О. Н. Гегечкори, канд. экон. наук, доцент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В статье описывается проблема обучения, подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере ЖКХ, предлагаются варианты решения насущной проблемы, которая сформировалась в настоящее время, - это проблема обеспечения отрасли подготовленными и компетентными кадрами. В статье предлагаются не только теоретические пути решения вопроса обучения сотрудников и персонала предприятий ЖКХ, но и практические направления в решении проблемы обеспеченности отрасли кадрами.

ЖКХ, дефицит профессиональных кадров в сфере ЖКХ, профессиональное развитие.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня — самая обсуждаемая сфера народного хозяйства страны. Каждый обыватель видит и ежедневно испытывает на себе недостатки обслуживания жилого фонда и населения управляющими компаниями. Вопросы жилья, благоустроенности улиц, зон для отдыха волнуют всех и порой кажутся населению просто неразрешимыми. Вместе с тем, новые технологии и новые профессиональные приемы в решении данных вопросов появляются практически ежемесячно, а значит, необходимо и постоянное обновление того багажа знаний, который имеет за плечами любой специалист жилищно-коммунальной сферы (далее ЖКХ).

Ошибочно полагать, что труд коммунальщиков относится к низкоквалифицированному и может выполняться кем угодно. Со временем всё сложнее становится техническая часть конструкций и агрегатов, которые необходимо обслуживать, соблюдая стандарты предоставления коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных домах. Управляющим компаниям приходится взаимодействовать со многими предприятиями в городе, чтобы не только предоставлять потребителю качественные услуги, но и разъяснять гражданам, проживающим в жилых домах, их права, обязанности, объемы услуг, которые могут оказывать УК для населения. Времена, когда обслуживать жилищную сферу мог любой "человек с улицы", давно остались в прошлом.

Жилищно-коммунальное хозяйство претерпело многочисленные изменения и нуждается в восстановлении и дальнейшем развитии. Становится ясно: просто выделить деньги на ЖКХ и решить все проблемные вопросы не удастся. Сегодня практики и наука ищут пути достижения прогресса в отрасли. Чтобы работа велась с пониманием общих перспектив и рентабельно, нужно преодолеть недостатки, которые накопились за предыдущие годы работы: крайне слабая укомплектованность профессиональными кадрами; нехватка компетентных служащих в органах управления; несовершенство системы подготовки управленческих кадров, и, как следствие, низкая квалификация персонала – основная причина аварийности на объектах ЖКХ и жалоб со стороны населения.

Только обучение специальности, регулярное повышение квалификации специалистов ЖКХ не позволят знаниям и навыкам коммунальщиков отстать от технического прогресса. Специалистам ЖКХ необходимо постоянно повышать свой уровень профессиональной компетенции, специалисты обеспечивают эффективность, результативность и качество работ в сфере своей деятельности, а это, в свою очередь, даёт стабильность, комфорт и безопасность проживания современным городским жителям.

Последние исследования экспертов показали: дефицит профессиональных кадров в сфере ЖКХ – почти 50 %, всего 7 % работников имеет высшее профессиональное образование по специальности, всего 20 % руководителей повышали свою квалификацию, и то не периодически [1, с. 17]. Плановое переобучение и повышение квалификации просто отсутствует.

В настоящее время строительные вузы обучают студентов, в основном, технической эксплуатации объектов ЖКХ и их обслуживанию, а управлению персоналом организаций ЖКХ и ведению деятельности самих организаций, таких как управляющие компании, - нет. Требуется формирование современного класса менеджеров – высококвалифицированных управляющих ЖКХ, а также специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих по профилю ЖКХ.

 В настоящее время большую роль на предприятиях ЖКХ стало играть обучение и переподготовка персонала. Обучение призвано подготовить персонал к правильному решению широкого круга задач по профилю специальности и обеспечить высокий уровень эффективности в работе, повысить трудовой потенциал работников, а переподготовка кадров в ЖКХ даст возможность освоить смежные специальности и повысить свой профессиональный уровень.

 Для достижения краткосрочных и долгосрочных целей на предприятиях ЖКХ имеется острая необходимость повышения конкурентоспособности в сегменте оказания услуг населению и проведения организационных изменений, есть потребность в более высоком уровне профессиональной подготовки всего персонала и хорошо спланированной, четко организованной работе по его подбору и обучению.

