Учение Сократа как образец философской этики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Обстоятельства жизни Сократа

2. Единство жизни и философии Сократа

3. Основные положения сократовской философии

4. Этическое учение

 

    1. Обстоятельства жизни Сократа. Сократ – это легендарный древнегреческий философ, живший в Афинах с 499 по 369 г.г. до н.э. В его мышлении впервые (после предшествующей натурфилософии) появляется проблематика человеческого существования, что называют «поворотом к человеку».

    Сократ ничего не писал, форма его философствования – устные беседы. Главная тема бесед Сократа – этика, выяснение природы человека, как разумного существа, живущего среди других людей. Поэтому отмечают, что в период творчества Сократа “философия спустилась с неба на землю”.

    За Сократом записывали его беседы, это делали его современники–единомышленники. Самые известные записи принадлежат Платону (так называемые «Сократические диалоги Платона»).

    Сократ жил во время подъёма Афин, связанного с правлением Перикла (по 329г. до н.э.), и упадка афинского государства после неудачной пелопонесской войны.    Обстоятельства жизни Сократа легендарны. Поскольку он не брал денег за уроки мудрости, он был очень беден и во всякую погоду ходил в одном плаще. В этом же старом плаще он участвовал в военных действиях Афин, поскольку все жители там были военнообязанными. Жена Сократа Ксантиппа вошла в историю своей крылатой руганью, которой она встречала мужа, не проявлявшего заботы о благосостоянии семьи. Мать Сократа по профессии была повивальной бабкой, т.е. акушеркой, по-гречески это занятие называется “майевтика”.  Сократ утверждал, что продолжает профессию матери. Он тоже оказывает помощь при родах, но не человека, а истины. Сократ принимал роды истины в голове человека.

2. Единство жизни и философии Сократа. О Сократе говорят, что он - воплощённая философия, так как существовало неразрывное единство его идеалов, философских идей и поступков. Подобно Бруно и Галилею, он переживал философскую истину как смысл своей жизни. После суда над собой, где Сократ обвинялся в развращении молодежи и не почитании богов и был приговорен к смерти., философ все же отказался бежать из Афин, предпочитая принять смерть. Ибо Сократ всю жизнь рассуждал о высоте и ценности законов бытия, о добродетели, о морали своего города-государства, и своим бегством он показал бы небрежение и равнодушие к законам общества Афин, словно их нет. Всей своей жизнью Сократ доказывал, что эти законы есть, и не просто где-то вовне, а внутри человека, человек должен осознавать их. Нужно ценить законы бытия и законы нравственности, даже если эти законы плохи. Сократ утверждал: “Лучше претерпеть несправедливость, чем самому совершить её”.

Делом своей жизни Сократ считал пробуждение сограждан от умственного бездействия к размышлению обо всём, что происходит с людьми. Он ищет универсальные законы нравственности, он призывает критически относиться к чужим суждениям, политике, традициям. Он указывал на расстояние между общественным мнением и человеческой совестью.

3. Основные положения сократовской философии. В отличие от софистов Сократ верил в объективную, ни от чего не зависящую истину, в истину морали. Для софистов же всё было относительно и зависело от субъективного мнения людей.

Известен девиз Сократа – фраза, написанная на фронтоне храма Аполлона в Дельфах: “Познай самого себя”. Это призыв познать добродетель, смыл счастья как свою собственную суть. Такие знания, по Сократу, человек может обнаружить только в себе самом. Истинно важные вещи нужно сперва познать в себе, так как иначе нельзя им следовать.

Знание по Сократу неотделимо от справедливости и добродетели, мораль и знание – суть одно, ибо нельзя быть добрым, на понимая сути добра.

Философия по Сократу есть процесс добывания истины, а не набор установленных идей, сведений, законов. В связи с этим он говорил свою знаменитую фразу “Я знаю лишь то, что ничего не знаю”.

Метод рассуждения Сократа. Как уже было сказано, истину Сократ искал в беседах с согражданами, его метод ведения спора называют диалектикой. Диалектика по Сократу – это умение вести спор, приходить к знанию вещей через рассуждения о них. Сократ строго логическими вопросами приводил собеседника тому, что тот убеждался в собственной некомпетентности относительно самых расхожих и известных вещей. Говорят о сократовской иронии над ходячими истинами.

Тип рассуждения Сократа – индукция. Он пытается найти общее определение предметов, открыть их суть, найти для них определение. Сократ идёт от частных примеров к общему, всё объясняющему понятию.

