Е. В. Дешевых, студент 2 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет"
В статье рассмотрены экономико-географические, правовые и инфраструктурные возможности Калининградской области для развития бизнеса. Рассмотрена взаимосвязь транспортного комплекса как части инфраструктуры региона с экономической стабильностью и привлекательностью региона в целом.
Калининградская область, инфраструктура, транспортный комплекс.
Калининградская область - самый западный регион России. Развитие экономики и инфраструктуры региона зависит от его особенного географического положения, так как область полностью отделена от основной территории страны другими государствами — Польшей и Литвой (рисунок 1).
Рисунок 1 - Экономико-географическое положение региона
Небольшая площадь области и относительно малая протяженность позволяют создать кратчайшие транзитные коммуникации, связывающие Россию с Европой. На рисунке 2 приведена д емографическая и территориальная статистика .
Рисунок 2 - Демографическая и территориальная статистика
Транспортный комплекс – одна из частей производственной инфраструктуры и сферы услуг Калининградской области. Устойчивое функционирование, развитие и сбалансированность комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения безопасности и обороноспособности страны и повышения качества жизни населения, а также интеграции в российскую и мировую экономику. Транспортный комплекс объединяет в себе несколько соответствующих данной отрасли объектов инфраструктуры региона [4].
Автодороги. Длина дорог общего пользования Калининградской области составляет 4431,8 км. Все они имеют твердое покрытие, преимущественно асфальтобетонное (рисунок 3) [1].
Согласно разработанному плану Правительства РФ был проведен капитальный ремонт дорог общей протяженностью 22,527 км.
В 2017 году были:
· завершены строительно-монтажные работы обхода г. Советска с мостовым переходом через р. Неман;
· проведена реконструкция автомобильной дороги к международному аэропорту "Храброво";
· продолжаются работы по объекту "Реконструкция II очереди Кольцевого маршрута" в районе Приморской рекреационной зоны [2].
Рисунок 3 - Автомобильная инфраструктура
Недостатки существующей автодорожной сети региона на сегодняшний день:
· несоответствие технических параметров многих участков автодорог интенсивности проходящего автотранспорта;
· прохождение транспорта по жилым зонам населенных пунктов;
· отсутствие замкнутой окружной дороги вокруг города Калининграда;
· часть мостовых переходов, расположенных на автодорогах области, не предназначена для пропуска большегрузного транспорта;
· недостаточная пропускная способность через государственную границу.
Несмотря на все вышеуказанные недостатки, работа по их устранению ведется, и запланировано полное их устранение в срок до 2021 года.
Портовые мощности. Основные портовые мощности региона сосредоточены в Калининграде. Здесь находятся причалы трех портов — морского торгового, морского рыбного и речного. Калининградские порты не замерзают и работают круглогодично (рисунок 4) [1].
Рисунок 4 - Морская инфраструктура
В настоящее время реализуется проект строительства международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области [2].
Порт Калининград связан контейнерными линиями с портами Голландии, Англии, Германии, Польши, Литвы, Финляндии и Швеции. Порт имеет железнодорожные и автомобильные паромные линии, в него регулярно заходят круизные пассажирские суда [1].
Железнодорожное сообщение. Длина железнодорожных путей общего пользования в Калининградской области составляет более 750 км. Железнодорожный вид транспорта - основной в регионе, так как им перевозится около 60 % всех грузов, около 42 % пассажиров в пригородном и 83 % в междугороднем сообщении (рисунок 5).
Рисунок 5 - Железнодорожная инфраструктура
Участок железнодорожных путей Советск - Калининград - Мамоново и Калининград - Нестеров обеспечивают подходы к портовым терминалам, государственной границе Российской Федерации, выход на железные дороги Европейского союза и основную территорию России, страны Центральной Азии.
Маршруты пассажирских поездов связывают Калининград с ближайшими странами Европейского Союза и крупными городами центральной России [3].
Уникальной особенностью железнодорожной сети Калининградской области является наличие в ней более 100 км путей с европейской колеей (более узкой) и терминалов по перевалке грузов. Выходы европейской колеи за пределы области осуществляются в пунктах Мамоново, Багратионовск и Железнодорожный.
В настоящее время ведется строительство терминально-логистического центра "Калининград" на станции Дзержинская-Новая, окончание его строительства запланировано в 2019 году. Терминально-логистический центр даст возможность для выгрузки, погрузки и перевалки экспортно-импортных грузов, выгрузки сыпучих грузов на две стороны, выгрузки тяжеловесных, лесных грузов, строительных грузов, а также большие площади для хранения грузов.
Железнодорожный транспорт региона, обладая стратегически выгодным положением, имеет серьезные проблемы, такие как зависимость от тарифной политики на перевозки грузов через территорию соседних государств, а также ряд системных внутрироссийских проблем, связанных с формированием тарифной сетки.
В ходе реализации государственной программы "Развитие транспортной системы" достигнуты результаты:
· Принято постановление о компенсации части затрат юридических лиц на перевозку грузов железнодорожным транспортом;
· Сохранено расписание движения пригородных поездов, обеспечивающих перевозки пассажиров по социально значимым направлениям;
· Сохранена программа субсидирования за счет средств бюджета на перевозки пассажиров в другие регионы России;
· Ведется постоянная работа по вопросам обеспечения транспортной доступности региона [1].
Воздушный транспорт. После произошедших изменений в правилах транзита по Литве наземным путем основное значение приобрели воздушные перевозки.
Воздушный транспорт - динамично развивающийся в Калининградской области вид транспорта. Международный аэропорт "Храброво" расположен в 20 км к северо-востоку от центра города и имеет статус федерального значения. На сегодняшний день по сравнению с 2005 г. показатель пассажирооборота вырос в 5,5 раза (рисунок 6) [5].
Рисунок 6 - Авиационная инфраструктура
В ходе реализации государственной программы региона в области авиаперевозок также были достигнуты неплохие результаты:
- сохранена программа субсидирования авиаперелетов из Калининградской области в европейскую часть страны;
- наблюдается рост пассажиропотока через аэропорт Храброво;
реализуется проект "Вторая очередь реконструкции и развития аэропорта.
Прогнозируемый рост пассажиропотока составит до 6-10 % ежегодно. Следующим шагом развития воздушного транспорта станет осуществление принципа ХАБ-овых перевозок. Это позволит увеличить количество туристов, посещающих регион и количество транзитных пассажиров.
Несмотря на имеющиеся различия в развитии отдельных видов транспорта, транспортный комплекс региона стабильно развивается и обеспечивает спрос на перевозки грузов и пассажиров. Развитие транспортного комплекса Калининградской области направлено на содействие экономическому росту региона в целом и повышению благосостояния его населения.
Транспортный комплекс области должен обеспечивать устойчивую взаимосвязь региона с остальной территорией страны, ее крупнейшими населенными пунктами и экономическими центрами. С ростом экспорта товаров происходит увеличение экспорта транспортных услуг за счет развития международного транзита и транспортного обеспечения экспорта российских товаров.
Повышение конкурентоспособности транспортного комплекса Калининградской области на международном рынке позволит реализовать транзитный потенциал региона и превратить экспорт транспортных услуг в один из крупнейших источников дохода.
В условиях экономического развития Калининградской области транспорт должен обеспечить высокие темпы роста внутреннего регионального продукта путем применения современных транспортных технологий, логистических схем, повышения технического уровня транспортных средств и оборудования, а также качества предоставляемых услуг.
Повышение безопасности транспортного комплекса является условием обеспечения безопасности граждан. Важной составляющей этого направления является снижение негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения [6].
Дата: 2019-02-02, просмотров: 365.