Список использованных источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебная и справочная литература

1. Алексеев, П. В. Философия : учеб. для студ. вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 2001.- 604 с.

2. Антология мировой философии : в 4 т. - М. : Мысль, 1972.

3. Мир философии: в 2 ч. – М. : Политиздат, 1991.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М. : Мысль, 2001.

5. Новейший философский словарь. – Минск, 2003. – 1280 с.

4. Рассел, Б. История Западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. - М.: Миф, 1993.

5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб. : ТОО ТК “Петрополис”, 1997.

6. Философия: учеб.; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - М. : Юрист, 2002. – 584 с.

7. Философия: учеб. пособие для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.

8. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. - М., 1991. – 374 с.

 

Литература к теме «Мифологическое сознание»

 

1. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М.: Наука, 1987. – 217 с.

2. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс; пер. с фр. - М., 1994. – 289 с.

3. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. – М.: Издательство политическом литературы, 1991. – 125 с.

4. Человек и его символы / Карл Густав Юнг [и др.]; под общ. ред. С.Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 1997. – 368 с., илл.

5. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде; пер. с англ. – М. Инвест-ППП, 1995.- 234 с.

6. Юнг, К. Приближаясь к бессознательному / К. Юнг; пер. с нем. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – 495 с. – С. 351-495.

 

Литература к теме «Философия Древней Индии»

1. Лобсанг, Рампа. Жизнь с ламой / Рампа Лобсанг; пер. с англ. – М.: Гелиос, 2002. – 112 стр.

2. Лысенко, В.Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайинизма / В.Г.Лысенко, А.А.Терентьев, В.К.Шохин. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. – 383 с. - с.190.

3. Основы буддийского мировоззрения: Индия, Китай: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.И. Рудой, В.П. Островская, А.Б. Островский и др. - М.: Наука, 1994 – 239 с.

4. Радхакришнан, С. Индийская философия. В 2-х т. / С. Радхакришнан; пер. с англ. – М.: Миф, 1993.

5. Рой, М. История индийской философии / М. Рой; пер. с бенгальского; вступ. статья В.В. Бродова. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – 548 с.

6. Судзуки, Дайсэцу Тайтаро. Основы дзэн-буддизма // Буддизм. Четыре благородные истины; составление, вступит. статья и комментарии Я. Боцман. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2002. – С. 253-706. - Серия «Антология мысли».

7. Чаттерджи, Сатисчадра, Дата, Дхирендрамохан. Индийская философия / Сатисчадра Чаттерджи, Дхирендрамохан Дата; пер. с англ. - М.: Селена, 1994. – 416 с.

Литература к теме «Философия Древнего Китая»

 

1. Дао дэ цзин / пер., вступ. ст., коммент. В.В. Малявина. – М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 559 с. – (Philosophy).

2. Дао: гармония мира / М.: ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: Фолио, 1999. – 862 с. – Серия «Антология мысли».

3. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. – М.: Астрель, 2000. – 632 с., ил.

4. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. - М., 1991. – 374 с.

5. Чжуан-цзы / пер. с китайского Л. Позднеевой; предисл. Е. Торчинова. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2005. – 367 с. – Серия «Александрийская библиотека».

 

Литература к теме «Философия Древней Греции»

1. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо; пер. с фр. - М., 1999. – 206 с.

2. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. - М.: Мысль, 2001. – 400 с.

3. Кессиди, Ф.Х. К проблеме «греческого чуда» / Ф.Х. Кессиди // Культурология; под. ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 576 с. – С. 562-573.

4. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. - М., 1989. – 205 с.   

5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – Т. 1. - СПб.: ТОО ТК “Петрополис”, 1997.

Литература к теме «Философия Средневековья»

1. Августин, А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского / Аврелий Августин. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 440 с. – (Philosophy).

2. Антология мировой философии. - М., 1962. – Т. 1. – 500 с.

3. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - М.: Мысль, 1972. – 318 с.

4. Дронов, М. Протестантская этика и православная аскетика / М. Дронов // Человек. – М.: РАН, 1999. - №3 – С. 104-111; №4 – С. 116-124.

