В статье рассмотрены основные методы мотивации труда персонала торгового предприятия ООО "Автомаг". Выделены специфические черты предприятия торговли, оказывающие влияние на систему мотивации труда торгового персонала. Дан анализ кадрового состава и показателей движения персонала ООО "Автомаг". Проведена оценка существующей системы мотивации персонала, проанализированы ее положительные и отрицательные стороны. Даны рекомендации по повышению эффективности системы мотивации труда торгового предприятия ООО "Автомаг".
система мотивации торгового персонала, стимулирование труда, самомотивация, нематериальные формы мотивации.
Проблемы мотивации труда персонала торговых предприятий являются в настоящее время очень актуальными, так как от их эффективно разработанных систем зависят результаты деятельности компаний.
Понятия "мотивация" и "стимулирование" тождественны, однако имеют разную смысловую нагрузку. Так, если понятие "стимул" используется преимущественно для определения поощрения (материального или морального), то понятие "мотив" является более широким и охватывает все стороны поведения работника организации [1].
В деятельности торгового предприятия стимулирование играет важную функцию, так как оно направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который приводит к увеличению выручки.
Сфера торговли отличается следующими отличительными особенностями, влияющими на построение системы мотивации персонала организации [2]:
− прямой контакт с покупателем;
− большое и чаще всего критическое количество контактов типа "человек – человек";
− потенциально большая возможность воровства как со стороны персонала, так и со стороны покупателей;
− зависимость дохода торговой организации от работы низового уровня - продавцов, непосредственно находящихся в контакте с клиентом.
Специфической чертой управления персоналом торгового предприятия является большой объем трудовых операций, связанных с непосредственным обслуживанием покупателей, предполагающий прямой контакт продавца и покупателя. Это взаимодействие выступает важной составляющей организационной деятельности и, как правило, в отличие от других трудовых рабочих процессов организации, практически не поддается автоматизации. Эта особенность торгового персонала обусловливает значительный объем издержек на него. Разработка и реализация эффективной системы мотивации выступает главным условием роста прибыли торговой организации и, следовательно, ее эффективности.
Категория "торговый персонал" характеризуется количественными и качественными параметрами: численностью и составом. Проведем анализ торгового персонала ООО "Автомаг", занимающегося реализацией различных видов крупной и малой бытовой техники и электроники, компьютеров и периферийных устройств, аксессуаров и комплектующих и т. д. (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели движения персонала ООО "Автомаг" за 2015-2016 гг.
Показатель | 2015 год | 2016 год | 2017 |
Численность персонала на начало года, чел. | 32 | 34 | 33 |
Приняты на работу, чел. | 5 | 3 | 2 |
Выбыли, чел. | 3 | 4 | 1 |
Численность персонала на конец года, чел. | 34 | 33 | 34 |
Коэффициент оборота по приему работников | 0,15 | 0,08 | 0,06 |
Коэффициент оборота по выбытию работников | 0,09 | 0,12 | 0,03 |
Коэффициент текучести кадров | 0,09 | 0,12 | 0,03 |
Коэффициент постоянства кадров | 0,82 | 0,79 | 0,84 |
Проанализируем кадровый состав торгового предприятия ООО "Автомаг" (рисунок 1).
Рисунок 1 - Кадровый состав персонала ООО "Автомаг" по возрастным группам
за 2015-2017 гг.
Как видно из рисунка 1, большую часть в ООО "Автомаг" составляют работники возрастной группы от 21 до 30 лет, наименьшую – старше 51 года.
Рисунок 2 - Кадровый состав персонала ООО "Автомаг" по уровню образования
за 2015-2017 гг.
В 2017 году уровень работников со средним образованием уменьшился, с неполным средним отсутствует, это говорит о том, что руководство предприятия заинтересовано в повышении уровня образования персонала (рисунок 2).
В процессе управления торговым персоналом предприятия важно наиболее полно учитывать мотивацию и совершенствовать ее в соответствии с конкретными целями организации. При формировании системы мотивации труда торгового персонала следует опираться на изменение ценностных ориентиров, долгосрочное сотрудничество, партнерство персонала и организации.
Система мотивации персонала в торговом предприятии ООО "Автомаг" складывается из нескольких составляющих:
а) материальная форма мотивации;
б) нематериальная форма мотивации;
в) социальная форма мотивации;
г) самомотивация.
Частью системы материального стимулирования труда ООО "Автомаг" является система премирования (рисунок 3).
