К. А. Евстафьев, канд. экон. наук, доцент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статья посвящена рассмотрению методических подходов к организации системы внутрифирменного бюджетирования в автономных учреждениях. Представлены практические средства реализации системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), мировой опыт стран, проводивших реформы бюджетной сферы, которая определяла переход к ориентации на результативность бюджетных расходов, а также основные принципы, сформированные Министерством финансов Российской Федерации (МФРФ) по эффективному и ответственному управлению общественными финансами.

                       

бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), метод скользящего бюджетирования, система сбалансированных показателей (ССП).

Бюджетирование - это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.

Главной целью бюджетирования является обеспечение процесса функционирования организации необходимыми денежными ресурсами.

В качестве задач бюджетирования рассматриваются:

- повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

- выявление рисков и снижение их уровня;

- повышение гибкости и приспособляемости к изменениям [1].

С 2012 года осуществлен переход от финансирования на основе лимитов бюджетных обязательств к субсидированию автономных учреждений (АУ) на оказание государственных услуг согласно утвержденному государственному (муниципальному) заданию. В этих условиях значительно возрастает роль финансового планирования и регулирования внутри АУ. Предоставление АУ большей финансовой свободы по сравнению с бюджетным финансированием приводит к необходимости комплексной оценки соответствия ресурсов учреждения установленным целям его деятельности. [6].

В рамках исследования проведен анализ показателей правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений (таблица 1) [2].

 

Таблица 1 – Правовое положение казенных, бюджетных и автономных            учреждений

Показатель Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение
Правовой статус Государственное (муни­ципальное) учреждение, созданное в сфере управ­ленческой деятельности, либо отнесенное к казен­ным в соответствии с за­коном

Некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ, МО для обеспечения реализа­ции полномочий органов гос. власти (мест­ного самоуправления) в сферах ­­науки, обра­зования, здраво­охра­нения, культуры, соци­альной защиты занятости населения, физиче­ской куль­туры и спорта и прочих

Ответственность по обязательст­вам Денежные средства

Имущество, закрепленное на праве опе­ра­тивного управления (за исклю­чением особо ценного и недвижимого иму­щест­ва)

Субсидиарная ответственность Учредитель

Открытие рас­четных (лице­вых) счетов Федеральное казначей­ство Федеральное казна­чейство

Кредитные орга­низа­ции. Федеральное ка­зна­чейство, финан­со­вые органы – на ос­но­вании согла­ше­ний

Приносящая до­ход деятельность В соответствии с учреди­тельными документами

Только для достижения целей его созда­ния при условии указания такой дея­тель­ности в его учредительных документах

Доходы Зачисляются в бюджет

Самостоятельное распоряжение

         

 

При этом основными источниками для разработки бюджетирования в АУ можно считать следующие:

1. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР)

Принципиальные изменения в бюджетной системе направлены, прежде всего, на внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Система БОР предусматривает последовательную децентрализацию центров принятия решений об эффективном и результативном использовании финансовых ресурсов. Практическими средствами ее реализации являются:

- перевод значительной части расходов на программный принцип, предполагающий формирование ограниченного числа приоритетных долгосрочных целевых программ;

- развитие системы государственных и муниципальных заданий на оказание услуг и выполнение работ;

- повышение самостоятельности субъектов бюджетного планирования;

- привлечение к управлению бюджетными ресурсами компаний различных форм собственности на основе показателей государственного задания.

2. Мировой опыт. Как свидетельствует мировой опыт, модель бюджетного планирования, ориентированного на результат, в наибольшей степени соответствует современным тенденциям управления государственными расходами.

Реформа бюджетной сферы, определяющая переход к ориентации на результативность бюджетных расходов, была инициирована в англосаксонских странах в 1980-х гг., однако еще в 1949 г. в США были сделаны первые шаги на пути к реформированию бюджетной системы.

Число стран, проводивших (и проводящих) бюджетные реформы, аналогичные той, которая реализуется сегодня в России, измеряется десятками. Большинство экономически развитых стран в последние десятилетия проводили комплексные бюджетные реформы, причем период старта реформ, связанных с внедрением бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), варьирует от конца 40-х гг. прошлого века (США) до начала века нынешнего (Нидерланды). Помимо США, в авангарде внедрения БОР находились страны — члены Британского Содружества наций: Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада [5].

