Е. И. Трубникова, доктор экон. наук, профессор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 В публикации затрагивается тема значения стратегического управления в организации, а также рассмотрен сам процесс стратегического управления . Часть статьи отведена освещению стратегии управления в транспортно-экспедиционной компании.

стратегическое управление, конкуренция, управленческий процесс, организация, транспортно-экспедиционная компания, менеджер .

Для российского бизнеса появление "стратегического управления" явилось чем-то новым и непривычным. Оно обусловлено тем, что российская экономика претерпела изменения при переходе от социального строя к рыночным отношениям. При этом предприятия от централизованного управления перешли к управлению собственной организацией и получили хозяйственную и экономическую самостоятельность.

До перехода на рыночную экономику в определенных организациях и предприятиях применялись современные по тому времени системы целевого управления (комплексные системы управления качеством продукции и др.), в рамках которых осуществлялось оперативное управление различными видами и областями деятельности. Оно дополнялось стратегическим управлением развития производства со стороны отраслевых министерств. Однако, став самостоятельными, хозяйствующие субъекты оказались вне стратегического управления [2].

Термин "стратегическое управление" стал использоваться в конце 60–х годов ХХ века для того, чтобы обозначить разницу между управлением на нижнем уровне и управлением на высшем уровне организации. Суть перехода от принятия решений в конкретный момент к стратегическому управлению заключается в том, что возникла потребность в обращении внимания на факторы внешней среды, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в ней изменения. Внешняя среда, в которой действуют различные организации претерпевает постоянные стремительные изменения, повышается степень неопределенности, появляются различные факторы риска. Стратегия управления должна учитывать все эти факторы и характеристики и отображать наиболее выгодный вариант дальнейших действий для конкретной организации. Для этого необходим постоянный контроль и мониторинг состояния рынка конкурентов и всей внешней среды; контроль за всем происходящим внутри компании, что может повлиять на изменение положения организации на рынке.

Значение стратегического управления, позволяющего компаниям выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последнее десятилетие. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание, в основном, на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию организации к быстро меняющейся окружающей среде.

С изобилием различных бизнес-проектов и компаний становится понятным, что не существует стандартной стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления [1]. Каждая организация уникальна по своей сути, и процесс разработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от ее позиции на рынке, динамики развития, потенциала, ситуации на рынке конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и многого другого.

Главной целью стратегического управления является развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды [3].

Процесс стратегического управления, как любой управленческий процесс, включает в себя различные взаимосвязанные функции управления: основные и специфические. Также немного меняется содержание некоторых основных функций и появляются новые специфические функции управления [2]. Планирование, например, становится стратегическим планированием, и появляются некоторые новые функции: маркетинг, логистика, управление человеческими ресурсами и др.

Процесс планирования начинается с постановки целей. Они выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую функции [2]. В организации существуют различные цели, которые классифицируются следующим образом: по степени важности, по временному фактору, по содержанию, по форме выражения и по уровню.

Если компания принимает решение отказаться от стратегического управления, она рискует прекратить свое существование, лишается возможности прогнозировать и строить планы, обречена на принятие мгновенных и зачастую неверных решений, либо, наоборот, запоздалых и недейственных.

Стратегическая программа становится синтезом стратегий, разработанных на различных уровнях организационной иерархии. Стратегическая программа обосновывается обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в мире сегодняшнего бизнеса, предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. Стратегическая программа придает предприятию определенность, индивидуальность, открывает перспективу, которая ориентирует его сотрудников, привлекает новых работников и помогает в реализации изделий или услуг. Стратегические плановые программы следует разрабатывать так, чтобы они не только оставались целостными в течение длительных периодов времени, но и были достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Общая стратегическая программа направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом того, что конфликтная, постоянно изменяющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными. Итогом разработки стратегической программы предприятия является проект развития на перспективу. Он, как правило, включает выбор конкретных сфер рынка, на деятельность которых должна быть ориентирована фирма; определение источника и типа используемых ресурсов; составление перечня технологий, планируемых к использованию; выбор способов, отраслей и направлений будущей деятельности, а также вида производимого продукта [1].