Рисунок 3 - Доля премии, в ООО "Автомаг" за 2015-2017 гг.,
% к должностному окладу
Можно сказать, что в организации данная система слабо развита, так как она включает только фиксированные выплаты, приуроченные к праздникам (Новый год, 23 февраля и 8 марта), а также премию в честь дня рождения сотрудника.
В системе нематериальной мотивации в практике управления персоналом торгового предприятия ООО "Автомаг" используется более широкий перечень способов мотивации (рисунок 4):
Рисунок 4 - Нематериальные формы мотивации в ООО "Автомаг"
Рассмотрим их более подробно. Испытательный срок, длящийся 1 месяц, проходят вновь принятые кандидаты под руководством опытного работника. После успешного окончания испытательного срока с кандидатом заключается трудовой договор.
Продвижение по службе заключается в возможности карьерного роста от продавца до администратора магазина. К недостаткам данного вида мотивации можно отнести ограниченность его применения на данном предприятии – только для продавцов. Что касается офисных работников (маркетолога, бухгалтера, менеджера по закупкам и т. д.), то у них отсутствует данный вид мотивации.
Корпоративные мероприятия проводятся 2 раза в год – перед Новым годом и в летний период (выезд на природу). Это помогает поддерживать дружелюбную атмосферу и сплоченность коллектива.
Социальная форма мотивации труда торгового персонала, применяемая в ООО "Автомаг", заключается в обязательных отчислениях работодателя на пенсионное обеспечение работников.
Самомотивация в ООО "Автомаг", имеет внутренние и внешние способы выражения (таблица 2).
Таблица 2- Способы выражения самомотивации в ООО "Автомаг"
Виды | Способы выражения |
Внутренние | экономическая и социальная значимость деятельности; результаты деятельности предприятия в целом; хорошая психологическая атмосфера в коллективе; интересное содержание труда (для офисных работников). |
Внешние | возможность карьерного роста; заработная плата; дополнительные выплаты (премии, социальные отчисления и др.) |
Таким образом, можно сделать вывод, что существующая в ООО "Автомаг" система мотивации труда персонала имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным можно отнести стабильную заработную плату и фиксированные премии, корпоративные мероприятия, к недостаткам - отсутствие привязки материального вознаграждения к результатам труда работников, а также почти полное отсутствие системы морального поощрения
Основными мотиваторамив ООО "Автомаг" являются стабильность и хорошая атмосфера в коллективе, что обеспечивается существующей системой управления персоналом.
Использовать шаблон, взятый у другой торговой компании, бессмысленно и, как правило, не дает положительного результата. При построении системы мотивации труда торгового персонала должно учитываться большое количество индивидуальных для каждого торгового предприятия факторов, состояние которых строго индивидуально для каждой организации. К таким факторам можно отнести [3]:
− бизнес-процессы, осуществляющиеся в торговой организации;
− стратегию и тактику реализации товаров;
− должностные обязанности торгового персонала;
− организационную культуру торгового предприятия.
Так, система мотивации персонала предприятия розничной торговли существенно отличается от предприятия оптовой торговли.
Основным требованием к используемой системе мотивации труда торгового персонала является ее прозрачность и понятность. В противном случае будет наблюдаться обратный эффект.
Предложим рекомендации, направленные на повышение эффективности существующей системы мотивации труда торгового персонала в ООО "Автомаг".
1) "Мотивирующий туризм"
Мотивирующий туризм, или инсентив-туризм – это стимулирующие путешествия или семинары. Основная цель данного мероприятия заключается в корпоративном отдыхе, командообразовании, обучении, посещении семинаров т. д. За заслуги перед организацией сотрудника направляют на отдых или на обучение в другую местность.
Положительные стороны такого мероприятия: создание репутации хорошего работодателя, повышение производительности труда. Отрицательные стороны: финансовая сторона вопроса и трудности с организацией подобных мероприятий
2) Политика по формированию здорового образа жизни.
Разрабатываются программы мероприятий, основной задачей которых является профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни (приобретение абонементов в спортивные залы за счет работодателя, производственная гимнастика, поощрение сотрудников за отказ от курения, снижение веса и т. д.
Основные выгоды от реализации подобных мероприятий: укрепление здоровья торгового персонала, создание благоприятного социального климата в компании и повышение эффективности ее деятельности, например, за счет сокращения перерывов на перекур. К отрицательным характеристикам можно отнести финансовые затраты и трудности с организацией подобных мероприятий.
3) Социальная карта - новая форма использования социального пакета.