4. Этическое учение. Ответственность человека говорит о его разуме, и пока человек думает, что добродетель не совместима со счастьем, его жизнь неразумна.

Мудрость знания для Сократа есть мудрость жизни, нет никакого отвлечённого мудрствования. Выбирая смерть, Сократ говорит, что всего более нужно ценить не жизнь как таковую, но жизнь достойную.

Что есть достойная жизнь? Беседуя с самыми уважаемыми людьми Афин, Сократ обнаружил, что никто из них не может объяснить, что есть добродетель, мужество, красота, но все считают их высшими ценностями. Может ли быть справедливым тот, кто не понимает суть справедливости? Если и может, то лишь неосознанно, случайно. Таким образом, люди живут как бы во сне. Для Сократа знать, что есть добро и быть добрым – одно и то же. Более того, отсюда вытекает, что осознаннее зло лучше, чем зло, совершённое неосознанно.

Итак, жизнь как таковая – это жизнь, складывающаяся под воздействием внешних объективных обстоятельств.

Жизнь достойная – та, что зависит от сознательных усилий человека, от его понимания добродетели, от того, что он считает прекрасным, добрым, справедливым. Сократ учил тому, что каждый поступок человека должен быть сознателен, внутренне обоснован. Жизненный выбор – это не продолжение семейных национальных традиций и природных физических предпосылок, это целиком осознанное и ответственное моральное действие. Таким образом, Сократ завещал своим потомкам идеал разумного, морального человека.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему Сократ утверждал, что занимается акушерством?

2. Почему Сократ отказался от побега после вынесения смертного приговора?

3. Объясните смысл девиза Сократа “Я знаю лишь то, что ничего не знаю”.

4. Раскройте суть понятий «сократовская ирония», «индукция».

5. Как связаны добродетель и знание по Сократу?



Философская система Платона

План

1. Особенности философии Платона

2. Теория государства

3. Теория идей

4. Космогония и гносеология Платона

1. Особенности философии Платона. Платон - это один из самых влиятельных философов древности, сравнимый по силе воздействия своих идей с Сократом и Аристотелем. Христианская средневековая философия ассимилировала идеи Платона, важную роль в развитии философии играло такое течение, как неоплатонизм.

Главные идеи Платона:

1. Его утопия, учение об идеальном государстве (самая первая из длинного ряда социальных утопий).

2. Теория идей, благодаря которым Платона называли первым идеалистом в истории философии.

3. Космогония, философский миф об устройстве космоса.

4. Аргументы в пользу бессмертия (диалог Федон, где описана смерть Сократа).

5. Концепция познания как воспоминания.

Годы жизни Платона – 427(28) – 347 г.г. до н.э. Платон был богатым афинским аристократом и имел основания критиковать афинскую демократию, в период которой Афины потерпели множество поражений в войнах (со Спартой) и был казнён Сократ. Настоящее имя Платона – Аристокл. Платоном он был прозван, видимо, за свою широкоплечесть (“платос” - широкоплечий). Платон восемь лет учился у Сократа и является автором дошедших до нас сократических диалогов, а также основателем Академии (388 – 529 г.г.). На философию Платона оказали влияние Пифагор, Парменид, Гераклит и, конечно, Сократ.

· От Пифагора Платон унаследовал религиозную направленность философии, веру в бессмертие души, в потусторонний мир, смешение интеллектуального и мистического, своё уважение к математике (он настаивал на том, чтобы молодой тиран Сиракуз изучал геометрию, иначе он не сможет стать хорошим правителем).

· От Парменида он унаследовал убеждение в том, что реальность вечна и временна и что всякое изменение с логической точки зрения должно быть иллюзорным.

· От Гераклита: теория о том, что в чувственном (материальном) мире нет ничего постоянного, и значит подлинное знание не может быть получено через органы чувств, но только с помощью разума (эта идея характерна для всех четырёх философов, чьему влиянию подвергся Платон).

· От Сократа: интерес к этическим проблемам, большое значение идеи Бога, попытки объяснить мир с точки зрения цели (а не как механизм).

 

2. Теория государства. Свою теорию совершенного (идеального) государства Платон создал уже после смерти Сократа. При её создании Платон задавался двумя вопросами:

- Существует ли такая вещь, как мудрость?

- Можно ли создать такое государственное устройство, которая дало бы ей политическую власть?

На оба эти вопроса Платон отвечал положительно. В своём труде «Государство» он подробно описал модель идеального общества, включая вопросы выбора профессии, семьи, воспитания детей и так далее. Государство Платона было тоталитарным, свобода граждан была предельно ограничена.

