Дополнительный справочный материал
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Первые начинания в области разработки теории дошкольного воспитания Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие перспективы для научной разработки вопросов теории и практики общей и дошкольной педагогики, для создания советской системы коммунистического воспитания, первой ступенью которой является общественное дошкольное воспитание.

Дошкольный отдел Наркомпроса стремился к “научной постановке дела”, к разработке вопросов воспитания путем научных исследований.

В 1918 г. при дошкольном отделе был открыт Дошкольный институт под руководством К. Н. Корнилова, который должен был стать “всероссийским центром по изучению физической и духовной природы ребенка”. К работе института были привлечены крупные специалисты того времени — психологи, педагоги, врачи.

Для педагогов проводился под руководством К. Н. Корнилова практический семинар “Организация систематических психологических наблюдений над детьми, их фиксация и проработка”, который посещали и воспитатели других московских детских учреждений.

На дошкольных курсах при институте К. Н. Корнилов читал курс детской психологии. В программу по психологии особым разделом включалось введение в практику изучения ребенка, которое ставило своей задачей дать слушателям “уменье наблюдать проявления ребенка, уменье их истолковывать, объяснять соответственными причинами”. Большое внимание уделялось в курсе применению психологических знаний в практической работе.

Институт рассылал на места специальные программы наблюдений, которые ставили целью “указать руководительницам детского сада на те основные пункты, исходя из которых они могли бы синтезировать, углублять свои наблюдения над проявлением душевной жизни ребенка, что должно дать ценный материал в их практической работе в детском саду при выработке плана занятий с детьми и при педагогическом воздействии на того или иного ребенка”,

В 1921 г. Институт дошкольного воспитания слился с Академией социального воспитания, а К. Н. Корнилов возглавил педагогический факультет 2-го Московского университета, где было отделение дошкольного воспитания. К. Н. Корнилов продолжал выступать перед дошкольными работниками с докладами о методах изучения ребенка и с критикой педологических схем. Он очень много сделал для того, чтобы создать систему общественного дошкольного воспитания.

Одновременно с Институтом дошкольного воспитания был открыт Центральный музей по дошкольному воспитанию. Музей ставил своей задачей не только воспроизвести историю развития педагогических систем дошкольного воспитания, но и стать центром сбора, анализа и пропаганды лучших достижений советской дошкольной теории и практики. “Музей лишь тогда будет источником, движущим дошкольное дело, когда будет отражать живую работу и научно освещать,— говорилось в обращении коллектива музея к дошкольным работникам.— Будем же вместе закладывать фундамент, на котором воздвигнется прекрасное здание общественного воспитания”.

Директор музея профессор Евгений Абрамович Аркин (1873—1948) вел большую научно-исследовательскую работу по изучению анатомо-физиологических особенностей детей и особое внимание уделял разработке вопросов физического воспитания и гигиены в дошкольном возрасте. Он создал фундаментальный труд “Дошкольный возраст, его особенности и гигиена (1921), который стал прекрасным пособием и для врачей, и для воспитателей. Сам Е. А. Аркин соединял в своем лице врача и педагога. Он был автором таких популярных работ, как “Письма о воспитании”, “Воспитание ребенка в семье”, выдержавших несколько изданий. В них он подчеркивал, что изучение анатомо-физиологических особенностей возраста основа изучения закономерностей развития психических свойств ребенка. “Кто не знает физиологии, не будет знать и психологии, и обратно”,— писал он.

В музее было два основных отдела — физического воспитания и педагогический; к его работе были привлечены врачи и педагоги. Е. А. Аркин руководил объединением врачей, прикрепленных к детский учреждениям, он стремился направить их на установление тесных контактов с воспитателями, говорил о совместной работе врачей и педагогов. Под руководством Е. А. Аркина работало несколько комиссий, объединявших врачей и педагогов. Так, в комиссии по игре разрабатывались медицинские и педагогические требования к играм детей как фактору их физического и всестороннего развития. Члены комиссии производили детальный анализ игр, рекомендованных для детских садов. Во врачебно-педагогической комиссии с привлечением врачей и художников были разработаны образцы оборудования детских учреждений, выполнялись чертежи, указывались размеры мебели.

Педагогическим отделом музея заведовала Евгения Александровна Флёрина (1889—1952). Е. А. Флёрина начала в 1915 г. педагогическую работу руководительницей детского сада общества “Труд и отдых”, где проводила также исследовательскую работу по изучению детского изобразительного творчества. Эту работу она продолжала и на дошкольном отделении Первой опытно станции Наркомпроса. Е. А. Флёрина принимала активное участие в работе дошкольного отдела Наркомпроса, читала лекции и вела практические занятия по изодеятельности на многих дошкольных курсах. учила слушателей курсов наблюдать за детьми, изучать их творчество. Флёрина широко привлекала дошкольниц к работе музея. Она проводила консультации, помогала собирать, изучать детское творчество, собирать для музея материал, отражающий практику советских дошкольных учреждений.

Научно-исследовательская работа велась и в Ленинграде, и в дошкольных институтах на периферии. Так, например, в дошкольном институте при Самарском университете, организованном по инициативе дошкольного отдела Наркомпроса, проводилась научно-исследовательская работа по физическому воспитанию.

Большое влияние на организацию работы дошкольных учреждений имел коллектив работников детского сада Первой опытной станции Наркомпроса, созданной на основе руководимого Л. К. Шлегер детского сада общества “Труд и отдых”. Его работе был придан широкий размах, значительно увеличен штат сотрудников, организованы методические кружки по дошкольному воспитанию для. практических работников, велась работа по изучению возрастных особенностей детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Особое внимание обращалось на изучение детей семилетнего возраста. При опытной станции была организована постоянная выставка по дошкольному воспитанию, пропагандировавшая советские принципы организации и системы работы детских садов.

Большой популярностью пользовался детский сад М. X. Свентицкой, который она по своей инициативе передала в ведение Наркомпроса. Особенно ценными в этом саду были всесторонне разработанная методика обучения рассказыванию и опыт связи детского сада со школой.

На работу дошкольных учреждений Ленинграда оказывал влияние и опытный детский сад, возглавляемый Е. И. Тихеевой, которая одновременно была и одним из основных преподавателей Ленинградского института дошкольного воспитания. Практические работники и студенты ценили “метод Тихеевой за определенность указаний по организации обстановки, развитию речи, сенсорному воспитанию, за доступность дидактических материалов, за четкую постановку вопросов обучения в дошкольном возрасте. Ценили также ее программу, определявшую в общих чертах объем навыков и знаний, доступных детям дошкольного возраста. Особенно углубленная работа велась в этом детском саду по развитию речи дошкольников.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.