Гносеологические проблемы в учении И. Канта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Значение философии Канта. Коперниканский переворот

2. Априоризм. Концепция мышления

3. Онтология Канта

4. Этика Канта

 

1. Иммануил Кант (1724-1804) – великий мыслитель Просвещения, проживший всю жизнь в г. Кёнигсберг (нынешний Калининград). Кант вел необычный образ жизни: помимо того, что он никогда не покидал родной город, он был очень пунктуален, и каждый день его жизни был абсолютно похож на другой. Кант имел привычку делать одни и те же вещи (прогуливаться, выходить на работу, обедать) строго в одно и то же время, так что жители Кёнигсберга сверяли по нему часы.

Кант – автор множества философских работ, среди которых самые значительные - его «Критики»: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).

Кант проделал фундаментальные исследования работы разума с целью выяснить его пределы (вспомним, что для эпохи Просвещения был характерен культ разума и уверенность, что разум всесилен). Кант свершил так называемый ”коперниканский переворот” в области гносеологии. «До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразовываться с предметами. Но следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что, наоборот, предметы должны сообразовываться с нашим познанием. Здесь то же, что с первоначальной мыслью Коперника: когда оказалось, что гипотеза о вращении всех звезд вокруг наблюдателя недостаточно хорошо объясняет движение небесных тел, то он попытался установить, не достигнем ли мы большего успеха, если предположить, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя» [Критика чистого разума, предисловие ко второму изданию, с.23].

Основной вопрос, волновавший Канта в «Критике чистого разума» - “Как вообще возможно наше знание о вещах?”. Почему мы что-то знаем? В XVII-XVIII веках существовало учение о «предустановленной гармонии», которое разделяли Лейбниц и Спиноза. Суть учения в том, что, поскольку у материального мира и человеческого разума один творец – Бог, – он и является гарантией познаваемости мира. Он сотворил разум и природу по одним и тем же принципам, т.е. разум с природным миром изначально совместимы. Знаменитая фраза Спинозы гласит: «Природа и связь вещей те же, что природа и связь идей». Но здравый рассудок должен предполагать всё, и в том числе то, что нет никакой предустановленной гармонии. Тогда, выходит, мы ничего не можем знать?

2. Как же тогда получается, что мы познаём мир? По Канту, дело в том, что человеческое сознание само преобразует мир так, чтоб он ,,подходил” под человеческий разум и восприятие, был совмещаем с ним. То есть разум познаёт в вещах лишь то, что priori заложено в них самим же разумом, а чувствительное восприятие преподносит нам вещи так, чтоб мы смогли их воспринять.

Кант обнаружил, что в человеческом разуме есть нечто априорное. ,,А priori”- это чистые, без примеси опыта идеи разума, не имеющего ничего общего с вещным миром. Это например, идеи Бога, бессмертия, свободы, морального закона - вещи, реальность которых невозможно доказать, но если отобрать их у человека, он не сможет существовать как человек, потеряет основы своего бытия. Априорны так же механизмы мышления, схемы, по которым мы мыслим. Априорные идеи – это нечто, вроде генетической памяти разума, они сформировались в процессе истории, с ростом сознания.

Все априорное, т.е. доопытное, можно распознать по таким качествам, как всеобщность и необходимость. Мы, например, безо всяких доказательств уверены, что все, абсолютно все тела имеют тяжесть, а иначе и быть не может, хотя мы не поднимали и никогда не поднимем всех предметов. В этом суждении как раз и проявляется всеобщность и необходимость, значит, оно возникло у нас еще до опыта, до столкновения с реальностью.

Как же мы мыслим? Как возникает знание? Кант обнаружил, что здесь работают несколько уровней нашего разума и сознания, познание осуществляется в несколько этапов.

Этапы познания:

1. Мы получаем толчок от материальных вещей, т.е. мы их чувствуем.  По Канту, мы не можем чувствовать сами вещи как они есть; то, что мы ощущаем и источник ощущений не совпадают. Например, цвет предмета – это не его собственное качество, мы видим цвет в силу особого устройства нашего глаза. Но глаза другого типа видят совершенно другой цвет. То есть мир сам по себе, как он есть независимо от нашего восприятия, закрыт от нас.

2. Всё, что мы чувствуем, преобразовано нашим способом воспринимать мир - априорными формами чувственности, пространством и временем. Пространство и время – это субъективные формы нашего восприятия, они не существуют на самом деле. Пространство и время нужны нашему разуму, т.к. они упорядочивают, организуют всё в человеческом сознании. Люди специфичны тем, что воспринимают всё в пространстве и времени, в их особой связи. Но вряд ли это единственный способ восприятия, возможно, есть существа, которые воспринимают вещи вне пространства.