Стратегическое управление играет большую роль в развитии любой компании, но учитывая специфику транспортной деятельности, сформировать конкретную и долгосрочную стратегию не представляется возможным, однако есть возможность спланировать стратегию на короткий срок: месяц-два. Ситуация на рынке услуг меняется зачастую ежечасно и ежеминутно. Меняется абсолютно все: от данных по грузу - до ситуации на границе. Руководитель должен своевременно реагировать на различные изменения, принимать решения и выстраивать возможную стратегию. Принятие решений не полностью ложится на руководителя, а частично возлагается на менеджера. Именно поэтому квалификация, опыт и знания менеджера играют большую роль в развитии компании.

ООО "СТМ Группа Компаний" сравнительно небольшая, штат сотрудников состоит из семи человек: директор, бухгалтер и пять менеджеров-логистов. В связи с этим, все глобальные решения, в том числе по выбору стратегии, принимает генеральный директор. Ответственность за менее ответственные решения, например, координацию грузовой перевозки, берут на себя менеджеры, при этом качество и время принятия этих решений напрямую зависят от опыта работы логиста.

Примером стратегического планирования в ООО "СТМ Группа Компаний" можно назвать принятое в конце 2017 года директором решения о том, что с января 2018 года вводятся в эксплуатацию транспортные средства, которые все это время не функционировали за ненадобностью, а также приобретается грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 тонны. Это обусловлено тем, что конкуренция на рынке транспортно-экспедиционных услуг растет, увеличивается количество фирм, которые готовы предоставить свое транспортное средство, не занимаясь экспедированием. А близость Калининградской области к Европе позволяет практически беспрепятственно перевозить грузы в разных направлениях. При росте конкуренции на рынке компанией был выбран путь улучшения качества и увеличения количества предоставляемых услуг.

Имея свой различный по грузоподъемности автомобильный парк, организация претендует на увеличение прибыли за счет роста количества заявок. С машиной, которая постоянно курсировала по маршруту: склад (Польша) – Калининград, грузоподъемностью 14 тонн прибыль оставалась неизменной. А теперь, при появлении дополнительного транспорта следующей грузоподъёмностью: стандартная фура 20 тонн, тент - 6 тонн, два тента малой грузоподъемности – 1200 кг и приобретенный тент - 3 тонны, появилась возможность брать дополнительные заявки на доставку груза по различным маршрутам. Например, стало выгодным отправлять тент грузоподъёмностью 6 тонн в Италию для загрузки сборных грузов, нежели собирать там груз различными машинами партнеров, а затем только со склада в Польше вывозить своей. Во-первых, нет материальной зависимости от польских перевозчиков, во-вторых, вероятность опоздания сводится к нулю, так как менеджер-логист координирует маршрут водителя, учитывая все места погрузки, отстои автомобиля и заправки.

По подсчетам, проведенным организацией, прибыль от отправки собственной машины в рейс увеличилась на 10 %, по сравнению с использованием перегруза на складе. Также одним из результатов принятия такой стратегии управления является дополнение обязанностей одного из менеджеров, теперь на него возлагается ответственность за просчет необходимых денежных средств на рейс, поиск грузов, выстраивание маршрута оптимальной загрузки и доставки груза. Соответственно, заработная плата увеличивается, стратегическое управление в этом случае оказывает положительное влияние не только на компанию в целом, но и на отдельного человека.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Стратегия управления и его роль в развитии организации http://www.km.ru/referats/F2B4EF3E6E144BDB881C1DF60CA85971

2. Стратегическое управление современной организации на примере ОАО "Мобильные ТелеСистемы".

3. Сущность стратегического управления http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Sushnost-strategicheskogo-upravleniya.php\

 

STRATEGY OF MANAGEMENT AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION

E. Pankova, A. Korobov, E. Trubnikova

    

The publication touches on the importance of strategic management in the organization, as well as the process of strategic management itself. Part of the article is devoted to highlighting the importance of the management strategy in the management of the freight forwarding company.

 

УДК 332.142(470.26)(06)

ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КОМПАНИИ ООО "ЭЛЕМЕНТ ЛИЗИНГ"

М. А. Побрызганова, студентка 2 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет",

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.