5. Либера, А. Средневековое мышление / А. Либера. –  М., 2004. – 359 с.

6. Льюис, Клайв Стейплз. Христианское поведение / Клайв Стейплз Льюис; пер. с англ. И. Чреватой // Иностранная литература. – 1990. - № 5 – С. 205-233.

7. Новиков, В.Д. Христианское учение о человеке / В.Д. Новиков // Человек. – М: РАН, 2000. - №5 – С. 113-118.

8. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней : Т. 2 / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб. : Средневековье, 1997. – 368 с.

9. Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога в “Сумме против язычников” и в “Сумме теологии” / Фома Аквинский.  – М., 2000. – 363 с.

10. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. - М., 1991. – 374 с.

11. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике: учебное пособие / Ю.А. Шрейдер – М.: МИРОС, 1994. – 132с.

12. Штекль, А. История средневековой философии / А. Штекль. - СПб., 1996. – 307 с.

 

 

Литература к теме

«Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения»

 

1. Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. М. Баткин. - М., 1989. – 270 с.

2. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М.: Мысль, 1980. – 186 с.

3. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. - М., 1982. – 332 с.

4. Гулыга, А.В. Философские биографии. Кант / А.В. Гулыга. – М.: Соратник, 1994. – 303 с.

5. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М ., 1978. – 363 с.

6.  Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. Основоположения метафизики нравов. Метафизические начала естествознания. Критика практического разума / И. Кант. //Собрание сочинений в 8 т. / И. Кант; пер.; под общ. ред. проф. А.В. Гулыги. - Т. 4 – М.: Чоро, 1994. – 630 с.

7.  Кант, И. Критика способности суждения // И.Кант, Собр. Соч. в 8 т. / И. Кант; пер.; под общ. ред. проф. А.В. Гулыги. – Т. 5 – М.: Чоро, 1994. – 414 с.

8. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант; пер. с нем. – Симферополь: Реноме, 2003. – 464 с.

9. Кант, И. Об изначально злом в человеческой природе / И. Кант // Собр. Соч. в 6-и т. / пер. Б.А. Фохта; под общей ред. А.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги. – Т. 4, ч. 2. – М.: Мысль, 1965. – 478 с.

10.  Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. - М., 1978. – 256 с.

11.  Момджян, Х. Н. Французское Просвещение XVIII в. / Х. Н. Момджян. - М., 1983. – 447 с.

12.  Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: Ч. 3. Новое время / Д. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1996. - 714 с.

13.  Сергеев, К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. - СПб., 1993. – 258 с.

14. Соловьев, В. С. Кант. Гегель / В.С. Соловьев. – М., 1988. – 822 с.

15.  Фихте, И.Г. Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека. Основные черты современной эпохи / И.Г. Фихте; пер. – Минск: Попурри, 1998. – 480 с.

 

Литература к теме «Основные проблемы русской философии»

 

1. Галактионов, А. А. Русская философия IX-XIX веков / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. - Л., 1989. – 743 с.

2. Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. - М., 1995. – 306 с.

3. Замалеев, А. Ф. Лекции по истории русской философии / А. Ф. Замалеев. - СПб., 2001. – 396 с.

4. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. – Харьков: Фолио; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 896с.

5. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М., 1991. – 493 с.

6. Смысл жизни: Антология; сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. – М.: Издательская группа «Прогресс – Культура», 1994. – 592 с., илл. – Серия: Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Выпуск II.

 

Литература к темам «Философия жизни»,

«Марксизм», «Философия психоанализа».

 

1. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - М.: Политиздат, 1980. – Т. 13. - С. 5-9.

2. Марксистская философия в XIX веке : в 2 кн. - М., 1979.

3. Ницше, Ф. Веселая наука / Ф. Ницше; пер. с нем. М.Ю. Корнеевой; предисл. и коммент. А.Г. Аствацатурова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 382 с.

4. Шестов, Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне) / Л. Шестов; вступит. статья Ч. Милоша; подгот. текста и примеч. А.В. Ахутина. - М.: Прогресс – Гнозис, 1992. – 304 с.

5. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – Минск, 1999. – 1408 с.

6. Шопенгауэр, А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Критика кантовской философии / А. Шопенгауэр; пер. с нем. – М., 1993. – 509 с.

7. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Сумерки богов: сборник. Пер; сост., общ. редакция и предисл. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1990. – С. 256-275.

8. Фрейд, Зигмунд. Я и Оно. Сочинения / Зигмунд Фрейд; пер. – М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. – 1037 с.

9.  Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм; пер. – Минск: Харвест, 2003. – 352 с.

10. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1981. – 71 с.



Приложение А (справочное)

 Перечень ключевых слов


Абсолют

Абстрагирование (мыслительная операция)

Аксиома (самоочевидное положение)

Анализ и синтез

Антропология

Антропоморфизм

Априорные (доопытные) формы чувственности

Атман

Бессознательное (как структура психики), Оно.

Благо

Бодхисатва

Брахман

Будда (просветленный)

Бытие (сущее)

Вещь сама по себе

Восприятие (чувственное)

Время (форма бытия материи, структура психики)

Гносеология

Государство

Дао

Движение (изменение)

Дедукция

Деизм (светская религия)

Детерминизм

Диалектика. Законы диалектики

Диалектический скачок

Дхарма

Дэ (духовная сила, моральное совершенство)

Естественное право

Жэнь (человечность)

Закон непротиворечивости

Идеализм (субъективный, объективный)

Идеология

Идея

Индукция

Истина История человечества

Йога (самоконтроль ради сосредоточения на истине)

Карма

Категории (единство, всеобщность, ограничение, отрицание, реальность, причинность)

Качество

Количество

Конфуцианство

Культура (сверхприродный способ бытия человека)

Либидо (сексуальная энергия)

Личность

Логика (формальная)

Логос

Майя (покрывало Майи)

Материя

Менталитет

Мировоззрение

Миф

Мокша (освобождение от перерождений)

Нация

Недеяние (этический идеал даосизма)

Неоплатонизм

Номинализм

Ноумен

Обобщение (мысленное объединение на основе общих признаков)

Общественное сознание

Общество

Объективная реальность

Онтология

Отчуждение родовой сущности человека

Пантеизм (тождество бога и природы)

Патристика

Принцип реальности и принцип удовольствия

Природа

Причинно-следственные связи

Пространство (форма бытия материи)

Рационализм

Реальность

Сакральное

Самосознание

Сансара

Сверх-Я (категория психоанализа)

Свобода

Синкретизм

Сознание

Социальная философия

Стоицизм

Субстанция

Субъективная реальность

Сущность

Схоластика

Трансцендентность (недоступность познанию и опыту)

Феномен

Ценность (материальная, духовная)

Эйдос (логический прообраз по Платону)

Эпикуреизм

Этика

Я (самоидентичность)






Приложение Б (обязательное)

 Контрольные вопросы и задания

Контрольная работа № 1 по первому модулю. Примерный образец


1 вариант

 

1. Представьте, что вы агностик. Обоснуйте свою позицию.

 

2. В чем отличие субъективного и объективного идеализма?

 

3. Придумайте 2 конкретных примера проявления антропоморфизма.

 

4. Почему в философии нет и не может быть единственного правильного мнения относительно одной проблемы?

 

5. Приведите пример абстрагирования. Опишите мыслительный процесс, приведший к абстракции.

2 вариант

 

1. Представьте, что вы субъективный идеалист. Обоснуйте свою позицию.

 

2. В чем отличие материализма от идеализма?

 

3. Придумайте 2 конкретных примера проявления синкретизма.

 

 

4. Приведите примеры абсолютной и относительной правды.

 

 

5. Что такое сущность? Найдите сущность комнаты.

 


 

 





Контрольная работа № 2 по первому модулю. Примерный образец


1 вариант

 

1. Объясните на конкретном примере, как может проявляться антропоморфизм мифологического мышления.

2. Назовите вопросы, которые ставит онтология.

