План
1. Общая характеристика «первой философии». Деление на школы
2. Учение милетской школы и Гераклита Эфесского
3. Учение Пифагора
4. Идеи элейской школы
5. Учение атомистов
1. Общая характеристика «первой философии». Деление на школы. Самым первым и основным объектом мышления для древнегреческих философов был Космос. Первая философия – это теория живого, одушевлённого, видимого, слышимого, и вообще чувственно – материального и идеально сформированного телесного космоса.
Этот этап называют философией первоначальной, потому что идёт поиск постоянных, всеобщих, незыблемых начал бытия. Ранняя греческая философия – это онтология, возникает понятие “архэ” (архаический) – т.е. онтологический принцип, первоначало всего сущего.
Намечается метод философского исследования – путь к сущности через явление. Возникают глобальные онтологические вопросы – как соотносятся устойчивое и изменчивое, вечное и временное? Каким образом и почему такое множество разных вещей образуют единый гармоничный космос?
Первые греческие философы
Италийская философия (представители городов Южной Италии): Пифагор (580-500 г. до н.э.), Ксенофан; школа элеатов (г. Элея) – в их числе Парменид (540-470 г. до н.э.), Эмпедокл и Зенон (490-430 г. до н.э.).
Ионийская философия: милетская школа (г. Милет) – Фалес (624-546 г. до н.э.), Анаксимен (586-525 г. до н.э.), Анаксимандр (611-546 г. до н.э.); Гераклит (544-483 г. до н.э.); школа атомистов – Левкипп, Демокрит; школа софистов – Протагор, Горгий, Продик, Фрасимах.
Представители милетской школы называли себя физиками от слова “фюсис” – природа. Они искали первоначало бытия в природе и полагали, что одна из природных стихий может быть генетическим началом космоса, основой всего единства, первоэлементом всех вещей.
Таким образом родилась идея субстанции: вечной, неизменной, всепорождающей и ни от чего не зависимой сущности, изменчивой в своих проявлениях. Субстанцией считают стихии: воздух, воду, огонь. До действительной абстракции в понимании субстанции понимается только Анаксимандр. Он мыслит не натуралистично, а отвлечённо и говорит об апейроне (беспредельном). Апейрон бескачественный, безначальный и бесконечный, ничем не ограниченный, вечный, самодостаточный, всепорождающий, иными словами – субстанция (Брахман, Дао, Абсолют).
2. Гераклит Эфесский – первый философ, который абстрагирует движение как таковое, как свойство материи, от движущихся предметов. Гераклит утверждает, что закон мира в том, что всё движется. «Всё течёт, всё изменяется и нельзя войти в одну и ту же воду дважды».
Мера бытия у Гераклита – огонь, на него всё обменивается, из него всё рождается, это самая динамичная стихия. Космос никем не сотворён, «он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся, мерами погасающим». До нас дошло множество цитат Гераклита, которые демонстрируют диалектичность его понимания бытия: “Следует знать, что война всеобща и правда - борьба”; “Благо для нас - противоположность”. Это следует понимать так: истинное единство - единство противоположностей, которые сочетаются. Если не было бы противоположностей-антагонистов, не было бы и гармонии единого. В борьбе противоположности соединяются, чтобы породить движение, которое есть гармония и высший закон мироздания.
Поэтому Гераклит так настаивал на идее совпадения противоположностей: “Путь вверх и вниз – один и тот же”; «Целое и нецелое, сходящиеся и расходящиеся, согласное и разногласное, из всего – одно, из одного – всё»; “В одну и ту же реку входим и не выходим, существуем и не существуем”.
Движение по Гераклиту вечно, космично, упорядоченно. Этот порядок он называл “Логос” – в переводе “учение”, “речь” то есть разумная речь природы. Логос – всеобщий порядок, судьба, Бог, закон, необходимость. Логос – то, что объединяет мир в единство, закон всеобщего движения. Гераклит провозглашает первый закон диалектики, который позже приобретет название «закон единства и борьбы противоположностей». Также Гераклит утверждал, что истинные законы бытия не видны, так как “природа любит скрываться”.
