1. Состояние и тенденции развития дошкольного образования в Республике Беларусь в 90-е годы
Анализ деятельности созданных в постсоветских странах, и в первую очередь в Беларуси, дошкольных учреждений, показывает, что они сыграли положительную роль в оказании помощи семье по воспитанию детей, подготовке их к школе и предоставлении возможности профессионального и общественного роста женщине-матери.
Однако система, созданная на приоритете общественного (обеспечиваемого государством) воспитания перед семейным, постепенно привела к самоустранению (частичному или полному) родителей от этой важнейшей заботы, перекладыванию ответственности за изъяны в воспитании детей на учебно-воспитательные учреждения.
В свою очередь социальные институты, представленные дошкольными учреждениями, школами и т.д., оставаясь для родителей «закрытой» системой образовательного учреждения, используя различные формы взаимодействия с семьей, чаще всего выступали в роли «ментора», поучающего родителей, как воспитывать их же собственных детей.
Практически до 90-х гг. прошлого столетия в стране функционировала единообразная система учреждений, представленных такими государственными типами, как ясли, ясли-сад, детский сад, работающими по общей типовой программе. Вместе с тем уже в этих учреждениях развивался разнообразный (доступный для родителей) комплекс услуг, который обеспечивал не только питание, уход, досмотр, обучение, воспитание, развитие детей, но и медицинские, физкультурно-оздоровительные услуги. При этом расширение комплекса услуг для детей и их родителей со стороны дошкольного учреждения не привело к увеличению общей платы за их использование. Практически родительская плата за содержание ребенка в процентном отношении остается прежней, как в стабильные для республики годы (60% от стоимости питания ребенка в саду). Поэтому не случайно ухудшение социально-экономического положения в стране с 90-х годов привело, с одной стороны, к значительному сокращению сети дошкольных учреждений (особенно ведомственной принадлежности), а с другой - к активным поискам механизмов преобразования ее в интересах семьи и повышения качества дошкольного образования.
Основанием для осуществления подобных поисков стали как анализ белорусского и зарубежного опыта, так и отечественные научно-исследовательские разработки. Первые результаты изучения и оценки сложившихся на национальном уровне состояния, тенденций, проблем, перспектив развития дошкольного образования были представлены в научной работе Т.М. Коростелевой «Становление и тенденции развития дошкольного образования в Республике Беларусь», Концепции Дошкольного образования и программе по ее реализации на 2001-2010 гг. (2000 г.)
Впервые в республике по заданию Министерства образования в 1996 - 1998, 2003 гг. при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) социологами Национального института образования изучались проблемы взаимодействия детского сада и семьи в обеспечении качества дошкольного образования детей. Определено реальное положение дел в системе взаимодействия родителей и воспитателей, выявлены положительные и негативные тенденции, намечены ориентиры в разработке новых подходов к работе с семьей в современных условиях. Изучение мотивационно-целевых установок и потребностей родителей в услугах дошкольных учреждений позволило внести корректировки в нормативно-правовые документы, провести дифференциацию сети дошкольных учреждений, исходя из запросов семьи, по видам, типам, профилям, режиму и содержанию работы.
Параллельно научным коллективом «Шаг за шагом» разрабатывалась и апробировалась модель «открытого» учебно-воспитательного учреждения, которая была сориентирована на взаимодействие с семьей, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, управленческую деятельность. По итогам работы и апробации новинки независимой экспертной комиссией, в состав которой входили родители, педагоги, медицинские работники, экономисты, управленцы, модель «открытого» дошкольного учреждения была признана перспективной. Во-первых, она рассчитана не только на работу с постоянным контингентом детей и их родителями, но и с временно приходящими, которые пользуются частичными услугами дошкольного учреждения, а также на оказание помощи семье в воспитании детей на дому. Во-вторых, расширение сферы деятельности дошкольных учреждений позволяет привлекать дополнительные источники их финансирования. В-третьих, «открытое» дошкольное учреждение, постепенно превращаясь в психолого-педагогический, культурный центр, охватывает большое количество детей и их родителей профессиональной помощью.
Привлекательным для родителей становится и такой тип учреждения как «Центр развития ребенка», которые начали развиваться с 1995 года и включают не только детский сад, но и школу, внешкольное учреждение. Интересно в этом направлении работают Центры развития ребенка в городах Березино, Узда Минской области, Бобруйске, Могилеве, Гомеле, Гродно и Минске, организуя свою деятельность как с постоянным, так и временным контингентом детей.
По желанию родителей на базе Центра создаются компенсирующие группы для детей с особенностями в психофизическом развитии; существуют различные прогрессивные формы консультационных услуг и психолого-педагогической просветительской работы (клубы для родителей, семинары-тренинги, семейные педсоветы и др.).
