондратова, студентка 2 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет",

А. Н. Кохан, канд. экон. наук, доцент

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы, связанной с оценкой инвестиционной привлекательности регионов. Изучены различные интерпретации понятия "инвестиционная привлекательность", проведен сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов на основе международного и национального рейтингов. Проведена апробация различных методик в Северо-Западном федеральном округе, особое внимание уделено Калининградской области.

Инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционный риск, инвестиционный потенциал, уровень инвестиционной привлекательности

Когда инвесторы принимают решение о месте и объекте инвестирования, их, прежде всего, интересуют такие факторы как уровень экономической стабильности и финансовой безопасности региона, уровень законодательной "защищенности" инвестора, налоговые преимущества в регионе и т. д. Совокупность показателей, которые интересуют инвесторов, объединяется в общий рейтинг инвестиционной привлекательности [1-3].

Для российских регионов и входящих в их состав муниципальных образований на сегодняшний день очень характерна значительная региональная и муниципальная дифференциация социально-экономических условий, поэтому, на наш взгляд, правильнее говорить об оценке и повышении эффективности инвестиционной привлекательности именно российских регионов, а не инвестиционного климата страны в целом. Именно поэтому все более актуальным становится вопрос об эффективном системном и целостном методе оценки инвестиционной привлекательности регионов [4-6].

Необходимо разработать эффективную методику оценки инвестиционной привлекательности регионов, которая бы позволила оценить риски, связанные с инвестиционными проектами, и спрогнозировать возможное получение чистых денежных поступлений от их реализации.

Российские и зарубежные рейтинговые агентства регулярно проводят анализ инвестиционного климата, на основе которого выводят различные рейтинги инвестиционной привлекательности.

В настоящее время в России существуют три наиболее авторитетных инвестиционных рейтинга регионов, которые оценивают все 85 субъектов Федерации: "Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ" - публикуется Агентством стратегических инициатив (АСИ) с 2014 года; "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ" - публикуется Национальным рейтинговым агентством (НРА) с 2013 года; "Инвестиционные рейтинги регионов России" - ведутся рейтинговым агентством "Эксперт-РА" с 1996 года [7].

В представленной статье рассматривается методика оценки инвестиционной привлекательности рейтингового агентства "Эксперт-РА". Данная методика проводит оценку инвестиционной привлекательности регионов через призму двух относительно самостоятельных характеристик: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск (таблица 1).

Таблица 1 – Особенности оценки инвестиционной привлекательности регионов рейтингового агентства "Эксперт-РА"

Инвестиционный потенциал

частные потенциалы (9): характеристика частных потенциалов: природно-ресурсный потенциал средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов трудовой потенциал размер рынка трудовых ресурсов и образовательный уровень населения производственный потенциал совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе, в том числе объемы производства в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве, оборот торговли и платных услуг населению потребительский потенциал совокупная покупательная способность населения (объем доходов населения и их покупательная активность) инфраструктурный потенциал транспортно-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность (развитость транспортной сети и связи) инновационный потенциал количество работников в научно-исследовательской сфере, финансовые затраты на научные исследования и разработки институциональный потенциал уровень развитости финансовых и страховых институтов, малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и иностранного бизнеса финансовый потенциал измерение количества денег, находящихся в руках бизнеса (сальдированный финансовый результат деятельности организаций), власти (доходы бюджета) и населения туристический потенциал развитость туристической инфраструктуры и туристический поток

Инвестиционный риск

частные риски  (6): характеристика частных рисков: экономический риск тенденции развития бизнеса в регионе через призму динамических показателей развития промышленности, торговли, а также износ основных фондов и долю убыточных предприятий социальный риск уровень социальной напряженности в регионе, который оценивается на основании показателей безработицы, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума финансовый риск общий уровень финансовой надежности потенциальных контрагентов в регионе (долговая нагрузка, способность покрывать расходы из собственных доходов, уровень просроченной кредиторской задолженности) управленческий риск качество управления региональным бюджетом, способность власти привлекать достаточный объем инвестиций (соотношение прямых иностранных инвестиций и ВРП) экологический риск уровень загрязнения окружающей среды (радиационный фон, сбросы неочищенных стоков) криминальный риск количество преступлений экономической направленности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Таблица 2 – Основные группы регионов по уровню инвестиционной привлекательности рейтингового агентства "Эксперт-РА"

Группы регионов Соотношение инвестиционного потенциала и инвестиционного риска
1 максимальный потенциал - минимальный риск
2 высокий потенциал - умеренный риск
3 высокий потенциал - высокий риск
4 средний потенциал - минимальный риск
5 средний потенциал - умеренный риск
6 средний потенциал - высокий риск
7 3А1 пониженный потенциал - минимальный риск
8 3А2 незначительный потенциал - минимальный риск
9 3В1 пониженный потенциал - умеренный риск
10 3С1 пониженный потенциал - высокий риск
11 3В2 незначительный потенциал - умеренный риск
12 3С2 незначительный потенциал - высокий риск
13 3D низкий потенциал - экстремальный риск

Проведем сравнительный анализ инвестиционного климата, инвестиционного риска и инвестиционного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа (в состав которого входит Калининградская области) по методике оценки инвестиционной привлекательности регионов рейтингового агентства "Эксперт-РА" (таблицы 3, 4).

