В. В. Алтунина, доктор пед. наук, канд. экон. наук, доцент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 В статье рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием организационной структуры управления предприятием. Приведены главные критерии и принципы построения рациональной и адаптированной структуры управления с учетом специфики деятельности предприятия, а также влияния факторов внешней среды. Проанализированы главные причины перестройки организационных структур. Исходя из приведенных и проанализированных принципов проектирования, был схематично представлен алгоритм формирования оптимальной организационной структуры управления предприятием, который позволит повысить эффективность мероприятий по разработке, корректировке и совершенствованию организационной структуры с учетом специфики и видов деятельности предприятия.

принципы построения организационных структур, проектирование, алгоритм, специфика деятельности предприятия, адаптированная организационная структура.

 

В настоящее время в деятельности любого предприятия все большую значимость приобретает проблема совершенствования организационных структур управления, так как функционирующие организационные структуры недостаточно приспособлены и адаптированы к решению новых задач управления, внедрению новой прогрессивной техники и применению методов оптимального управления, согласованию и объединению разнородной управленческой деятельности, а также к разработке и внедрению инноваций. Поэтому задача руководителей состоит в том, чтобы выбрать или разработать оптимальную структуру, которая наиболее эффективно отвечала бы целям, стратегии, задачам, специфике и условиям деятельности предприятия.

Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности предприятия является рациональное управление организационной структурой. Как правило, организационная структура представляет собой совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними, которые обеспечивают целенаправленное функционирование, эффективную деятельность и способствуют повышению конкурентоспособности предприятия [5].

На сегодняшний день имеется множество видов организационных структур управления организацией, но до сих пор не разработана универсальная организационная структура, которая бы в равной степени подходила для всех типов предприятий. В рациональной организационной структуре управления, на наш взгляд, не должно допускаться повторения одинаковых функций на разных уровнях принятия определенного решения, не должно быть двойственности подчинения и она должна отвечать специфике и видам деятельности организации [6].

В процессе проектирования организационной структуры разрабатывается программа оценки эффективности функционирования каждого подразделения, ведь в случае безуспешности проектируемой организационной структуры должен быть готов набор корректирующих действий, направленных на ее доработку и совершенствование. Необходимость в совершенствовании существующей организационной структуры возникает в таких случаях, когда программа по минимизации издержек и эффективному использованию организационных ресурсов не дает положительных результатов, наблюдается неравномерное распределение функциональных обязанностей, которое вызывает перезагрузку или низкую загруженность работников, наступает внутренняя и внешняя экономическая неустойчивость, что приводит к изменениям в технологии производственных процессов и в процессах управления персоналом [1]. При изучении и сравнении существующих организационных структур управления различных предприятий и организаций нами выявлены следующие причины, требующие перестройки организационной структуры управления (рисунок 1) [1].

Наличие дисбаланса в распределении должностных функций, когда одни сотрудники (одного отдела или разных подразделений) не успевают выполнить задание в требуемом временном отрезке по причине загруженности, а другие имеют свободное время на работе, – сигнал о том, что в структуре управления начинаются сбои. Внешние факторы, такие как экономический кризис, который требует немедленного сокращения расходов, и изменения в технологии производства, позволяют пересмотреть выполнение всех видов работ, а также влияют на решение о внесении корректив в организационную структуру управления. Это. в свою очередь, приводит к  изменениям во внутренней среде организации: формируются новые стандарты качества, разрабатывается нормативная документация по загрузке персонала, оплате труда, совершенствуются процессы контроля на всех его стадиях и изменяются подходы в мотивации сотрудников. Изменения в таком объеме требуют консультации со специалистами и параллельного аудита в рамках финансово-хозяйственной деятельности организации. Только такой сложный и комплексный подход позволит сформировать организационную структуру, отвечающую новым требованиям и адаптированную (защищенную) к воздействиям внешней и внутренней сред.

                                                        

         
   


 

Рисунок 1 -  Главные причины перестройки организационной структуры управления предприятия

 

Совершенствование организационной структуры управления должно проводиться с учетом большого количества параметров и находится в прямой зависимости от степени реагирования на внутренние и внешние факторы, а также своевременной оценки критериев рациональности (оптимальности), отражающихся в следующем [5]:

• плотное взаимодействие всех звеньев структуры управления;

• сосредоточение функциональных звеньев в функциональных узлах, но с условием частичной их независимости, т. е. реальные возможности участия каждого отдельного звена в едином управлении;

• минимальное количество источников "приема" и "выхода" команд у каждого звена организационной структуры управления;

• способность организационной структуры управления быстро адаптироваться к варьирующим внешним и внутренним условиям деятельности предприятия [7].