Деятельность Центра строится по типу модели «открытого» детского сада по трем направлениям:
Работа шести Центров в республике в экспериментальном режиме позволила определить основные задачи, особенности организации воспитательно-образовательного процесса с участием педагогов разных специальностей, родителей, а также создать нормативно-правовую базу, которая дает возможность любому региону открыть такие Центры. Главными задачами Центра являются:
· апробация и поиск новых организационных, психолого-педагогических форм и методов работы, которые способны обеспечить в рамках гуманистического подхода качественно новый уровень развития дошкольников;
· создание условий для самореализации, повышения профессионального уровня педагогов, других специалистов, родителей, желающих развивать общие и специальные способности детей.
В индивидуальных программах Центра, которые утверждаются Министерством образования, кроме обязательных требований к содержанию работы с детьми, обозначены дополнительные услуги (платные), которые обеспечивают дифференцированный подход к развитию склонностей и способностей детей и помогают пополнить бюджет дошкольного учреждения.
В 90-х годах в Беларуси в силу ряда причин, в том числе и демографических, которые проявляются в резком сокращении рождаемости, на селе стали возникать дошкольные учреждения типа «семейный детский сад» (сад на дому) и «игровые площадки».
Игровые площадки открываются по желанию родителей на базе бывших дошкольных учреждений или при школах, клубах. Основная их задача - обеспечить присмотр и уход за детьми, подготовить «пятилеток» к поступлению в школу.
Первый опыт создания семейных детских садов (на дому) накоплен в Могилевской, Брестской, Гродненской, Минской областях в местах, где из-за отсутствия или небольшого количества детей дошкольного возраста закрыты типовые детские сады. В семейных детских садах, в зависимости от санитарных норм помещения, педагоги работают с двумя - десятью детьми разного возраста по индивидуальной программе, согласованной с отделом образования. Режим устанавливается по согласованию с родителями. В основном такие сады работают 3-6 часов в день.
Широкое распространение в республике получил и такой новый тип учреждения, как детский сад с углубленным направлением в работе, который обеспечивает преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовку ребенка к успешному обучению в начальных (подготовительных) классах при гимназии или школе с эстетическим, театральным, художественным уклоном и углубленным изучением иностранного языка.
Основные задачи дошкольного учреждения с углубленным направлением в работе следующие:
Образовательные учреждения «школа-детский сад», появившиеся в республике в 1986 г (в Брестской, Витебской областях), открывались в основном в сельской местности по социально-экономическим причинам. В последующие годы этот тип учреждения стал перспективен и для города. Согласно нормативным документам, в системе образования существовали следующие комбинации образовательных учреждений «школа-детский сад»:
· ясли-сад - начальная школа;
· детский сад - начальная школа;
· детский сад - базовая школа;
· детский сад - средняя школа.
Возникновение новых типов образовательных учреждений можно считать важным социально-педагогическим явлением. Их педагогическая целесообразность выражается в следующем:
· обеспечении преемственности семейного воспитания, до школьного и школьного образования на качественно новом уровне;
· реализации специфических возможностей родителей и педагогов в воспитании и развитии детей;
· создании благоприятных условий для формирования личности ребенка в «разновозрастном» детском коллективе;
· облегчении и сокращении периода адаптации ребенка к новым для него школьным реалиям;
· сохранении преемственности в содержании образовательного процесса, что позволяет исключить дублирование программ, ориентироваться на ведущие виды деятельности и устанавливать преемственность между ними;
· ориентации на индивидуально-личностную модель общения, которая придает каждому ребенку чувство психологической защищенности;
· успешном решении проблем личностного, профессионального, педагогического роста педагогов, родителей, развитие у них способности к саморазвитию и самопроектированию своей деятельности.
1.3. Современное состояние и перспективы развития системы дошкольного образования Республики Беларусь
Программа темы
Концептуальные основы реформирования дошкольного образования на современном этапе. Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011). Структура системы непрерывного образования в Республике Беларусь. Участники образовательного процесса, государственный образовательный стандарт, учреждения образования, государственные органы управления образованием.
Цели и задачи национальной системы дошкольного образования. Ступени дошкольного образования. Принципы дошкольного образования.
Организационное построение системы дошкольного образования.
Система учреждении, обеспечивающих получение дошкольного образования. Службы, обеспечивающие функционирование и развитие дошкольных учреждений.
Государственные органы управления дошкольным образованием: Министерство образования Республики Беларусь, Управление дошкольного образования; областные управления образования, районные, городские отделы (управления) образования. Роль, место каждого подразделения, их взаимосвязь в системе управления дошкольным образованием.
Функции и содержание деятельности структур, курирующих вопросы дошкольного образования, научно-методических учреждений Республики Беларусь.
Подготовка и переподготовка кадров для системы дошкольного образования в Республике Беларусь. Повышение квалификации педагогических кадров.
Законодательное и нормативное правовое обеспечение системы дошкольного образования.
Перспективы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь. Программа развития системы дошкольного образования на 2009-2014 г. г.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 322.