Программа позволяет сотруднику получать персонализированный набор услуг, состоящий из нескольких блоков.
Первый блок - предоставление льгот и дополнительных преимуществ работы в организации. Сюда может входить организация добровольного медицинского страхования работников с предоставлением скидки за счет корпоративного страхования.
В качестве преимущества работы в ООО "Автомаг" может быть организован бесплатный проезд до места работы либо частичная оплата затрат на бензин в случае, если работник имеет собственное транспортное средство.
4) Метод "Работа на полу".
Данное мероприятие заключается в том, что каждый сотрудник офиса и каждый высший руководитель обязаны отработать в торговом зале определенное количество времени и продемонстрировать успехи в продажах или другом деле, которым будут заниматься в магазине. Продавцы могут увидеть, что высшие менеджеры вполне готовы выйти в торговый зал, не считая это для себя зазорным. Метод "работы на полу" дает представление о сложности чужой работы и рождает уважение к каждому конкретному участку бизнес-процесса.
5) Стимулирование поколения "Y".
Это скорее не метод, а политика для работы и стимулирования. Поколение "Y" – новое поколение работников, рожденных в период 1984-2003 гг. Как показал анализ персонала ООО "Автомаг" по возрасту, основная группа работников родилась как раз в этот период.
Высокая скорость общественных и технологических перемен выработала у поколения "Y" установку "жить здесь и сейчас". Это привело к сформированности следующих особенностей:
− ориентация на быстрый результат;
− осознание важности самореализации;
− предпочтение гибкой занятости;
− склонность к интересной деятельности и комфортному климату на рабочем месте.
Поэтому система мотивации труда торгового персонала для поколения "Y" должна отличаться следующими особенностями:
− четкое определение правил игры (работы);
− включение взаимодействия через постоянную коммуникацию сотрудников;
− смысловая нагрузка работы;
− немедленное вознаграждение работника за достижения его труда;
− ориентированность на постоянное развитие и саморазвитие работника.
Поскольку поколение "Y" склонно инвестировать скорее в программы обучения, которые позволяют увидеть результат в краткосрочной перспективе, важной может стать разработка семинаров и тренингов, направленных на отработку конкретных прикладных умений и возможностей осмысления происходящих событий [5].
Подводя итог, можно сказать, что методы мотивации труда торгового персонала в настоящее время отличаются от привычных теоретических подходов.
Применяя современные механизмы и правила мотивации труда, работодатель не только сможет удержать своих подчиненных в компании, но и создать для них такие условия работы, в которых они будут активно трудиться, стараться делать свою работу более эффективно и производительно, выполнять больше, чем им поручено.
Применение данных рекомендаций для улучшения существующей системы мотивации персонала в ООО "Автомаг" позволит торговому персоналу почувствовать важность своего вклада в результаты работы всей организации, повысит производительность труда и, как следствие, доходность торговой компании. Таким образом, эффективная система мотивации торгового предприятия повысит удовлетворенность персонала своей работой, сократит текучесть кадров в организации, будет способствовать созданию репутации хорошего работодателя и благоприятного социального климата в компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Данилова И. С., Чепурнова Ю. М. Совершенствование системы стимулирования труда персонала // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 691-702.
2. Самоукина Н. В. Счастье в рабочее время // Мотивация и оплата труда. – 2012.– № 31. – С. 174-179.
3. Никитина В. В. Мотивационный механизм эффективной системы управления персоналом // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 43. – С. 38-42.
4. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала торгового предприятия: учебно-практ. пособие. - 4-е изд. - М.: Дело, 2015. – 272 с.
5. Щевелев А. И. Мотивация – успешный ключ к управлению персоналом //Управление персоналом. – 2017. – № 1. – С. 54-57.
IMPROVING MOTIVATION OF STAFF IN TRADE ON THE EXAMPLE
OF OOO " AVTOMAG "
E. Kozlyuk, A. Kubrak
The article deals with the main methods of motivation of the personnel of the trade enterprise LLC "Avtomag". The article highlights the secific features of the trade enterprise, which have an impact on the motivation system of trade personnel. The analysis of personnel structure and indicators of the movement of personnel of JSC Avtomag is given". The evaluation of the existing system of motivation of personnel is carried out, its positive and negative sides are analyzed. Recommendations are given to improve the efficiency of the labor motivation system of the trade enterprise "Avtomag"LLC.
УДК 338.3.01
Дата: 2019-02-02, просмотров: 276.