А. Д. Кубрак, канд. экон. наук, доцент, профессор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для ведения эффективной деятельности предприятия в условиях постоянно изменяющейся внешней среды необходимо определить приоритетные направления деятельности, т. е. разработать эффективную стратегию. В статье рассмотрены основания необходимости введения стратегий, особенности их формирования и план разработки стратегии производственного предприятия.

развитие предприятия, базовая стратегия, требования к стратегии, порядок формирования стратегии.

 

В современных условиях развития рынка, характеризующихся высоким уровнем конкуренции и неопределенностью, каждое предприятие стремится разработать определенную концепцию своего развития, отвечающую изменяющимся условиям внешней среды. Развитие подразумевает рост определенных количественных и качественных показателей, которые способствуют достижению целей предприятия. Вследствие этого можно заключить, что в определении четкого представления об основных направлениях деятельности организации важную роль играет стратегическое планирование, элементом которого является стратегия развития.

Стратегию следует понимать, как определенный план действий, способствующих стабильному развитию предприятия. Стабильное развитие предусматривает непрерывную деятельность организации, в результате которой происходит постоянный рост финансовых результатов деятельности компании [2].

Разработка стратегии развития основывается на единстве долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования. К основным особенностям разработки стратегии можно отнести необходимость анализа и прогнозирования изменений внешней среды, формирования различных вариантов развития предприятия и рынка в целом, ориентированность на долгосрочную перспективу и использование стратегии как средства достижения целей.

В качестве основных составляющих стратегия включает в себя базовую стратегию, которая служит основой любого стратегического плана, и функциональные стратегии, конкретизирующие базовую стратегию в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия.

Основой для принятия решений в области стратегического планирования является базовая стратегия предприятия. В зависимости от того, на какой стадии цикла развития оно находится, может быть выбран один из следующих типов базовой стратегии: стратегия выживания, стратегия стабилизации или стратегия роста. Стратегия выживания является оборонительной стратегией, к которой следует обращаться в условиях глубокого кризиса предприятия. Основной её целью является переход к стратегии стабилизации, а затем — к стратегии роста. Стратегия стабилизации используется, как правило, в условиях нестабильности развития предприятия. Ее конечной целью является переход к стратегии роста, которая является наступательной стратегией и характерна для нормальной деятельности предприятия. Она отражает стремление к экономическому росту [4].

Формирование стратегии развития как последовательность действий можно представить следующим образом:

- анализ потенциала предприятия;

- поиск и оценка рыночных возможностей;

- прогноз (исследование тенденций);

- детальная разработка стратегий [1].

Таким образом, формирование стратегии развития предприятия представляет собой комплексную систему управления, основанную на прогнозе изменений внешней среды и выработке методов адаптации предприятия к ним.

Для успешной реализации стратегии необходимо придерживаться следующего конкурентного плана:

1. Резюме. Данный раздел плана должен включать формулировку целей, описание стратегии, краткий план действий по достижению поставленной цели и реализации стратегии.

2. Описание и анализ текущей ситуации на рынке, определение положения предприятия на рынке и оценка возможных изменений для предприятия.

3. Описание и анализ конкуренции на рынке - включает в себя определение основных конкурентов предприятия, их позиций на рынке и общую интенсивность конкуренции в данной отрасли.

4. Подведение итогов прошлого периода - включает в себя сравнение запланированных результатов прошлого периода с фактически полученными, их анализ и выявление причин отклонения от плана.

5. Постановка целей и описание выбранной стратегии. Стратегия определяется по результатам исследования среды и позиций предприятия на рынке.

6. Оценка выбранной конкурентной стратегии. На основе анализа внешней среды и внутренних возможностей предприятия (SWOT-анализ) производится оценка выбранной стратегии. Выбранную стратегию необходимо рассматривать на соответствие целям предприятия. Также нужно дать ее характеристику, описать необходимые условия успешного выполнения конкурентного плана и возможные причины, способные помешать его выполнению.

7. План реализации выбранной конкурентной стратегии [3].

Рассмотрим план разработки стратегии развития предприятия для ГК "За Родину" — одного из ведущих предприятий по добыче и переработке рыбы в Калининградском регионе. Одним из вариантов оценки взаимодействия внутренней среды предприятия с внешней средой является SWOT-анализ, который поможет определить потенциал предприятия. SWOT-анализ для ГК "За Родину" представлен в таблице.

 

SWOT-анализ ГК "За Родину".

