ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. Баханович, студентка 1 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО

“Калининградский государственный технический университет",

Е. И. Трубникова

 

Статья посвящена воз­можности применения результатов социологических исследований для повышения эффективности предприятия. Раскрыто содержание социологических методов, относящихся к сбору первичной информации, которые используются при проведении исследований.

социологические исследования, повышение эффективности, оценка эффективности.

Современные условия развития экономики требуют повышения эффективности всех направлений деятельности промышленных предприятий, освоения новых технологий, поиска резервов снижения затрат и обеспечения качества выполняемых работ. В условиях необходимости роста эффективности бизнеса и ограниченности возможностей привлечения дополнительных ресурсов существенное значение приобретают вопросы интенсивного использования уже имеющихся ресурсов предприятия.

Под влиянием практической деятельности вырос интерес к проблеме эффективности производства в рыночных условиях. За последнее время расширился круг исследователей, занимающихся данной тематикой, но, тем не менее, многие аспекты оценки эффективности производства недостаточно раскрыты и нуждаются в дальнейшей разработке. Особенно актуальным в сложном процессе проведения реформ является создание механизма использования оценки эффективности как инструмента для повышения эффективности производства.

Нами рассмотрены методы социологического исследования, формирующие индикаторы, на основе которых руководство предприятия сможет принять решение, каким образом и с помощью каких механизмов можно повысить эффективность деятельности предприятия.

Эмпирическое социологическое исследование - это система ло­гически взаимосвязанных методологических, методических и орга­низационно-технических процедур, которые нацелены на получение дос­товерных данных об изучаемом явлении или процессе [1].

В социологическом исследовании выделяются два класса методов и технических приемов работы с эмпирическими данными. Класс А образуют методы и техника, относящиеся к сбору первичной информации, класс В — методы и техника, относящиеся к обработке и анализу исходных данных.

Методы социологического исследования, относящиеся к сбору первичной информации, можно разделить на две группы: первая группа - это опросные, куда входят анкетирование и интервью; вторая группа - неопросные. Это наблюдение, анализ документов и эксперимент.

Опрос является методом сбора первичной информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) взаимодействия исследователя с респондентом с целью получения оценочной или фактуальной информации индивидуального и общественного значения.

Во второй половине XIX века произошло становление опроса как метода исследования, что привело к тому, что опросный метод начал развиваться в трёх направлениях: как вспомогательный технический прием получения фактографических данных в статистических обследованиях (переписи населения, учеты урожаев, скота и т. п.), как метод изучения фактов сознания (оценок, мнений, суждений) экспертами при разработке и обсуждении государственных и законодательных решений, как метод изучения общественного мнения [1].

Респондентом называют участника социологического опроса, который непосредственно отвечает на вопросы, дает необходимую первичную эмпирическую информацию об изучаемых явлениях и процессах интервьюеру или анкетеру.

Интервьюером называют лицо, которое проводит интервью, вступая с респондентом во взаимодействие с целью получения необходимой для исследования информации.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос) [2].

На практике данный метод широко используется, когда для получения достоверных данных необходима анонимность респондента. Метод анкетирования может помочь определить неформального лидера в группе, выявить проблемы в межличностной коммуникации, которые мешают работе предприятия, определить основную мотивацию работников к труду и т. д. 

Индивидуальное интервью является устным видом опроса, который предполагает, что "контакт между исследователем и респондентом опосредуется, кроме анкеты, еще одним звеном — интервьюером" [3]. Исследователь сам регистрирует ответы.

Интервью обладает рядом преимуществ перед анкетным опросом. В первую очередь, это получение более полной, достоверной и глубокой информации. Главными недостатками являются отсутствие анонимности, что зачастую ведет к искажению информации, и низкая оперативность.

Выделяют следующие виды индивидуального интервью:

1) при формализованном интервью с закрытыми вопросами об­щение интервьюера и респондента жестко регламентировано с помощью детально разработанной анкеты и плана проведения опроса;

2) при проведении свободного интервью заранее определяется только тема беседы, а также примерные ключевые направления обсуждения; обычно свободное интервью использует­ся как предварительный или подготовительный метод исследова­ния.

Групповое интервью предполагает групповую дискуссию, в ходе которой её модератор выясняет отношение участников к определенному (-ым) вопросу (-ам). Данный метод характеризует ограниченное количество участников (обычно не превышает 10 человек), отбор которых происходит сообразно цели исследования.

Экспертный опрос является одним из разновидностей социологического опроса, который предполагает опрос экспертов, т. е. лиц, имеющих расширенные знания о том или ином предмете.

Функциями экспертного опроса являются диагностическая, информационно-контрольная, прогностическая и проектировочная. Первая подразумевает освидетельствование состояния социального объекта, вторая - это изучение полученной информации, для того чтобы установить, достоверна она или нет, а затем внесение соответствующих корректив, если присутствует искажение. Прогностическая функция - это определение возможного состояния изучаемого объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и сценариев их достижения, тогда как проектировочная функция подразумевает выработку рекомендаций, необходимых для принятия управленческих решений.

Область применения экспертного опроса включает в себя нормирование, проектирование, диагностику, а также прогнозирование состояний изучаемого объекта для последующих шагов к принятию управленческих решений. Достоинствами данного метода являются его простая организация, небольшое количество участников, а также возможность задавать вопросы напрямую, избегая необходимости в составлении инструкции. Ограничения: трудность организации встреч экспертов и тенденция к ус­реднению мнений в некоторых методиках экспертного опроса, что ограничивает возможности их использования в нестандартных си­туациях.