3. В чем состоит отличие материализма от идеализма?

4. Назовите пять общих качеств философии и религии.

5. Какой философ считал, что в основе бытия лежит иррациональная авантюрная воля?

6. При каких социальных условиях произошел переход от мифологического мышления к философскому и научному?

7. Перечислите как можно больше отличий философии от точных наук.

8. Что такое идея в философском смысле?

9. Назовите особенности метода философии.

10. Что такое агностицизм?

2 вариант

 

1. Объясните на конкретном примере, как может проявляться синкретизм мифологического мышления.

2. Какие вопросы ставит гносеология?

3. Чем отличается материальное от идеального?

4. Что философия называет в качестве субстанции?

5. Перечислите разделы философского знания.

6. В чем состоит отличие субъективного и объективного идеализма?

7. Назовите пять отличий философии и религии.

8. Что такое сущность?

9. Кто и как сформулировал основной вопрос философии в его традиционном виде?

10. Что такое рационализм?






Контрольная работа № 1 по второму модулю. Примерный образец

 


1 вариант

 

1. Кому принадлежит высказывание «Все течет, все изменяется»? Продолжите его. Что хотел сказать этим философ?

 

2. Объясните смысл понятия «недеяние». Какое философское направление выдвигало эту идею?

 

3. Кто из философов древней Греции были релятивистами? Что такое релятивизм?

 

4. Изложите суть Четвертой благородной истины.

 

5. Почему киников называли «собаками»? Были ли они циниками?

 

 

6. Почему Платон говорил, что труд философа – это вечное искусство умирания?

 

7. На какие две большие группы делились школы древнеиндийской философии?

 

8. Кто из философов и почему утверждал, что субстанция – это число?

 

9. Что такое Атман?

 

10. Назовите имена софистов.

 

2 вариант

 

1. Продолжите фразу «Человек есть мера всех вещей». Кто её автор? Что она означает?

 

 

2. Что такое эйдос Платона? (Объяснить подробно)

 

 

3. Какой философ и каким образом доказывал, что небытия нет?

 

4. Какова согласно буддизму причина человеческих страданий? (Вторая благородная истина)

 

5. Почему за словом софист постепенно закрепилось отрицательное значение? Чем занимались софисты?

6. Каким должен быть совершенномудрый?

 

7. Перечислите, что конкретно называли в качестве субстанции все пройденные философы и философские направления.

 

8. Каких философов называют «элеаты»?

 

9. Что такое майевтика и в чем она заключается?

 

10. Объясните слова Гераклита «Путь вверх и вниз – одно и тоже».




Контрольная работа № 1 по третьему модулю. Примерный образец


1 вариант

1. Назовите главные проблемы средневековой философии.

2. В чем суть идеи соборности?

3. Назовите пять доказательств бытия Бога, принадлежащие Фоме Аквинскому.

4. Что и почему Шопенгауэр считал субстанцией?

5. Что такое механицизм и рационализм?

6. Что такое, по Канту, пространство и время?

7. Что такое категорический императив нравственности?

8. Какие связи между людьми можно назвать условными, а какие безусловными? Приведите примеры.

9. Приведите примеры на закон перехода количественных изменений в качественные из области материальных и идеальных  явлений.

10. Из чего складывается общественное сознание?

2 вариант

1. Как объясняет средневековая философия присутствие зла в мире?

2. Какие версии понимания смысла жизни предложила русская философия?

3. Объясните смысл фразы «Не судите, да не судимы будете».

4. Почему Ницше призывал перешагнуть через мораль, культуру и любовь к ближним?

5. Как вы понимаете понятие «априорный»? Приведите пример априорной идеи.

6. Что такое культура? Каковы причины её возникновения?

7. В чем причина отчуждения родовой сущности человека?

8. Почему гордыня – величайший грех?

9. Что такое деизм?

10. Что такое диалектическое противоречие? Диалектический скачок?




Приложение В (обязательное)

 Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы по первому модулю

Задание №1. Составьте в тетради словарь следующих понятий, давая краткую расшифровку каждого термина на основе информации из лекций, философских словарей и энциклопедий.