Формирование организационной структуры управления организацией всегда стремится к универсальности и зависит от большого числа критериев. Оно содержит формулирование целей и задач, установление состава и определенного места подразделений, их ресурсное обеспечение, создание регламентирующей документации, закрепляющей и регулирующей процессы, проходящие в организационной системе управления (рисунок 2) [4].


 

 

 


Рисунок 2 - Процесс формирования организационной структуры управления предприятием [4]

 

Описанный на рисунке 2 алгоритм формирования организационной структуры не противоречит традиционной схеме ее создания: цели – задачи – объем работ для выполнения задач – число исполнителей – их группировка – объем управленческой работы – создание звеньев. Но при этом данный алгоритм направлен на более детальный анализ организационной структуры предприятия и включает в себя следующие элементы: формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение, разработку регламентирующих документов, закрепляющих и регулирующих процессы в организационной системе управления, которые отличают его от стандартных известных алгоритмов.

Проанализируем более детально каждый этап формирования организационной структуры управления предприятия.

1. Предпроектная подготовка.

На данном этапе устанавливаются цели предприятия с учетом состояния внешнего окружения. Внешняя среда имеет прямое и косвенное влияние на предприятие. К прямому влиянию относят: поставщиков, конкурентов, потребителей, законы и государственные органы, общественные организации, акционеров. К косвенному воздействию относят: технологию, экономику, политику, социокультуру, местное население и географическое положение [3].

Отбор цели совершается на основе маркетинговых исследований, а также устанавливается исходя из предпочтений лиц, принимающих главные управленческие решения. При этом, на наш взгляд, особое внимание следует уделить технико-экономическому обоснованию проекта.

Структура ТЭО должна обязательно включать в себя следующие основные разделы: введение с постановкой цели и соответствующих задач; характеристика объекта и имеющейся организационной структуры (для организации реального сектора экономики); критерии и ограничения образования новой организационной структуры; функции и задачи формируемой организационной структуры; ожидаемые технико-экономические последствия образования организационной структуры; выводы и предложения; особенно нужно продумать наполняемость приложения, где должны быть приведены основные нормативно-правовые документы, на базе которых будут выполняться реструктуризация, совершенствование и проектирование.

После этого составляется подробное техническое задание с заданием временных лагов. В технических заданиях указывается: цель создания проектной документации; сведения о ранее осуществленных на предприятии исследованиях; планируемые объемы работ по анализу и проектированию организационной структуры; источники информации для реализации работ; уровень заработной платы по проектированию структуры [8].

Для анализа сильных и слабых сторон деятельности предприятия руководство должно оценить, имеется ли у предприятия потенциал для применения возможностей (сильные стороны), а также какие есть угрозы (слабые стороны). Обычно исследование основывается на пяти функциональных областях предприятия: маркетинг, финансы, производство, персонал, организационная культура [3].

В ходе проведенного анализа должны быть сформированы предложения по улучшению системы управления предприятием. Для этого этап предпроектной подготовки включает в себя проведение всесторонних исследований предприятия. При формировании новой организационной структуры особое внимание предлагается уделить процессу технико-экономического обоснования [2].

2. Анализ организационной структуры.

Этот этап призван определить, насколько организационная структура целесообразна с точки зрения оценочных критериев и показателей (в соответствии с методологией и принципами управления). Этот анализ осуществляется руководителями предприятий или подразделений, где планируется смена или усовершенствование организационной структуры, с привлечением экспертов департамента (управления) стратегического планирования. В ходе анализа обнаруживаются недостатки имеющейся структуры, принимается решение о необходимости ее корректировки [1].

3. Совершенствование организационной структуры.

3.1. Формирование организационной модели.

Организационная модель представляет собой принципы создания подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью.

Принципы развития подразделений:

• функциональная модель: "одно подразделение = одна функция";

• процессная модель: "одно подразделение = один процесс";

• матричная модель: "один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений";

• модель, ориентированная на контрагента: "одно подразделение = один контрагент" [6];

• модель, ориентированная на центры ответственности: "один процесс или один проект = оплата за качественно выполненную работу функциональным подразделением организации" [5].

3.2. Разработка основных подразделений и связей.

Предполагается исполнение организационных решений не только по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до базовых подразделений аппарата управления, разделения задач и построения внутриорганизационных отношений [6] и внеорганизационных отношений в рамках "центров ответственности" [1].

Структурирование предприятия представляет собой процесс формирования структуры из следующих подразделений: управления, отделения / департаменты, отделы, службы, бюро и др. [3]. 

Независимые подразделения могут быть распределены на более маленькие структурные подразделения: секторы, участки, группы, "центры ответственности".

3.3. Регламентация организационной структуры.

В регламентации организационной структуры предусматривается разработка свойств аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она содержит: установление структуры внутренних элементов основных подразделений; нахождение проектного количества; распределение работ; определение ответственности; проектирование процедур реализации управленческих работ; расчет расходов на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях спроектированной структуры [8].

