Философия эпохи Просвещения. ( XVIII век)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В эту эпоху творили Джон Локк, Вильгельм Готфрид Лейбниц, Клод Адриан Гельвеций, Жан Жак Руссо, Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778), Дени Дидро, Поль Анри Гольбах, известный своим трудом “Система природы”, который современники назвали «библией материализма», а так же великий кенигсбергский философ Иммануил Кант (1724-1804).

 Материализм в XVIII веке превращается из тенденции философского знания в последовательное направление, утверждающее, что в мире первична материя и всё произошло из неё. Материализм порождает атеизм.

Материалистические идеи об устройстве мира таковы:

1. Нет ни какой иной реальности, кроме материи природы. Природа - это упорядоченное, детерминированное, закономерное целое, не нуждающееся ни в какой внешней силе, ни в какой необходимости.

2. Атрибуты материи: жёстко детерминированное движение; протяжённость, различное качество. Материя существует во времени и пространстве.

3. Источник движения находится в самой природе, а не вне её, как считали древние греки и философы средневековья, называвшие в качестве такого источника Ум-перводвигатель, Логос или Бога.

4. Природа бесконечна, как и вселенная.

5. Человек - продукт эволюции материи.

6. Общество подчиняется закономерностям природы, это звено в процессе единой эволюции, результат развития  природы.

Вторая важнейшая особенность философии Просвещения – рационализм, культ разума. Разум рассматривался как основание прогресса наук; как источник критики современного общества; как основа формирования общественных идеалов; как орудие противостояния вере и суевериям.

Если в XVII веке разум был воплощением духовной субстанции, то есть Бога (так считал Декарт), то для XVIII века разум есть чисто природное, материальное явление. Для XVII века разум - территория вечных истин, общих для человека и Бога. Для XVIII века разум - это завоевание человека, работа опыта и чувств. Эпоха Просвещения призывала применять разум конструктивно и критически, ограничивать его рамками опыта. Образцом разума была физика Ньютона, которая в постоянной связи с опытом ищет законы связи вещей.

Социальные идеи Просвещения:

1. Религиозная и этическая терпимость.

2. Защита неотъемлемых естественных прав человека и гражданина.

3. Отказ от догматических философских идей, не поддающихся фактической проверке.

4. Критика суеверий воплощённых в религиях.

5. Борьба против тирании и сословных привилегий.

В эпоху Просвещения очень популярно и актуально понятие естественности. Естественное - то есть очевидное, рациональное, несверхъестественное. Руссо говорит о естественном состоянии человека и пытается вывести из него естественный общественный закон. Идеал человека для Руссо - благородный дикарь, не испорченный культурой и обществом. Мыслители говорят об естественном праве, естественном состоянии общества и т.д. Все концепции общества нетеологичны, без божественных оснований.

 В эпоху Просвещения были заложены основы современного правового государства. Провозглашались следующие идеи: 1) рациональность и всеобщность закона; 2) перевод правил естественного права человека в позитивные государственные законы; 3) неоспоримость человеческого права. Естественными правами считались: свобода, равенство в правах, собственность, безопасность, право на сопротивление угнетению.

Отношение к религии: В эпоху Просвещения был распространён деизм как рациональная, естественная, светская религиозность. Ведутся споры о необходимости религии, о естественной религии (это совокупность нравственных принципов, общих для всего человечества). Дидро утверждал, что  ”природа должна вытеснить божественность”, Вольтер же сказал знаменитую фразу: ”Если бы Бога не было, его следовало бы придумать”. Кант создает книгу с красноречивым названием ”Религия в пределах только разума”.

     Кульминация рационализма Просвещения – издание первой энциклопедии. В неё были помещены статьи известных мыслителей - Руссо, Дидро, Вольтера, которых называют философами-энциклопедистами, -  о политике, вере, искусстве и т.д. Энциклопедия была издана с целью установить всеобщее мировоззрение, единые принципы, просветить незнающих, осмыслить с помощью разума все идеалы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные особенности философии Возрождения и имена её представителей

2. Что такое механицизм, рационализм?

3. Как повлиял в XVII веке расцвет науки на религию?

4. В чем отличие понимания разума в Новое время и в эпоху Просвещения?

5. Как вы понимаете понятие «естественное право»?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 250.