 

Понятия для составления словаря

 

 


1. Абстрагирование

2. Агностицизм

3. Антропология

4. Атрибут

5. Бытие

6. Время

7. Гносеология

8. Дедукция

9. Детерминизм

10. Диалектика

11. Закономерность

12. Идеализм

13. Идея

14. Идеальное

15. Индукция

16.  Иррациональное

17. Истина

18. Логика

19. Материализм

20. Материя

21. Миф

22. Объект

23. Объективное

24. Онтология

25. Пространство

26. Рационализм

27. Рефлексия

28. Сознание

29. Субстанция

30. Субъект

31. Субъективное

32. Сущность

33. Феномен

34. Эмпиризм

35. Эстетика

36. Этика

37. Я


 

Задание №2. Прочитайте текст Х. Ортеги-и-Гассета «Что такое философия» [см. Копцева, Н. П. Философия: сборник текстов для работы с первоисточниками студентам для всех специальностей и всех форм обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2002. - 60 с.]. Ответьте на основе текста на следующие вопросы.

Вопросы к тексту Ортеги-и-Гассета «Что такое философия?»

 

1. Как отвечает автор на поставленный им в начале текста вопрос «Почему люди философствуют?»

2. Что знает философ о своем предмете (универсуме)?

3. Понятие «познание» в обычном смысле применимо к философии? Почему автор вспоминает о Шопенгауэре?

4. Чем отличается философия от других наук? Выявить пять принципиальных отличий.

5. Что такое «вторичные проблемы» и «конечные вопросы бытия»?

Творческое задание к первому модулю: Самостоятельная работа «Словарь персоналий». Требования:

1. Составить хронологическую таблицу персоналий данных философов, т.е. расположить их имена с краткой информацией от самого древнего к самому современному.

2. Найти и вписать в таблицу информацию о каждом из нижеперечисленных философов. Указать: годы жизни, эпоху, к какому направлению принадлежал, одну главную идею.

Например: Георг Фридрих Гегель. 1770-1831 (эпоха Просвещения). Представитель немецкой идеалистической философии. Основоположник диалектики, все существующее понимал как процесс. Известно изречение «Все действительное разумно, все разумное действительно».

 

Имена философов (53 персоналии): Аристотель, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Анри Бергсон, Бердяев Николай, Джордж Беркли, Вернадский, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Гераклит, Томас Гоббс, Рене Декарт, Демокрит, Дьюи, Джеймс, Иммануил Кант, Лейбниц, Лосев А.Ф., Мамардашвили, Макиавелли, Марк Аврелий, Карл Маркс, Монтень, Ницше, Оккам Уильям, Парменид, Пифагор, Платон, Плотин, Протагор, Руссо Жан-Жак, Сенека, Спиноза, Сократ, Сартр, Сорокин, Сковорода, Соловьев Владимир, Тертуллиан, Фихте, Фромм, Флоренский, Цицерон, Шеллинг, Шопенгауэр, Хайдеггер, Ясперс, Эпикур, Энгельс, Фрейд, Семен Франк, Юнг, Юм.

В своей таблице персоналии пронумеровать.


Задания для самостоятельной работы по второму модулю

Задание к семинару № 1 «Индийская философия»

 

1. Ответить письменно на вопросы по лекции № 6 «Древнеиндийская философия»:

1. Почему индийская философия пессимистична?

2. Что такое сансара?

3. Что такое покрывало Маий?

4. Что такое карма? Как она возникает, и что её породило?

5. Каким образом можно избавиться от страстей и для чего это нужно сделать?

6. Какова главная цель индийских философских учений? О каком освобождении идет речь?

 

2. Сделать ксерокопию и краткий конспект текста «Нирвана» из книги Радхакришнан, С. Индийская философия. Т. 1. С. 380-386. (Читальный зал 2-01)

3. Подготовьте доклад о жизни Будды Шакьямуни.

