Христианская этика. Понимание добродетели
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Понимание сути морали

2. Последствия тезиса о бессмертии души

3. Главные добродетели и смысл их соблюдения

4. Свобода морального выбора. Смысл фразы «Не судите, да не судимы будете»

5. Заповедь «Возлюби ближнего своего»

6. Величайший грех

 

Поскольку все мы живем в так называемом христианском мире, и наша эра отсчитывается от рождества Христова, даже атеистам необходимо знать основы христианской морали и христианского поведения, для того чтобы быть полноценными представителями своей культуры и своей нации. Коснемся некоторых особенностей христианской этики.

1. Когда говорят о морали, имеют в виду, как правило, общественные отношения. Но дело в том, что эти отношения отражают внутреннюю сущность самих людей. Невозможно сделать человека достойным и хорошим с помощью закона. В то же время без хороших людей невозможно хорошее, гуманное общество. Любую общественную систему может изменить только мужество и бескорыстие отдельного человека. Христианская этика направлена на создание именно такого человека, который мог бы взять на себя ответственность за все свои действия.

Неверно ограничивать представление о морали отношением с другими людьми. Существуют ещё и обязательства человека перед самим собой. Обычно люди думают: что бы я ни делал с самим собой, со своей жизнью – это касается меня одного. Но здесь возникает вопрос: являемся мы сами своей собственностью, господином своего разума и тела? С христианской точки зрения нет, и мы несём за себя ответственность перед тем, кто нас создал, кто дал нам возможность существовать. Таким образом, в жизни нет ничего, что касалось бы только нас одних.

 

2. Из христианского тезиса о бессмертии человеческой души следует два глобальных вывода:

1. Если человек существует какое-то ограниченное время, например 70 лет, то о многих вещах, например, чертах характера, мыслях, свойствах не стоит беспокоиться, они исчезнут вместе с этим человеком. Но если исходить из того, что человек живёт вечно, то к этим вещам нужно относиться очень серьёзно. Зависть, злоба, жадность и т.п., бесконечно прогрессируя в вечности, должны будут превратиться во что-то ужасное, в личный ад человека.

2. Если человек живёт только 70 лет, то государство, нация, цивилизация, безусловно, имеют большую ценность, чем отдельный индивид, ведь они могут существовать тысячи лет. Но если душа человека вечна, то каждый отдельный человек несравненно важнее любого государства и цивилизации.

 

3. Важную роль в христианской этике играет понятие добродетель. Главных добродетелей всего семь, первые четыре признаются всеми цивилизованными людьми и являются основой христианского поведения. Это благоразумие, воздержанность, справедливость, стойкость. Следующие три – так называемые богословские, они присущи только христианам: это вера в Бога, надежда на спасение души, любовь к Богу и к ближним. Соблюдение этих добродетелей формирует в человеке особо ценные с точки зрения христианства качества характера. Важно понимать, что добродетель – это именно качество характера, а не отдельно взятые поступки, которые, кстати, могут и не сформулировать новое качество человека.

    Люди часто думают, что если они поступили правильно, то не имеет значения, почему они так поступили – добровольно или по принуждению, из страха перед осуждением других или ради самого этого поступка, из злобы, желая что-то доказать или потому, что не видали выбора. На самом деле истинными, духовными людьми нас могут сделать только поступки, совершённые по доброй воле, из добрых, бескорыстных побуждений. Иначе мы останемся такими, какими и были.

    Зачем же нужно следовать добродетели? Может показаться, что Бог хочет, чтобы люди подчинялись его правилам. На деле он хочет, чтобы мы стали людьми особого рода. Неверно думать, будто добродетель нужна только в этой жизни, в дольнем мире, для того, чтобы усовершенствовать отношения между людьми, в божественном же мире всё это не потребуется, так как там не будет лжи, несправедливости, поводов для вражды и т.д. Дело в том, что в горнем мире могут существовать только такие люди, какими становятся в результате добродетельной жизни здесь, на земле. Проявляя мужество, борясь за справедливость, обуздывая свои желания, мы постепенно становимся теми, кто входит в царство небесное. И суть не в том, что бог не пустит в своё царство тех, кто не выработал в себе эти начала, а пустит лишь праведников. Дело в том, что без зачатков этих качеств, этих добродетелей, человек просто не в состоянии будет воспринять горний мир и почувствовать незыблемое, великое счастье.