Таблица 3 – Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности регионов Северо-Западного федерального округа по рейтингу инвестиционного климата в 2017 году

Группа регионов

Регионы

1 Пониженный потенциал – умеренный риск (3В1) Архангельская область,  Калининградская область,  Вологодская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Республика Карелия, Республика Коми  
2 Пониженный потенциал – минимальный риск (3А1) Ленинградская область  
3 Незначительный потенциал – умеренный риск (3В2) Ненецкий автономный округ  
4 Максимальный потенциал – минимальный риск (1А) г. Санкт-Петербург  

Данные таблицы 3 показывают, что регионы Северо-Западного федерального округа представлены четырьмя группами по рейтингу инвестиционного климата в 2017 году, причем наибольшее их количество (в том числе и Калининградская область) относится к группе 3В1.

Таблица 4 – Сравнительный анализ инвестиционного потенциала и инвестиционного риска регионов Северо-Западного федерального округа

Регионы

Ранг потенциала

Доля в общероссийском потенциале, 2017 г.,  %

Ранг

Риска

2016 2017 2017 2016
1 Архангельская область 51 52 0,662 60 64
2 Вологодская область 56 51 0,662 41 48
3 Калининградская область 32 33 0,948 37 38
4 Ленинградская область 22 23 1,158 2 4
5 Мурманская область 42 42 0,762 68 69
6 Ненецкий автономный округ 85 85 0,128 66 65
7 Новгородская область 63 64 0,520 29 35
8 Псковская область 66 67 0,490 59 60
9 Республика Карелия 61 61 0,574 72 72
10 Республика Коми 54 55 0,632 64 55
11 г. Санкт-Петербург 3 3 4,949 9 12

Как показывают результаты анализа инвестиционной привлекательности регионов Северо-Западного федерального округа, наибольшую долю в общероссийском потенциале в 2017 году занимал Санкт-Петербург (4,949  %), на втором месте – Ленинградская область (1,158  %), Калининградская область из 11 регионов занимает третье место – 0,948  %.

Таким образом, проведя оценку инвестиционного потенциала по данной методике, мы выяснили, что Калининградская область в 2017 году занимала 3 место с долей в общероссийском потенциале 0,948. Региону присвоен рейтинг 3В1, что означает пониженный потенциал и умеренный риск.

Важнейшим частным потенциалом инвестиционного потенциала, на наш взгляд, является производственный потенциал. Именно от производственного потенциала будет завесить занятость населения, его покупательная способность, формирование бюджета и т. д.

Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, хозяйства населения) в 2016 году составил 31072,6 млн. рублей (в действующих ценах), или 95,3 % к 2015 году (по СЗФО - 101,2 %, по РФ – 104,8 %).

В 2016 году в структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 56,4 % (в 2015 году – 60,7 %).

В связи с неблагоприятными погодными условиями в 2016 году в растениеводстве сложилась сложная ситуация. Индекс растениеводства (в хозяйствах всех категорий) составил 88,3  % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) (по СЗФО – 95,3 %, по РФ – 107,8 %).

Вследствие тяжелой зимы отмечена гибель 38  % посевной площади озимых культур. В связи с этим в структуре посевных площадей высокий удельный вес заняли менее урожайные яровые культуры.

В 2016 году в хозяйствах всех категорий посевная площадь сельскохозяйственных культур составила 261,9 тыс. гектаров и увеличилась по сравнению с 2015 годом на 6,7 %. На сельскохозяйственные предприятия приходится 223,2 тыс. гектаров (85,2 % посевных площадей). У фермеров посевы составили 29,3 тыс. гектаров (11,2 %), в хозяйствах населения - 9,4 тыс. гектаров (3,6 %).

В 2016 году 51 % посевных площадей области было засеяно зерновыми и зернобобовыми культурами, под ними занято 133,6 тыс. гектаров, что на 0,8 % больше, чем в 2015 году, в том числе 50,8 тыс. гектаров - под озимыми культурами (на 36,7 % меньше), 82,8 тыс. гектаров - под яровыми (на 58,7 % больше).

Посевные площади, занятые под техническими культурами, увеличились на 32,8 % и составили 40 тыс. гектаров.

В области на 3,6 % уменьшились посевные площади картофеля и составили 8,8 тыс. гектаров. Посевные площади овощей увеличились на 178 гектаров, что на 6,7 % больше уровня 2015 года. Под кормовыми культурами занято 76,7 тыс. гектаров, что на 7,8 % больше, чем в 2015 году.

