Марксистская диалектика раскрывает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. К ним относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей объясняет источник развития и самодвижения всех объектов в мире. Этот источник, как считал еще Гераклит, - внутренняя и внешняя борьба противоположных начал, присущая всем явлением и предметам. Правда, на первый взгляд, многие объекты могут показаться абсолютно однородными. Но стоит глубже изучить их структуру, как обнаружатся противоположности, скрытые от нашего восприятия.
Противоположные начала не отгорожены друг от друга непроходимым барьером. Они взаимодействуют, как полюса магнита, они не могут существовать друг без друга. Находясь в столь тесной связи, они одновременно находятся и в состоянии противоборства, потому что противоположны. Отношение противоположных начал, которые характеризуются их единством и в то же время непрекращающейся борьбой, называются противоречием.
Из-за внутренних противоречий предметы и явления не могут пребывать в состоянии абсолютного покоя. Противоречия не позволяют предметам застывать, вызывают как бы «раздвоение единого». Это стимулирует движение и развитие.
Второй закон диалектики – это закон перехода количественных изменений в качественные. Всякий предмет, всякое явление обязательно наделены определенными количественными и качественными характеристиками. Порой кажется, что они не зависят друг от друга. Но это совсем не так. Стоит количественным изменением выйти за пределы, именуемые мерой, как они превращаются в качественные. Такое превращение, или переход от одного качества к другому, принято называть скачком.
Закон перехода количественных изменений в качественные позволяет понять, что движение и изменение в природе и обществе представляют собой не только перемещение, количественный обмен энергией между телами, простой рост, но и процесс беспрестанных качественных преобразований материи, ее развития, возникновения нового, еще не бывшего.
Третий закон диалектики – это закон отрицания отрицания. Он раскрывает прогрессивный характер развития через отрицание существующего и возникновение нового, которое само со временем исчерпает себя и в свою очередь подвергнется отрицанию, чтобы уступить место более прогрессивному.
Диалектическое отрицание не означает полного уничтожения, упразднения всего содержания старого. Вновь возникающие явления как бы впитывает в себя от положительное и целое, что было на предыдущей стадии развития. В результате отрицания означает не только разрыв с прошлым, но и преемственность в развитии. Новое качество, которое возникает в результате отрицания, в преобразованном виде сохраняет достигнутое на предшествующей стадии и одновременно содержит в себе нечто новое, отвечающее более высокой ступени развития. Благодаря этому природа, общество и познание не стоят на одном месте и не вращаются по кругу, а развиваются прогрессивно, движутся вперед. Закон отрицания отрицания объясняет процесс развития как восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, принцип развития бытия иллюстрируется с помощью спирали.
Наряду с законами диалектика оперирует и категориями. Свои категории имеет всякая наука. В отличие от категории конкретных наук категории диалектики выражают наиболее общие взаимосвязи действительности.
К числу категорий диалектики относятся: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, целое и часть, содержание и форма, сущность и явление, общее и особенное. В категориях раскрывается противоречивая взаимосвязь явлений окружающего мира. Категории диалектики универсальны. Поэтому они входят в содержание метода научного познания, который необходим для всех наук.
Вопросы для самоконтроля
1. Докажите, что тезис «бытие определяет сознание» является материалистическим. В каком случае он может быть идеалистическим?
2. В чем причина отчуждения родовой сущности человека?
3. Что такое диалектическое противоречие? диалектический скачок?
4. Приведите примеры на второй закон диалектики из области материальных и идеальных явлений.
5. Почему именно спираль стала диалектической моделью мирового развития?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 244.