При этом обучение не должно ограничиваться лишь передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В идеале обучение призвано наделять специалистов ЖКХ информацией о текущем состоянии дел в районе, городе, стране. Необходимо информировать специалистов ЖКХ и обучать передовым технологиям в применении современных материалов, при проведении обслуживания конструкций многоквартирных домов, способствовать развитию понимания перспектив развития организации, в которой они работают, информировать служащих УК основным направлениям ее стратегии, а также повышать уровень трудового потенциала, приверженности работников к своей организации, подключать технологии по мотивации персонала предприятий.

Знания, полученные в высших и средних учебных заведениях, стремительно устаревают, нарастает необходимость их существенного обновления.

Профессиональное развитие — сравнительно новое понятие в сегодняшней деятельности любых отраслей ЖКХ. Научно-техническое развитие, внедрение инноваций и необходимость быть конкурентоспособными требуют от предприятий ЖКХ своевременности в обучении и профессиональном развитии персонала, от специалистов и руководителей ЖКХ - более глубоких знаний и умений как в профильной, так и в смежных областях: правовые отношения, законодательство в сфере ЖКХ, информационные технологии и т. д. Качественное повышение квалификации специалистов для работы в области жилищно-коммунального хозяйства является условием достижения положительных результатов реформы ЖКХ.

Обучение специалистов управленческого и среднего звена ЖКХ должно затрагивать такие вопросы как: организация водоснабжения и водоотведения; работы по эксплуатации зданий и сооружений, ремонту и реконструкции; организация аварийных работ на многоквартирных жилых домах, организация электро-, тепло- и газоснабжения; правовые вопросы урегулирования отношений между домовладельцами и организациями ЖКХ; руководство управляющей организацией; разрешение споров в рамках правовых отношений в процессе оказания услуг ЖКХ; применение новых информационных технологий и автоматизация оказания услуг ЖКХ; разработка и обоснование тарифов ЖКХ. Специалисты рабочих специальностей должны обучатся новым приемам и передовым технологиям оказания услуг по своему профилю [2, с. 43].

От способности организации, в нашем случае управляющих компаний в сфере ЖКХ, на постоянной основе проводить мероприятия по обеспечению постоянного повышения квалификации сотрудников напрямую зависит качество выполнения работ и услуг для безопасного и комфортного проживания в многоквартирных домах граждан.

Своевременное обучение и развитие персонала ЖКХ равнозначно развитию трудового потенциала, как отдельного предприятия, так и всего ЖКХ в целом. Сегодня отрасль нуждается в создании целостной системы, способной вести профессиональное развитие каждого работника на протяжении его трудовой деятельности. По данным исследования Высшей школы экономики, проведенного в 2016 году, подавляющее большинство работающих в сфере ЖКХ не имеет классной квалификации по роду своей деятельности [3, с. 27]. Перед отраслью сегодня стоят грандиозные задачи по исправлению ситуации в обучении и развитии персонала. На первом месте — задача создания системы подготовки и оценки квалификации персонала, т. е. его сертификации. Она должна охватывать всех, кто приходит работать на предприятия ЖКХ и органы управления и контроля данной отрасли, как обучавшихся в вузах, так и в учебных заведениях других уровней, прошедших переподготовку. Для этого, прежде всего, необходимо выработать четкие профессиональные стандарты и квалификационные требования для всех уровней обучения кадров ЖКХ.

Выход из этой ситуации – помимо образования, необходимо развивать систему дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации, наставничества.

Каждая структура в сфере ЖКХ, безусловно, работает для потребителя, но должного взаимодействия между структурами нет. В настоящее время нет общего понимания одной цели, хотя эту цель все подразумевают и на нее работают, но часто несогласованно друг с другом, а потребитель, в конечном счете, остается недоволен работой всех подразделений и структур ЖКХ.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адизес И. Развитие лидеров: как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2010.

2. Бузырев В. В., Чекалин В. С. Экономика жилищной сферы. – М.: ИНФРА-М, 2014.

3. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2013. – 495 с.

THE PROBLEM OF TRAINING HOUSEHOLD AND WAYS TO SOLVE THIS

T. Balyko, O. Gegechkori

 

The article describes the problem of training, training and professional development of specialists in the field of housing and communal services, offers solutions to the most pressing problem that has arisen at present, this is the problem of providing the industry with trained and competent personnel. The article suggests not only theoretical ways of solving the issue of training employees and staff of utilities, but also practical directions in solving the problem of providing the industry with personnel.

 

УДК 331. 334.02

Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.