Как и в предыдущие годы, основными производителями зерновых и масличных культур в области остаются сельхозорганизации. В 2016 году на их долю приходилось 89,4 % валового сбора зерна (355,7 тыс. тонн), 92,1 % валового сбора масличных культур (55,4 тыс. тонн).

Производство картофеля и овощей сосредоточено в хозяйствах населения, которыми в 2016 году выращено 56,7 % общего сбора картофеля и 61,1 % овощей.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями в 2016 году собрано 9,9 % от общего сбора зерна в хозяйствах всех категорий (в 2015 году – 11,4 %), овощей - 31,0 % (24,4 %) и картофеля – 21,9 % (26,7 %).

Правительством Калининградской области приняты меры по поддержке приоритетных направлений развития регионального АПК: молочного животноводства, овощеводства и садоводства.

В целях круглогодичного обеспечения жителей области свежими овощами увеличены площади теплиц закрытого грунта (вместе с теплицами весенне-летнего оборота), что позволило увеличить урожай овощей на 6,8 % к уровню 2015 года.

Для замещения импортных фруктов и обеспечения жителей области качественными местными фруктами и ягодами реализуются меры поддержки на развитие садоводства, в частности, субсидирование закладок многолетних плодово-ягодных насаждений.

Индекс продукции животноводства в 2016 году составил 103,6 % к предыдущему году в сопоставимой оценке (предварительные данные) (по СЗФО – 104,8 %, по РФ – 101,5 %).

На 1 января 2017 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, по расчетным данным, составило 115,7 тыс. голов (на 5,7 % больше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года).

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 24,6 % поголовья крупного рогатого скота, 6,1 % свиней, 82,7 % овец и коз (на 1 января
2016 года - соответственно 24,7 %, 6,5 % и 86,4 %). В крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей насчитывалось 5,8 % поголовья крупного рогатого скота, 0,1 % свиней, 13,2 % овец и коз (на 1 января 2016 года - соответственно 4,6 %, 0,2 % и 10,1 %).

В сельскохозяйственных организациях на начало 2017 года по сравнению с соответствующей датой 2016 года выросло поголовье крупного рогатого скота на 4,2 %, свиней – на 12,8 %, овец и коз - на 30,9 %, поголовье птицы сократилось на 3,8 %.

В животноводстве продолжается реализация инвестиционных проектов, направленных на самообеспеченность жителей молочной и мясной продукцией.

В 2016 году в хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 79,3 тыс. тонн (+11,5 %), молока – 174,4 тыс. тонн (+2,4 %), яиц – 213,5 млн. штук (+4,4 %).

Удельный вес хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме производства скота и птицы на убой (в живом весе) составил 13,3 %, молока – 39,7 %.

В сельскохозяйственных организациях в 2016 году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 12,1 %, молока - на 3,8 %, яиц - на 2,3 %.

В 2016 году в сельскохозяйственных организациях на одну корову надоено в среднем 7156 килограммов молока (103,7 % к 2015 году). В расчете на одну курицу-несушку получено в среднем по 301 яйцу против 311 в 2015 году.

На сегодняшний день нет единой, универсальной, многофункциональной методики оценки инвестиционной привлекательности регионов. Ее расчет требует проведения трудозатратных и дорогостоящих процедур экспертной оценки и их сопоставления с входными критериями модели оценки. Также негативным фактором является излишняя ограниченность представленных методик, которая не позволяет включение новых критериев. Так, например, на наш взгляд, следовало бы, как дополнительные критерии, учитывать действие территорий опережающего развития (ТОР) в регионах, функционирование особых экономических зон. Это позволило бы значительно увеличить индекс их инвестиционной привлекательности.

Это особенно актуально для Калининградской области. 5 декабря 2017 года Президент РФ В. В. Путин подписал закон, который регулирует вопросы социально-экономического развития Калининградской области. Федеральным законом "Об особой экономической зоне в Калининградской области" срок действия особой экономической зоны в регионе продлён до 2045 года. Сохранены преференции для бизнеса, в том числе система со льготами по страховым взносам для резидентов Особой экономической зоны. Помимо этого, устанавливается упрощённый порядок въезда на территорию Калининградской области, упрощённый порядок оформления въездных виз для иностранных граждан, прибывающих в туристических или деловых целях. Реализация данного закона позволит в значительной степени укрепить финансовое положение региона и повысить его инвестиционную привлекательность.

На сегодняшний день настала необходимость разработки такой методики оценки инвестиционной привлекательности регионов, которая будет основываться на достоверных источниках информации, научном и обоснованном подходе к оценкам и ограничении влияния субъективного экспертного решения. Результатом такой методики станет максимально достоверный результат об уровне инвестиционной привлекательности региона, объективность которого можно было бы подтвердить путем расчета прогнозных результатов. Инвестору нужно точно знать свои финансовые риски и быть уверенным в получении прогнозируемой прибыли. Наличие такой методики позволит укрепить финансовую устойчивость муниципальных образований, регионов и страны в целом и обеспечить достаточный объем финансовых ресурсов для социально-экономического развития и процветания общества.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.