Дополнительный справочный материал
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Управление в сфере образования

Цели и принципы управления в сфере образования

1. Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер.

2. Управление в сфере образования осуществляется на принципах законности, демократии, гласности, учета общественного мнения и системности управления образованием.

3. Целями управления в сфере образования являются:

3.1. проведение государственной политики в сфере образования;

3.2. совершенствование и развитие системы образования;

3.3. реализация образовательных программ, программ воспитания.

 

Государственное управление в сфере образования

Государственное управление в сфере образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республи­канские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий.

 

Компетенция Президента Республики Беларусь в сфере образования

Президент Республики Беларусь является гарантом реализации права граждан на образование, определяет государственную политику в сфере образования, гарантирует реализацию основных направлений государ­ственной политики в сфере образования, обеспечение преемственности и взаимодействия государственных организаций в сфере образования и осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

 

Компетенция Правительства Республики Беларусь в сфере образования

Правительство Республики Беларусь в сфере образования:

  • обеспечивает проведение государственной политики в сфере образования;
  • осуществляет общее управление системой образования;
  • определяет направления взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчи­ненных Правительству Республики Беларусь, и местных исполнительных и распорядительных органов в сфере образования;
  • обеспечивает проведение в Республике Беларусь внешнеторговой политики в сфере образования и принимает необходимые меры по ее реализации в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • утверждает Положение о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих;
  • устанавливает размер платы за получение дополнительного образования детей и молодежи, получаемого в государственных детских школах искусств, и порядок ее взимания;
  • определяет гарантии и компенсации обучающимся, участвующим в образовательных мероприятиях, являющимся участниками академи­ческой мобильности, направляемым для получения образования в организациях иностранных государств;
  • осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

 

Компетенция Министерства образования Республики Беларусь в сфере образования

Министерство образования Республики Беларусь в сфере образования:

  • обеспечивает реализацию государственной политики в сфере образования;
  • обеспечивает функционирование системы образования;
  • обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальной и инноваци­онной деятельности в сфере образования;
  • организует международное сотрудничество в сфере образования;
  • осуществляет управление системой образования;
  • осуществляет через свои структурные подразделения контроль за обеспечением качества образования;
  • осуществляет государственную кадровую политику в сфере образования;
  • осуществляет выдачу специальных разрешений (лицензий) на образовательную деятельность;
  • организует разработку образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ, программ воспитания и утверждает их;
  • организует разработку Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации», утверждает его, поддерживает в актуальном состоянии посредством внесения в него изменений и (или) дополнений либо пересмотра в установленном порядке и определяет порядок его ведения и применения;
  • осуществляет научно-методическое обеспечение образования;
  • организует подготовку и выпуск учебных изданий;
  • доводит до учреждений образования, организаций, заинтересо­ванных в подготовке специалистов, рабочих, служащих, количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;
  • координирует деятельность государственных организаций в сфере образования;
  • формирует и ведет банки данных одаренной молодежи, о детях с особенностями психофизического развития, о документах об образовании;
  • устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь порядок выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них;
  • разрабатывает отраслевую программу кадрового обеспечения, прогнозы потребностей отрасли в кадрах;
  • участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых;
  • утверждает положения об организациях, структурных подразде­лениях местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих координацию производственного, материально-технического и хозяйственного обеспечения учреждений образования;
  • осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

 

 

1.4. Планирование и финансирование дошкольного образования *

Программа темы

Основные положения хозяйственного механизма в образовании.

Плановое развитие дошкольного образования как составная часть единой государственной системы.

Основные принципы государственного планирования: отраслевой (дошкольные учреждения, РУО, ГУО, ОблУО, Министерство образования), территориальный (соответствующие структуры высшей и местной исполнительной власти) и механизм их реализации в области образования.

Показатели плана экономического развития в области дошкольного образования; контингент, нормативные условия образовательного процесса, кадровые и материально-технические ресурсы, финансовые нормативы и финансовое обеспечение.

Финансирование дошкольного образования как планово-государственное мероприятие. Основные и дополнительные источники финансирования. Порядок образования финансовых средств: государственный бюджет, родительская плата (60% за питание детей в дошкольном учреждении), отчисления спонсоров, шефствующих предприятий, попечительских советов, добровольные взносы родителей и других граждан, доходы от оказания дополнительных платных услуг. Порядок использования бюджетных и внебюджетных средств.

Объекты государственного планирования и финансирования дошкольного образования: строительство новых и реконструкция существующих дошкольных учреждений; обеспечение материальной базы образовательного процесса; заработная плата сотрудников.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 209.