1. Управление в сфере образования
Цели и принципы управления в сфере образования
1. Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер.
2. Управление в сфере образования осуществляется на принципах законности, демократии, гласности, учета общественного мнения и системности управления образованием.
3. Целями управления в сфере образования являются:
3.1. проведение государственной политики в сфере образования;
3.2. совершенствование и развитие системы образования;
3.3. реализация образовательных программ, программ воспитания.
Государственное управление в сфере образования
Государственное управление в сфере образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий.
Компетенция Президента Республики Беларусь в сфере образования
Президент Республики Беларусь является гарантом реализации права граждан на образование, определяет государственную политику в сфере образования, гарантирует реализацию основных направлений государственной политики в сфере образования, обеспечение преемственности и взаимодействия государственных организаций в сфере образования и осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
Компетенция Правительства Республики Беларусь в сфере образования
Правительство Республики Беларусь в сфере образования:
- обеспечивает проведение государственной политики в сфере образования;
- осуществляет общее управление системой образования;
- определяет направления взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и местных исполнительных и распорядительных органов в сфере образования;
- обеспечивает проведение в Республике Беларусь внешнеторговой политики в сфере образования и принимает необходимые меры по ее реализации в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
- утверждает Положение о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих;
- устанавливает размер платы за получение дополнительного образования детей и молодежи, получаемого в государственных детских школах искусств, и порядок ее взимания;
- определяет гарантии и компенсации обучающимся, участвующим в образовательных мероприятиях, являющимся участниками академической мобильности, направляемым для получения образования в организациях иностранных государств;
- осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.
Компетенция Министерства образования Республики Беларусь в сфере образования
Министерство образования Республики Беларусь в сфере образования:
- обеспечивает реализацию государственной политики в сфере образования;
- обеспечивает функционирование системы образования;
- обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;
- организует международное сотрудничество в сфере образования;
- осуществляет управление системой образования;
- осуществляет через свои структурные подразделения контроль за обеспечением качества образования;
- осуществляет государственную кадровую политику в сфере образования;
- осуществляет выдачу специальных разрешений (лицензий) на образовательную деятельность;
- организует разработку образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ, программ воспитания и утверждает их;
- организует разработку Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации», утверждает его, поддерживает в актуальном состоянии посредством внесения в него изменений и (или) дополнений либо пересмотра в установленном порядке и определяет порядок его ведения и применения;
- осуществляет научно-методическое обеспечение образования;
- организует подготовку и выпуск учебных изданий;
- доводит до учреждений образования, организаций, заинтересованных в подготовке специалистов, рабочих, служащих, количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;
- координирует деятельность государственных организаций в сфере образования;
- формирует и ведет банки данных одаренной молодежи, о детях с особенностями психофизического развития, о документах об образовании;
- устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь порядок выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них;
- разрабатывает отраслевую программу кадрового обеспечения, прогнозы потребностей отрасли в кадрах;
- участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых;
- утверждает положения об организациях, структурных подразделениях местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих координацию производственного, материально-технического и хозяйственного обеспечения учреждений образования;
- осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
1.4. Планирование и финансирование дошкольного образования *
Программа темы
Основные положения хозяйственного механизма в образовании.
Плановое развитие дошкольного образования как составная часть единой государственной системы.
Основные принципы государственного планирования: отраслевой (дошкольные учреждения, РУО, ГУО, ОблУО, Министерство образования), территориальный (соответствующие структуры высшей и местной исполнительной власти) и механизм их реализации в области образования.
Показатели плана экономического развития в области дошкольного образования; контингент, нормативные условия образовательного процесса, кадровые и материально-технические ресурсы, финансовые нормативы и финансовое обеспечение.
Финансирование дошкольного образования как планово-государственное мероприятие. Основные и дополнительные источники финансирования. Порядок образования финансовых средств: государственный бюджет, родительская плата (60% за питание детей в дошкольном учреждении), отчисления спонсоров, шефствующих предприятий, попечительских советов, добровольные взносы родителей и других граждан, доходы от оказания дополнительных платных услуг. Порядок использования бюджетных и внебюджетных средств.
Объекты государственного планирования и финансирования дошкольного образования: строительство новых и реконструкция существующих дошкольных учреждений; обеспечение материальной базы образовательного процесса; заработная плата сотрудников.