Чтобы войти в рай, нужно быть человеком особого рода, иначе этот рай будет лишь пустотой, бессмыслицей. Подобно этому человек, плохо знающий какой-то язык, не в состоянии оценить красоту поэзии на этом языке, а тот, кто не причастен к классической музыке и не имеет опыта общения с ней, испытывает к ней полное равнодушие и считает её не нужной. Вера в Бога – не то, что изначально дано, а то, что достигается и обретается ценой духовных усилий. Таков смысл фразы “Те, кто достоин, узрят царствие твоё”. Так же и тот, кто не развил в себе особые качества добродетели, просто не в состоянии будет воспринять рай.

 

4.    С точки зрения христиан, наша мораль определяется характером нашего свободного выбора, и ничем иным. Делая выбор, мы всякий раз чуть-чуть преобразуем основную, истинную часть самого себя – ту часть, которая ответственна за выбор. То есть вся наша жизнь со всеми её бесчисленными выборами – это медленное движение либо к гармонии с Богом, другими и самим собой, либо к состоянию войны со всем окружающим, в том числе с Богом.

    Христиане говорят “Не судите, да не судимы будете” не из-за своей крайней терпимости, а потому, что здесь, на земле, мы видим только последствия наших поступков, нашего выбора. Бог же видит причины этих поступков и их цену для совершившего человека. Возможно, кому-то совсем не трудно соблюдать пост, не озлобляться (в силу спокойного характера), часто ходить в церковь (потому, что она рядом). Другому же всё это стоит величайших усилий. Это не значит, что их благие дела зачтутся одинаково. Бог судит человека не за то, какой он есть, а за то, как он использует свои возможности. Человек зависит от своих физических и психических способностей и от ситуации своей жизни, но когда тело умирает, остаётся лишь нетленный истинный человек, который делал выбор. После воскрешения все предстанут такими, какими они есть на самом деле, независимо ни от чего внешнего и материального, эту часть человека и будет судить Бог.

        

5. Фраза “Возлюби ближнего своего, как себя самого” – один из ключевых заветов христианства. Может показаться, что исполнять это очень трудно, особенно относительно любви и прощения врагов. Но в этой фразе содержится указание, как это возможно. Бог предназначил нам любить внутреннее “Я” каждого человека точно так же и по той же причине, по которой мы любим своё “Я”. Сами к себе мы относимся без восторга и умиления, не считая себя очень хорошим человеком. Напротив, мы видим свои недостатки, часть даже ненавидим себя за них, но всё-таки продолжаем любить себя. Одна из главных заповедей христианской этики – “Ненавидеть грех, но не грешника”, то есть нужно осуждать плохие поступки и мысли человека, но при этом не относиться негативно к самому человеку. Это трудно осуществить по отношению к другим людям, но именно так мы относимся к себе.

Бог дал нам готовый образец любви – наше отношение к себе – чтобы мы перенесли его на других людей. Именно такой любовью любит людей Бог: не за приятные, привлекательные качества, которыми, как нам кажется, мы обладаем, но просто потому, что мы являемся одухотворёнными личностями. Помимо этого людей не за что любить.

 

6. Величайшим грехом в христианстве считается гордыня, так как это абсолютно враждебное Богу и всем людям состояние духа. Гордости присущ дух соперничества, желание возвыситься над другими. Гордость никогда невозможно удовлетворить. Другие пороки могут сплачивать людей, но гордость есть враждебность ко всему, и к человеку, и к Богу (не случайно говорят «гордое одиночество»). В лице Бога люди встречаются с тем, что во всех отношениях неизменно выше и совершеннее. Невозможно познать Бога без осознания этого факта, без чувства своей ничтожности в сравнении с Ним. Для гордящегося же человека Бог недоступен, его истина всегда закрыта, так как гордец видит лишь своё превосходство. Бог запрещает гордость не потому, что его это оскорбляет (такое невозможно), а потому, что он хочет открыть свою сущность людям, гордыня же препятствует этому. Бога меньше всего занимает вопрос его достоинства, не должен он занимать и мудрого человека. Глупо думать, что Господь хочет поклонения, чтобы возвыситься над людьми. Он просто хочет выработать в людях смирение, чтобы те смогли увидеть истину.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Зачем с точки зрения христианства нужно следовать добродетелям?

2. Как понимает христианство рай и ад?

3. Объясните смысл фразы «Не судите, да не судимы будете»

4. Почему гордыня – величайший грех?

Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.