 

Задание к семинару № 2 «Индийская философия»

 

1. Ответить письменно на вопросы по лекции № 7 «Древнеиндийская философия»:

1. Что обозначают понятия Атман и Брахман? В чем их различие?

2. Почему Брахман называют «немыслимый, непроявленный, нерожденный, без образа»?

3. Объясните суть формулы «Тат twat asi».

4. Каков смысл и цель учения Будды? Сравните роль Будды и Христа – есть ли между ними что-то общее?

5. Какова, согласно учению Будды, причина человеческих страданий?

                                                                                                                                 

2. Сделать ксерокопию и краткий к онспект главы «Четвертая благородная истина» (с. 131-142) из учебника  Чаттерджи, С., Дата, Д. Индийская философия. - М.: Селена, 1994. (Читальный зал 2-01).

 

Творческое задание ко второму модулю

1. Прочитайте внимательно лекцию «Буддизм» и конспекты «Четвертая благородная истина» (из книги Чаттерджи. Датта. Индийская философия) и «Нирвана» (из книги Радхакришнан, С. Индийская философия. Т. 1).

2. Просмотрите фильм «Матрица», часть 1. Обратите особое внимание на монолог агента Смита в сцене пытки Морфеуса.

3. Найдите соответствия между миром и событиями «Матрицы» и учением буддизма. С кем можно сравнить Нео? Почему?

4. Найдите принципиальные отличия между концепцией буддизма и сюжетом «Матрицы».

 

Задание к семинару № 3 «Древнекитайская философия»

 

1. Ответить письменно на вопросы по лекции № 8 «Древнекитайская философия»:

 

1. раскройте суть понятий Инь и Ян

2. что такое «человечность» Конфуция? Опишите конфуцианский идеал человека.

3. почему совершенномудрый поддерживает гармонию космоса?

4. что общего между понятиями Дао и Брахман?

5. почему совершенномудрый у даосов сравнивается с неродившимся ребенком?  

6. раскройте даосскую идею недеяния. В чем её смысл?

 

2. Сделать ксерокопию текста «Дао дэ цзин», § 1-20 (из книги «Дао: Гармония мира», с. 9-15, читальный зал 2-01). Из каждого чжана (т.е. §) выписать одно главное предложение.

 

Задание к семинару № 4 «Античная философия до Сократа»

 

Разделившись на группы, подготовить доклады о

1) Пифагоре 2) Гераклите 3) Пармениде 4) Демокрите 5) Протагоре.

В докладе кратко осветить их биографии, принадлежность к школе (если есть), подробно - философские идеи. Каждый доклад готовит совместно группа из нескольких человек, разделяясь по содержанию (один о биографии, остальные - каждый о какой то из идей). Доклад делать не читая, говорить не глядя в текст, поэтому каждый говорит краткую информацию, минуты на 2. Докладчики выходят вместе и говорят по очереди, друг друга дополняя.

 

Литература для подготовки (чит. зал 2-01):

1. Асмус В. Ф. Античная философия.

2. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – Том 1.

3. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.

4. Рассел, Б. История Западной философии.

5. Рассел, Б. Мудрость Запада.

6. Пролеев, А. История античной философии. – М., 2001.

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т.

8. Любые философские энциклопедии и словари.

 

Задание к семинару № 5 «Средневековая философия. Христианство»

1. Ответить письменно на вопросы по лекции № 10 «Средневековая философия»:

1. Назовите главные проблемы средневековой философии

2. Как объясняет средневековая философия присутствие зла в мире?

3. Назовите главные идеи Аврелия Августина

4. Назовите пять доказательств бытия Бога, принадлежащие Фоме Аквинскому

5. Перечислите имена средневековых философов

 

2. Сделать ксерокопию текстов Льва Толстого «Вера – нравственная основа…», «Только непротивление злу насилием…» и «Предисловие» из книги: Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учебное пособие для вузов. Часть 3. – М., 1997. С. 259-268. Находится в читальном зале 2-01.

