Философия Возрождения и Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Характерные особенности философии Возрождения

2. Философия XVII века

3. Основные идеи философии эпохи Просвещения

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших в Европе в ХIV–ХII вв., которые объединяли: антисхоластическое движение, устремленность к человеку, вера в его великий духовный и физический потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Выдающиеся мыслители Возрождения - Николай Кузанский (1401–1464), Леонардо да Винчи (1452–1519), Николай Коперник (1473–1543), Джордано Бруно (1548–1600).

Философское мышление эпохи Возрождения антропоцентрично. Оно устремлено не к Богу, а к человеку. Человек — ведущее звено всей цепи бытия. Созданный Богом, он, обладая свободой воли, может стать творцом и скульптором самого себя. Идея самоконституирования человека, вера в то, что человек может стать тем, кем хочет, — характерная идея Возрождения. Ренессанс открыл индивидуальность, уникальность и самоценность человеческой личности.

Формируется новый тип личности — «ренессансный человек». Он отличается титанизмом (совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсализмом (реализует себя сразу в нескольких областях). Таким титаном и универсалом был Леонардо да Винчи (1452–1519).

В эпоху Возрождения философия сориентирована на познание природы, в связи с этим она оказывается в значительной степени натуралистической, натурфилософской и в своих основных представлениях о мире смыкается с развивающимся естествознанием. Гелиоцентризм Н. Коперника привел к коренному пересмотру всей физической картины мира. Возникает принципиально новое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной и т. д.).

Основные направления философии Возрождения:

— гуманистическое (ХIV–ХVвв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.) — в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество;

— неоплатоническое (сер. ХV–XVI вв.), представители которого — Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. — развивали учение Платона;

— натурфилософское (XV — нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на новые астрономические открытия;

— реформационное (ХVI–ХVII вв.), представители которого — Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др. — стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между верующими и Церковью. Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственности человека перед Богом без посредства церковной иерархии;

— политическое (ХV–ХVI вв.), яркий представитель которого — Николо Макиавелли, изучало проблемы управления страной, поведение правителей, вопрос о соотношении власти и морали;

— утопическо-социалистическое (ХV–ХVII вв., представители — Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — вынашивало идею будущего совершенного общества, основанного на всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти, общества, в котором отсутствует частная собственность.

2. Новым временем в истории человечества называют период XVII-XIX веков. В XVII веке произошел невероятный взлёт научного знания, было сделано огромное число открытий. Н. Коперник (1473-1543) обнаружил двойное вращение земли (суточное и годовое) и обосновал гелиоцентризм, И.Кеплер открыл эллиптическую форму орбит небесных тел, Галилей (1564-1642) открывает законы инерции и ускорения, Ньютон (1642-1727) создаёт классическую модель физики и механики. Лейбниц  (1646-1716) формулирует законы интегрального и дифференциального исчисления, открыты магнетизм, кровообращение, сконструированы термометр, микроскоп, телескоп. Появляется научный эксперимент, необходимость которого обосновал английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), развивается экспериментально-математическое естествознание.

Открытие универсальных законов природы приводит к идее о самостоятельном, автономном существовании мира без участия Бога. Возникает новая форма религии – деизм, который не отрицает существование Бога, создание им мира, вечную жизнь с посмертным воздаянием, но считает, что ныне мир существует безо всякого вмешательства Бога. Декарту принадлежит красноречивая фраза «Дайте мне материю и движение, и я построю вам из этого Вселенную».

XVII век выдвинул понятие научного закона, который может быть описан математическим языком и подтверждён в эксперименте. Рост науки провоцирует возникновение рационализма, материализма, механицизма. Механицизм - это понимание мира как совокупности механизмов, как сложной машины. Природа считалась в эту эпоху «мастерской мира». Даже растения и животные понимались как естественные механизмы. Эту точку зрения разделял великий мыслитель и математик XVII века Р. Декарт.

Философия Нового времени активно объединяется с наукой, рождается философия науки, в которой гносеология становится ведущим разделом. На протяжении XVII-XVIII веков ведутся споры между рационалистами (Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц) и эмпириками (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джордж Беркли, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеций). Суть этих споров – в обосновании истинного источника познания. Рационалисты считали таковым разум, эмпирики - чувственный опыт, ощущения.         

Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.