Метод "мозговой атаки" или "мозгового штурма" - разновидность экспертного опроса, который направлен на коллективный поиск решения проблемы или принятия управленческих решений в ходе свободной беседы на заданную тему в течение 2-3 часов. Основа метода - это преодоление боязни неудачи, страха показаться смешным и т. д., что достигается за счет отказа от любых отношений субординации и негативных оценок предлагаемых решений из-за уг­розы разрушения атмосферы доверия.

Анализ документов представляет собой процесс воссоздания объективной действительности и понимание соотношения текста с реальностью. Документ содержит в зафиксированном по установленным формам и правилам виде информацию о прошлом или современности, необходимую для научно-исследовательских и практических целей.

По способу хранения информации документы подразделяются на письменные, изобразительные, звуковые и комплексные; по научной функции - целевые и наличные; по степени персонификации - личные и безличные; по источнику информации - первичные и вторичные.

Анализ документов - метод исследования текстовых сообще­ний, содержащихся в любых документах, который позволяет изу­чить прошедшие события, непосредственное наблюдение или опрос участников которых уже невозможны. Метод оперативен и не требу­ет больших затрат, однако имеет существенные ограничения: сложно оценить достоверность информации и надежность документов; временное "отставание" при значительных объемах информации может вести к систематическим ошибкам. Анализ документов может выступать в качестве единственного, основного или дополнительного метода социологического исследования.

Анализ документов подразделяется на следующие виды:

· Контент-анализ, который представляет собой перевод текстовой информации в количественную для дальнейшей статистической обработки и содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Метод может позволить проанализировать конкурентную среду, выявив сильные и слабые стороны продукта. Кроме того, с помощью контент-анализа можно определить покупательскую способность на данный момент времени, а также в динамике, что поможет предприятию выстроить грамотную ценовую политику.

· Наблюдение - представляет собой непосредственную прямую регистрацию исследователем социальных явлений (процессов, событий и т. д.), свидетелем которых он является. В качестве данного метода может выступать любая полевая процедура, например, опрос. Наблюдение - это общенаучный метод, использование которого в со­циологии имеет некоторые ограничения ввиду того, что социальные явления не всегда могут поддаваться слуховому, визуальному восприятию.

Преимуществами данного метода являются оперативность, непосредственность и общедоступность (в том числе для любого начинающего исследователя). Среди недостатков можно выделить трудоемкость и риск отсутствия объективного восприятия у исследователя.

Метод наблюдения можно эффективно реализовать при исследовании управленческих моделей предприятия, например, наблюдая за взаимодействием сотрудников одного отдела, межведомственными коммуникациями, что позволит оценить эффективность деятельности топ-менеджмента.

· Эксперимент - это средство получения новых знаний за счет изучения искусственно созданной ситуации и вместе с тем - это способ изменения социальной действительности. Фундаментальный эксперимент эффективен, но в то же время является самым дорогостоящим методом. Его суть заключается в разработке исследовательской стратегии, в ходе которой происходит целенаправленное наблюдение за одними характеристиками явления (процесса) под воздействием изменения других.

Основными понятиями экспериментального метода являются:

- предмет - характеризует отношения и связи между свойствами изучаемого объекта; переменные, которые отображаются в виде эмпирических показателей категории анализа, делятся на независимые и зависимые;

- экспериментальная ситуация - это совокупность условий проведения эксперимента, которая задана сис­темой переменных;

- объект - единицы (или участники) экспе­римента, формирующие контрольную и экспериментальную группы.

Существуют следующие виды экспериментов:

- истинные и квазиэксперименты,

- натурные и натуралистические,

- полевые и лабораторные,

- параллельные и последовательные,

- многофакторные и однофакторные,

- активные и пассивные.

Квазиэксперимент характеризуется отсутствием влияния экспериментатора на участника.

Обоснованность вывода в социальном эксперименте обеспе­чивается благодаря трем принципам планирования: контролю над уровнем независимой переменной; изоляции "шумов" (влияния посторонних факторов на зависимую переменную); многократному воспроизведению полученных результатов [5].

Данный метод применим, например, для изучения мотивации труда на предприятии. Можно провести следующий натурный эксперимент:

Цель эксперимента - оценить, как изменение в системе оплаты труда может мотивировать сотрудников предприятия.

Контрольные группы - три отдела предприятия.

В ходе эксперимента следует оценить показатели эффективности (для отдела продаж возможен коэффициент KPI) до изменений в системе оплаты труда и после.

Выводы формируются на основе двух выбранных исследователем групп с дополнительной проверкой на третьей группе (контрольной).

Инструментарий социологии помогает проводить комплексный анализ деятельности предприятия, а также выработать на основе полученных данных управленческие решения, которые могут быть направлены на повышение эффективности деятельности. Полученные результаты исследований позволят спрогнозировать пути дальнейшего развития предприятия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Пузанова Ж. В., Троцук И. В., Витковская М. И. Практикум по курсу "Методология и методика социологических исследований". – М.: Изд. дом "Высшее образование и наука", 2015.

2. Мосичев А. В. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических социологических исследований (аналитический обзор) // Методология и методы социологических исследований. – Кемерово: ИСРосАН, 1996.

3. Рабочая книга социолога / под ред. проф. Г. В. Осипова. – М.: КомКнига, 2006.

POSSIBILITY OF USING SOCIOLOGICAL METHODS OF RESEARCH FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE

A. Bakhanovich, E. Trubnikova

 

The article is devoted to the possibility of applying the results of sociological research to improve the efficiency of the enterprise. The content of sociological methods relating to the collection of primary information that is used in research is disclosed.

 


УДК 658.562.012.7


Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.