3. Подготовить один из докладов по текстам Толстого:

 

Доклад № 1: по фрагменту «Вера – нравственная основа»

Доклад № 2: по фрагменту «Только непротивление злу насилием…», пункты 1-7

Доклад № 3: по фрагменту «Только непротивление злу насилием…», пункты 8-15

Доклад № 4: по фрагменту «Только непротивление злу насилием…», пункты 16-22

Доклад № 5: по фрагменту «Предисловие», пункты 1-10

Доклад № 6: по фрагменту «Предисловие», пункты 11-21

Доклад № 7: по фрагменту «Предисловие», пункты 22-31

 

Требования к докладу: пересказать содержание текста, выделив самые главные мысли, текст читать нельзя.

 


Задание для самостоятельной работы по третьему модулю

Задание к семинару № 1 «Философия Нового времени»

Найдите в учебниках и словарях ответы на следующие вопросы и оформите их письменно:

1. Краткая биография Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы

2. Докажите, что все эти философы занимались гносеологией

3. Кто из трех философов был эмпиристом, а кто рационалистом? Почему?

4. Раскройте смысл фразы cogito ergo sum. Кому она принадлежит?

5. Раскройте смысл фразы «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Кому она принадлежит?

6. Какие четыре правила метода предложил Декарт?

7. В чем суть учения об идолах Бэкона? Почему оно так называется? Какие виды идолов он выделяет?

8. Что считали субстанцией эти философы?

 

 

Задание к семинару № 2 «Русская философия»

Приготовить конспекты о творчестве русских философов: Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Семен Франк, Лев Шестов. Конспекты составить по следующим источникам, находящимся в чит. зале 2-01.

1. Владимир Соловьев: из книги История русской философии: Учебник для ВУЗов. Редколлегия: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001. – 639 с. (большой, толстый, синий). Страницы для конспектирования:

1) Жизнь и творчество – С. 340-342.

2) Нравственная философия – С. 346-348.

2. Николай Бердяев: из той же книги История русской философии: Учебник для ВУЗов. Редколлегия: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

1) Жизнь и творчество – С. 435-437.

2) Философская антропология, философия свободы, история философии – С. 441-446. 

3. Семен Франк: из той же книги История русской философии: Учебник для ВУЗов. Редколлегия: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

1) Жизненный путь – С. 471-472.

2) Человек как двуединое существо – С. 479-483.

4. Лев Шестов: из книги Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сборник. / Составитель Солнцев Н.В. – М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2001.- 496 с.

1) Фрагмент «О материализме» – с. 337-340.

 

Конспекты приготовить о всех философах всем. Рассказывать о философе приготовиться индивидуально, каждому по какому-то из 4 мыслителей.

 

Задание к семинару № 3 «Философия психоанализа»

А) Найдите в учебниках и энциклопедиях ответы на следующие вопросы и оформите их письменно:

1. Краткая биография З. Фрейда и К. Юнга.

2. Что такое бессознательное? Дайте определение.

3. Из каких трех слоев (инстанций) состоит по Фрейду психика человека?

4. Что такое либидо? Сублимация?

5. Что такое архетип? Коллективное бессознательное?

 

Б) Прочитайте фрагмент из работы З. Фрейда «Будущее одной иллюзии» (текст находится в книге: Кемеров, В., Керимов, А. Хрестоматия по социальной философии. М., 2001. с. 410-419, читальный зал 2-01 ГУК)

На основе этого текста ответьте на вопросы:

1. Что лежит в основании человеческой культуры?

2. Каким древнейшим табу до сих пор противостоит человек?

3. В каких отношениях с культурой и обществом находится психика человека?

4. Как происходит развитие человеческой психики?

 

С) Ответьте письменно на вопросы к лекции «Учение И. Канта»

1. Что Кант называл априорным (a priori) ?

2. Как происходит процесс познания (описать подробно)?

3. Что такое fenomen и noumen?

 

Творческое задание по третьему модулю

Напишите под руководством преподавателя тезисы или статью для участия в конференции «Этика и бизнес», проводимой кафедрой философии СибГТУ в ноябре.







Приложение Г (справочное). Иллюстрации

Дата: 2018-12-28, просмотров: 305.