 

3. Теория идей. Бытие, по Платону, делится на истинное и мнимое (точно так же, как у Парменида). Первое – вечное и абсолютное, второе – текучее и временное. Знаменитая фраза Платона гласит: “Есть нечто, что всегда существует и никогда не становится, и то, что всегда становится и никогда не существует”. Платон первым утверждал, что идеальное может существовать самостоятельно, вне человеческого ума, как отдельная сущность: человеческие идеи и общие понятия существуют в Космосе, образуя идеальный мир или мир идей. Идеи – это истинное бытие, Платон называл их “эйдосами”. Каждая материальная вещь имеет свою нематериальную идею, свой эйдос, свой логический прообраз. Идея вещи – это смысловая полнота вещи, сумма всех отличий этой вещи от других вещей, это сущность вещи, источник её определённости, принцип логического конструирования вещи.

Но нужно понимать, что в период творчества Платона в философии ещё не существовало однозначного разведения материи и идеального, ещё не возникла интуиция абсолютно идеальной реальности. Поэтому Платон говорит, что идеи состоят из особой материи, из материи другого рода, нежели земная.

Итак, каждая вещь имеет свою идею, эта идея обобщающая для всех вещей одного рода. Например, лошадей множество, но мы ясно понимаем, что всё это лошади, а не что-либо иное. Это возможно потому, что все они созданы по одной общей для них идее. Платон говорил о стольности стола, чашности чаши, лошадности лошади, человечности человека. Все люди, несмотря на то, что они совершенно разные, потому и являются людьми, что в их основе, в их сущности, заложена одна общая идея – идея человека.

Идеи вечны, неизменны, неподвижны, земные вещи – это их несовершенные материальные копии; идеи первичны, изначальны – вещи вторичны, эйдосы прекрасны – вещи ущербны (христианская идея образа и подобия). Идеи между собой выстраиваются в иерархию, на вершине которой эйдос эйдосов, он же идея блага (абсолютное благо, совершенство, прообраз всех идей – аналогия христианскому Богу). Платон сравнивал идею блага с Солнцем. Подобно Солнцу, дающему свет, тепло и жизнь, идея блага порождает все идеи (это прообраз идеи вообще), которые в свою очередь порождают все вещи.

Таким образом, эйдос эйдосов даёт жизнь всему сущему. Так же, как и солнце, освещающее и открывающее взору человека все вещи, идея блага, если её познать, открывает умственному взору человека суть всех вещей, их принципы. Благо – высшая космологическая ценность. Своей теорией идей Платон на новом уровне решает проблему единого и многого – раскрывает загадку множественности подобных вещей.

 

4. Космогония Платона. Все вещи творятся по образу идей из материи. Материя для Платона – это некий род пространства, почти небытие, она бесформенна, беспредельна, неопределённа. Платон называл её кормилицей, восприемницей. Вещи – это дети идей и материи, единство бытия и небытия.

По Платону из центра космоса исходит Мировая Душа, она есть источник всеобщей одушевлённости и движения, это творческая энергия мира. Кроме того, существует Ум – демиург, это некий космический принцип, по которому создаются все предметы бытия посредством преобразования вечных идей в материю. Ум – демиург творит сущее мерою, числом и весом. Причём материя при этом оказывает сопротивление.

 

Гносеология Платона. Источник знаний человека по Платону – это совсем не чувственный опыт, а генетическая память об идеях, опыт лишь даёт толчок к припоминанию. Душа, будучи по существу своему эйдосом, до поселения в тело обитала в мире идей, где непосредственно наблюдала эйдосы, т.е. логические прообразы всех вещей. При воплощении эти идеи были забыты, но человек, сталкиваясь с предметами, может их припомнить. Иначе как объяснить, почему у нас есть идеи того, что не встречается в материальном мире (идеи равенства, прекрасного, совершенства). В связи с этим Платон утверждал, что «труд философа – это вечное искусство умирания». Смысл данной фразы таков: философ, рассуждая об умопостигаемой сути всех вещей, мысленно устремляется в мир эйдосов, возвращаясь в то состояние души, в котором она была еще до рождения и будет после смерти.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите философов, творивших до Платона. Какие идеи унаследовал Платон от своих предшественников?

2. Что обозначал Платон словом эйдос?

3. Что такое эйдос эйдосов?

4.  Почему по Платону труд философа – это вечное искусство умирания?



Дата: 2018-12-28, просмотров: 432.