 

Сильные стороны

Узнаваемость и качество бренда, как следствие, признанный лидер внутреннего и внешнего рынков по производству рыбных консервов; широта ассортимента;  удобное

географическое расположение производства; большие производственные мощности, включающие  собственный флот; лучшие инфраструктурные возможности производства многих видов продукции, чем у конкурентов.

Слабые стороны

Устаревшее оборудование, отставание в области исследований и разработок, низкий уровень маркетинговой деятельности, отсутствие четкого стратегического направления развития предприятия и оценки стратегической позиции в бизнес-окружении.

 

Возможности

Выход на новые рынки, расширение производственных возможностей, ослабление конкурирующих компаний, появление новых технологий, привлечение инвесторов, развитие мощностей флота.

 

Угрозы

Замедление роста рынка; возрастающее конкурентное давление; уменьшение реальных доходов населения и, как следствие, уменьшение покупательной способности; утечка квалифицированных кадров.

 
         

 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что предприятие в настоящий момент находится в состоянии "зрелости", что говорит о необходимости построения четкой стратегии развития.

Учитывая миссию компании, в которой говорится о построении системы дистрибуции по России и СНГ, а также создание национального бренда, можно смело заявить, что ГК "За Родину" необходимо проводить мероприятия по реализации стратегии концентрического роста. Использование данной стратегии развития позволит ГК "За Родину" начать расширение линейки производимой продукции, а также выйти на новый рынок РФ и стран СНГ.

Для более четкого определения состояния внутренней среды предприятия и влияния на неё внешней среды необходимо провести более подробный анализ, так как при выборе стратегии роста следует максимально точно оценить текущую позицию предприятия не только на рынке, но и в жизненном цикле, и спрогнозировать возможные изменения и учесть их.

Исходя из имеющейся миссии ГК "За Родину" и выбранной на основе анализа стратегии развития, необходимо составить план мероприятий по достижению целей предприятия.

В качестве первоочередных мероприятий по реализации стратегии развития предприятия целесообразно предложить разработку и проведение:

- активной рекламной кампании, что позволит расширить известность бренда среди новых потребителей, а также укрепить доверие постоянных потребителей продукции ГК "За Родину";

- усовершенствования имеющихся и внедрение новых технологий производства, что позволит снизить издержки на производство продукции;

- расширения линейки производимой продукции, что положительно скажется на расширении аудитории потребителей выпускаемой продукции;

- плана выхода ГК "За Родину" на новые рынки РФ и стран СНГ, что соответствует миссии предприятия по созданию национального бренда и системы дистрибуции на территории РФ и СНГ.

Если стратегия развития будет эффективной и иметь положительные результаты, необходимо придерживаться разработанного плана ее реализации и, при необходимости, проводить корректировки плана под изменения внешней среды. Если конкурентная стратегия не имеет положительного эффекта, определяются причины и начинается разработка новой стратегии.

Таким образом, формирование стратегии развития организации возможно лишь при совмещении проведения мероприятий как по отношению к внутренней среде фирмы, с целью анализа всех возможностей и недостатков, так и по отношению к внешней среде – оценка конкуренции на рынке и выявление возможностей основных конкурентов. Все эти факторы, в конечном итоге, будут способствовать повышению спроса на продукцию ГК "За Родину" и реализации миссии предприятия — расширению дистрибуторской сети на территории РФ и СНГ.

В заключение можно сделать вывод, что как внешнее, так и внутреннее окружение оказывает решающее воздействие на функционирование организации ГК "За Родину". Необходимо анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, для того чтобы разработать эффективную стратегию развития предприятия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Томпсон А. А. мл., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учеб. для вузов / пер с англ. - 9-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 412 с.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999. - 416 с.

3. Лапыгин Ю. Н. Стратегический менеджмент. – М.: ИД "ИНФРА-М", 2008. – 36 с.

4. Теория и методология разработки стратегии развития предприятия / Булава И. В. и др. – М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2009. – 278 с.

DEVELOPMENT ENTERPRISE STRATEGY

А. Korobov, A.Kubrak

       

To conduct an effective activity of the enterprise, in the conditions of constantly changing external environment, it is necessary to determine the priority directions of the enterprise's activity, that is, to develop an effective strategy. The article considers the reasons for the need to introduce strategies, the specifics of their formation, and the example of developing a strategy for a production enterprise.

 

УДК 37.014.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО "НОВЫЙ КРУГ"

Л. Н. Михайлова, студентка 2 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет",

Дата: 2019-02-02, просмотров: 230.