3. Рекомендации Минфина России. Большой интерес представляет формулировка Министерством финансов Российской Федерации принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами, приведенных в докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов РФ на 2011-2013 гг. При этом отмечается, что эти принципы основаны на синтезе лучшей международной практики. В числе базовых составляющих эффективности Министерством финансов выделяются:

- финансовая прозрачность;

- стабильность и долгосрочная устойчивость;

- эффективность и справедливость межбюджетных отношений;

- консолидация (единство) бюджетного процесса;

- среднесрочное финансовое планирование;

- бюджетирование, ориентированное на результат.

На основе обобщения вышеприведенных исследований можно выделить принципы, сформулированные сотрудниками кафедры финансов и кредита ИНОТЭКУ КГТУ А. Г. Мнацаканяном и К. А. Евстафьевым и применимые к построению системы бюджетирования АУ (рисунок) [2].

 

 

Рисунок  - Принципы, применимые к построению системы бюджетирования в автономных учреждениях

 

К числу инструментов и приемов, которые успешно применяются для замены сметного бюджетирования, относятся [3]:

- скользящее бюджетирование;

- применение сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard);

- управление ради ценности (Managingfor Value);

- управление исполнением без бюджетов и фиксированных требований (Beyond Budgeting Round Table).

Рассмотрим более подробно два инструмента.

1. Метод скользящего бюджетирования. В основу метода скользящего формирования бюджетных планов положено деление периода планирования на годы, кварталы, месяцы и недели (по мере необходимости), по истечении которых бюджетные планы компании передвигаются на эту же часть вперёд.

2. Система сбалансированных показателей (ССП). Она позволяет применить стратегию управления эффективностью одновременно по 4 направлениям: финансы, клиенты, бизнес- процессы, обучение и рост.

Преимущества ССП заключаются в том, что показатели сведены в удобный график, где фиксируются задачи, измерения параметров прогресса, специфические целевые показатели, проекты или программы, необходимые для выполнения задач.

Основоположниками данной системы являются профессора Гарвардского университета Роберт Каплан и Дэвид Нортон [4].

Таким образом, бюджетирование является технологией управления предприятием, грамотное внедрение которой позволяет значительно повысить эффективность его деятельности и конкурентоспособность. Однако существуют некоторые проблемные аспекты, которые были выделены в статье. Эти аспекты в настоящее время подвергаются изучению специалистами как в России, так и за рубежом. В данной области проводятся научные исследования, разрабатываются современные методы бюджетирования.

Также хотелось отметить, что в связи с изменениями системы финансирования АУ, произошедшими в 2012 г., до сих пор не выработано единого подхода к организации бюджетирования в автономных учреждениях. На последующих этапах работы предполагается разработка рекомендаций по решению данной проблемы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кучеренко А. И. Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности организации // Справочник экономиста. - 2010. - № 3.

2. Платонова Н. А., Федоров Я. П., Юрзинова И. Л. Финансовое планирование и бюджетирование: учеб. пособие / под ред. В. Н. Незамайкина. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 117 с.

3. Евстафьев К. А., Мнацаканян А. Г. Теория и практика бюджетирования в вузе в условиях реформирования государственных финансов: монография. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО "КГТУ", 2015. – 126 с.

4. Жигало Д. В., Перцов Л. В., Чалая Ю. Ю. Применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в практике государственного и муниципального управления // Институт экономики города. -  2009. - № 12 (99). – С. 28-40 с.

5. Инталев В. И. Бюджетирование. Шаг за шагом. – М.: Финансы, 2010. – 482 с.

6. Прокопьева Т. В. Планирование и бюджетирование: учеб. пособие для студентов дневной и заочной форм обучения направления подготовки "Экономика". - Рубцовск:  Рубцовский индустриальный институт, 2014. – 127 с.

7. Хруцкий В. Е., Хруцкий Р. В. Системы бюджетирования. Семь шагов по эффективной постановке бюджетирования. - М.: Финансы и статистика, 2007.– 176 с.

METHODICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE BUDGET SYSTEM

IN AUTONOMOUS INSTITUTIONS

E. Lovetsky, K. Evstafjev

 

This article is devoted to methodological approaches to the organization of the system of intrafirm budgeting in autonomous institutions. In the work such basic concepts as budgeting, results-based budgeting (RBB) are disclosed. The article presents practical tools for realizing the RBB system, the world experience of countries that carried out budgetary sector reforms, which determined the transition to an orientation towards the effectiveness of budget expenditures, as well as the main principles established by the Ministry of Finance of the Russian Federation (MFRF) for the effective and responsible management of public finances.


УДК 336.142.2/4


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ПРИ СЛИЯНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Е. Ю. Ловецкий, студент 2 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет",

Дата: 2019-02-02, просмотров: 286.