3. Воспринятый мир «обрабатывается» рассудком. Рассудок - это одна из основных способностей человеческого мышления. Его главная задача  подводить множество воспринимаемых вещей под некое единство, под категории, т.е. упорядочивать, обобщать, синтезировать, мыслить индуктивно. Категории, под которые мы автоматически всё подводим, априорны, это и есть принципы познания. Эти категории - единство, всеобщность, ограничение, отрицание, реальность, причинность и т.д.

4. Последняя инстанция мышления – разум, т.к. он является носителем категорий, априорных идей. Кант выделял два типа разума - теоретический (чистый), связанный с познанием и априорными идеями, и практический, связанный с действием в материальном мире.

Кантовская концепция работы разума приводит к выводу, что философия  должна исследовать сам разум, его границы и механизмы, и тогда станет ясно, что мы можем знать. С точностью мы не можем знать ничего, кроме самого разума, ибо вещи сами по себе нам недоступны уже на первом этапе восприятия. Кант - агностик, он считает, что вещи непознаваемы сами по себе, они всегда опосредованы нашим сознанием. Истина как содержание понятий невозможна, но она возможна как истина метода разума, как истинность формы мышления.

 3. Онтология Канта. Кант полагал, что мир состоит из двух различных реальностей - феномена и ноумена. Феномен (от лат. - явление) постигается, вернее, даёт знать о себе только через чувства, это материальный мир. Ноумен же мы можем знать и воспринимать только через разум, ноуменально все, что нематериально, не взято из чувственного мира. Получается, что человек принадлежит одновременно двум мирам – чувственному и сверхчувственному -  и в этом его исключительность.

Все вещи - это явления чувственного мира, но в то же время вещи в себе, которые непостигаемы, замкнутые в своей сущности от человека. Кант характеризует реальности феномена и ноумена так:

                Fenomen                        Noumen                                   

               мир причин                 мир целей                

               мир природы              мир свободы                                                                                               

 

Кант называл свою философию трансцендентальной, так как она разворачивается на стыке двух миров. Человек принадлежит двум совершенно разным реальностям. И неизбежно возникает вопрос: как могут ноуменальные, априорные, «чистые» идеи применяться к феноменальному миру?

С учением о двух реальностях связано кантовское понимание свободы. Свобода – это независимость человека от мира чувствительных вещей, от феномена. Свобода поступать так, будто обстоятельства не давят на тебя, свобода думать о более высоком долге. Эту свободу даёт noumen, умопостигаемый мир; один мир как бы заставляет пренебречь законами другого. Но для чего эта свобода? Чтобы следовать категориям и нравственности, то есть не просто независимость от физического мира, а новая зависимость (и очень жёсткая), но другого рода, другого порядка, это ограниченность духовными и интеллектуальными законами. То есть Кант понимает свободу не как «свободу от», а как «свободу для».

4. Этика Канта. Кант сформулировал три вопроса, ответив на которые, мы сможем познать человека. Эти вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? На второй из этих вопросов отвечает этическое учение Канта.

Главным достоинством человека Кант считал внутренний моральный закон. Он сформулировал его в так называемом категорическом императиве нравственности. Этот императив является правилом для всех возможных действий человека, он же дает способ понять, морален твой поступок или нет. Он имеет две формулировки: 1. "Поступай согласно такой максиме своей воли, которая... сама могла бы стать принципом всеоб­щего законодательства" (максима - субъективный принцип поведения). Это зна­чит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение могло быть одобрено и воспроизведено всеми без исключения людьми. 2. "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Кант считал, что во всех суждениях о людях нужно исходить из того, что человечество достойно любви.

Эти моральные правила Кант выводит чисто логически. Если следовать им, то не потеряешь человеческого достоинства. Категорический императив нравственности ничем не обусловлен, автономен и не знает исключений. Мораль всегда одна и она не может меняться в зависимости от обстоятельств. И истинно морален, а значит, человечен, тот поступок, который совершен ради самого долга, а не ради чего-нибудь ещё, не ради какой-то цели в феноменальном мире.

Идеал общества для Канта - это общество, где господствует справедливость и права внутренней совести, где люди более всего боятся потерять уважение к себе самим, где долг ценится ради долга, а не ради того, что он даёт. В таком обществе вообще не нужна власть, правительство.

 Кант называл три силы, движущие культуру и человечество вперед: это любовь (метаморфоза инстинкта размножения), ожидание грядущего и желание человека самому быть целью своего бытия.   

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково важнейшее открытие Канта?

2. Что такое «предустановленная гармония»?

3. Как вы понимаете понятие «априорный»? Приведите пример априорной идеи.

4. Что такое, по Канту, пространство и время?

5. Свободен ли человек? Каким образом?

6. Что такое категорический императив нравственности?

Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.