4. Оценка эффективности организационной структуры.

Результативность организационной структуры оценивается на этапе планирования, при анализе структур управления функционирующей организации для создания мероприятий по улучшению [3].

Параметром эффективности при сопоставлении вариантов организационной структуры служит вероятность более полного и стабильного достижения целей системы управления при наименьших расходах на её функционирование.

Принципиальное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор нормативной базы для определения уровня эффективности [3].

Показатели, применяемые при оценке эффективности организационной структуры управления:

1. Совокупность показателей, характеризующих результативность системы управления, проявляющихся через конечные итоги функционирования предприятия и расходы на управление. Здесь на рассмотрении размер прибыли, величина себестоимости, размер капитальных вкладов, уровень качества продукции, сроки введения инновационной техники.

2. Совокупность показателей, характеризующих состав и организацию процесса управления, включая прямые доходы и расходы управленческой деятельности. Здесь в расходы на управленческую деятельность включаются затраты на содержание управленческого аппарата, использование технических средств, содержание сооружений и этап подготовки персонала.

3. Совокупность показателей, показывающая целесообразность сформированной организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. Сюда можно отнести число звеньев системы управления, степень централизации функций управления, установленные нормы управляемости, разделения прав и ответственности [4].                                                                 

Создание организационных структур невозможно осуществлять, применяя лишь технический подход. Данный процесс включает множество различных факторов, каждый из которых требует отдельного исследования. Большое значение имеет и законодательство, и отрасль, и финансовое состояние предприятия, и психологический портрет ее управляющего. Помимо этого, трудности образуют неустойчивость внешней среды и непрозрачность самого предприятия.

Правильно спроектированная организационная структура управления играет важную роль в повышении эффективности деятельности организации. Любое предприятие стремится работать с высокой эффективностью и быть конкурентоспособным на рынке, вписываясь в общую концепцию социально ориентированной логистики [2]. Следовательно, для того чтобы организационная структура соответствовала стратегии развития предприятия, нужно, отчетливо установить главные виды деятельности, масштабы производства, выполнить правильное разделение обязанностей и осуществлять строгий контроль за процессом управления, что позволит добиться высоких результатов в функционировании предприятия. В то же время для эффективной деятельности предприятия необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, которые влияют на выбор организационной структуры и на основные этапы ее построения, позволяя более качественно и эффективно провести работы по ее совершенствованию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вайкок М. А. Принципы формирования организационной структуры управления промышленным предприятием при оптимизации бизнес-процессов // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 3(36). - С. 92-95.

2. Гладкова В. Е., Жариков В. В. Кластерное освоение территорий опережающего развития с учетом логистического подхода // Путеводитель предпринимателя: сб. науч. трудов. - Вып. XXVII / под науч. ред. Л. А. Булочниковой. – М.: Российская академия предпринимательства; Агентство печати "Наука и образование", 2015. - С. 146–156.

3. Извольская Н. А. Проблемы и пути совершенствования организационной структуры управления предприятием // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. - 2014. - Т. 1. - С. 52-59.

4. Махнова Г. Ю., Шевченко С. А.  Совершенствование организационной структуры управления предприятием // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2013. - № 1. - С. 77-80.

5. Синельникова Е. А. Обеспечение эффективности организационной структуры управления предприятием // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 3. - С. 329-331.

6. Синельникова Е. А. Оптимизация организационной структуры управления предприятием // В кн.: Актуальные вопросы гуманитарных, правовых и социально-экономических исследований // ЭКОНОМИНФО. -  2013. -  №3. - С. 91 - 95.

7. Синельникова Е. А. Эффективность и конкурентоспособность фирмы в период кризиса // Человек. Общество. Инклюзия. - 2016. - № 1(25). - С. 108-112.

8. Утеева А. С. Методологические принципы совершенствования механизма рационального управления организационной структурой строительного предприятия // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 18. - С. 83-86.

 

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF ENTERPRISE MANAGEMENT

A. Kolobkov, V. Altunina

 

In the presented research work, issues related to the improvement of the organizational structure of enterprise management are considered. In the report, the main criterions and principles of constructing a rational and adapted management structure, considering the specifics of the enterprise's activities, as well as the influence of environmental factors, are presented. The main reasons for the restructuring of organizational structures are analyzed. Based on the above and analyzed design principles, the algorithm for the formation of the optimal organizational structure of enterprise management was schematically presented. The presented algorithm allows to increase the efficiency of measures for the development, adjustment and improvement of the organizational structure considering the specifics and activities of the enterprise.

 

УДК 338.06/23

 СТРАТЕГИЯ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ КОМПАНИЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО РЫНКА

А. С. Коновалов, студент 2 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет",




Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.