Известны изречения Гераклита об относительности всего существующего: “Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеком”; “У Бога прекрасно всё, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое справедливым”.
3. Пифагор – полулегендарная личность, его сочинения не сохранились. Жил он в городе Кротон, где и основал свой союз учеников и единомышленников. Его учение было мистически–религиозным, научным и философским. Пифагор был математиком–мистиком, учившем о метемпсихозе, то есть о переселении бессмертной души, о её метаморфозах.
Математические открытия Пифагора – это начало счёта с единицы, осознание каждого числа как суммы единиц, математическая и геометрическая прогрессии, пифагорейцы также обнаружили числовые соотношения колебаний струн, образующие музыкальные интервалов.
Пифагор создаёт мистическую теорию чисел, число становится у него абстракцией идеальной сущности всех вещей, принципом мироздания и источником мудрости. Его позиция обобщена во фразе “Всё есть число”. Число понимается Пифагором как субстанция. Числовые соотношения проецировались в пифагореизме абсолютно на всё. Пифагор обнаружил, что каждый предмет, даже такой бесплотный, как музыка, имеет числовые пропорции. Число универсально, ибо всё измеримо числом! Пифагорейцы считали, что число всегда истинно, оно не может лгать. Следовательно, число – суть бытия.
4. Парменид Элейский – один из первых философов, предоставляющих чисто логические доказательства своих идей. Бытие он называл Единым, причём Единое (мир как единство), согласно Пармениду, доступно лишь разуму, но не чувствам.
Парменид известен тезисом о тождестве бытия и мышления: “Одно и то же – мышление и то, о чём мысль, ибо без сущего, о котором она высказана, тебе не найти мышления. Ибо нет и не будет ничего, кроме сущего”- говорится в его сочинении «О природе». Все доказательства Парменида имеют одну особенность: логические принципы языка и мышления он прямо переносит на объективное бытие, то есть он делает онтологические выводы, исходя из языка. То есть у него выходит, что, если мы что–то не можем помыслить, то этого не существует, а если мы что–либо называем и мыслим, то оно реально.
Кроме того, элейцы отрицали какое бы то ни было движение, существование противоположностей, возможность существования пустоты и небытия. Свое доказательство Парменид строил чисто логически: если небытие есть, значит это уже что–то существующее, значит, оно есть бытие. Отсюда его положение: «Бытие есть, небытия нет».
5. Атомисты. Основатели этого направления - Леквипп и Демокрит из Абдер, Демокрит был современником Сократа. Атомисты полагали, что всё состоит из атомов, неделимых физически, но не геометрически. Между атомами имеется пустое пространство; атомы не разрушимы и всегда находятся в движении. Существует бесконечное количество как самих атомов, так и их разновидностей, они отличаются друг от друга формой, размером, теплотой. Неясно, имеют ли атомы Демокрита вес. Движение атомов беспорядочно, оно подобно движению пылинок в солнечном луче. В результате сцепления атомов возникают тела.
Левкипп и Демокрит были строгими детерминистами. Они полагали, что всё происходящее имеет причину, а именно естественные законы. Они пытались объяснить мир, не прибегая к понятию цели или конечной причины.
После Демокрита философия занимается преимущественно проблемами человека, главным объектом мышления перестаёт быть космос, то есть онтология сменяется антропологией. Вместе с софистами приходит скептицизм, приводящий к изучению того, как мы познаём, что вытеснило собственно познание, приобретение новых знаний. С Сократа центр тяжести переносится на этику, с Платона начинается отрицание чувственного мира в пользу самого себя творящего идеального мира. Аристотель провозглашает цель основным понятием науки.
Вопросы для самоконтроля
1. Как родилась идея субстанции?
2. Почему Гераклита относят к первым диалектикам?
3. В чем суть релятивизма?
4. Как вы понимаете идею пифагорейцев о том, что число не может лгать?
5. Можно ли опровергнуть доказательство Парменида о тождестве бытия и мышления?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 599.